В. В. Белоусов УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.
Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на конкурентоспособность промышленного предприятия. Автор обращает внимание на необходимость разработки организационноэкономической модели управления конкурентоспособностью предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, промышленные предприятия, управление конкурентоспособностью.
V. Belousov MANAGEMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE’S COMPETITIVENESS
The article is devoted to the factors influencing competitiveness of an industrial enterprise. The author pays attention to the necessity of the organisational and economic model of managing an enterprise’s competitiveness.
Key words: competition, industrial enterprises, management of competitiveness.
Среди наиболее актуальных тенденций, характеризующих процессы развития рыночных отношений и глобализации экономики, своей значимостью выделяется усиление конкуренции промышленных предприятий.
Процесс экономического развития сегодняшней России находится под сильнейшим влиянием глобализации мировой экономики. Для России это вылилось в ухудшение ее конкурентных позиций на мировых рынках, а также ослабление позиций отечественных производителей на собственном национальном рынке. В этой ситуации, очевидно, требуется более глубокое осмысление категории «конкурентоспособность», уровней и компонентов экономических систем, которым это свойство должно быть присуще.
Конкуренция (от лат. сопсиггепИа — сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее
действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [2].
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкурентоспособность промышленных предприятий, товаропроизводителей, фирм, компаний можно определить как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание предпродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей [2].
В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не является универсальным инструментом в борьбе за конкуренто-
способность предприятия. Конкурентоспособность — это важная рыночная категория. При неизменных качественных характеристиках продукции, работ, услуг предприятия его конкурентоспособность может изменяться в
достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой. Исходя из этого, конкурентоспособность промышленного предприятия можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленного предприятия
Достижение конкурентоспособности предприятия, выпускаемой им продукции, как на российском, так и на мировом рынке немыслимо без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Кроме того, в последние годы резко обострились проблемы обеспечения безопасности производства и их экологичности. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по данным критериям во многом стало определять уровень конкурентоспособности отечественных предприятий. В то же время эффект любых изменений на предприятии, будь то внедрение новых технологий или прогрессивные организационно-экономические преобразования, может быть достигнут только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами.
То есть реализация концепции экономического развития возможна только при условии адекватного наращивания материально-технического и трудового потенциала.
Люди представляют конкурентное богатство предприятия, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия, наряду с технологи-
ями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников и эффективнее использовать их трудовой потенциал.
Таким образом, только на пересечении трех составляющих — конкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, а также конкурентоспособный персонал — возможно достижение конкурентоспособности предприятия в целом, что, в свою очередь, является залогом его эффективной работы.
Соответственно, применительно к экономическим процессам управление конкурентоспособностью — это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на участие в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности хозяйственной деятельности предприятия и получения желаемых результатов.
Управление конкурентоспособностью делится на ряд видов, определяющих, в какой форме передаются управляющие воздействия на объект управления. Виды управления кон-
курентоспособностью можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, его компоненты, составляющие в своем единстве и сочетании, в совокупности процесс управления. Отметим, что, как всякий творческий процесс, управление конкурентоспособностью не поддается строгому регламентированию. Каждый субъект управления применяет, как правило, собственную технологию управления, избирая и комбинируя виды управления, используя их в определенной последовательности и сочетаниях. В то же время существуют определенные виды, формы и функции управления конкурентоспособностью, широко применяемые в управлении любым хозяйственным объектом [1].
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие мировые компании сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их
поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.
Очевидно, что экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей. В связи с этим развитие теории управления конкурентоспособностью приобретает сегодня исключительно важное практическое значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журавлева Е. Л. Управление конкурентоспособностью // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 8 (47).
2. Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2003. 496 с.