Научная статья на тему 'Управление кредитным риском в нефинансовой компании'

Управление кредитным риском в нефинансовой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1646
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова В.А.

Статья посвящена анализу кредитного риска и его месту в системе интегрированного риск-менеджмента на промышленном предприятии. Особое внимание уделено роли кредитного менеджмента в этой системе. Выявлены особенности влияния финансовых рисков на деятельность нефинансовой компании, описаны основные методы оценки и управления кредитным риском в промышленной компании и их влияние на стоимость компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление кредитным риском в нефинансовой компании»

Риск-менеджмент

УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В НЕФИНАНСОВОЙ КОМПАНИИ

в.а. Черкасова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов фирмы Государственный университет — Высшая школа экономики

Возникновение риск-менеджмента на уровне предприятия, или интегрированного риск-менеджмента, как новой философии стратегического управления бизнесом приходится на середину 90-х гг ХХ в. Необходимым условием для этого стал пересмотр представления о том, что целью риск-менеджмента является избежание или минимизация принимаемого риска и принятие новой концепции активного, «упреждающего» управления рисками [1]. Главная цель интегрированного риск-менеджмента состоит в нахождении оптимального соотношения между риском и доходностью в масштабе всей компании.

Построение интегрированной системы риск-менеджмента является одной из основных частей стратегического менеджмента компании. Система управления рисками должна быть внедрена в корпоративную культуру компании путем разработки эффективной программы. Своевременное распознавание рисков исключительно важно для эффективной работы предприятия. Поэтому руководство вынуждено серьезно подходить к вопросу управления рисками как отдельного проекта, так и всего бизнеса в целом, так как ошибки и неточности в распознании рисков, их оценки и, как следствие, неадекватность принятых решений могут повлечь потери в стоимости компании. В результате чего компании вынуждены искать творческие и оригинальные пути решения проблем, связанных с рисками, совершенствуя и модернизируя существующие подходы к ведению бизнеса, чтобы поддерживать рост и повышать стоимость компании.

В некоторых случаях, когда возможны количественная оценка риска, оптимальное применение методологии «стоимости риска» (Value at Risk — VaR) при условии ее адаптирования к деловой деятельности конкретного предприятия [2, с. 15].

Последнее время все больше компаний используют методики для оценки совокупного корпоративного риска. Оценка общего риска компании может использоваться как альтернативный подход к системе риск-менеджмента, позволяя управлять совокупным риском предприятия. Такая оценка может помочь в некоторой степени оценить эффективность используемых методов управления рисками.

За последние годы было разработано несколько альтернативных методик измерения совокупного риска в корпорациях, среди них следует отметить методики, основанные на применении регрессионного анализа. В настоящее время существуют три основных подхода к вычислению стоимостной метрики риска для нефинансовых предприятий:

— методология CorporateMetricsTM группы RiskMetricsTM. Данная практика подходит для измерения риска трейдинговых подразделений, которые имеют дело с ликвидными финансовыми инструментами, однако он гораздо менее эффективен при измерении риска нефинансовых организаций [3];

— методология NERA (National Economic Research Associates) [4]. В настоящее время использование данной методологии в России невозможно из-за ограниченного числа компаний, предоставляющих свою отчетность для публичного доступа;

— методология, основанная на применении регрессионного анализа рисков. На сегодняшний день это наиболее перспективная модель. Одним из преимуществ вычисления CFaR, основанного на регрессионной модели рисков, является возможность использовать полученную информацию в целях хеджирования рисков. Имея подобную модель, менеджеры могут быстро

оценить влияние различных стратегий хеджирования на CFaR.

На базе выбранной методики и разработанной модели финансовых рисков строится интегрированная система мер по управлению и предупреждению рисковых событий. Методы управления каждым риском выбираются на основе прошлого опыта хеджирования, практики управления данным риском в компаниях той же и других отраслей. При этом суть интегрированной системы заключается в том, чтобы все эти методы были взаимосвязаны и взаимозависимы.

Результатом создания эффективной системы управления рисками в компании является поддержание и увеличение ее стоимости за счет достижения следующих организационных целей:

— создание организационной системы для обеспечения стабильности и контроля за будущей деятельностью компании;

— оптимизация процесса принятия решений и планирования в результате более структурированного понимания активности и волатиль-ности бизнеса и потенциальных возможностей или угроз;

— более эффективное распределение ресурсов и капитала внутри предприятия;

— сохранение и повышение ценности активов и имиджа компании.

Кредитный риск является наиболее распространенным видом финансового риска и представляет собой возможность потерь вследствие неспособности контрагента выполнить свои контрактные обязательства.

