Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОМ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК МСП'

УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОМ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК МСП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МСП / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСРЕДНИК / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камчатова Екатерина Юрьевна, Балакирев Виталий Витальевич

Статья посвящена вопросам, связанным со спецификой экспортных поставок малых и средних промышленных предприятий. Современное состояние мировой экономики, изменение глобальных цепочек поставок и пандемия диктуют особые условия выхода промышленных предприятий на уже освоенные зарубежные рынки и заставляют искать наиболее эффективные каналы сбыта своей продукции. Авторы выделяют существенные факторы, которые явились дополнительным толчком для формирования нового механизма экспортных поставок: сформирована новая система инструментов государственной поддержки для осуществления экспорта МСП. Ими предложена эффективная подстройка системы электронных торговых площадок (маркетплейсов) для сбыта своей продукции, а также сформированы компетенции посредника, которые связаны с особенностью ведения бизнеса и логистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE SME EXPORT SUPPLY MECHANISM

The article is devoted to issues related to the specifics of export supplies of small and medium-sized industrial enterprises. The current state of the world economy, changes in global supply chains and the pandemic dictate special conditions for industrial enterprises to enter already developed foreign markets and force them to look for the most effective sales channels for their products. The author identifies significant factors that were an additional impetus for the formation of a new mechanism for export deliveries: a new system of state support tools for the export of SMEs; effective adjustment of the system of electronic trading platforms (marketplaces) for the sale of their products; the competence of the intermediary, which are associated with the specifics of doing business and logistics.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОМ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК МСП»

УДК 339.5

DOI 10.23672/i6354-9301 -4132-f

Камчатова Екатерина Юрьевна

доктор экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой управления инновациями, Государственный университет управления Ey_kamchatova@guu.ru

Балакирев Виталий Витальевич

аспирант,

Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития России vitbalakirev@gmail.com

Ekaterina Yu. Kamchatova

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Department Innovation Management, State University of Management Ey_kamchatova@guu.ru

Vitaliy V. Balakirev

Postgraduate Student, All-Russian Academy Ministry of Foreign Trade Economic Development of Russia vitbalakirev@gmail.com

Управление механизмом экспортных поставок мсп

Managing the sme export

supply mechanism

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным со спецификой экспортных поставок малых и средних промышленных предприятий. Современное состояние мировой экономики, изменение глобальных цепочек поставок и пандемия диктуют особые условия выхода промышленных предприятий на уже освоенные зарубежные рынки и заставляют искать наиболее эффективные каналы сбыта своей продукции. Авторы выделяют существенные факторы, которые явились дополнительным толчком для формирования нового механизма экспортных поставок: сформирована новая система инструментов государственной поддержки для осуществления экспорта МСП. Ими предложена эффективная подстройка системы электронных торговых площадок (маркетплейсов) для сбыта своей продукции, а также сформированы компетенции посредника, которые связаны с особенностью ведения бизнеса и логистикой.

Ключевые слова: механизм экспортных поставок, экспортный потенциал, МСП, государственная поддержка, внешнеторговая деятельность, посредник, электронные торговые площадки.

Annotation. The article is devoted to issues related to the specifics of export supplies of small and medium-sized industrial enterprises. The current state of the world economy, changes in global supply chains and the pandemic dictate special conditions for industrial enterprises to enter already developed foreign markets and force them to look for the most effective sales channels for their products. The author identifies significant factors that were an additional impetus for the formation of a new mechanism for export deliveries: a new system of state support tools for the export of SMEs; effective adjustment of the system of electronic trading platforms (marketplaces) for the sale of their products; the competence of the intermediary, which are associated with the specifics of doing business and logistics.

Keywords: export supply mechanism, export potential, SMEs, government support, foreign trade activity, intermediary, electronic trading platforms.

Сегодняшние реалии и изменения глобальных цепочек поставок ориентируют малые и средние предприятия-производители по-новому осуществлять экспорт на уже освоенные зарубежные рынки. В связи с новыми вызовами мировой экономики, возникает необходимость поиска наиболее перспективных для российского экспортера рынков - ЮВА, Латинской Америки и Африки. Для них характерны страновые особенности, где существуют группы влияния, и политика тесно увязана с экономикой.

