Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ВНУТРИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАДО ПРОИЗВОДСТВО»)'

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ВНУТРИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАДО ПРОИЗВОДСТВО») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистические операции / промышленное предприятие / внутризаводское перемещение / информационные системы логистики / logistics operations / industrial enterprise / intra-plant movement / logistics information systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгения Александровна Захарова, Денис Викторович Давыдов

В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности промышленное предприятие, и предложены некоторые решения из них. В частности, внимание уделено совершенствованию логистической операции как внутризаводское перемещение, изменение которого приводит к сокращению времени производственного цикла, ускорению производства в целом, увеличению прибыли предприятия. Рассчитан производственный цикл типового изделия в цехе, процентное сокращение материального потока. Предложено внедрение информационной системы «1С: Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2», которое позволит автоматизировать все бизнес-процессы, прослеживать основные показатели деятельности предприятия, а главное позволит создать общую информационную систему управления, которая объединит работу всех подразделений. Данные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MATERIAL FLOWS WITHIN PRODUCTION AS THE BASIS OF LOGISTICS OPERATIONS OF THE PRODUCTION PROCESS (ON THE EXAMPLE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE LLC «SKADO PRODUCTION»)

The article discusses the problems that an industrial enterprise faces in its activities and proposes solutions to some of them. In particular, attention is paid to the improvement of the logistics operation, as an intra-factory movement, the change of which leads to a reduction in the production cycle time, acceleration of production as a whole, and an increase in the profit of the enterprise. The production cycle of a typical product in the workshop is calculated, the percentage reduction in the material flow. It is proposed to introduce the information system “1C: Enterprise 8. ERP Enterprise Management 2”, which will automate all business processes, track the main indicators of the enterprise, and most importantly, allow you to create a common management information system that will unite the work of all departments. These recommendations can be used in the practical activities of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ВНУТРИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАДО ПРОИЗВОДСТВО»)»

Научная статья

УДК 338. 45 (470.56)

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ВНУТРИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАДО ПРОИЗВОДСТВО»)

Евгения Александровна Захарова,

Филиал ЧОУ ВО БИЭПП в г. Челябинске, Российская Федерация, е-mail: jaz@bk.ru

Денис Викторович Давыдов,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, е-mail: denscor@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности промышленное предприятие, и предложены некоторые решения из них. В частности, внимание уделено совершенствованию логистической операции как внутризаводское перемещение, изменение которого приводит к сокращению времени производственного цикла, ускорению производства в целом, увеличению прибыли предприятия. Рассчитан производственный цикл типового изделия в цехе, процентное сокращение материального потока. Предложено внедрение информационной системы «1С: Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2», которое позволит автоматизировать все бизнес-процессы, прослеживать основные показатели деятельности предприятия, а главное - позволит создать общую информационную систему управления, которая объединит работу всех подразделений. Данные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий.

Ключевые слова: логистические операции, промышленное предприятие, внутризаводское перемещение, информационные системы логистики.

Для цитирования: Захарова, Е.А., Давыдов, Д.В. управление материальными потоками внутри производства как основа логистических операций производственного процесса (на примере промышленного предприятия ООО «СКАДО Производство») // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 13 - 28.

Original article

MANAGEMENT OF MATERIAL FLOWS WITHIN PRODUCTION AS THE BASIS OF LOGISTICS OPERATIONS OF THE PRODUCTION PROCESS (ON THE EXAMPLE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE LLC «SKADO PRODUCTION»)

Evgeniya A. Zakharova,

Branch of PUHE BUEPL in Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: jaz@bk.ru

Denis V. Davydov,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: denscor@yandex.ru

Abstract. The article discusses the problems that an industrial enterprise faces in its activities and proposes solutions to some of them. In particular, attention is paid to the improvement of the logistics operation, as an intra-factory movement, the change of which leads to a reduction in the production cycle time, acceleration of production as a whole, and an increase in the profit of the enterprise. The production cycle of a typical product in the workshop is calculated, the percentage reduction in the material flow. It is proposed to introduce the information system "1C: Enterprise 8. ERP Enterprise Management 2", which will automate all business processes, track the main indicators of the enterprise, and most importantly, allow you to create a common management information system that will unite the work of all departments. These recommendations can be used in the practical activities of industrial enterprises.

