Научная статья на тему 'Управление корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие'

Управление корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2093
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / СТЕЙКХОЛДЕР / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STAKEHOLDER / INTERESTED PARTIES / BALANCE OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояров А. Д.

В статье представлены результаты исследования практики управления корпоративной социальной ответственностью (КСО) в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие. Описаны характерные черты использования КСО как инструмента управления в условиях ведения бизнеса в современной России. Автором предложена модель механизмов управления корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing corporate social responsibility in sustainable development oriented companies

Article represents the results of the research of practical approaches to corporate social responsibility programs (CSR) management in Russian sustainable development oriented companies. Some features of CSR as a management tool were described according to modern Russian business conditions. Author suggests the model of mechanisms of corporate social responsibility programs management for sustainable development oriented companies.

Текст научной работы на тему «Управление корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие»

БОЯРОВ А. Д.

старший научный сотрудник института статистических исследований и экономики знаний национального исследовательского университета «высшая школа экономики», соискатель кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета

управление корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие

В большинстве развитых стран проблемы социальной стабильности и экологической безопасности возведены сегодня в ранг приоритетных1. Высокий уровень требований, предъявляемых обществом к бизнесу, как к полноправному участнику процессов производства и потребления, заставляет компании внимательнее относиться к социальной и экологической сферам деятельности. В этих условиях компании ищут способы рационального сочетания экономических, экологических и социальных результатов собственной деятельности в целях поддержания конкурентоспособности. Комплексность поставленных задач в сочетании с необходимостью их решения ставит вопрос о переходе к новому формату взаимодействия корпоративного сектора с обществом и властью. Бизнес переходит от краткосрочных, фрагментарных благотворительных инициатив к целевым, стратегически обоснованным формам взаимодействия с заинтересованными сторонами. В этом контексте парадигма устойчивого развития (sustainable development), позволяющая системно решать задачи сбалансированного социально-экономического и экологического развития2, стала набирать популярность в деловых кругах. Примером тому может служить уверенный рост количества издаваемых

корпоративных отчетов об устойчивом развитии3.

На сегодняшний день механизмы управления социальной ответственностью в российских компаниях, ориентированных на развитие с учетом интересов общества, находятся на этапе становления. Период начала 2000-х годов ознаменовался существенным вниманием российской политической и деловой элиты к проблематике ответственного поведения бизнеса в интересах устойчивого развития общества.

На уровне теоретических концепций не утихает спор между сторонниками и противниками корпоративной социальной ответственности (далее - КСО). Одни считают, что социальная ответственность способствует развитию и процветанию бизнеса, а другие относят ее к вынужденным издержкам. Соответственно, инструментарий корпоративного управления является недостаточно проработанным.

Разработке инструментария корпоративного управления компанией, ориентированной на баланс интересов стейкхолдеров, посвящены труды ряда зарубежных авторов. Среди них и работы с более чем полувековой историей4, и теоретические разработки данной проблемы современников управленческого мейнстрима5. Существенный вклад в изучение осо-

1 См.: Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. Гранберга А. Г., Данилова-Данильяна В. И., Циканова М. М., Шопхоева Е. С. М.: Экономика, 2002. С. 69-79.

2 См.: ФедоренкоН. П., РеймерсН. Ф. Экология и экономика - эволюция взаимоотношений. От «экономии» природы до «большой» экологии // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. С. 230-277.

3 См.: Корпоративная социальная ответственность: рост количества издаваемых отчетов об устойчивом развитии: Обзор российской практики корпоративного управления. Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/practice2009/part4/ (дата обращения: 11.10.2011).

4 См., напр.: BowenH. R. Social Responsibility of the businessman. New York: Harper & Row, 1953.

5 См., напр.: Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. 1991. Business Horizons 34 (4). Р 39^8.

