Т. М. Рашидов
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ ФИНАНСОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
Исследованы теоретико-прикладные направления и перспективы развития инструментария управления ликвидностью, выявлены основные перспективные направления управления ликвидностью коммерческого банка, проанализированы банки и банковская система, обосновано значение лицензирования деятельности коммерческого банка.
Ключевые слова
Ликвидность, банковская деятельность, лицензирование, финансовое состояние.
T. M. Rashidov
LIQUIDITY MANAGEMENT OF FINANCIAL INSTITUTIONS
Annotation
Studied theoretical and applied directions and prospects of liquidity management tools, identified the main promising areas of liquidity management of a commercial bank, analyzed banks and the banking system, is based on the value of licensing a commercial bank.
Keywords
Liquidity, banking, licensing, financial condition.
В современном финансовом обеспечении национального хозяйства коммерческие банки в рамках посткризисной модели развития, глобализационных тенденций и усложнения правового поля играют особую роль, связанную с аккумуляцией и поэтапным
распределением денежных средств между заинтересованными субъектами рынка и населением. Значимость ликвидности финансового учреждения предполагает повышенную социально-экономическую ответственность и приводит к необходимости
обоснованного контроля со стороны органов власти, вкладчиков, а также повышение репутационно-имиджевых показателей финансового учреждения.
В столь сложной социально-экономической ситуации оказалось, что переживающий глобальный
финансовый кризис российский банковский сектор не имеет действенной системы управления ликвидностью и связанными с данным показателем банковскими рисками. Риски возникают как цепная реакция у тех банков, которые выделяли средства под долгосрочные социально-экономические проекты, модернизацию и переоснащение производственных фондов. Даже испытывать последствия кризисного влияния для многих ранее успешных финансовых учреждений становится все труднее, и, хотя они остались «на плаву» в условиях стратегического развития, появилась необходимость в модернизации систем управления рисками российских коммерческих банков.
На протяжении последних лет финансово-банковская система нашей страны значительно укрепила свои
текущие и стратегические позиции, однако она по-прежнему нестабильна — об этом свидетельствуют участившиеся, в связи с глобальным финансовым кризисом, случаи приостановления платежей и прекращения рядом коммерческих банков деятельности из-за возникших проблем с ликвидностью.
Банки и банковская система каждого отдельного региона стремятся не только к самостоятельности, но и устойчивому положению — как часть организационно-управленческого комплекса, направленного на формирование высоко стабильной национальной финансовой системы, способной противостоять внутренним и внешним угрозам, которые предъявляет динамично
усложняющееся рыночное поле. Испытывая трудности со
стабилизацией и ростом показателей ликвидности, банки вынуждены увеличивать стоимость заимствований на межбанковском рынке, в результате чего растут проценты по депозитам из-за привлечения средств с внутреннего рынка и снижения рисков ликвидности.
В условиях глобального кризиса сокращение активного покупательского спроса привело к уменьшению прибылей коммерческих организаций в результате их неспособности отвечать по кредитно-финансовым
обязательствам перед банками. Вследствие этого возникшая необходимость в заемных финансовых средствах, как цепная форма реакции, превысила возможность текущих прибылей, вовлекая рыночные субъекты в условия, связанные с привлечением новых кредитных займов. Приток заемных ресурсов на определенном этапе развития глобального кризиса совсем иссяк, провоцируя рост просроченной задолженности.
Возникая в одном сегменте финансового рынка, риски
дестабилизации распространяются практически по всем составным системным элементам, запуская так называемый механизм системного риска и провоцируя в наиболее проблемных ситуациях дестабилизацию и кризисное состояние всей финансово-кредитной системы национальной экономики. Увеличение показателей рыночной неопределенности влечет за собой не только рост возможности
возникновения системного кризиса, но и усиление влияния
дестабилизационных процессов на деятельность коммерческих
финансовых учреждений, а также банковской системы.