Keywords: logistics operations, industrial enterprise, intra-plant movement, logistics information systems.

For citation: Zakharova, E.A., Davydov, D.V. Management of material flows within production as the basis of logistics operations of the production process (on the example of an industrial enterprise LLC «SKADO Production») // Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. Pp. 13 - 28 (In Russ.).

Введение

На сегодняшний день наблюдаются сильные изменения, происходящие в экономической среде: рынок находится под потребительским контролем, формируются новые средства производства, применяются новые технологии. Что касается логистики в целом, то на фоне санкций за короткий срок нарушены логистические цепочки, и российским промышленным предприятиям пришлось переориентировать экспортные потоки [7]. В связи с этим одной из главных задач пред-

приятия является совершенствование логистической деятельности, которая обеспечивает непрерывность производственного процесса, достижение высоких результатов деятельности организации.

Выявленная тенденция обуславливает необходимость решения проблем по совершенствованию логистических систем в организациях, которые позволят повысить результативность и конкурентоспособность деятельности отечественных предприятий, например, таких как ООО «СКАДО Производство».

Результаты исследования

При организации логистической системы на производстве необходимо также проанализировать характер производственного цикла как самого предприятия, так и отдельных его участков (цехов).

Длительность производственного цикла рассчитывается по формуле (1):

Тц = Ттех + т * £мо + (1)

где Ттех - длительность технологического цикла;

П1 - количество операций;

^мо" среднее межоперационное время;

/V - длительность естественных процессов.

В зависимости от вида движения предметов труда происходит расчет технологического цикла[1, а 27].

Последовательный вид движения предметов труда формула (2):

т

Т1ех = п*ус (2)

Ы 1

где иг - число операций в технологическом процессе;

Л. - количество деталей в партии;

С - принятое число рабочих мест (станков) на 1-й операции, шт.;

7. - норма штучного времени на ьй операции, мин.

Любому материальному потоку соответствует определенный информационный и финансовый потоки.

Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную [2].

О.В. Матушевич в своей работе акцентирует внимание на то, что, приводя в действие логистическую систему, информационные потоки позволяют поддерживать и систему материальных потоков, приспосабливаясь к изменяющимся условиям [3, с. 49].

Ключевыми направлениями развития информационной поддержки логистики являются интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение цепей поставок товаров, осуществляемая путем объединения информационных ресурсов компаний - контрагентов цепей поставок на основе клиент-серверных, открытых технологий и технологий унифицированных сообщений. Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства цепи поставок, благодаря которому достигается высокое качество информационного обеспечения управления и реализуется управленческая технология процессного типа. Особое значение качество информационного обеспечения приобретает при реализации точных технологий доставки товаров типа JIT - «точно в срок», DTD - «от двери до двери» и JIS - «точно в определенной последовательности» [4].

Появление новых логистических концепций стало возможно благодаря развитию цифровых технологий, которые в производственной сфере привели к распространению новых бизнес-моделей и цифровиза-ции промышленности [5, c. 70].

Таким образом, политика предприятия в области промышленности нацелена не на

ГРУППА КОМПАНИИ

Рисунок 1. Группа компаний "СКАДО"

увеличение масштаба производства, а на подстраивание и адаптацию к изменению запросов рынка. Для осуществления данной цели организация стремится использовать многофункциональное оборудование и цифровые технологии, улучшая и ускоряя тем самым производственные и логистические операции.

Группа компаний «СКАДО» в настоящее время является единственным лидером в России и странах СНГ в области проектирования, изготовления, строительства канатных дорог; реализации систем оснащения и снегоуплотнительной техники. «СКАДО» (Самарские канатные дороги)

основана в 1939 году. Имея опыт более 80 лет, компания предлагает оборудование высокого качества. На данный момент «СКАДО» построило 425 канатных дорог в России и странах СНГ, что составляет 85 % от общего количество канатных дорог. Для того, чтобы быстро и качественно выполнять заказы различной сложности, а также строить горнолыжные курорты международного уровня, «СКАДО» имеет собственное производство, опытное конструкторское бюро, монтажное подразделение. Группа компаний «СКАДО» состоит из основных 5 компаний, представленных на рисунке 1.