бенностей взаимодействия бизнеса, власти и общества в условиях экономики переходного периода был внесен российскими учеными6. Однако нераскрытые проблемы управления компаниями в парадигме устойчивого развития оставляют существенный потенциал для углубления и развития проблематики КСО как инструмента управления компаниями, ориентированными на устойчивое развитие.

В данной статье рассматриваются проблемы управления компанией, ориентированной на устойчивое развитие. Под такой компанией понимается компания, нацеленная на долгосрочное развитие, соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон за счет системного подхода к управлению экономическим, социальным и экологическим компонентами бизнеса7. В целях определения особенностей строения и функционирования механизмов управления программами КСО в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие, было проведено исследование практики управления программами КСО на примере компаний, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. Представим некоторые результаты и основные выводы проведенного исследования.

Описание методологии исследования

В ходе исследования были выявлены характерные черты социальной ответственности как управленческого «феномена» в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие. Основными аспектами анализа практики реализации корпоративных социальных программ в российских компаниях стали мотивы реализации, организационные формы, подходы к оценке эффективности программ и проблемы реализации программ КСО. Для выявления особенностей механизма управления программами КСО были проведены:

1. Глубинные интервью с представителями топ-менеджмента компаний, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.

2. Анкетирование менеджеров среднего звена, участвующих в процессах управления компанией.

В исследовании приняли участие такие компании, как «Норникель», «ТНК-ВР», ОАО «САН ИнБев», «KNAUF», «Трансаэро», «Тетра Пак» и др. В качестве представителей экспертного сообщества со стороны консультантов и общественных организаций по проблематике КСО выступили: «Эрнст энд Янг», «Де-лойт и Туш СНГ», фонд «CAF Россия» и др. Среди менеждеров среднего звена было опрошено 100 представителей среднего менеджмента крупных компаний, удовлетворяющих критериям ориентации на устойчи-

вое развитие и представляющих ключевые отрасли российской экономики. Из них 90% непосредственно принимали участие в формировании программ социальной ответственности и подготовке социальной отчетности.

Исходя из анализа подходов к определению КСО и определению понятия «устойчивое развитие общества»8, в основу критерия отбора компании, ориентированной на устойчивое развитие, положены следующие показатели:

1. Наличие комплекса программ, учитывающих совокупность интересов всех заинтересованных сторон.

2. Наличие показателей экономической, социальной и экологической сфер деятельности компании в корпоративной системе мониторинга результатов деятельности.

Основные тенденции формирования и реализации программ КСО

В результате исследования программ КСО в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие, были выявлены ключевые тенденции, преобладающие на сегодняшний день в процессах формирования и реализации этих программ.

Во-первых, следует выделить неструктурированный характер социального запроса и ожиданий общества по отношению к бизнесу. При этом уровень запроса эксперты оценивают высоко. По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в развитых странах граждане под КСО подразумевают «добровольный вклад компании в борьбу с бедностью и болезнями». По России ВЦИОМ приводит следующие данные: 44% россиян считают, что бизнес должен активно участвовать в реализации социальных программ, даже если это снизит экономическую эффективность деятельности ком-пании9. Однако, по мнению экспертов, помимо установки «на ответственное поведение», сформировать конкретные требования и отстаивать их в процессе принятия решений общество не способно. Несмотря на то, что социальные программы есть у многих компаний (топливно-энергетический комплекс, добыча, финансовые структуры, компании-производители товаров повседневного спроса), их эффективность часто достаточно низкая, поскольку напрямую зависит от точности постановки задач, проработки социального запроса, выбора соответствующих заинтересованных сторон.

Во-вторых, понятие корпоративной социальной ответственности не имеет единого восприятия среди представителей деловой общественности. В России

6 См., напр.: Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. С. 6-11.

7 См.: Бояров А. Д. Организационное богатство компании: инструментарий корпоративного управления: корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие компании // Российское предпринимательство. 2009. № 7. С. 41—45.