Коммерческие банки работают, адаптируясь к реалиям рынка в условиях мирового экономического кризиса. Для российского банковского сектора 2010 г. характеризовался преодолением последствий мирового финансового кризиса и постепенным сворачиванием антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Банка России. Меры, направленные на поддержание финансовой устойчивости банковского сектора, позволили стабилизировать ситуацию на рынке. В числе заметных изменений — существенный рост вкладов населения (годовой прирост составил 31,2 % по сравнению с 26,7 % в 2009 г. и 24,5 % в среднем за 2007-2008 гг.). Доля Сбербанка России на рынке вкладов физических лиц сократилась с 49,4 до 47,9 %. Однако в целом на рынке вкладов физических лиц по-прежнему доминируют банки, контролируемые государством, включая Сбербанк России. На их долю приходится 57,4 % общего объема вкладов по состоянию на 1 января 2012 г. [7].
В финансовом кризисе
реализовался системный риск — риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на рынке в целом (рис. 1).
Эффект мультипликатора системного риска
/ _____
I I Ш : I4
v ? и
: I
'__Г=!|__1.
* -4
I : I I
11
I
ПХ-М
Воздействие риска на мировой финансовый рынок
СИСТЕМНЫЙ кризис
Потеря
ликвидности и,
как результат, банкротство
крупного финансового
института
' Дестабилизаци я состояния финансового рыночного поля
Ситуация потери ликвидности коммерческих банков на рынках
Финансовый кризис, рост
Рисунок 1 — Взаимосвязь ликвидности и возникновения системного кризиса на рыночном поле
На рисунке 1 представлены текущие связи между проявлениями кризиса, такими, например, как потеря ликвидности и как результат банкротство крупного финансового института. Такая ситуация, и это характеризуют данные, представленные на рисунке, повлечет дестабилизацию состояния финансового и/или рыночного поля.
Удорожание кредитов как реакция на усиление дисбалансов в рамках финансового-денежного поля последовало по той причине, что повышение ставок выступает как ожидаемый результат роста стоимости привлечения на рынке. Финансово-кредитные отношения в условиях кризиса усложнялись, ухудшение ситуации с ликвидностью ограничило объем корпоративного кредитования (в частности, крупные банки уже повысили ставки по этому виду кредитования в среднем на 1-2 процентных пункта).
Касаясь вопроса предупреждения кризисных ситуации, а для коммерческих банков это, прежде всего, низкие показатели ликвидности, следует охарактеризовать специфику формирования и развития региональной политики.
Анализ показал, что основными особенностями формирования региональной политики коммерческих банков в современных условиях являются:
• ежегодный рост привлечения ресурсов в коммерческие банки. Активно идет процесс повышения роли коммерческих банков в привлечении ресурсов физических лиц, в то время как Сбербанк постепенно уступает свою долю рынка;
• восстановление ликвидности и способности банковской системы выполнять базовые функции в экономике, что подтверждается увеличением масштабов, качественным ростом основных показателей банковской деятельности;
• принятие Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» способствовало повышению доверия населения к коммерческим банкам;
• расширился ассортимент оказываемых услуг коммерческих банков;
многие банки активно развивают розничный бизнес, включая выпуск и обслуживание банковских карт, что привело к росту остатков средств на счетах клиентов. Повысился уровень автоматизации, так как многие банки перешли на широкое использование автоматизированных банковских программ, тем самым улучшив качество обслуживания клиентов [7].
Одним из действенных мероприятий по контролю и оценке состояния ликвидности может стать система мер по дифференцированию при лицензировании коммерческих банков — миссия, которая должна быть возложена на Центробанк как на главный контролирующий орган. На практике данная идея может выступить тем организационно-финансовым рычагом на пути достижения стабильности, в рамках которого предлагается реализовать и использовать систему специальных лицензий коммерческих банков, трех типов, ориентированных на крупные, средние и малые банки.
Лицензия крупного коммерческого банка — это специальная лицензия, которая дает разрешение на предоставление базовых и дополнительных банковских продуктов и услуг, а также небанковских продуктов и услуг совместно с партнерами банка или с их дочерними компаниями. Допустимый уровень уставного капитала составляет свыше 500 млн рублей.
