Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность продукции / системный подход / процессный подход / ситуационный подход / методы / инструменты / product competitiveness / system approach / process approach / situational approach / methods / tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Ю. Слушкина

В статье анализируется опыт применения конкретных инструментов, позволяющих промышленному предприятию реализовать на практике системный, процессный и ситуационный подходы к управлению конкурентоспособностью продукции. В результате проведенного исследования определены основные методы управления конкурентоспособностью: анализ и планирование конкурентоспособности продукции; создание преимуществ путем производства продукции с конкурентоспособными характеристиками по качеству и цене; мониторинг и контроль уровня конкурентоспособности продукции; поддержка и развитие рыночного положения продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT COMPETITIVENESS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE: APPROACHES AND METHODS OF IMPLEMENTATION

The article analyzes the experience of using specific tools that allow an industrial enterprise to implement in practice systemic, process and situational approaches to managing product competitiveness. As a result of the study, the main methods of competitiveness management were identified: analysis and planning of product competitiveness; creating advantages by producing products with competitive characteristics in terms of quality and price; monitoring and control of the level of competitiveness of products; support and development of the market position of products.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Е.Ю. Слушкина, студент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-193-198

Аннотация. В статье анализируется опыт применения конкретных инструментов, позволяющих промышленному предприятию реализовать на практике системный, процессный и ситуационный подходы к управлению конкурентоспособностью продукции. В результате проведенного исследования определены основные методы управления конкурентоспособностью: анализ и планирование конкурентоспособности продукции; создание преимуществ путем производства продукции с конкурентоспособными характеристиками по качеству и цене; мониторинг и контроль уровня конкурентоспособности продукции; поддержка и развитие рыночного положения продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, системный подход, процессный подход, ситуационный подход, методы, инструменты.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет четкой классификации методов управления конкурентоспособностью продукции. В связи с чем, посредством таких исследовательских инструментов, как синтез, анализ и систематизация автором статьи была предпринята попытка выделить основные подходы к управлению конкурентоспособностью продукции и методы их практической реализации на примере одного из ведущих предприятий приборостроительной отрасли России - АО «Саранский приборостроительный завод» (далее - АО «СПЗ»).

Обеспечение конкурентоспособности продукции в АО «СПЗ» основано на системном подходе, поскольку в данной работе задействована вся управленческая, производственно-хозяйственная и обеспечивающая структура предприятия [1]. Непосредственное участие в управлении конкурентоспособностью продукции в АО «СПЗ», т.е. участие в постановке и реализации соответствующих целей и задач, принимают генеральный директор и руко-

водители служб, подведомственных директорам по функциональным направлениям (рис. 1):

- директору по развитию - отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел технической документации, специализированное конструкторско-технологическое бюро;

- директору по производству - производственно-диспетчерский отдел;

- техническому директору - отдел главного метролога, отдел технического контроля, отдел менеджмента качества;

- коммерческому директору - отдел закупок;

- директору по продажам - отдел продаж;

- директору по экономике и финансам -отдел маркетинга, планово-экономический отдел, финансовый отдел;

- директору по персоналу и развитию производственной системы - отдел по развитию производственной системы, отдел по развитию персонала.

генеральный директор

Директор по

финансам и экономике

Начальник ПЭО

Начальник финансового отдела

Начальник

отдела маркетинга

Директор по персоналу и развитию производств, системы

Начальник

отдела развития персонала

Начальник

отдела развития производств, системы

Директор по

производству

Зам. директора по производству -начальник производственно -диспетчерского отдела

Технический директор

Зам. технического директора -главный метролог

Начальник ОТК

Начальник ОМК

Директор

по развитию

Коммерческий директор

Руководитель спецпалпзпро ванного КБ

Директор по

продажам

Главный конструктор Начальник отдела закупок Начальник отдела продаж

Главный технолог

Начальник отдела тех. документации

Рис. 1. Структура управления конкурентоспособностью продукции АО «СПЗ»

Функции, обеспечивающие процессы создания конкурентоспособной продукции выполняют такие подразделения завода как: заготовительно-гальваническое производство, производство чувствительных элементов, сборочное производство, инструментальный цех, энергоремонтный цех, отдел механизации, автоматизации и нестандартного оборудования, транспортный цех, отдел организации труда и заработной платы, административный отдел, спец.отдел, отдел информационных технологий, юридический отдел, бухгалтерия. Данные подразделения обеспечивают бесперебойность работы производства и персонала, своевременность выпуска и отгрузки продукции, юридическую и информационную поддержку основных рабочих процессов.

Примером применения ситуационного подхода к управлению конкурентоспособностью продукции в АО «СПЗ» можно назвать разработку и вывод на рынок новой продукции для медицинских нужд в условиях пандемии СОУГО-19. В апреле 2020 г. предприятие приступило к производству, а затем поставило в регионы России кислородные клапаны для ИВЛ и комплектующие к ним. В настоящее время в продолжение медицинской темы АО

«СПЗ» продолжает разрабатывать новые виды продукции для медицинской сферы. Такими изделиями являются медицинская консоль, бактерицидные рецилькуляторы закрытого типа, увлажнители кислорода (флоуметр). Изделия поставляются с медицинским регистрационным удостоверением.

