Управление конкурентоспособностью предприятия Enterprise competitiveness management
Войнов Д.А.,
бакалавр 4 курс
Voinov D.A.,
bachelor 4 year
Научный руководитель: Германович А.Г., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Аннотация: В статье рассматривается значение конкурентоспособности для предприятия на отраслевом рынке. Раскрываются теоретические подходы для достижения успешной конкурентоспособности предприятия на рынке. Подробно анализируется каждый подход и его значение для конкуренции.
Summary: The article discusses the importance of competitiveness for enterprises in the industry market. The theoretical approaches to achieve successful competitiveness of the enterprise in the market are revealed. Each approach and its value for competition are analyzed in detail.
Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегические подходы, маркетинговые исследования, функциональная конкуренция, бенчмаркинг.
Keywords: сompetitiveness, strategic approaches, marketing research, functional competition, benchmarking.
В рыночной экономике значительную роль играет конкуренция экономических субъектов на отраслевом рынке. Для успешной конкуренции экономические субъекты должны реализовать стратегические подходы по внедрению новых технологий в производство, проводить маркетинговые исследования рынка, выявлять сильные и слабые стороны конкурентов, понять тренд своих возможностей для расширение своей доли на рынке.
Очень важно при увеличении конкуренции в условиях изменении спроса и предложения на отраслевом рынке совершенствовать систему управления
конкурентоспособностью предприятием. Для этого, как правило, предприятия должны разрабатывать новые методы управления.
Разработка новых методов управления в конкурентной среде обычно строится на понимании особенностей конкуренции. Конкурентная борьба между производителями в самой простой форме осуществляется за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Более сложное направление конкуренции ученые связывают с борьбой за редкие экономические блага, которые можно заполучить, обладая определенными средствами. Логически понимание данного направления связано с тем, что часть экономических благ является ограниченной по объемам или они относятся к редким ресурсам. Ограниченность ресурсов по объемам меньше потенциальной потребности рынка позволяет владельцам редких ресурсов использовать их со значительной выгодой для себя. Часто речь идет о их распределении с учетом нерыночных предпочтений.
Направление конкуренции связанной со структурными изменениями рынка строятся на анализе и использования с выгодой для предприятия этих изменений. Преимущества такой конкуренции складываются из возможного воздействия конкретного предприятия на общий уровень рыночных цен. В соответствии этому на рынке возникают определенные виды конкуренции, имеющие отношение к совершенной и несовершенной конкуренции.
На рынке может возникнуть функциональная конкуренция. Она связана с использованием устаревшей иди новейшей технологии. В этом случае новаторские компании вытесняют с рынка компании, которые используют устаревшие технологии.
Анализ конкурентной среды рынка позволяет предприятиям на определенных принципах построить стратегию по управлению конкуренцией. При этом предприятие учитывает преимущества или поведенческой конкуренции, или структурной конкуренции, или технологической.
Одним из важнейших направлений конкуренции предприятий является поддержание динамики долгосрочного спроса. Для реализация этого направления потребуются дополнительные инвестиции в производство для увеличения производственных мощностей предприятия. Вместе с тем потребуются дополнительные расходы для организации и обеспечения новых каналов сбыта продукции.
Возрастающая сложность бизнес процессов обычно сопровождается разработкой новой программы совершенствования управления предприятием и, в частности, в направлении повышения конкурентоспособности предприятия. Для поиска лучших решений используется особый вид деятельности бенчмаркинг. Он является инструментом
совершенствования управлением конкурентоспособностью предприятия. При этом руководство предприятия сравнивают и анализируют свою деятельность с передовыми предприятиями и перенимает опыт развития и совершенствования направлений конкурентоспособности для своего предприятия.
В существующей практике применения бенчмаркинга выделяют его определенные виды:
- Внутренний. Предприятие анализирует свои бизнес процессы и их управление, а затем сопоставляет схожие бизнес процессы и их параметры с другими предприятиями, которые успешно конкурируют на рынке. Подобные сравнения позволяют совершенствовать бизнес процессы и добиваться лучших результатов..
- Конкурентный. При его реализации сравниваются основные характеристики предприятия с основными параметрами конкурентов. В этой связи предприятие совершенствует ассортимент продукции, методы управления и особенно административные и прослеживаются для актуализации другие возможности. Функциональный. Предприятия очень внимательно анализирует и сравнивает отдельные показатели по предприятиям, которые выводят конкурирующие предприятия на лидирующие позиции на рынке. При этом важное значение имеет условия при которых существует возможность использовать достижения лидирующих предприятий.
- Общий. Эффективность функционирования предприятий сравнивается по наиболее широко используемым показателям оценки предприятий. К ним относятся показатели производства и реализации предприятия. По этим общими показателям конкуренты, имеющие аналогичный бизнес могут выбрать наиболее эффективные направления инвестирования.
Бенчмаркинг в России применяется не так широко как на западе. Его основное направление исследование деятельности Западных конкурентов в родственных отраслях. Тем самым Российские компании пытаются перенимать опыт прежде всего западных компаний и соответственно наибольший вес приобретает заимствования опыта западных компаний.
Многие компании в России применяют и используют аутсорсинг. Его значение связано с передачей выполнения некоторых функций сторонним компаниям. Часто это имеет отношение к производству комплектующих. Предприятия, которые занимаются производством готовой продукции из большого количества комплектующих для повышения эффективности заказывают часть деталей другим производителям. Обращение
к другим производителям приводит снижению издержек на производство готовой продукции.
