Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в рамках модели жизнеспособной системы С. Бира'

Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в рамках модели жизнеспособной системы С. Бира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / COMPETITIVE BEHAVIOR / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БИЗНЕСА / UNCERTAINTY OF BUSINESS / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / МОДЕЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ / VIABLE SYSTEM MODEL DECISION MAKING / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова М.А.

В статье рассматриваются проблемы управления конкурентоспособностью предприятия в условиях динамичной внешней среды. Автор предлагает набор критериев для выбора и оценки инструментов управления конкурентным поведением в рамках модели жизнеспособной системы С. Бира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing Competitiveness of Business Structures within the Viable System Model by S. Beer

Тhe article considers the problem of managing enterprise competitiveness in a dynamic external environment. The author suggests a set of criteria for selecting and assessing management tools of competitive behavior within the viable system model by S. Beer.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в рамках модели жизнеспособной системы С. Бира»

_Аннотация

В статье рассматриваются проблемы управления конкурентоспособностью предприятия в условиях динамичной внешней среды. Автор предлагает набор критериев для выбора и оценки инструментов управления конкурентным поведением в рамках модели жизнеспособной системы С. Бира.

Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, конкурентное поведение, неопределенность бизнеса, корпоративные информационные системы, модель жизнеспособной системы, принятие решений

Петрова М.А.

аспирантка факультета экономики Российского государственного педагогического университета, ассистент кафедры маркетинга и стратегического планирования, г. Санкт-Петербург mashcH-computer@yandex.nj

конкурентоспособность компании

как ее жизнеспособность

управление конкурентоспособностью

предпринимательских структур в рамках модели

жизнеспособной системы с. бира

Развитие современного бизнеса ставит предпринимательские структуры в ситуацию, когда для обеспечения конкурентоспособности требуется все более совершенный инструментарий. Отличительной особенностью экономической деятельности в XXI веке является то, что в процессе выбора наилучшей альтернативы менеджер может использовать практически неограниченный объем информации. То, каким образом будут интерпретированы эти данные, ключевым образом отразится на результатах, полученных вследствие того или иного управленческого выбора, и

конкурентоспособности предприятия. Обработка и интерпретация данных является основной функцией электронных программных систем поддержки принятия решений (СППР). Необходимо помнить о том, что все электронные СППР предназначенные для управления конкурентным поведением компании применяют в условиях постоянной изменчивости внешней среды и низкого уровня ее структуры (5, 6]. Это делает свойство адаптивности ключевым фактором выбора информационной системы, с точки зрения обеспечения и сохранения за предприятием устойчивых конкурентных позиций.

Модель жизнеспособной системы (Viable System Model, VSM), предложенная Стаффордом Биром в 1960-е годы (1, 5, 6] позволяет достаточно полно и широко оценивать СППР с точки зрения адаптивности и перспектив ее устойчивой и результативной работы в условиях динамичных изменений.

Модель жизнеспособной системы

Концепция VSM, разработанная и частично реализованная С. Биром в рамках проекта «Киберсин» (Чили, начало 1970-х) (4], приобретает все большую актуальность в настоящее время (6]. Так, например, в большинстве современных приложений, предназначенных для управления проектами, используются инструментальные панели и технология предупреждающих сигналов, а также есть возможность оценки эффективности бизнес-процесса. Большая часть подобного функционала появилась в тиражируемых системах не так давно, однако идея их использования была предложена более 30 лет назад, В российских научных исследованиях идеи VSM упоминают зачастую в связи с проектом электронного правительства. Однако идея применения концепции VSM в рамках корпоративных информационных систем, предназначенных для поддержки управления конкурентоспособностью, имеет не менее широкие горизонты. Рассмотрим, каким критериям должна отвечать современная система поддержки управления конкурентным поведением компании в рамках рассматриваемой концепции.

Под жизнеспособностью в рамках концепции VSM понимают способность системы существовать и функционировать в изменчивой среде с высокой степенью неопределенности внешних процессов (6, с. 52]. Ключевым аспек-

том такого рода адаптации является то, каким образом решается задача преодоления сложной структуры внешней среды и внутренних процессов в рамках организации, Модель УБМ предлагает отличный от иерархического подхода взгляд на структуру управления, Схема управления представляет собой рекурсивную модель, в которой каждое следующий узел помещается внутри более крупного, вследствие чего создаются исключительные возможности для управления многообразием, Применение подобной структуры в рамках СППР предприятия отвечает современной концепции управления, когда вместо иерархического в организациях часто применяется проектный или матричный подход,

Взаимодействие пяти подсистем модели

Модель жизнеспособной системы подразумевает функционирование и взаимодействие в ее рамках пяти подсистем (1, с, 241],

1, Операционная система включает все операции, которые осуществляет организация в процессе своего функционирования, Ключевой характеристикой удачной СППР в рамках операционного управления конкурентным поведением является ее способность обеспечивать ежедневный процесс принятия решений достаточным объемом информации об окружающей среде,

2, Координационная система предназначена для координации элементов первой системы, На этом уровне определяются цели, формируются расписания и осуществляется администрирование различными проектами в рамках управления маркетингом компании, СППР должна поддерживать многопользовательский интерфейс и обеспечивать возможность лицу,

российское предпринимательство, 2010, № 5 (1)

отвечающему за координацию маркетинговых мероприятий, оперативно вмешиваться в процесс принятия операционных решений.