Процессный подход к управлению конкурентоспособностью продукции в АО «СПЗ» охватывает все основные этапы работы с продуктом от изучения рынка и разработки нового продукта до вывода его на рынок и поддержания его рыночного положения, а именно:

- изучение запросов и ожиданий потребителей;

- анализ конкурентов и продуктов-аналогов;

- разработка продукта, выбор технологии его производства и используемых материалов и комплектующих;

- определение поставщиков используемых материалов и комплектующих;

- организация производства продукции;

- установление системы контроля качества продукции;

- установление порядка реализации продукции;

- выбор сбытовой и ценовой политики;

- обеспечение взаимоотношений с потребителями (работа с браком, консалтинг, гарантийное обслуживание и ремонт);

- обеспечение репутации и имиджа завода и продукции на рынке.

Таким образом, в АО «СПЗ» при управлении конкурентоспособностью продук-

ции используется комплексный подход к управлению всеми этапами ее жизненного цикла, учитывающий концепцию «спирали» [2] конкурентоспособности продукции (рис. 2).

Производство, контроль качества Рис. 2. Спираль конкурентоспособности продукции АО «СПЗ»

Рассмотрим подробнее содержание этапов управления конкурентоспособностью продукции.

Для изучения запросов и ожиданий потребителей в АО «СПЗ» используются следующие методы:

1. Участие в профессиональных выставках, позволяющих путем непосредственного общениям с потенциальными потребителями выявить их ожидания, пожелания, объемы потребности в конкретных видах продукции, заключить контракты или соглашения о намерениях.

2. Интервьюирование дилеров, работающих в разных регионах страны, с целью выяснения ожиданий потребителей и прогнозируемого объема спроса на конкретные виды продукции.

3. Поддержание контактов с партнерами из числа представителей профессиональной среды по вопросам новых тенденций в приборостроении и отраслях-потребителях продукции.

4. Участие в профессиональных конференциях для открытого обмена знаниями и мнениями, обсуждения отзывов и ожиданий потребителей.

5. Интервьюирование покупателей силами сотрудников отдела продаж, каждый из которых специализируется на работе с клиентами по конкретной группе продукции.

Оценка конкурентоспособности продукции в АО «СПЗ» осуществляется с помощью квалиметрического и маркетингового методов. При использовании квали-метрического метода применяется информация, аккумулируемая службой продаж. Специалисты отдела маркетинга рассчитывают обобщающий индекс конкурентоспособности по видам продукции с учетом потребительских параметров качества и цен продукции. Для оценки важных для потребителей технических параметров продукции привлекаются технические специалисты - технологи, конструкторы.

При использовании маркетингового подхода применяются методы анализа рыночной ситуации на основании информации, подготовленной специалистами отделов сбыта и маркетинга. Отдел маркетинга регулярно проводит исследование рыночного положения предприятия с определением рыночных долей по основным видам продукции. Исследуются рыночные ниши конкурирующих продуктов, дается их описание с указанием основных покупателей, географии продаж, сбытовой и ценовой политики. Таким образом определяется текущая рыночная доля в разрезе видов продукции, даются прогнозы по ее изменению в перспективе.

В целях обновления ассортимента продукции и обеспечения ее конкурентоспособности в современных условиях АО «СПЗ» ведет работу по разработке новых видов продукции: запорного сильфон-ного клапана, преобразователя разности, дифманометра стрелочный показывающий ДСП-100.

В процессе проектирования и разработки продукции в АО «СПЗ» проект рассматривается многократно - по мере развития от оригинальной концепции до рабочей документации для производства. Необходимость промежуточных рассмотрений предусматривается заранее во избежание трудностей и дополнительных затрат по внесению изменений на более поздних стадиях. Проводится проверка проекта - систематическое отслеживание хода проектирования [3].

Ответственность за процесс проектирования и разработки продукции возложена на технического директора предприятия. Качество продукции на этапе проектирования и разработки обеспечивается путем контроля за выполнением тех работ, последовательность которых прописана в стандартах предприятия [4]. Также подвергаются контролю и ранее выполненные, зарекомендовавшие себя наработки из прежних проектов, которые часто применяют в новых проектах.

Следующим этапом управления конкурентоспособностью продукции является определение поставщиков и закупка каче-

ственных материалов и комплектующих. Заказы на материалы и комплектующие изделия подразделениями предприятия размещаются только на основании соблюдения требований к ним, указанным в технологической документации.

В АО «СПЗ» определена процедура выбора поставщиков закупаемой продукции. Отдел закупок на основании результатов оценки предыдущих поставок формирует и актуализирует перечень приемлемых для предприятия поставщиков. Информация о требованиях, предъявляемых к закупаемой продукции, доводится до сведения поставщиков до заключения договоров на поставку в виде заявок и уточняется в процессе подготовки договора.