Необходимо отметить, что многие эксперты во внешнеторговой деятельности, в основном, акцентируют внимание на наличии у предприятий

экспортного потенциала, не детализируя при этом те факторы, которые дополняют недостающие компетенции для их выхода на экспорт. В.В. Швыдкий [8] характеризует экспортный потенциал предприятия как динамично меняющуюся составляющую экономического потенциала, организационно-техническая структура которого, с учётом воздействия факторов внешней среды и внутреннего его состояния, обеспечивает стабильные объёмы продаж с заданным уровнем рентабельности на зарубежных рынках. Некоторые экономисты выделяют более подробно структурные элементы экспортного потенциала [3; 6] производственных компаний и включают в них производственный потенциал (способность

максимально использовать свои производственные мощности для экспорта).

В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что, планируя осуществлять экспортные поставки, российские производственные предприятия могут дополнять некоторые недостающие элементы экспортного потенциала внешними компетенциями (искать достаточные условия для экспорта у государства или посредника). Все это означает, что вход на рынок, чаще всего, возможен при участии посредника, который предоставляет большой спектр необходимых МСП возможностей [1]. Другим субъектом механизма выступает государство, осуществляющее информационно-аналитическую, кредитную и страховую поддержку в экспортных поставках МСП. Как показывает статистика АО «РЭЦ», по результатам 2020 года при содействии Центров поддержки экспорта (входящих в единую сеть поддержки экспорта РЭЦ) оказана поддержка 20860 малым предпринимателям, а 3094 представителя малого бизнеса заключили экспортные контракты общим объемом более 1 млрд. долл. США [5].

По признанию экспертов, есть рынки, где нужно иметь свободные средства для поддержки продукта в течение минимум двух лет, чтобы закрепиться на рынке, а для этого нужны серьезные недорогие кредитные возможности. Эти обстоятельства вынуждают большинство предприятий обращаться за поддержкой к государству, которое может и способно закрыть только часть достаточных условий для проведения МСП экспортных поставок. Остальные достаточные условия, прежде всего, компетенции, связанные с особенностью ведения бизнеса в рассматриваемой для экспорта стране и логистикой, обеспечивает посредник. По результатам экспертных опросов представителей МСП обрабатывающей промышленности, сами производители хотели бы отдать товар с завода, не занимаясь его сбытом, сосредоточившись на производстве. Подводя итоги по несырьевому неэнергетическому экспорту (ННЭ) за 2020 год, Аналитический центр Группы Российского экспортного центра выделил ключевые

сегменты в структуре ННЭ: металлопродукцию (20,8 %), продукцию машиностроения (17,7 %), продовольствие (17,3 %) и химические товары (16 %) [2].

Третьим элементом, завершившим формирование звена из трех субъектов (производитель, государство, посредник) и создающим необходимые, достаточные условия для осуществления экспортных поставок МСП обрабатывающей промышленности, явилась чрезвычайно ускорившаяся в условиях пандемии цифровизация. Именно она является одним из факторов, позволяющих компаниям-лидерам отраслей реального сектора экономики в условиях кризисов, санкций и пандемии сохранять свое конкурентное преимуще-ство[7]. Обрушение традиционных, особенно длинных цепей добавленной стоимости, оказавшиеся на грани выживания предприятия, которые обратились к идее внешних рынков в связи с падением платежеспособного спроса на внутреннем рынке - все это привело к активизации каналов электронных торговых площадок (маркет-плейсов), которые и стали последним звеном, вместе с субъектами, в новом сформировавшемся механизме экспортных поставок.

В силу ограничений, связанных с пандемией, предприятия оказались в новом для себя положении: даже те, кто традиционно работал только на внутреннем рынке, были вынуждены рассматривать вариант выхода на внешние рынки в связи с падением внутреннего спроса. Дополнительным толчком для МСП включиться в экспортные поставки стали два существенных фактора:

1) вновь сформированная система инструментов государственной поддержки для осуществления экспорта МСП [4];

2) эффективная подстройка системы электронных торговых площадок (маркетплейсов), разместив товары на которых, любое МСП находит для себя новый канал сбыта своей продукции, в результате чего, сформировался следующий механизм экспортных поставок МСП (рис. 1).