3. Система контроля и аудита подразумевает осуществление функций контроля и аудита. На данном уровне решаются такие задачи обеспечение конкурентоспособности, как расчет эффективности продаж, рентабельность инвестиций в маркетинг, а также решаться глобальная задача аудита коммерческой деятельности.

4. Система исследования и развития отвечает за масштабные исследования внешней среды и обеспечивает развитие организации. К этой системе можно отнести все задачи, входящие в сферу стратегического маркетинга, а также анализ и исследования рынка компании. Именно на этом уровне любое предприятие должно особенно внимательно отнестись к изучению неопределенности внешней среды и выявлению потенциальных возможностей и угроз своего функционирования. Особое внимание должно уделяться наличию в рамках СППР инструментов исследования неопределенности, так как состояние внешней среды маркетинговых процессов в большинстве случаев можно характеризовать, как изменчивое, низко структурированное и многообразное. Стоит также отметить, что задача прогнозирования внешней среды заключается в поиске наиболее вероятного тренда развития событий и определении соответствующих потенциальных возможностей и угроз. Таким образом, для успешного управления предприятием на стратегическом уровне требуется, чтобы СППР базировалась на моделях исследования неопределенности, способных выявлять тенденции развития событий на основе неполной информации, неоднородных данных и

в условиях изменчивой внешней среды, 5. Система выработки политики имеет отношение к деятельности высшего управленческого звена и подразумевает разработку общей политики бизнеса и развитие внешних связей. Это могут быть вопросы определения философии торговой марки или организации, разработка концепции индивидуальности бизнеса в целом и определение общего направления его развития, формирование имиджа организации. Учитывая инсайдерскую специфику деятельности подобного рода, ключевым требованием к СППР будет наличие функционала для составления когнитивных карт, моделирования дерева решений.

Характеристики оптимальной системы поддержки принятия решений

Как уже отмечалось, жизнеспособность системы определяется ее способностью к самоорганизации и устойчивой работе в условиях изменчивости. Это приводит к выводу о наборе характеристик оптимальной СППР в рамках управления конкурентоспособностью:

1) система должна позволять моделировать как тактические, так и стратегические решения;

2) система должна поддерживать многопользовательский интерфейс, в рамках которого возможно дублирование и комбинирование ролей среди участников;

3) система должна обладать удобной базой для аккумулирования и анализа данных;

4) в рамках системы должны быть предусмотрены инструменты анализа и обработки нечисловых данных;

5) должны быть предусмотрены механизмы контроля и координации принятия решений на всех управленческих уровнях;

6) должен быть обеспечен механизм согласования между политикой, стратегией и тактикой маркетинга;

7) в основу анализа данных должны быть положены методы и модели, применимые в условиях многообразия и динамичной изменчивости внешней среды,

Разработка корпоративной системы управления конкурентным поведением с учетом приведенных характеристик позволит создать устойчивую и одновременно адаптивную систему поддержки принятия решений в рамках управления маркетингом, Наличие такой системы в распоряжении современного специалиста позволит разрешить широкий спектр актуальных задач в области аккумуляции и интерпретации данных, координации деятельности и моделирования ситуаций и процесса выбора решений, Несмотря на низкую степень внимания со стороны практикующих специалистов и научного сообщества, применение подхода УБМ имеет широкие перспективы в рамках разработки инструментов управления конкурентоспособностью компании, Модель

позволяет разработать систему универсальных требований к их характеристикам с целью создания СППР, пригодной для применения в любых условиях внешней среды.

Литература

1. Beer S. Decision and Control: The Meaning of Operational Research and Management Cybernetics. - Chichester: John Wiely & Sons Ltd, 2006. - 300 p.

2. Emery F.E., Trist E.L. The Causal texture of Organisational Environments. // Human Relations. - 1965. - Vol. 18. - P. 21-32.

3. Kauffman S. Investigations. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 308 p.

4. Wierenga B., van Bruggen G.H. Marketing Management Support System: Principals, Tools and Implementations. -Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000. - 360 p.

5. Бир C. Мозг фирмы. - М: Эдиториал УРСС, 2005 - 415 c.

6. Отоцкий Л., Стэффорд Бир и новые аналитические средства КИС. // Oracle Magazine Russian Edition. - 2008. -Январь-февраль. - С. 52-56.

Petrova M.A.

Postgraduate Student, Department of Economics,

Russian State Pedagogical University, Assistant,

Chair of Marketing and Strategic Planning, Saint Petersburg

Managing Competitiveness of Business Structures within the Viable System Model by S. Beer

_Abstract

The article considers the problem of managing enterprise competitiveness in a dynamic external environment, The author suggests a set of criteria for selecting and assessing management tools of competitive behavior within the viable system model by S, Beer,

Keywords: entrepreneurship, competitiveness, competitive behavior, uncertainty of business, corporate information systems, viable system model decision making

оссийское предпринимательство, 2010, № б (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.