Рисунок 2. Динамика показателей баланса ООО "СКАДО Производство": актив и пассив за 2019, 2020 и 2021 года

ООО «СКАДО Производство» является «сердцем» группы «СКАДО», стремится быстро, качественно изготовить любые металлоконструкции по индивидуальным чертежам либо разработать чертежи, которые требует заказчик, самостоятельно.

ООО «СКАДО Производство» зарегистрировано в 2013 году, находится в г. Самаре.

Миссия предприятия заключается в создании качественной канатной транспортной системы различных назначений, а также горнолыжных центров. Цель это сохранить и упрочить лидирующие позиции в создании канатных транспортных систем, горнолыжных центров.

Среднесписочная численность работников ООО «СКАДО Производство», по данным за 2022 год, составляет 105 человек.

Основная услуга компании это изготовление металлоконструкций.

Ознакомимся с бухгалтерским балансом организации, он представлен на рисунке 2 [6].

Бухгалтерский баланс показывает: наибольшую часть активов занимают оборотные активы (в основном запасы - 47747 тыс.

руб., дебиторская задолженность - 9312 тыс. руб.), валюта баланса устойчиво держится на определенном уровне показателей (в районе 60000 тыс. руб.).

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия представлен на рисунке 3.

Экономический анализ деятельности показал: по финансовым результатам работу предприятия можно считать прибыльной: чистая прибыль предприятия выросла с 2000 до 55000 руб., но ее доля в общей сумме выручки ежегодно невелика. Произошло также увеличение выручки от себестоимости и реализации продаж, что привело к значительному росту валовой прибыли; управленческие расходы в 2021 году увеличились, в связи с этим значительно увеличилась прибыль от продаж.

Весь внеоборотный капитал, а также большая часть оборотного капитала сформирована за счет краткосрочных обязательств. Величина источников финансирования запасов сильно не меняется. В таблице 1 рассчитаны абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия.

300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

-50000 -100000 -150000 -200000 -250000

12021 ■ 2020

Рисунок 3. Динамика финансовых результатов ООО «СКАДО Производство»1

1 Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности // URL: https:// bo.nalog.ru/organizations-card/7853081 (дата обращения: 15.04.2023).

По расчетным показателям обеспеченности запасов источниками их финансирования, которые указаны в таблице 2, за счет применения трехфакторной модели, которая представлена в приложении А, можно сделать вывод, что по типу финансовой устойчивости предприятие относится к третьему типу - неустойчивое финансовое состояние.

По результатам анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «СКАДО Производство» сделаны следующие выводы:

- в рассматриваемом периоде произошло увеличение выручки, чистой прибыли;

- валюта баланса устойчиво держится на определенном уровне показателей;

- в течение рассматриваемого периода

Оииикованиеи сборка

наибольшую частьактивов занимают оборотные активы (в основном запасы,деби-торская задолженность);

- в структуре пассивов наибольший удельный вес занимаюткраткосрочные обязательства, доля собственных средств пред-приятияневелика;

- значения всех коэффициентов ликвидности и финансовойустойчивости не соответствуют установленным нормативам.

Для ООО «СКАДО Производство», как и для многих промышленных предприятий, управление логистическими операции - это управление материальными потоками.

Полный цикл изготовления проекта (заказа) представлен на рисунке 4.

Взаимосвязь функций и операций подразделений образуют структуру управления

Монтаж

—О—*—©—•—0—*—0-

Проектирование и изготовление Контроль м логистика

Рисунок 4. Полный цикл изготовления заказа на ООО «СКАДО Производство»

Таблица 1

Абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «СКАДО Производство»

Абсолютные показатели финансовой 2021 г. 2022 г. 2023 г.

устойчивости

Наличие собственных оборотных средств (СОС) 8840 7021 5835

Наличие собственных и долгосрочных источников финансирования запасов (СДИ) 8840 7021 5835

Общая величина основных источников 57730 57809 52762

формирования запасов (ОИЗ)

Таблица 2

Показатели обеспеченности запасов источниками их финансирования

Показатели обеспечения запасов 2021 г. 2022 г. 2023 г. Трехфакторная

источниками их финансирования модель 2021 год (М)

Прирост (излишек) собственных -38907 -40573 -24848 <0; 0

оборотных средств

Прирост (излишек) собственных и -38907 -40573 -24848 <0; 0

долгосрочных источников финансирования запасов

Величина основных источников 9983 10215 22079 >0; 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

покрытия запасов

логистической деятельности на предприятии, которая представлена на рисунке 5.