Рисунок 1 - Механизм экспортных поставок МСП Источник: составлено авторами.

Качественное управление таким механизмом экспортных поставок - это фактически, вопрос определенных взаимосвязей всех его элементов, их настройка и координация в зависимости от имеющихся возможностей у МСП и получаемой новой информации об изменениях внешней среды. С точки зрения характера, такие связи можно разделить на консультационные, координационные, связи контроля, на обратную связь от потребителя.

В основе этих связей лежит идея согласования действий предприятия с остальными элементами механизма: государством, посредником, маркет-плейсом, потребителем. При этом сутью совершенствования являются многочисленные управленческие решения и новые коммуникационно-координационные связи. Систему управления механизмом экспортных поставок характеризуют поставленные цели, которые постоянно корректируются вызовами внешней среды и системой рисков.

При управлении экспортными поставками необходимо выявить возможные риски и спрогнозировать их последствия на всех этапах выхода на рынок. В процессе работы с рисками МСП должны учитываться:

- риски, которые несет само предприятие-производитель;

- риски, которые берет на себя другой участник экспортных поставок; кто берет на себя процесс управления рисками

- как определить точки контроля за всеми возникающими рисками.

Учитывая ориентиры внешнеторговой и промышленной политики России, многие российские экспортно-ориентированные предприятия были вовлечены в процесс расширения присутствия и узнаваемости российских товаров на мировых рынках. В связи с этим, МСП учитывая особенности развития системы государственной поддержки, развитие мировой транспортно-логисти-ческой инфраструктуры, организацию электронного взаимодействия участников внешнеторговой деятельности, осуществляя экспортные поставки, стараются развить все недостающие для этого компетенции. В связи с этим, можно выделить зоны развития управления сложившимся механизмом экспортных поставок (рис. 2).

Рисунок 2 - Зоны развития в рамках управления механизмом экспортных поставок МСП

Источник: составлено авторами.

Если внутренние факторы экспортной деятельности промышленного предприятия более или менее стабильны и контролируемы (например, производственные возможности, кадровые, финансовые ресурсы и др.), а также подвластны воздействию со стороны самого предприятия и практически не меняются в зависимости от географии осуществления экспортной активности, то внешние факторы при экспорте подвижны, неустойчивы и изменчивы в зависимости от требований рынка и от существующих нестабильных условий.

Направления, которые необходимо совершенствовать в управлении механизмом осуществления экспортных поставок МСП:

- динамичное освоение нового канала сбыта и подстройки своей продукции к предполагаемому для экспорта рынку с получением обратной связи от всех элементов механизма;

- использование современных форм и методов осуществления экспортных поставок, в том числе электронной торговли;

- выявление и непрерывная адаптация к предоставляемым возможностям всех элементов механизма.

Литература:

1. Балакирев В.В. Посредническое участие при управлении экспортно-импортными поставками промышленных предприятий / В.В. Балакирев, Е.З. Герчикова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического универси-

Literature:

1. Balakirev V.V. Intermediary participation in the management of export-import supplies of industrial enterprises / V.V. Balakirev, E.Z. Gerchikova // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2020. № 1. URL : // https://cyberleninka.ru/article/n/

тета. 2020. № 1. URL : // https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/posrednicheskoe-uchastie-pri-upravlenii-ek-sportno-importnymi-postavkami-promyshlennyh-predpriyatiy/viewer

2. В 2020 году экспорт российских несырьевых неэнергетических товаров превысил 161 млрд долларов, это новый абсолютный рекорд // Официальный сайт АО «РЭЦ» URL : https://www. ex-portcenter.ru/press_center/news/v-2020-godu-ek-sport-rossiyskikh-nesyrevykh-neenergeticheskikh-tovarov-prevysil-161 -mlrd-dollarov-eto/

