Теория и практика управления образованием
УДК 378.016.4 ББК Ч484(2)6
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УНИВЕРСИТЕТЕ
И.О. Котлярова
Южно-Уральский государственный университет
CORPORATE ADDITIONAL PROFESSIONAL UNIVERSITY EDUCATION MANAGEMENT
I. Kotlyarova South Ural State University
Охарактеризованы стадии развития системы корпоративного дополнительного профессионального образования в университете и управления ею в современных условиях.
Ключевые слова: корпоративное дополнительное профессиональное образование, управление, развитие системы, университет.
The stages of developing a system of corporate additional professional university education and stages of the system management in modern conditions are characterized.
Keywords: corporate additional professional university education, management, system development, university.
В процессе вхождения России в образовательное пространство Европы и перехода к Федеральным стандартам высшего профессионального образования возникают многие проблемы, обусловленные как обострением противоречий внутри прежней системы, так и неоднозначностью и рассогласованностью отдельных процессов инновационного периода. Имеют место как типичные проблемы, характерные для всего переходного периода, так и особые, связанные со спецификой отдельных образовательных учреждений.
Учитывая, что в основе образовательного процесса лежит взаимодействие между его участниками, существует целая группа проблем, лежащих в поле межличностных взаимоотношений и личностной самореализации педагогов и студентов. К числу проблем, обусловленных состоянием личных и человеческих ресурсов в университетах, относится, например, проблема недостаточной психологической и педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава
(ППС) университетов. Незнание основ психо-
логии и педагогики часто влечет за собой непонимание между ППС и студентами, несоответствие предлагаемого учебного материала и методов взаимодействия уровню образованности и возрастным особенностям студентов, неспособность осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса. Эти вопросы в условиях смены ценностных ориентаций в российском обществе и реформ высшей школы стали еще более актуальными и требуют соответствующей, довольно высокой квалификации ППС. Как показывают исследования педагогов Южно-Уральского государственного университета, существуют проблемы в учебно-педагогическом взаимодействии, обусловленные недостаточным уровнем культуры общения всех взаимодействующих сторон. Проблемы человеческого взаимодействия и развития личных и человеческих ресурсов многоаспектные, сложные, и только комплекс управленческих мер позволит их решить. Среди возможных мер -управление развитием квалификации ППС. Организационными формами развития ква-
Теория и практика управления образованием
лификации являются разнообразные формы дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование ППС - это не только потребность практики, но и нормативное требование к сотрудникам университета, которые обязаны осуществлять повышение своей квалификации не реже одного раза в пять лет. Управленческая проблема состоит в том, чтобы перевести решение задачи повышения квалификации с формальных рельсов на удовлетворение профессиональной необходимости в высококвалифицированных кадрах. Разными университетами накоплен достаточно большой опыт в решении данной задачи, однако к настоящему времени он еще недостаточно систематизирован. Отсутствуют теоретические модели дополнительного профессионального образования высокого уровня обобщения, в научных работах представлены в большинстве случаев результаты на уровне единичных образцов. При этом чаще всего разрабатываются модели не для образовательных организаций.
В данной статье представим управление дополнительным профессиональным образованием сотрудников университета, в первую очередь ППС с системных позиций. Акцент сделан на корпоративном дополнительном профессиональном образовании, целью которого является создание условий для развития профессиональной квалификации и обеспечение непрерывности профессионального образования сотрудников университета.
В динамике управление как система проходит следующие стадии развития: зарождения, становления, зрелости и преобразования, равно как и управляемая система - дополнительного профессионального образования
[1, 2, 4].
Для первой стадии характерен ряд общих признаков: зарождение системы в недрах «материнской» системы; обострение противоречий в «материнской» системе; неустойчивость и неопределенность базовых характеристик системы (состава, структуры, функций) [1, 3]. Относительно системы управления корпоративным дополнительным профессиональным образованием эти признаки конкретизируются следующим образом. Система управления возникает из системы управления дополнительным образованием, существовавшей ранее («материнская» система управления). Замена одной системы другой (преобразование -с позиции теории систем; реструктуризация -
с позиции теорий менеджмента) происходит в тех случаях, когда в «материнской» системе управления обостряются противоречия, которые не позволяют ей выполнять ее функции. К числу таковых можно отнести противоречия:
- между усложнившими профессиональными задачами ППС и недостаточной для решения этих задач компетентностью сотрудников университета;
- высокими темпами развития практики дополнительного образования в университете и неспособностью существующей системы управления в университете ставить соответствующие уровню сложившейся системы дополнительного образования актуальные задачи, задавать ориентиры развития, организовывать дополнительное образование, стимулировать и контролировать субъекты его осуществления (это противоречие между уровнями развития управляемой и управляющими системами);
- развитием теории управления организацией и невысоким уровней управленческой компетентности субъектов управления дополнительным образованием.