Как показано на схеме, данная структура является интегрированной. К ней подключены все потребители закупаемой продукции внутри предприятия. Разделение труда осуществляется по стадиям цикла товародвижения, то есть закупка - производство - сбыт.

Тип производства позаказное, так как предприятие под каждый заказ (проект) разрабатывает чертежи, план, график работы, закупает определенное сырье и комплектующие. И как только появляется заказ, покупатель связывается с отделом управле-

ния проектами. В свою очередь, отдел предлагает заказчику коммерческое предложение (КП), где произведен расчет стоимости материалов, общая стоимость товара и работ, условия оплаты, срок выполнения работ, базис поставок (Инкотермс 2020). Если заказчик соглашается на данное предложение, заключается договор и составляется спецификация. Далее формируется ведомость отправочных документов для каждого цеха, подразделения; составляется калькуляция стоимости.

Отдел снабжения занимается закупкой сырья и комплектующих. От поставщиков приходит «входящая» накладная (УПД), по

Рисунок 5. Схема управления логистической деятельностью на предприятии

ООО «СКАДО Производство»

которой происходит разгрузка с транспортного средства. Далее движение материального потока идет на склад сырья, материалов и комплектующих.

Отдел управления проектами составляет график реализации, каждому цеху ставит соответствующие задачи. После выполнения производственных работ в каждом цехе изделия отправляются в цех основной сборки.Там ОТК (отдел технического контроля) проводит приемку каждого изделия. Далее комплектующие (готовая продукция) отправляется либо на склад, либо сразу в транспортное средство, перед этим формируется накладная на передачу готовой продукции на места хранения. Эта накладная передается в плановый отдел, где формируется Акт выполнения работ по изготовлению готовой продукции и выставляется цена.

Отдел логистики по составленной ведомости отправочных документов формирует: спецификацию отгрузки (общую) (содержит изделия всех организаций, входящих в группу компаний «СКАДО») и спецификацию отгрузки (фактическую) (только от ООО «СКАДО Производство»). На их основании бухгалтерия формирует соответствующий акт. Завершающим этапом отдел логистики составляет универсальный передаточный документ (УПД) со статусом №№ 1 (счет-фактура и передаточный документ (акт)), а также накладную «на отпуск мате-

риалов на сторону» и передает эти документы наемным транспортным операторам для транспортировки груза.

Как только заказчик получил изделия и полностью оплатил по условию договора, сотрудники отдела управления проектом составляют акты о закрытии проекта.

ООО «СКАДО Производство» имеет в логистической структуре производства (рисунок 6):

- 4 основных цеха: ЦМК-1 (цех механической обработки), МСЦ-1, -2, -3 (метал-лосборочные цеха). Площадь их составляет примерно 10000 кв. м;

- 2 склада: крытый и открытый;

- «Малярку», где осуществляется покраска изделий;

- 2 грузоподъемных крана: кран 1 (основной) осуществляет перемещение изделий и комплектующих между ЦМК-1, МСЦ-1, -2, -3; кран 2 - перемещение между «Маляр-кой» и открытым складом;

- 4 рельсовых телеги, которые обеспечивают передвижение изделий;

- 3 штабелер-погрузчика;

- собственные транспортные средства (предназначены в основном для передвижения внутри производства): фура с полуприцепом, ГАЗель и 1 фургон.

Движение материального потока на производстве происходит параллельно, то есть в каждом цехе ведется своя работа: по резке металла, токарные работы, вальцовка,

МСЦ-3

□ [> Рельсовая телега

«Малярка» □

Рисунок 6. Схема расположения цехов и складов в ООО «СКАДО Производство»

фрезеровка, сварка, покраска, оцинковка и другие виды работ. Далее все комплектующие изделия отправляются либо на склад, так как установка и окончательная сборка производится на месте строительства канатных дорог, либо в МСЦ-2, где происходит сборка комплектующих (незавершенного производства).