8 См.: Проблемы корпоративного управления современной компанией в парадигме устойчивого развития // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: Монография / Бояров А. Д., Волкова М. Н., Гарафиев И. З. и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Н.: ЦРНС, 2009. С. 11—46.

9 Пахомова Е. Участие российского бизнеса в реализации национальных социальных программ: оценки и ожидания россиян // Национальные проекты. 2006. № 5. С. 92.

существуют компании, для которых практика КСО связана исключительно с подготовкой социальной отчетности. Успешно работают компании, которые внедряют КСО как отдельный, «независимый бизнес-процесс», выстраиваемый вне системы основных бизнес-процессов компании (производства, продаж и проч.). В тоже время есть компании, использующие опыт внедрения КСО в рамках основных бизнес-процессов. Например, компании Procter&Gamble, Univeler используют при реализации программ КСО инструменты маркетинга социально значимых проблем (caused-related marketing1), когда потребителям дается возможность принять участие в благотворительной деятельности за счет отчисления фиксированных процентов от продажи определенного товара на благотворительные нужды.

В-третьих, социальная ответственность по-прежнему является элементом моды в корпоративном управлении. Тематика КСО стала популярным предметом обсуждения в СМИ, экспертно-исследовательских кругах11. В качестве форм проявления ответственности в дискуссиях по этой тематике рассматривается широкий диапазон вопросов, в числе которых:

• качество продукции или услуг;

• качество условий труда;

• уровень и своевременность выплаты заработной платы;

• соблюдение законодательства;

• уплата налогов.

Многие компании в нашей стране рассматривают КСО в качестве направления выстраивания отношений бизнеса и общества, что на практике, несомненно, приносит определенный положительный эффект.

Мода на «социальную ответственность», создаваемая в общественном сознании, приводит к тому, что социальная отчетность и социальные программы используются как эффектный маркетинговый ход. Социальные и благотворительные программы позитивно влияют на имидж компании, а высокий социальный рейтинг является важным фактором инвестиционной привлекательности. В этой связи при выборе направлений социальных программ прослеживается тенденция выбирать те из них, которые имеют более ярко выраженный демонстрационный эффект и, соответственно, могут произвести общественный резонанс. Нефинансовая социальная отчетность в этом случае становится не столько внутренним рычагом контроля над бизнес-процессами, сколько доказательством приверженности компании мировому позитивному опыту, внешним механизмом допуска компании в определенные международные деловые круги. Спрос на информацию стимулирует производство информации, что, однако, не означает повышение ее качества. Рост спроса на обучающие, консалтинговые услуги в сфере КСО приводит к появлению массовых, но посред-

ственных по уровню качества услуг.

Успешная ориентация компании на устойчивое развитие зависит от создания эффективных социальных и экологических программ и разработки критериев для оценки их эффективности. Параметры устойчивости и соответствующие им бизнес-процессы будут определяться для компании, исходя из специфики сектора национальных и региональных особенностей, структуры бизнеса и т. п. Мотивы (группы мотивов), побуждающие компании развивать корпоративные социальные программы, аналогичны для российской и зарубежной практики и включают:

• выход на международный рынок / 1РО;

• выстраивание отношений с властью, потребителями, акционерами, инвесторами, сотрудниками;

• повышение конкурентоспособности в неценовой борьбе.

Организационные формы реализации КСО и степень их интеграции в структуру компании различаются в зависимости от интеграции КСО в бизнес-процессы компании. В ситуации крайне слабой интеграции сотрудники, ответственные за программы КСО, реализуют одновременно и другие функции - управление персоналом, PR и т. д.