Следствием обострения противоречий становится то, что система дополнительного образования перестает соответствовать потребностям потребителей ее услуг, а управление не выполняет свою основную функцию: повышать эффективность управляемой системы (т. е. системы дополнительного образования). Более того, низкий уровень управляющей системы может стать препятствием успешного функционирования системы дополнительного образования в университете.
На данной стадии задачами управления являются: выявление проблем образовательно-научного процесса университета; выявление состояния личных и человеческих ресурсов университета и меры их соответствия уровню и содержанию профессиональных задач ППС университета; выявление профессиональных интересов и личных целей сотрудников университета в аспекте их дополнительного профессионального образования; определение актуальных направлений дополнительного профессионального образования ППС университета; формулировка заказа системе дополнительного профессионального образования университета. Таким образом, на первой стадии происходит изучение начального состояния системы и принятие управленческого решения о направлении и содержании ее преобразования.
Для следующей стадии - становления системы - характерны признаки: накопление количественных изменений в системе; единство и противоречивость процессов интеграции и дифференциации [1, 3]. Данная стадия характеризуется неопределенностью и скры-тостью изменений в системе для внешних наблюдателей. Часто стадию становления характеризуют как скрытую стадию перехода от старой системы к новой, которая для посторонних субъектов предстает в виде своеобразного «черного ящика». Применительно к системе дополнительного и профессионального образования и управления ею эти признаки находят проявление в следующем содержании деятельности субъектов, представляющих эти системы. Прежде всего, на уровне управления определяются основополагающие ориентиры развития системы корпоративного дополнительного профессионального образования; субъекты разработки концепции корпоративного дополнительного профессионального образования; субъекты разработки соответствующей модели и образовательных программ дополнительного профессионального образования. Кроме того, создаются управленческие условия для их функционирования.
Единство и противоречивость процессов интеграции и дифференциации на данной стадии могут иметь следующие проявления. В процессе сопоставления задач дополнительного образования для разных категорий ППС происходит разработка особых для них программ, которые в то же время отвечают общей концепции и разработаны в соответствии с едиными для всего университета ориентирами. Складываются инвариантные и вариативные модели сходных по тематике программ. Отдельные программы дополнительного профессионального образования утрачивают полную автономность и встраиваются в создаваемую целостную систему корпоративного дополнительного профессионального образования. Благодаря этому многие случайные программы, которые не представляют значимости ни для университета в целом, ни для отдельных сотрудников, исключаются. Важным признаком интеграционно-диффе-ренционных процессов при создании корпоративных программ является сочетание потребностей, целей и профессиональных интересов как отдельных представителей ППС, так и университета в целом. При этом идет развитие как личных ресурсов отдельных со-
трудников, так и человеческого ресурса университета в целом.
Стадия зрелости системы характеризуется заметными результатами процессов интеграции и дифференциации, относительной устойчивостью базовых характеристик системы, функциональной состоятельностью системы [1, 3]. При кажущейся устойчивости и скрытой противоречивости характерных для системы противоположностей данная стадия характеризуется началом количественного накопления противоположных качеств, которые с течением времени приведут систему к переходу к новой стадии - преобразования. На стадии зрелости функционирует система корпоративного дополнительного профессионального образования, созданная в соответствии с предложенной концепцией. Реализуются обязательные и вариативные программы, в оперативном режиме открываются и осуществляются программы дополнительного профессионального образования, вызванные потребностями инновационных профессиональных задач. Складывается единая университетская система управления корпоративным дополнительным профессиональным образованием.
Ожидаемыми результатами функционирования системы корпоративного дополнительного профессионального образования на данной стадии являются: раскрытие и развитие личных ресурсов ППС, стимулирование процессов их самореализации; повышение профессиональной мобильности сотрудников, их готовности к инновационной деятельности, готовности к овладению новыми профессиональными компетенциями; развитие человеческого ресурса университета; обеспечение уровня квалификации ППС, достаточного для решения всего спектра профессиональных задач; повышение качества образовательнонаучного процесса университета. Как сложная самоорганизующаяся система система управления корпоративным дополнительным профессиональным образованием обеспечивает развитие резерва управления университетом и управления дополнительным образованием в университете как его подсистемой.