Кредитные риски возникают в большинстве операций, совершаемых на финансовых рынках. Это связано с процессом осуществления расчетов, так как при заключении сделки на поставку финансового инструмента существует риск невыполнения контрагентом своих обязательств. Поэтому, говоря о кредитных рисках, следует понимать весьма широкую сферу их возможного проявления.

Банкротство контрагента компании может спровоцировать увеличение дебиторской задолженности. В свою очередь дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Увеличение просроченной дебиторской задолженности зачастую ведет к привлечению дополнительных заемных средств, что приводит к увеличению влияния процентного риска.

Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увели-

чивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки предприятия, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит, и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

Практическая польза от эффективной методики управления кредитным риском может заключаться как в повышении качества дебиторской задолженности за счет контроля за соблюдением лимитов на отгрузку товара покупателям, так и в возможности снижения необходимых резервов, увеличении скорости оборачиваемости дебиторской задолженности и, в конечном счете, улучшении финансовых результатов работы предприятия. Перед директором по рискам и его службой ставится задача организации управления всеми рисками бизнеса, и в первую очередь теми, которые влияют на достижение компанией стратегических, производственных и финансовых целей.

Основные элементы организации эффективного кредитного менеджмента на предприятии:

— разработка кредитной политики;

— выработка условий предоставления кредита покупателям;

— возможности оценки платежеспособности и уровня риска покупателя;

— процедура внутреннего кредитного контроля и взыскания просроченной задолженности;

— применение внутренней отчетности для оценки состояния дебиторской задолженности на предприятии.

Качественная оценка кредитного риска предполагает выявление всех возможных видов кредитного события на предприятии. Эта задача усложняется тем, что не существует общепринятой классификации финансовых рисков и их проявлений. Наиболее подробно вопрос классификации кредитного риска изучен в финансовых институтах, где кредитный риск является одним из основных рисков. Поэтому обычно промышленные предприятия используют разработки финансовых институтов и пытаются их адаптировать к своей специфике. Такой подход имеет ряд очевидных недостатков. Во-первых, большинство видов кредитного риска в финансовых институтах не имеют такого значения для промышленных компаний. Во-вторых, к ним неприменимы те же методы оценки. В результате промышленные компании очень ограниченно применяют кредитный менеджмент, выбирая для оценки и управления лишь несколько видов кредитного риска.

Воспользуемся наиболее общей классификацией кредитных рисков и проанализируем их значение для нефинансовых корпораций. Кредитный риск по источнику проявлений разделяют на две группы:

1) внешний риск (риск контрагента);

2) внутренний риск (риск кредитного продукта). Внешний риск обусловлен оценкой платежеспособности, надежности контрагента, вероятности объявления им дефолта и потенциальных потерь в случае дефолта. В состав внешнего риска входят:

— риск контрагента;

— страновой риск — риск того, что все или большинство контрагентов в данной стране не смогут выполнить своих финансовых обязательств в силу какой-либо внутренней причины;

— риск концентрации портфеля — риск несбалансированного распределения средств между различными отраслями промышленности, регионами, контрагентами.

Используя данную классификацию, можно сказать, что нефинансовые предприятия чаще всего под кредитным риском подразумевают именно внешний риск. Любая компания взаимодействует с контрагентами практически на всех этапах своей деятельности, а следовательно, несет риск того, что они не выполнят своих обязательств. Риск концентрации портфеля, конечно, в первую очередь относится к рискам кредитно-финансовых учреждений, однако для крупных нефинансовых холдингов на стратегическом уровне также имеет большое значение.

Внутренний риск сопряжен с особенностями кредитного продукта и возможных потерь по нему вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств. В состав внутреннего риска входят:

— риск невыплаты основной суммы долга и процентов по нему;

— риск замещения заемщика — риск потери части номинальной суммы долга при осуществлении операций с обращающимися долговыми обязательствами, например с форвардами, свопами, опционами и др., вследствие невозможности выполнения контрагентом по сделке своих обязательств;

— риск завершения операции — риск невыполнения контрагентом своих обязательств в срок либо выполнение с опозданием;

— риск обеспечения кредита — риск потерь, связанных со снижением рыночной стоимости обеспечения ссуды, невозможности вступления в права владения залогом и т. д.

С развитием финансовых рынков и производных финансовых инструментов, таких как кредитных деривативов, риск кредитного продукта становится все более значимым для нефинансовых корпораций [5, с. 43]. Например, нефинансовая корпорация, владеющая портфелем облигаций своего клиента или поставщика, подвержена кредитному риску, так же, как и фирма, работающая с клиентами на стандартных кредитных условиях. Кредитный риск помимо традиционных может принимать менее очевидные формы. Например, когда фирма выпускает обмениваемые облигации, которые могут быть конвертированы в акции третьей стороны, значительной долей которой владеет данная фирма.