Современные представления о социальной ответственности бизнеса и инструментарий КСО, вошедшие в российскую практику, были сформированы большей частью по западной модели и под воздействием критики компаний со стороны государства. Однако, если развитию программ КСО и необходимости социального инвестирования на Западе предшествовал более или менее структурированный социальный запрос, в нашей стране представления о том, что бизнес должен быть социально ответственным, пришло раньше, чем были проанализированы и выявлены социальные потребности и соответствующий запрос к бизнесу для их решения. Иностранные понятия, сформировавшиеся на другой социально-экономической и политической почве, часто становятся исключительно маркетинговым инструментом и механизмом развития внутренних коммуникаций в компании. Понятие социальной ответственности бизнеса в российских условиях работает, как правило, на уровне «разовых» социальных проектов, имеющих больше социальный эффект для компании на уровне ее региональных интересов. Оценивая практику российского бизнеса, большинство респондентов исследования считают, что в российских компаниях реализация КСО - это в большей степени PR. При этом отмечается, что на рынке практически отсутствуют профессионалы, разбирающиеся в КСО, а социальный запрос общества к бизнесу плохо структурирован.

Одной из ключевых целевых аудиторий социальных программ является персонал компании, а социальный отчет может рассматриваться как инструмент

10 См.: Полищук Л. И., Фирсов Е. Ю. Благотворительный маркетинг: экономический анализ. М.: Российская экономическая школа, 2007. С. 21.

11 См.: Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект : Монография / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М. : КноРус, 2008. С. 6-11.

развития коммуникации внутри компании. Особенно актуальным этот вопрос является для производственных компаний, где всегда стоит проблема разобщенности между административно-управленческим и производственным персоналом. Однако, как показывает практика, этот механизм может быть эффективным при условии, что сотрудники понимают и разделяют цели и ценности программ компании в области КСО, что становится возможным в случае интеграции КСО в культуру, стратегию, основные бизнес-процессы компании.

Социальные и благотворительные программы компаний имеют свои позитивные эффекты, однако их реализация и презентация совершенно не обязательно является индикатором устойчивости бизнеса. Процессы, связанные с корпоративными социальными программами, могут существовать самостоятельно среди прочих бизнес-процессов компании и, соответственно, в любой момент могут быть приостановлены из-за неожиданных трудностей, отсутствия ресурсов и т. д. Чтобы работать не на краткосрочный РЯ, программы КСО должны быть действительно интегрированы в бизнес-процессы компании. Индикаторами интеграции КСО в бизнес-процессы компании могут служить следующие показатели:

• вовлеченность высшего менеджмента в реализацию корпоративных социальных программ и квалификация менеджеров, которые за них отвечают;

• наличие социальных и экологических целей и задач в стратегии развития компании;

• проникновение программ КСО в процессы производства, закупок, продаж, маркетинга, управления персоналом и т. д.;

• возможность отказаться от реализации социальных программ без ущерба для остальных бизнес-процессов;

• информированность рядовых сотрудников о реализуемых компанией социальных, экологических, благотворительных программах;

• понимание сотрудниками целей и эффектов от этих программ (этот показатель свидетельствует так же об уровне работы с персоналом в компании в целом, степени развития корпоративной культуры, наличии обратной связи с сотрудниками).

Модель механизмов управления программами КСО

На основе приведенных результатов исследования можно сделать вывод, что реализация КСО в российских условиях, в зависимости от степени интеграции процессов КСО в бизнес-процессы компании, может принимать следующие формы:

1) КСО интегрирована в основные бизнес-процессы;

2) КСО выделена в автономный бизнес-процесс;

3) КСО определена как номинальный бизнес-процесс.

Предоставляемую компаниями социальную отчетность также можно разделить на три типа по соответствию отчетности реальному положению вещей:

1) данные отчетности соответствуют результатам деятельности компании;

2) данные отчетности неполно соответствуют деятельности компании;

3) отчетность существует независимо от деятельности компании.

Механизмы управления КСО в российских компаниях можно представить в виде модели управления КСО в компаниях, ориентирующихся на устойчивое развитие. Исходя из приведенных выше суждений, учтем разграничение отчетности и собственно самой деятельности по реализации программ КСО. Следуя принципам системно-интеграционного подхода к анализу предприятия, на основе результатов исследования опыта функционирования и поведенческих паттернов компаний12 в области практики реализации программ КСО, мы получаем модель механизма управления КСО в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие.