Лицензия среднего коммерческого банка — это специальная лицензия, которая включает разрешение на предоставление базовых и дополнительных банковских продуктов и услуг при допустимом уровне уставного капитала свыше 180 млн рублей.
Лицензия малого коммерческого банка — это специальная лицензия, которая дает разрешение на предоставление базовых и некоторых дополнительных (например дистанционное банковское обслуживание) банковских продуктов и услуг. Допустимый уровень уставного капитала составляет до 180 млн рублей. Также лицензия малого коммерческого банка предоставляет возможность оказывать банковские услуги на территории всей страны. Однако она не разрешает малым банкам выходить на внешние рынки капитала и поддерживать корреспондентские отношения с иностранными банками.
Маловероятно, что они смогут адекватно оценить рыночные риски, связанные с операциями на международных финансовых рынках [8].
С помощью специального лицензирования российских коммерческих банков, представленного в зависимости от финансовой обеспеченности, широты рыночного охвата, возможностей и перспектив развития решаются несколько задач:
1) предоставлять финансовому учреждению возможность роста, в процессе чего коммерческим банкам будет выгодно наращивать собственный капитал для достижения более высокого класса, получения лицензии более крупного уровня;
2) ограничить безопасность социально-экономической рыночной среды посредством четкого разграничения возможностей и полномочий (нивелировать риски, приведя их в соответствие с размером собственного капитала банков, финансовыми возможностями, отвечать по обязательствам);
3) обеспечить малых и средних рыночных игроков финансовой среды (региональные и местные банки), что позволит поддержать региональные рынки и направить их деятельность на обслуживание местного малого и среднего бизнеса, а также широких слоев населения.
Библиографический список
1. Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) : Инструкция цБ РФ [от 17.09.2006 № 28-И].
2. Банковские риски [Текст] : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. — 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2008. — 232 с.
3. Вишнинская, Г. Н. Ликвидность и платежеспособность банка [Текст] / Г. Н. Вишнинская, Д. М. Ахметова // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 4. — С.139-169.
4. Основы банковского дела в РФ [Текст] : учеб. пособие / под ред. О. Г. Семенюты. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 448 с.
5. Основы организации деятельности коммерческого банка [Текст] / С. Л. Ермаков, Ю. Н. Юденков. — М. : КноРус, 2009. — 656 с.
6. Банки и банковская деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.scorto.ru.
7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора Центрального Банка Российской Федерации в 2010 г. [Текст]. — М., 2010. — С. 20.
8. Панова, К. С. Риски и ликвидность финансовых учреждений [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.ru-eu-cooperation-without-frontiers.com/.../24_panova_ks.doc.
Вibliographic list
1. On the Opening and Closing of Bank Accounts, Deposit Accounts (Deposits) : Instructions of the Central Bank of the Russian Federation [from 17.09.2006 № 28-I].
2. Bank Exposure [Text] / ed. O. I. Lavrushina, N. I. Valentsovoy. — 2nd ed. — M. : KnoRus, 2008. — 232 p.
3. Vishninskaya, G. N. The Liquidity and Solvency of the Bank [Text] / G. N. Vishninskaya, D. M. Akhmetov // Audit and Financial Analysis. — 2008. — № 4. — P. 139-169.
4. Basics of Banking in Russia [Text] / ed. O. G. Semenyuta. — Rostov-on-Don : Phoenix, 2001. — 448 p.
5. Basis for the Organization of a Commercial Bank [Text] / S. L. Ermakov, Y. N. Yudenkov. — M. : KnoRus, 2009. — 656 p.
6. Banks and Banking [Electronic resource]. — URL : www.scorto.ru.
7. Report on the Development of the Banking Sector and Banking Supervision, the Central Bank of the Russian Federation [Text]. — M., 2010. — P. 20.
8. Panova, K. S. Risk and Liquidity of Financial Institutions [Electronic resource] / K. S. Panova. — URL : www.ru-eu-cooperation-without-frontiers.com/.../24_panova_ks.doc.