За организацию процесса перевозки в ООО «СКАДО Производство» несут ответственность сотрудники логистического отдела. Транспортировкой изделий, сырья, материалов, комплектующих и готовых конструкций занимается наемный транспорт. Основными транспортными операторами являются: ООО «Деловые линии», ООО «СДЭК», ООО «ТЭСКО», ООО «СамТек-Волга», ООО «ЖелДорЭкпедиция», ООО «ПЕК», ООО «Байкал Сервис».Так как «СКАДО» расположено рядом с железной дорогой, завод имеет собственную железнодорожную ветку и рядом складское помещение (прирельсовый склад).

Анализируя логистические операции на предприятии ООО «СКАДО Производство», были выявлены следующие проблемы:

1. Нарушение прямоточности в цехах. Путь движения материального потока на некоторых участках производственного процесса является длинным и долгим, из-за этого производство не успевает изготавливать изделия, особенно когда очень много заказов (проектов).Чаще всего это бывает во время сезона (конец лета - осень). Это приводит к срывам сроков и к огромной потери денег.

2. Документооборот не успевает за производственными процессами. Многие сотрудники используют только бумажные носители. Например, некоторые операции можно автоматизировать, сделать их в электронном режиме, не тратя время на формирование, распечатывание и передачу этих данных. Все это в совокупности замедляет документооборот, а впоследствии и производственный процесс, потому что без подписание и согласования определенного до-

кумента невозможна дальнейшая логистическая операция.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности ООО «СКАДО Производство» можно предложить следующие рекомендации.

1. Стремиться к сокращению производственного цикла (ускорение движения материальных потоков на предприятии) за счет непрерывности процессов и устранения ненужных перемещений.

Во время увеличения спроса на продукцию (чаще всего во время сезона) производство не успевает изготавливать изделия, что приводит к срывам сроков и к огромной потере денег. В основном это связано с нарушением прямоточности производственного процесса на определенных участках, то есть операции осуществляются не по кратчайшему пути прохождения материального потока и предметов труда от начала до конца, а вынуждены следовать длинному пути, который занимает много ресурсов.

Благодаря пересмотру производственного цикла на каждом участке движения материального потока внутри производства и применения соответствующих действий по его ускорению, в будущем уменьшится время выполнения операций. Следовательно, ускорится процесс производства.

2. Внедрение усовершенствованной информационной системы «1С: ERP Управление предприятием 2».

Многие сотрудники используют только бумажные носители, когда, например, некоторые операции можно сделать в электронном режиме и не тратить время на формирование, распечатывание и передачу этих данных. Так как предприятие имеет 2 программы (1С:Предприятие 7.7 и Directum), приходится одни документы переносить в другую и наоборот. Ведь можно все процессы документооборота делать в одной системе. Обработка и сбор информации вручную на крупном предприятии, как ООО «СКАДО Производство», может занимать много времени сотрудников, при этом ана-

лиз такого массива данных не исключает ошибок по вине человека. Все это приводит к тому, что документооборот не успевает за производственными процессами.

Для решения данных задач разрабатываются многофункциональные системы и программы, одной из которых является ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия. Внедрение усовершенствованной информационной системы «dCERF Управление предприятием» поможет построить единую информационную систему; автоматизировать основные бизнес-процессы предприятия: склад, производство, заказы, продажи; автоматизировать вспомогательные процессы: налоговый, кадровый учет; упростить контроль управления бизнес-процессами.

Для того чтобы производство стало быстрее выпускать продукцию, работать прямо-точно и ритмично, тем самым брать больше заказов, нужно, чтобы производственные процессы, а вместе с ним и материальный поток, проходили как можно быстрее по своему пути (от сырья до готового изделия).

Как правило, на заводе устанавливаются межцеховые технологические маршруты с ука-

занием определенных групп необходимого оборудования, которые используются в производственных подразделениях. При этом технологический процесс уточняется в ходе выполнения заказа в производственных подразделениях (цехах), участках, на рабочих местах. В таком типе производства трудоемкость изготовления и норму расходов материалов, комплектующих рассчитывают не по конкретным изделиям (деталям), а определяют группу технологических операций, используя типового представителя изделия (детали) [6].

На предприятии ООО «СКАДО Производство» в металлосборочном цехе (МСЦ-3) нерационально организована внутренняя перевозка. Схема движения материального потока в цехе представлена на рисунке 7.