Предлагаемая модель (назовем ее условно «светофор КСО») учитывает характеристики стейкхолдеров, оказывающие влияние на степень интеграции в бизнес-процессы компании тех программ КСО, которые рассчитаны на данных стейкхолдеров. Модель описывает три типа механизмов реализации программ КСО и подготовки социальной отчетности, в зависимости от оценки власти и интереса стейкхолдеров.

Механизм 1. Высокий уровень власти - высокий уровень интереса

В ситуации, когда стейкхолдер становится ключевым игроком компании, согласно подходу А. Менде-лоу13, соответствующие программы КСО (как показывает проведенное исследование) должны быть интегрированы в основные бизнес-процессы компании. От этой интеграции зависит результат взаимодействия компании с определенным стейкхолдером и способность извлечь выгоду из данного взаимодействия. В целях построения доверительных отношений с определенным стейкхолдером социальная отчетность должна соответствовать действительности и минимизировать манипуляцию фактами.

Механизм 2. Высокий уровень власти - низкий уровень интереса

При нахождении стейкхолдера в области высокого приоритета власти и низкой заинтересованности, компания организует отдельный бизнес-процесс КСО, обслуживающий интересы данного стейкхолдера. Типичным примером является наличие в компании специального департамента по КСО, который занимается обслуживанием интересов конкретного стейкхолдера, участвуя в финансировании социальных программ с учетом интересов данной заинтересованной стороны.

12 См.: КлейнерГ. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1. С. 31-56.

13 См.:MendelowA. Environmental scanning: The impact of the stakeholder concept. Cambridge, MA, 1991. P. 407-418.

Рис. 1. Механизмы управления корпоративной социальной ответственностью в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие

Социальная отчетность в данном механизме имеет целью раскрытие результатов программ КСО, не акцентируя внимание на их неполном соответствии деятельности компании.

Механизм 3. Низкий уровень власти - высокий уровень интереса

Механизм управления программами КСО данного типа рассчитан на стейкхолдеров, характеризующихся высоким уровнем интереса и низким уровнем власти. Для заинтересованных сторон данной категории компания стремится создать красивую упаковку собственной деятельности, делая акцент при организации деятельности в области КСО на информационной составляющей. Примером данного механизма КСО является номинальное переименование бизнес-процессов, фактически не имеющих отношения к социальной ответственности.

Мнения стейкхолдеров, характеризующихся низким уровнем власти и интереса, не рассматриваются компанией при принятии решений в области КСО. Однако данная категория заинтересованных сторон компании должна подвергаться постоянному анализу на предмет изменения их характеристик с целью своевременной адаптации механизмов управления КСО.

Исследования практики выстраивания социально ответственной корпоративной позиции в российских компаниях позволяют сделать вывод о том, что интеграция КСО в систему управления компанией приобретает различные формы в зависимости от характеристик стейкхолдеров, участвующих в процессе баланса интересов. Механизмы интеграции КСО в систему

управления компанией различаются по степени проникновения КСО в бизнес-процессы компании и степени соответствия корпоративной отчетности реализуемым программам.

Разработанная модель учитывает характеристики заинтересованных сторон, оказывающих влияние на степень интеграции в бизнес-процессы компании программ КСО; описывает три типа механизмов управления программами КСО и подготовки отчетности в зависимости от уровня власти и заинтересованности сторон. Дальнейшее развитие предлагаемой модели и ее применение возможно по направлениям:

Во-первых, представляет интерес построение профиля ответственности в отраслевом разрезе в целях планирования государственной политики. Модель позволяет, с некоторыми допущениями, показать степень включенности бизнеса в социальную активность на основе совмещения внешней (характеристики среды) и внутренней (бизнес-процессы, отчеты) информации. Профили устойчивого развития отраслей могут стать индикатором «жизнеспособности» тех или иных групп стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Динамический анализ изменения профиля позволит сделать заключение о состоянии баланса интересов и их приоритезации между ключевыми участниками внутренних и внешних корпоративных отношений.