Аутсорсинг широко применяется для выполнения определенных услуг. Чаще всего это имеет место при сбыте продукции массового спроса. При продаже продукции массового спроса важна широкая сеть дистрибьюторов.
Удачным историческим примером использования бенчмаркинга является история компании Ford. К бенчмаркингу ее специалисты и руководители прибегли в 90-х 19-го столетия, когда положение компании на рынке стало неустойчивым. В ходе использования бенчмаркинга производились исследования качества 50 предложенных моделей автомобилей компании. Данные исследования проводились для того, чтобы выяснить достоинства и недостатки каждой модели. По результатам сравнительного анализа были выявлены параметры наиболее удачного автомобиля, которые позволили достичь параметров авто компаний конкурентов и в последствии превзойти их. В результате проведенного анализа выбрали производство автомобиля модели Taurus, который стал моделью года.
Международная корпорация Nokia по производству мобильных устройств и сервисов использует бенчмаркинг для удержания лидерского положения на рынке. Для поддержания своего лидирующего положения компания отслеживает все прогрессивные изменения во всех сферах своей деятельности (взаимоотношения внутри производственных коллективов, отношения с партнерами, логистика, исследования и разработки).Вместе с тем компания занимается консалтингом. Исследуя рынок, компания выявляет эффективные стратегии, передовые технологии и т.д. и предоставляет услуги другим компаниям для повышения эффективность бизнес— процессов.
Конкурентоспособность предприятия на рынке большой степени связана с маркетингом или проведением маркетинговой политики предприятием. В свою очередь основой маркетинга является тщательный системный анализ рынка. На основе прежде всего анализа покупателей и конкурентов предприятие изучает спрос и может проектировать и производить товары более интересные потребителям, чем у конкурентов.
Маркетинговый анализ позволяет предприятию вскрывать резервы для производственно-сбытовой деятельности. Их использование позволяет рационализировать ассортимент и объемы, ценообразование при производстве конечной продукции предприятием.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ценовой политики. Возникающая ценовая конкуренция оказывает сильное влияние на доходность и финансовое положение
предприятия. При этом необходимо оценивать взаимосвязь качество и цены для продукции. Часто это взаимосвязь имеет обратную зависимость и может повлиять на рыночный спрос.
Соответственно ценовая политика это сложная деятельность и представляет собой реализацию системы представлений и концептуальных категорий для маневра ценами. Тем самым ценовая политика предприятия направлена на определение цен и умелое маневрирование ими в зависимости от состояния рынка для обеспечения доходности предприятия, увеличения его рыночной доли и решения иных стратегических задач.
Сбыт и связанная с ним сбытовая политика определяется размерами спроса, его структурой и динамикой. Влияние на сбыт и сбытовую политику оказывает влияние возможностей предприятия по объемам производства, финансам и шире организационной структурой. Неудачная сбытовая политика предприятия в сравнении с конкурентами и запаздывание ее по модернизации снижает конкурентоспособность приятия и в конечном итоге заставит предприятие покинуть конкретную нишу рынка.
Конкурентоспособность любого предприятия на рынке находится в зависимости коммуникационных связей между ними. При этом отлаженные коммуникационные связи субъектов рынка являются непременным условием нормального функционирования их на рынке. В связи с усложнением рынка значимость коммуникаций возрастает, так как увеличивается предложение на рынке товаров и услуг, растет их качество. Возрастает сложность и качество форм и методов конкуренции, других факторов рынка. С другой стороны, налаживаются технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Одновременно возрастают трудности поиска достоверной, систематической и оперативной информации о спросе и предложении, о ценах, о емкости рынка и правовых аспектах функционирования предприятия. Задержка в поиске достоверной информации повышает риски для предприятия при принятии решений.
Значение маркетинга и маркетингового анализа для обеспечения конкурентоспособности предприятия непрерывно возрастает. Соответственно усиливаются требования к качеству самого анализа и его последовательности:
- прежде всего необходимо определить показатели функционирования предприятия в текущем периоде, а затем на перспективу;
- уточнить сегментацию рынка и позиционирование товаров и услуг;
- разработать эффективную стратегию маркетинга по отдельным направлениям деятельности предприятия.
Список использованной литературы
1. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. - М.: ИНФРА, 2015.-258с.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер — М.: Прогресс, 2005. - 734 с.
3. Дихтль, Е. А. Практический маркетинг. Учебное пособие / Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин - М.: Высшая школа, 2016. - 140 с.
4. Германович А.Г.Роль региональных агрокластеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий. Журнал «Инновации и инвестиции». 2018. № 5. С. 358-361.
5. Фомин А.А. Достаточна ли государственная поддержка АПК. Комбикорма. 2010. № 5. С. 4-5.
6. Фомин А.А. Оценка влияния вступления России в ВТО на состояние аграрного комплекса. Хлебопродукты. 2013. № 6. С. 4-7.
7. Волков С., Фомин А. История землеустроительного образования в России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 5. С. 31-35.
8. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11-12.
9. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.
10. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
11. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
12. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
13. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.
14. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.
15. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.
16. Узун В.Я., Фомин А.А., Логинова Д.А. Место России на агропродовольственной карте мира. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1 (361). С. 68-76.
17. Фомин А.А., Шаповалов ДА., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.
18. Маргалитадзе О.Н., Горбунов В.С. Особенности развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации и регионализации. Монография / Москва, 2019.