Следующим этапом, обеспечивающим конкурентоспособность продукции, является организация ее производства и контроля качества [5]. В основе организации производственных процессов АО «СПЗ» лежит модель «Производственной системы предприятия» (ПСП), ядром реализации которой являются 4 принципа:

- «Все внимание на производственную площадку»;

- «Люди - самый ценный актив»;

- «Культура непрерывных усовершенствований»;

- «Прежде думай о заказчике».

С целью повышения результативности производственных процессов и исключения потерь в АО «СПЗ» внедрена система бережливого производства на принципах производственной системы Toyota. Анализ результативности процессов производства проводится владельцем процесса с установленной периодичностью. Результаты контрольных мероприятий документируются и используются при пересмотре подходов к работе. Для более подробной регламентации процессов сформирована практика разработки стандартов. Эти меры позволяют предприятию производить качественную продукцию с минимумом потерь, что особенно важно для обеспечения выгодного конкурентного положения продукции завода на рынке с позиций «цена-качество» [6].

На следующем этапе управления конкурентоспособностью продукции в АО «СПЗ» определяется товарная, сбытовая и ценовая политика.

Осуществляя товарную политику, АО «СПЗ» ориентируется на качество продукции. При этом предприятие обладает широким ассортиментом и активно занимается разработкой новой продукции. При формировании товарного ассортимента учитываются текущие рыночные потребности и уровень рентабельности продукции. Ассортиментные акценты АО «СПЗ» - это продукция специального назначения и сильфонная продукция.

Ценовая политика АО «СПЗ» имеет довольно очевидную особенность: цена формируется с учетом рыночной ситуации и носит скорее договорной характер. Предприятие использует метод установления цены на основе уровня текущих цен, а также применяет скидки для дилеров и индивидуальных заказчиков.

Через дилерскую сеть завода реализуется весь объем приборов контроля и измерения технологических процессов. Производство и реализация технологической оснастки возможна только как работа с индивидуальными заказчиками. Отдельную группу составляют покупатели специальной продукции, которая производится и реализуется на основании контрактов государственного оборонного заказа, условия

которых регулируются соответствующими нормативными документами.

АО «СПЗ» действует в нижнем и среднем ценовых сегментах. Существующий диапазон цен желательно сохранять, так как их повышение будет отрицательно сказываться на приверженности постоянных покупателей, влиять на конкурентоспособность продукции и объемы продаж.

В качестве недостатков сбытовой политики можно отметить ее излишнюю лояльность - достаточно большой объем продукции продается на условиях последующей оплаты с внесением авансового платежа. Это вызывает неприятности с образованием дебиторской задолженности, в т.ч. просроченной, которая в годовом измерении может доходить до 35-40%.

Проведенное исследование позволило выявить и определить основные методы управления конкурентоспособностью в АО «СПЗ», к которым, по нашему мнению, относятся следующие:

- анализ и планирование конкурентоспособности продукции;

- создание преимуществ путем производства продукции с конкурентоспособными характеристиками по качеству и цене;

- мониторинг и контроль уровня конкурентоспособности продукции;

- поддержка и развитие рыночного положения продукции.

Библиографический список

1. Хабалтуев А.Ю., Петрякова А.М. Концепция системы управления конкурентоспособностью продукции и основные научные подходы к его пониманию // В сборнике: Экономика, управление и образование. Материалы III Национальной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2020. - С. 132-138.

2. Гринцевич Л.В. Управление конкурентоспособностью продукта на этапах жизненного цикла // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. - 2023. - № 2 (274). - С. 84-94.

3. Калиниченко М.П. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленных предприятий: оценка, внедрение технологических и управленческих инноваций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2022. - Т. 12. № 1. - С. 80-91.

4. Юкласова А.В. Управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности инновационно-активных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2021. - Т. 12. № 4. - С. 80-87.

5. Быковская Е.В., Гаврилова Ю.С. Влияние технологической конкурентоспособности на рост эффективности деятельности промышленного предприятия в современных условиях // Russian Economic Bulletin. - 2022. - Т. 5. № 6. - С. 219-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Горбачева Е.В. Механизм формирования конкурентного потенциала предприятия // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. - 2022. -№ 2 (56). - С. 70-75.

PRODUCT COMPETITIVENESS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE: APPROACHES AND METHODS OF IMPLEMENTATION

E.Yu. Slushkina, Student

National Research Ogaryov Mordovia State University (Russia, Saransk)

Abstract. The article analyzes the experience of using specific tools that allow an industrial enterprise to implement in practice systemic, process and situational approaches to managing product competitiveness. As a result of the study, the main methods of competitiveness management were identified: analysis and planning ofproduct competitiveness; creating advantages by producing products with competitive characteristics in terms of quality and price; monitoring and control of the level of competitiveness of products; support and development of the market position of products.

Keywords: product competitiveness, system approach, process approach, situational approach, methods, tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.