Во-вторых, на основе «принципа светофора» предполагается формирование базового индекса устойчивого развития бизнеса для дополнения существующих инструментов инвестиционного анализа. Развитие инвестиционного климата вместе с ужесточением требований общества к бизнесу подталкивает инвесторов

и корпоративный менеджмент к формированию адекватных инструментов поддержки для распространения эффективных сигналов на рынках капитала.

В целом результаты исследования позволяют говорить о широком спектре возможностей по использованию инструментария КСО в целях совершенствования системы управления компаниями, ориентированными на устойчивое развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2004. - № 3. - С. 17-34.

2. Бояров А. Д. Организационное богатство компании: инструментарий корпоративного управления: корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие компании // Российское предпринимательство. - 2009. - № 7. - С. 41-45.

3. Клейнер Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 1. С. 31-56.

4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. - М. : КноРус, 2008. С. 6-11.

5. Литовченко С. Е., Корсакова М. И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания // Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. - М. : Ассоциация менеджеров, 2003. URL: http://www.cgp.ru/pdfs/amr_book4.pdf (дата обращения: 11.10.2011).

6. Пахомова Е. Участие российского бизнеса в реализации национальных социальных программ: оценки и ожидания россиян // Национальные проекты. - 2006. - № 5. - С. 92.

7. Полищук Л. И., Фирсов Е .Ю. Благотворительный маркетинг: экономический анализ. - М. : Российская экономическая школа, 2007. - 21 с.

8. Проблемы корпоративного управления современной компанией в парадигме устойчивого развития // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / Бояров А. Д., Волкова М. Н., Гарафиев И. З. и др.; под общ. ред. С. С. Чернова. - Н. : ЦРНС, 2009. - С. 15-40.

9. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. Гранберга А. Г., Данилова-Да-нильяна В. И., Циканова М. М., Шопхоева Е. С. - М. : Экономика, 2002. - С. 69-79.

10. Федоренко Н. П., Реймерс Н. Ф. Экология и экономика - эволюция взаимоотношений: от «экономии» природы до «большой» экологии // Философские проблемы глобальной экологии. - М., 1983. - 264 с.

11. Якобсон Л. И. Социальная политика: коридоры возможностей // Общественные науки и современность. - 2006. - № 2. - С. 52-66.

12. Ясин Е. Г. Модернизация и общество. В кн: Модернизация экономики и общественное развитие / отв. ред. Е. Г. Ясин. - М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - Т. 1. - C 9-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. BowenH. R. Social Responsibility ofthe businessman. - New York: Harper & Row, 1953. - 44 р.

14. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. - 1991. - Business ^rizons 34 (4). - Р. 39-48.

15. DruckerP. The new meaning of corporate social responsibility. - California Management Review. - 1984. - № 26 (2). - Р 53-63.

16. Frooman J. Stakeholder Influence Strategies. - Academy of Management Review, 1999. - Vol. 24. - Р. 2.

17. Mendelow A. Environmental scanning: The impact of the stakeholder concept.- Cambridge, MA, 1991. - P. 407-418.

18. Mitchell R. K., Agle B. R., WoodD. J. Toward a Theory. Academy of Stakeholder Identification and Salience. -Toward, 1997.- V. 24. - № 4. - Р. 853-886.

19. PorterM. CSR — a religion with too many priests. - European Business Forum (15). - 2003. - P. 41-42.

20. Post J. E., Preston L. E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. - Stanford University Press: Stanford, 2002. - P. 361-375.

21. RodriguezM. A. Ricart J. E., Sanchez P. Sustainable development and sustainability of competitive advantage: a dynamic and sustainable view of the firm. - Creativity and innovation, 2002. - V. 11. - Р. 135-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.