При количественной оценке кредитного риска, как правило, рассматриваются три параметра:

— вероятность дефолта;

— актив под риском (credit exposure): объем потерь в случае дефолта;

— доля возврата средств (recovery rate): какая часть потерь в случае дефолта может быть восстановлена через процедуру банкротства или другие формы обеспечения. Существуют два основных подхода к оценке

вероятности дефолта контрагента.

Первый метод заключается в качественной и количественной оценке рейтинга контрагента по его финансовым показателям и особым бизнес-факторам. Данный метод расчета основан на базовой формуле, устанавливающей зависимость между финансовыми показателями из бухгалтерских отчетов и вероятностью дефолта. Далее, после вычисления базовой вероятности, строится экспертная оценка, из которой следует общий балл заемщика, корректирующий эту вероятность.

Второй метод базируется на капитализации контрагента на фондовом рынке и уровне его долгов перед кредиторами. Расчет вероятности дефолта по данным капитализации и долгов осуществляется по американской модели CreditGrades (RiskMetrics group), которая является обобщением известного класса структурных моделей, в основе которых лежит подход Нобелевского лауреата Роберта Мертона. Базовые положения модели:

— активы компании — случайная функция;

— дефолт происходит в момент падения активов до уровня, определяемого внешним долгом. На сегодняшний день вероятностно-статистические методы не получили большого распространения среди нефинансовых компаний. Как и раньше, кредитный риск анализируется на основе

балансовых показателей и других качественных показателях, таких как:

- динамика уровня просроченной дебиторской

задолженности;

- оборачиваемость дебиторской задолженности;

- платежеспособность контрагента;

- количество контрагентов, использующих товарный кредит;

- объем товарного кредита в денежном выражении по каждому контрагенту.

Динамика уровня просроченной дебиторской задолженности и оборачиваемость дебиторской задолженности предоставляют риск-менеджеру информацию об уровне кредитного риска за анализируемый период, позволяют предварительно оценить платежеспособность контрагентов. Информация о количестве контрагентов, использующих товарный кредит, позволяет оценить вероятность уменьшения или увеличения контрагентов (диверсификация). Объем товарного кредита в денежном выражении по каждому контрагенту позволяет риск-менеджеру проанализировать объемы товарного кредита, предоставляемого надежным контрагентам и неплатежеспособным контрагентам.

На сегодняшний день при управлении кредитным риском компании в основном используют опыт кредитных учреждений. Лишь немногие компаний (как правило, это крупные производственные холдинги) разрабатывают собственные методики управления кредитными рисками. Основными инструментами снижения риска неплатежа дебиторов являются: присвоение кредитных лимитов, факторинг, лизинг, банковские гарантии и аккредитивы, страхование кредитных рисков.

К стандартным методам, используемым промышленными предприятиями, относятся системы скидок при реализации продукции. Суть данной системы заключается в том, что чем раньше покупатель оплачивает товар, тем ниже его стоимость. Использование системы скидок позволяет в некоторой степени уменьшить угрозу несвоевременной оплаты товарного кредита для промышленного предприятия. Данный метод не дает возможности полностью преодолеть кредитный риск. Однако он требует сравнительно низких затрат и стимулирует покупателей к работе с предоплатой.

Кроме системы скидок компании часто прибегают к факторинговым операциям. Факторинг представляет собой набор услуг по управлению дебиторской задолженностью, предоставляемых специализированной компанией или банком предприятию в обмен на уступку права взыскания долга

по его дебиторским счетам. При факторинговой операции сразу после поставки банк выплачивает от 70 до 90 % от номинальной стоимости счетов-фактур предприятию, предоставившему товар на условиях отсрочки платежа. Таким образом, с помощью факторинга предприятие-поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможностью непогашения задолженности дебиторами. Остальные 10 — 30 % зачисляются на текущий счет предприятия и возвращаются ему только после оплаты обязательств покупателями, что направлено на минимизацию собственных рисков факторинговой компании или банка.

Использование факторинга наиболее эффективно для таких категорий предприятий, как:

— малые и средние предприятия, стремящиеся увеличить объемы продаж или выходящие на новые рынки;

— вновь создаваемые компании, испытывающие недостаток денежных средств из-за отсутствия отлаженного механизма расчетов с контрагентами и, как следствие, несвоевременного погашения долгов дебиторами. Структура баланса подобных предприятий и

фирм может не соответствовать требованиям, предъявляемым банками к заемщикам, т. е. кредитный статус таких предприятий не позволяет им получить доступа к банковскому кредитованию. Посредничество факторинговой компании или факторингового отдела банка позволяет решить эту проблему, в результате чего происходят пополнение оборотных средств предприятия и ускорение их оборачиваемости.

Таким образом, преимущества инструмента факторинга — это быстрота проведения операций и полное избавление от влияния кредитного риска. Однако данный метод является достаточно дорогостоящим — затраты могут составлять до 30 % от суммы задолженности.

