Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью продукции агропромышленных предприятий'

Управление конкурентоспособностью продукции агропромышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукманова П.Б.

В условиях рыночных отношений выживаемость агропромышленных предприятий на рынке товаров и услуг, их устойчивое развитие определяется уровнем конкурентоспособности продукции. Высокое качество продукции, отвечающее всем требованиям потребителей, в соотношении с умеренной ценой является важным фактором конкурентоспособности предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью продукции агропромышленных предприятий»

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Лукманова П.Б.*

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

В условиях рыночных отношений выживаемость агропромышленных предприятий на рынке товаров и услуг, их устойчивое развитие определяется уровнем конкурентоспособности продукции. Высокое качество продукции, отвечающее всем требованиям потребителей, в соотношении с умеренной ценой является важным фактором конкурентоспособности предприятия в целом.

Ключевые слова: конкурентоспособность, пищевая и перерабатывающая промышленность, агропромышленная продукция.

В свою очередь современный мировой рынок агропромышленной продукции является ареной острой конкурентной борьбы поставщиков, которая охватила все сферы их деятельности и заставляет применять разнообразные формы и методы, направленные на привлечение покупателей и обеспечение конкурентных преимуществ, продаваемых товаров перед изделиями конкурентов [1].

Конкурентоспособность - это емкая экономическая категория, включающая в себя несколько уровней: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, конкурентоспособность страны. Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

В данной статье, более подробно мы остановимся на конкурентоспособности продукции и ее управлении, так как она лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности и является важнейшим атрибутом экономики, затрагивающий всех товаропроизводителей.

Конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации [2].

Конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в целом. Целью деятельности любого предприятия, в том числе и агропромышленного, является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за

* Специалист по учебно-методической работе в отделе по взаимодействию и работе с филиалами.

Региональные проблемы развития АПК

139

счет производства продукция, отвечающая всем требованиям, предъявляемые покупателями.

Поэтому, чтобы продукция агропромышленных предприятий была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа, направленная на повышение качества. Предприятия агропромышленного комплекса желающие укрепить свои позиции в условиях конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. В то же время следует учесть, что на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару, тем самым между производителями ведется ужесточенная конкуренция. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними.

В целях управления конкурентоспособностью продукции агропромышленного предприятия необходимо совершенствование технологии производства, расширение и обновление ассортимента продукции, слаженная и эффективная работа всех подразделений, внедрении современного высокопроизводительного и энергоэффективного оборудования, применение новых конструкторских идей и т.д.

Управление конкурентоспособностью продукции агропромышленного предприятия основано на следующих составляющих: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение уровня обслуживания, управление инновационными процессами.

При управлении конкурентоспособностью продукции агропромышленного предприятия, должен быть проведен анализ собственных возможностей, способность обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Немало важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом, в конечном счете, возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

140

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

По существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций [3].

Но основные противоречие конкурентоспособности можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [4].

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов.

В целях управления качеством продукции агропромышленных предприятий необходимо разработать следующие мероприятия:

- модернизация выпускаемой продукции, которая позволит расширить ассортимент продукции, существенно улучшить качество сырья и готовой продукции, увеличить сроки ее хранения, освоить новые виды упаковки, улучшить дизайн и эргономику. Такой подход является наиболее эффективной предпосылкой успешного функционирования предприятия на рынке, так как ориентирован на максимально полное удовлетворение потребностей потребителей;

- освоение выпуска известных прогрессивных образцов, которое является одним из важных подразделов плана технического развития

Региональные проблемы развития АПК

141

и организации производства. Включаемые в план мероприятия подвергаются тщательному технико-экономическому анализу. Разрабатываемые в плане мероприятия должны обеспечивать: создание новых видов продукции; освоение выпуска новых изделий в производстве; модернизацию и повышение качества выпускаемой продукции; снятие с производства устаревшей продукции; создание новых опытных образцов и видов продукции;

- повышение качества изготовления выпускаемой продукции (в частности, внедрение бездефектного изготовления, улучшение сортности, расширение ассортимента с повышенным качеством и т.д.);

- внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий;

- мероприятия по снятию с производства устаревшей продукции.

В результате внедрения мероприятий направленных на управление конкурентоспособностью и ее повышение, постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции. Развитие агропромышленного комплекса направлено на расширение использования в сельском хозяйстве ресурсосберегающих технологий, обоснование возможностей наращивания экспорта, обеспечение экономической доступности продовольствия для всех социальных слоев населения, стабилизацию внутренних цен на продукты питания, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сырья и продовольствия на внутреннем и мировом рынках, обеспечение продовольственной безопасности.

Список литературы:

1. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 504 с.

2. Плясунков А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: автореф. дисс. / А.В. Плясунков. - Мн.: БГПА, 2002. -21 с.

3. Грибов B., Грузин B. Конкурентоспособность продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inventech.ru/lib/predpr/predpr0042 (дата обращения: 22.03.2013).

4. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 1. - С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.