3. Манин П.В. Управление развитием экспортного потенциала промышленного предприятия / П.В. Манин // Вестник ВУиТ. 2015. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-ek-sportnym-potentsialom-promyshlennyh-predpriya-tiy/viewer

4. Поддержка экспортных поставок. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр». URL : https://www.exportcenter.ru/services/podder zhka-eksportnykh-postavok/

5. РЭЦ оценил итоги работы региональных центров поддержки экспорта в 2020 году: более 20 тысяч поддержанных экспортеров-МСП, в тройке лидеров по эффективности - Московская область, Башкирия и Ленинградская область. Официальный сайт АО «РЭЦ». URL : https://www. ex-portcenter.ru/press_center/all-news/rets-otsenil-itogi-raboty-regionalnykh-tsentrov-podderzhki-ek-sporta-v-2020-godu-bolee-20-tysyach-pod/

6. Савинов Ю.А. Экспортный потенциал отрасли по разработки и сбыту информационно-коммуникационных технологий / Ю.А. Савинов, В.А. Ореш-кин, А.А. Лебедев // Внешнеэкономический вестник. 2013. № 6. С. 28-39. URL : //https://cyber-leninka.ru/article/n/eksportnyy-potentsial-otrasli-po-razrabotke-i-sbytu-informatsionno-kommunikatsion nyh-tehnologiy/viewer

7. Дегтярёва В.В. Инструменты инновационного развития предприятий реального сектора экономики в современных условиях / В.В. Дегтярёва // Актуальные проблемы управления. Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. М. : Государственный университет управления, 2018. С. 10-13.

8. Швыдкий В.В. Теория и практика формирования и реализации экспортного потенциала предприятий / В.В. Швыдкий // Известия КГТУ. 2003. № 19. С. 67-73. URL : //https://www.elibrary.ru/ item .asp?id=16908752

posrednicheskoe-uchastie-pri-upravlenii-eksportno-

importnymi-postavkami-promyshlennyh-predpriya-

tiy/viewer

2. In 2020, the export of Russian non-primary non-energy goods exceeded $ 161 billion, which is a new absolute record // Official website of JSC «REC» // URL : https://www.exportcenter.ru/press_center/ news/v-2020-godu-eksport-rossiyskikh-nesyrevykh-neenergeticheskikh-tovarov-prevysil-161 -mlrd-dol-larov-eto/

3. Manin P. V. Managing the development of the export potential of an industrial enterprise / P.V. Manin // Vestnik VUiT. 2015. URL : https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/mehanizm-upravleniya-eksportnym-potentsi-alom-promyshlennyh-predpriyatiy/viewer

4. Support for export supplies. Official website of JSC «Russian Export Center». URL : https://www.ex-portcenter.ru/services/podderzhka-eksportnykh-postavok/

5. REC evaluated the results of the work of regional export support centers in 2020: more than 20 thousand supported exporters-SMEs, in the top three in terms of efficiency - the Moscow region, Bashkiria and the Leningrad region. Official website of JSC «REC». URL : https://www.exportcenter.ru/press_ center/all-news/rets-otsenil-itogi-raboty-regional-nykh-tsentrov-podderzhki-eksporta-v-2020-godu-bolee-20-tysyach-pod/

6. Savinov Yu.A. Export potential of the industry for the development and sale of information and communication technologies / Yu.A. Savinov, V.A. Oreshkin, A.A. Lebedev // Foreign Economic Bulletin. 2013. № 6. P. 28-39. URL : //https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/eksportnyy-potentsial-otrasli-po-razrabotke-i-sbytu-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy/viewer

7. Degtyareva V.V. Instruments of innovative development of enterprises of the real sector of the economy in modern conditions / V.V. Degtyareva // Actual problems of management. Proceedings of the 23rd International Scientific and Practical Conference. M. : State University of Management. 2018. P. 1013.

8. Shvydkiy V. V. Theory and practice of forming and implementing the export potential of enterprises / V.V. Shvydkiy // Izvestiya KSTU. 2003. № 19. P. 6773. URL : //https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 16908752

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.