Для более точного понимания рассчитаем длительность производственного цикла МСЦ-3 типового изделия, детали. В качестве детали (А) возьмем часть опорной трубы диаметром около одного метра и длиной 7 метров.

Движение всех деталей в данном цехе происходит последовательно, то есть материальный поток движется из одного участ-

И

Рисунок 7. Движение материального потока в МСЦ-3

ка в другой друг за другом. Максимальное количество операций в цехе 6.

Длительность естественных процессов включает в себя термическую обработку (нагрев, охлаждение металла и тому подобное), которая составляет примерно 25 мин. для данной детали А.

Участок 4 (станок) расположен в неудобном месте, тем самым увеличивает время на передвижение изделия. Так как транспортных грузоподъемных устройств в цеху всего 2 (они постоянно в работе), следовательно, время ожидания их тоже увеличивается. Межоперационное время включает в себя время передвижения детали от одного участка до другого. В таблице 3 показано время движения данного изделия от одного участка до другого.

Таблица 3 Время движения изделия А

между участками

Номер перемещения (стрелочки) Время (мин.)

1 2

2 5

3 8

4 20

5 20

6 7

7 5

8 2

Итого 69

Среднее межоперационное время 8,625

Количество деталей для расчета составляет 1 шт. В таблице 4 представлены основные данные для расчета длительности производственного цикла детали А.

Таблица 4 Данные для расчета длительности производственного цикла изделия А

Вид движения деталей в цеху последовательный

Количество операций (т) 6

Длительность естественных 25

процессов (£е), мин.

Среднее межоперационное 8,628

время (£моХ мин.

Количество изделий(п) 1

Длительность каждой операции для данной детали А указаны в таблице 5.

Таблица 5 Норма времени по операциям для изделия А

Номер Норма времени

операции ) (мин.)

1 14

2 15

3 10

4 27

5 45

6 30

Итого 141

Расчет длительности технологического цикла при последовательном виде движений материального потока и предметов труда по формуле (2):

/14 15 10 27 45 30\ Ттех = 1*1 — + — + — + — + — + — I

тех ^ 1 1 1 1 1 у

Ттех = 141 мин.

Расчет длительности производственного цикла изделия А по формуле (1):

Тц = 141 + 6 * 8 + 25 Тц = 214 мин.

Следует исключить нерациональную внутреннюю перевозку, чтобы уменьшить длительность производственного цикла. Для этого следует участок 4 переместить на место 5, а участки 5 и 6 установить правее, как показано на рисунке 8.

После перемещения сократится межоперационное время, что составит: 69-39=30 мин. Тем самым среднее межоперационное время уменьшится на 3,75 мин., что показано в таблице 6.

Длительность технологического цикла после перемещения не изменилась и также составляет 141 мин., а производственный цикл сократится за счет уменьшения межоперационного времени. Расчет произведен по формуле (1):

Тц = 141 + 6*4 + 25 Тц = 190 мин.

Рисунок 8. Движение материального потока в МСЦ-3 после перемещения

Таблица 6 Время движения изделия А между участками после перемещения

Номер Время Время после

перемещения (мин.) перемещения (мин.)

(стрелочки)

1 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 5 5

3 8 8

4 20 5

5 20 5

6 7 7

7 5 5

8 2 2

Итого 69 39

Среднее 8,625 4,875

межоперационное

время

сократится на 24 мин. или на 11,2%. Индекс составит:

214

I = ——= 1.126.

190

Результатом того, что материальный поток будет двигаться быстрее, тем самым ускорится производственный процесс. Совершенствование такой логистической операции, как внутризаводское перемещение, стало сокращение времени производственного цикла, которое в будущем приведет к ускорению производства в целом.

Построение графика длительности производственного цикла при последовательном виде движении предметов труда после перемещения участка представлено на рисунке 9.

На данный момент длительность производственного цикла изделия А составляет 214 мин. (3,567 часа). После перемещения участка 4 она станет 190 мин. (3,167 часа). Таким образом, производственный цикл

Рисунок 9. График длительности производственного цикла изделия А после перемещения участка 4

Для того чтобы контролировать и управлять логистическими операциями, организации внедряют различные информационные технологии. Так, в ООО «СКАДО Производство» внедрены программный продукт компании «1С», предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии «1С:Предприятие 7.7» и система управления документами Directum.