Новой областью кредитного управления, привлекающей все больше ученых и практиков, является рынок кредитных деривативов. Если раньше кредитные деривативы использовались в основном в банковской сфере, то сейчас нефинансовые компании всерьез задумались о привлечении данных инструментов в практику кредитного менеджмента. Наибольшей популярностью пользуются такие инструменты, как credit default swaps (CDSs), total return swaps (TRSs), credit spread options.

CDS — это финансовый инструмент, который позволяет его эмитенту продать (перенести) кредитный риск по финансовым активам «инвестору» в этот риск. Каноническая форма CDS представ-

ляет собой договор между двумя сторонами, по которому происходит своп (обмен) периодических платежей на выплату оговоренной в контракте суммы, в случае если произойдет дефолт по некоторым финансовым активам (Reference Assets).

Своп полного возврата (total return swap) представляет собой контракт, согласно которому одна сторона платит полную сумму дохода (купоны плюс переоценка), рассчитанную по отношению к номинальной (или расчетной) стоимости базисного актива, как правило, облигации или кредита. В обмен контрагент осуществляет платежи по фиксированной или плавающей ставке, рассчитанной на ту же величину.

Кредитный опцион (credit spread option) помогает регулировать позицию покупателя защиты в соответствии с колебаниями кредитного рейтинга заемщика. Покупатель защиты выплачивает продавцу защиты вознаграждение. Последний же обязуется осуществлять компенсационный платеж в пользу покупателя защиты, в том случае если на дату исполнения опциона разница (спрэд) между кредитным рейтингом инструмента-индикатора и кредитным рейтингом заемщика окажется больше определенного значения, т. е. кредитный рейтинг заемщика ухудшится. В качестве инструмента-индикатора, как правило, используются государственные облигации с соответствующим сроком обращения.

Ограничением для применения данного инструмента в России является то, что очень мало предприятий имеют международные кредитные рейтинги, чтобы какой-нибудь банк или инвестор захотел приобрести риск дефолта этого предприятия.

На сегодняшний день основным методом управления кредитным риском в промышленных компаниях остается установление кредитных лимитов.

Лимитирование рисков представляет собой систему мероприятий, ограничивающих опасность потери имеющегося имущества или неполучения запланированного результата. Ограничение рисков достигается лимитированием операций в зависимости от состояния существенных факторов. Если лимиты по рыночным рискам могут устанавливаться на уровне отдельного рынка, трейдера, подразделения или в целом по компании, то в случае кредитных рисков лимиты должны определяться на уровне каждого отдельного контрагента.

Лимиты контрагента включают три группы: лимит предельного риска на одного контрагента (группу взаимосвязанных контрагентов), лимит на конкретного заемщика или эмитента ценных бумаг (группу взаимосвязанных заемщиков), лимит на посредника

(покупателя-продавца, брокера, торговую площадку). Первый вид лимитов ограничивает предельный размер операции по отношению к соответствующему структурному лимиту. Этот лимит является верхним пределом для остальных двух видов лимитов. Лимиты на заемщика и лимиты на посредника устанавливаются в твердых суммах на основе изучения финансовых показателей последних и изменяются при изменении состояния контрагентов.

Таким образом, для современных нефинансовых корпораций управление кредитным риском становится все более актуальным вследствие усиления конкуренции и развития международной торговли. Обзор российских и зарубежных компаний показал, что кредитный менеджмент находится на стадии активного становления, однако в сознании кредитных менеджеров все еще тесно связан с понятием риска невыполнения контрагентом своих обязательств. Это обусловливает ограниченность выбора инструментов для управления кредитными рисками. В основном менеджеры используют такие инструменты, как факторинг, систему скидок и кредитные лимиты. При этом использование кредитных лимитов требует разработки специальных методик для каждой группы контрагентов, что могут позволить себе только достаточно крупные корпорации. Большинство компаний используют опыт финансовых учреждений. Значительным потенциалом с точки зрения кредитного менеджмента в нефинансовых компаниях обладает рынок кредитных деривативов. Но для российских компаний данный инструмент пока находится в очень ограниченном доступе из-за неразвитости финансового рынка, банковской системы и законодательной базы.

Литература

1. Giovanni Butera, Robert Faff. An integrated multimodel credit rating system for prívate firms, 2006.

2. Филин С. al. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений //Финансы и кредит. 2002. — № 3.

3. Tony Carlton. Risk and Capital Management in Non-Financial Companies, 2006.

4. Integrated Risk Management for the firm: A senior manager's guide. Lisa K. Meulbroek, 2004.

5. Mark C. Freeman. The use of credit derivatives by non-financial corporations.

6. Risk and capital management in non-financial companies. Tony Carlton, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.