Стадия преобразования системы аналогична по происходящим процессам со стадией зарождения, с той разницей, что система, прошедшая три предыдущих стадии, сама выступает в роли «материнской» системы. В ее недрах в силу процессов обострения противоречий (внутрисистемных или между системой и иными системами, в частности - внешними
Теория и практика управления образованием
Система
корпоративного Система управления
дополнительного корпоративным дополнительным
профессионального профессиональным образованием
образования
I стадия Обострение внутренних и внешних противоречий;
функциональная несостоятельность «материнской» системы
V
II стадия Проектирование и количественное накопление программ, соответствующих общей концепции корпоративного дополнительного профессионального образования в университете
III стадия Реализация системы корпоративного дополнительного профессионального образования; развитие системы в изменяющихся условиях и появление новых потребностей в рамках разработанной концепции
IV стадия Преобразование системы корпоративного дополни-
тельного профессионального образования в связи с обострением внутренних и внешних противоречий; зарождение новой концепции развития системы
Изучение начального состояния системы; принятие управленческого решения о направлении и содержании ее преобразования; выдвижение идеи корпоративного дополнительного профессионального образования
Выработка ориентиров, лежащих в основе разработки концепции корпоративного дополнительного профессионального образования; определение субъектов разработки концепции корпоративного дополнительного профессионального образовании, субъекты разработки соответствующей модели и образовательных программ дополнительного профессионального образования; определе-
ние круга их компетенций
V
Организация, стимулирование и контроль реализации программ корпоративного дополнительного профессионального образования; развитие резерва управления университетом и управления дополнительным образованием в университете, как его подсистемой
V
Выявление противоречий, проблем и тенденций развития системы корпоративного дополнительного профессионального образования; принятие управленческого решения о разработке новой концепции развития системы дополнительного профессионального
образования в университете
Согласованное развитие системы корпоративного дополнительного профессионального образования и управления ею
требованиями к ней) начинается зарождение новой, качественно отличной от нее системы, в которой противоречия имеют скрытый характер, а взаимодействие противоположностей способствует развитию системы, а не препятствует исполнению ею системных функций. Преобразование одной системы в другую может происходить разными способами и в разных направлениях. Возможно полное разрушение «материнской» системы и создание новой, преемственность которой по отношению к «материнской» системе мало заметна. Возможен эволюционный переход от одной системы к другой, сопровождаемый тем не менее качественными изменениями. Система может перейти к системе того же уровня сложности, системе более низкого или более высокого уровней. Преобразование систем дополнительного профессионального образования чаще всего происходит в эволюционном режиме, характерном для системы образования в целом. Движущие силы преобразования аналогичны тем, которые описаны на стадии зарождения системы. Качества зарождающейся системы в будущем не могут быть однозначно определены на этапе современности [1, 2]. В частности, самоорганизация системы корпоративного дополнительного профессионального образования или изменившиеся внешние требования и условия функционирования системы могут привести даже к отмене качества «корпоративный». В условиях слияния базового и дополнительного образования (что не является в настоящее время актуальной задачей) могут произойти изменение качества «дополнительный». Возможны и иные, менее заметные качественные изменения систем корпоративного дополнительного профессионального образования и управления им.
Общая схема согласованного развития вышеназванных систем представлена на рисунке.
Для взаимодействующих систем как общности характерны следующие системные свойства:
- в основе проектирования систем лежат цели развития личных ресурсов ППС и человеческого ресурса университета, повышения качества образовательно-научного процесса университета;
- университет имеет единую систему дополнительного профессионального образования;
- основаниями проектирования отдельных
программ являются внутриуниверситетские профессиональные потребности (сотрудников, подразделений и университета в целом) и внешние запросы (со стороны государства, общества, отдельных социальных групп слушателей; работодателей); уровень развития личных и человеческого ресурса университета;
- система разрабатываемых программ должна обеспечивать ППС решение всех стоящих перед ними задач;
- движущими силами развития систем корпоративного дополнительного профессионального образования и управления им являются внутренние и выходящие за рамки университета противоречия и проблемы;
- критерии качества вышеназванных систем соответствуют ожидаемым результатам дополнительного профессионального образования в их системной целостности;
- система управления определяется спецификой университетской структуры управления и особенностями управляемой системы;
- функционирование системы управления системой корпоративного дополнительного профессионального образования направлено на повышение результативности управляемой системы; данным критерием определяется цель и качество ее функционирования.
Обладание исследуемыми системами перечисленными свойствами способствует достижению такого уровня развития личных ресурсов ППС и человеческого ресурса университета в целом, которые позволяют решать весь комплекс задач, решаемых университетом, и обеспечивает, таким образом, его прогрессивное развитие.
Литература
1. Диалектика познания сложных систем / В. С. Тюхтин и др. - М.: Мысль, 1988. -316 с.
2. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -320 с.
3. Котлярова, И.О. Инновационные образовательные системы / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. -Вып. 15. - № 13 (113). - С. 12-24.
4. Сериков, Г.Н. Управление образование: Системная интерпретация: моногр. / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Факел, 1998. - 664 с.
Поступила в редакцию 20 июля 2011 г.