Так как программный продукт «1С:Пред-приятие 7.7» является устаревшим, следует его сменить на более усовершенствованный продукт. В качестве предложения выступает: «1С: ERP Управление предприятием 2».

«1С:ЕКР» является инструментом, с помощью которого объединяются бизнес-процессы предприятия в единой мощной системе. Данная система используется для хра-

нения, обработки очень важных для организации данных. Такие системы способны объединять большое количество информационных ресурсов в общий механизм2.

«1С:ЕКР Управление предприятием 2» («1С:ЕКР») - флагманское решение «1С» для комплексной автоматизации средних и крупных предприятий самых разных сфер деятельности. Система разрабатывалась совместно с руководителями крупных промышленных предприятий, проводился тщательный анализ международных практик автоматизации. При создании решения разработчики учли многолетний опыт использования предшественника «1С:ЕЯР» «1С:УПП» («1С:Управление производственным предприятием»). Обновленная система стала результатом удачного слия-

Таблица 8

Экономический эффект от внедрения «^ERP»

Показатель эфф екшвности Среднее значение

Запасы и производство Снижение производственных издержек Снижение себестоимости выпускаемой продукции 11%-15% 6%-9%

Снижение объемов материальных запасов 21%

Сокращ ение расходов на материальные ресурсы 10%-15%

Увеличение объема выпускаемой продукции 31%-32%

Сокращ ение длительности простоев оборудования 22%

Снижение производственного брака Рост производительности труда в производстве 21% 16%-27%

Оборотные средства Эфф ективность и оперативность Рост оборачиваемости складских запасов Сокращ ение дебиторской задолженности Ускорение обработки заказов Сокращ ение сроков исполнения заказов 23%- 29% 11%-20% 62%-9 8% 23%-2 6%

Сокращ ение операционных и административных расход ов 16%

Рост прибыли 13%

Трудозатраты и отчетность Сокращ ение трудозатрат в различных подразделениях 2 6%-34%

Ускорение получения управленческой отчетности Ускорение подготовки регламентированной отчетности в 3:2 раза в 3:4 раза

21C ЕКРуправление предприятием, Программа 1С ERP 2.0. 1С-Архитектор бизнеса // URL: https://www.1ab.ru/ blog/detail/vse-chto-vy-khoteli-znat-ob-1 s-erp-kak-eta-sistema-pomozhet-vashemu-biznesu/ (дата обращения: 07.05.2023).

ния проверенных временем методик и современных технологий3.

Основные эффекты от внедрения системы:

- автоматизация основных бизнес-процессов;

- создание комплексной информационной системы управления предприятием;

- отслеживание основных показателей деятельности; координация производства;

- объединение работы всех подразделений;

- оценивание качества работы подразделений, отделов, сотрудников;

- принятие эффективных управленческих решений.

Стоимость внедрения усовершенствованной системы «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» составляет 432 000 руб. Принято считать, что затраты на IT-систему - это инвестиции, а не издержки. По опыту внедрения данного продукта на различных предприятиях окупаемость в среднем составляет 2-3 года благодаря росту производительности труда, получению долгосрочного экономического эффекта.

Для оценки экономической эффективности внедрения данного продукта был исследован опыт внедрения другими предприятиями. Экономический эффект от внедрения «1C:ERP» на различных предприятиях представлен в таблице 8.

Стоит отметить, что как для предприятия в целом, так и для сотрудников процедура смены системы учета, контролирующий основные процессы организации, яв-

ляется важным событием. Особый процесс - это обучение сотрудников, их мотивация, стимулирование. Важно понимать, что это только с начала сложно, но потом это принесет больше положительного эффекта и упростит работу в целом. Ведь управление бизнес-процессами в организации, которая стремится идти в ногу со временем, без использования информационных систем является сложно выполнимой задачей.

Использование данной усовершенствованной информационной системы позволило бы улучшить эффективность управления как информационными, так материальными потоками на производстве, что улучшило бы управление логистическими операциями в целом.

Вывод

Таким образом, развитие автоматизированных систем и их практическое применение создают новый уровень управления логистикой на производстве. Такая система помогает принимать решения «здесь и сейчас», повышая четкость процессов физического перемещения, также повышает производительность, снижает уровень ошибок, уменьшает затраты и дает возможность отказаться от большинства «бумажных» операций. Но создание такой системы предполагает очень длительное и сложное мероприятие, которое требует огромных затрат. На это решаются только крупные организации, обладающие серьезным финансовым и техническим потенциалом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аникин, Б.А. Производственная логистика: учебник для среднего профессионального образования / Б.А. Аникин, Р.В. Серышев, В.А. Волочиенко. М.: Издательство "Юрайт", 2023. 454 с.

2. Карпова, С.В. Логистика для бакалавров: учебник / Под общ.ред. проф. С.В. Карповой. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. 323 с.

3 1С Бизнес Решения. Внедрение 1С ERP // URL: https://b-rs.ru/company/article/detail.php%3FID%3D6012 (дата обращения: 07.05.2023).

3. Матушевич, О.В. Логистический поток как основной объект исследования логистики // Управление развитием социально-экономических систем: сборник научных трудов, 2019. C. 48-53.

4. Дыбская, В.В. Логистика в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / В.В. Дыбская, В.И. -Сергеев. М.: Издательство "Юрайт", 2023. 341 с.

5. Василенок, В.Л., Круглова, А.И., Алексашкина, Е.И., Негреева, В.В., Пластунова, С.А. Основные тренды цифровой логистики // Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 1. С. 69-78. DOI 10.17586/2310-1172-2020-13-1-69-78

6. Серостинов, Р.Р. Виды логистики // Мавлютовские чтения: материалы XV Всероссийской молодежной научной конференции: в 7 т. Уфа, 26-28 октября 2021 года / Уфимский государственный авиационный технический университет. Том 1. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. С. 267-269. EDN PLRKSC.

7. Арчикова, Я.О., Настругов, О.О. Выбор метода учета затрат - один из главных инструментов роста прибыли // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 4(37). С. 4-9. EDN YRRFID.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Anikin, B.A. Proizvodstvennaya logistika: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / B. A. Anikin, R.V. Seryshev, V.A. Volochienko. M.: Izdatel'stvo "Yurajt", 2023. 454 p.

2. Karpova, S.V. Logistika dlya bakalavrov: uchebnik / Pod obshch.red. prof. S.V. Karpovoj. M.: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2022. 323 p.

3. Matushevich, O.V. Logisticheskij potok kak osnovnoj ob"ekt issledovaniya logistiki // Upravlenie razvitiem social'no-ekonomicheskih sistem : sbornik nauchnyh trudov, 2019. P. 4853.

4. Dybskaya, V.V. Logistika v 2 ch. CHast' 2: uchebnik dlya vuzov / V.V. Dybskaya, V.I. Sergeev. M.: Izdatel'stvo "Yurajt", 2023. 341 p.

5. Vasilenok, V.L., Kruglova, A.I., Aleksashkina, E.I., Negreeva, V.V., Plastunova, S.A. Osnovnye trendy cifrovoj logistiki // Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. 2020. No. 1. P. 69-78. DOI 10.17586/2310-1172-2020-13-1-69-78

6. Serostinov, R.R. Vidy logistiki // Mavlyutovskie chteniya: materialy XV Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii: v 7 t. Ufa, 26 28 oktyabrya 2021 goda / Ufimskij gosudarstvennyj aviacionnyj tekhnicheskij universitet. Tom 1. Ufa: Ufimskij gosudarstvennyj aviacionnyj tekhnicheskij universitet, 2021. P. 267-269. EDN PLRKSC.

7. Archikova, Ya.O., Nastrugov, O.O. Vybor metoda ucheta zatrat - odin iz glavnyh instrumentov rosta pribyli // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2016. No. 4(37). P. 4-9. EDN YRRFID.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Захарова Евгения Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске, Российская Федерация.

E-mail: jaz@bk.ru

Давыдов Денис Викторович, старший преподаватель кафедры менеджмента, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: denscor@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeniya A. Zakharova, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management, Branch of the Private University of Higher Education «Baltic University of Ecology, Politics and Law» in Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: jaz@bk.ru

Denis V. Davydov, Senior Lecturer of the Department of Management, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: denscor@yandex.ru

Дата поступления статьи / Received: 14.07.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.