Управление компаниями в рамках экосистемного подхода в цифровой экономике
Лукинова Ольга Анатольевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина E-mail: [email protected]
Писаренко Наталья Дмитриевна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры, Воронежский филиал «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Апалихина Оксана Александровна,
кандидат технических наук, доцент кафедры, Воронежский государственный университет инженерных технологий E-mail: [email protected]
Плужникова Наталья Викторовна,
старший преподаватель кафедры, Воронежский государственный университет инженерных технологий E-mail: [email protected]
В статье отражаются результаты теоретических и практических исследований формирования и развития экосистем в цифровой экономике. Показано, что в связи с трансформацией экономики Российской Федерации, уменьшением зависимости от добычи и экспорта сырьевых ресурсов, поддержкой со стороны государства развития инновационных технологических проектов особое внимание должно уделяться формированию и развитию экосистем, замыкающим на себе интеллектуальный капитал и ускоряющих инновационную активность в экономике.
Актуальность исследования обусловлена тем, что благодаря цифровой трансформации экономики экосистемный подход набирает популярность, а доминирующим фактором развития компаний и территорий выступает трансфер технологий, информации и знаний. Что касается экосистем, то вместе с кластерами, отраслями, сетями они становятся субъектами экономических отношений. На конкретных примерах проанализированы возможности применения экосистемного подхода в управлении деятельности компаниями в условиях цифрови-зации.
Ключевые слова: экосистема, цифровая экономика, стратегия, трансфер технологий, промышленность, инновация, кластер, управление, модель, ритейл, управление.
События последних лет показали, что одним из факторов, определяющих конкурентные преимущества многих компаний, работающих в различных секторах экономики, выступает уровень цифровизации, так как основными инструментами развития и стимулирования экономики выступают инновации и цифровизация.
Сложившиеся экономические реалии диктуют необходимость исследования и разработки новых управленческих подходов и моделей, ускоряющих развитие современных компаний в цифровой экономике. Большое внимание при их разработке должно отводиться информационной составляющей принятия эффективных управленческих решений [2,3].
Компаниям, прошедшим этап цифровизации, легче осуществить переход на существование в качестве экосистемы [11 ].
Цифровой экономике России удалось адаптироваться к новым условиям и эффективно выстроить совместную работу государства и бизнеса, что подтверждают следующие данные за 2022 год: уровень достижения цифровой зрелости в России составил 65,8%, доля массовых социально значимых услуг в электронном виде - 99,97%, доля до-мохозяйств, которым обеспечен широкополосный доступ к Интернету,- 86,1%, объем вложений в отечественные IT-решения - 521,9 млрд руб [19].
Экосистемная перестройка бизнеса обусловлена объективными глобальными условиями, движимыми внедрением технологических инноваций. Лукинова О.А. и другие авторы в своих научных работах пишут: «Значимость технологических инноваций для экономики объясняется следующими факторами: технология является постоянно пополняемым ресурсом, который генерирует богатство; выступает фактором повышения производительности и конкурентоспособности, а также средством объединения интересов науки, бизнеса и правительства» [12].
Многие исследователи занимались изучением экономических систем в аналогии с биологическими системами. В условиях цифровой трансформации данный подход стал одним из востребованных при формировании новых моделей управления бизнес-процессами компаний.
В. Иванов и Г.Г. Малинецкий описывают мировой опыт перехода к цифровой экономике и роль экосистем в экономике [4].
Г.Б. Клейнер в своих трудах пишет об экосистемах следующее: «Экосистемы - это локализованные системы организаций, бизнес- процессов, инновационных проектов и инфраструктурных ком-
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
плексов, способные функционировать на длительном промежутке времени за счет кругооборота ресурсов и различных продуктов» [4-6].
Исследуя категорийный аппарат экосистем с позиции теории систем в экономической научной среде, были отмечены различные точки зрения исследователей. Дж.Ф. Мур один из первых перенес основы существования биологических экосистем в экономику и бизнес. По его мнению, предпринимательские экосистемы свой потенциал реализуют в различных отраслях экономики. Он большое внимание в развитии экосистем отводил инновациям, технологиям, кооперации, конкуренции, а также формированию различных компетенций (1993 г.) [5].
Проведенное исследование теоретической представленности экосистемного подхода в трудах экономистов показало, что пока еще не сформирован достаточный понятийный аппарат и унифицированный взгляд на сущность и содержание экосистем.
Таким образом, экосистемный подход предполагает формирование определенной среды для генерирования и реализации инновационных проектов в самых разных отраслях экономики, позволяет участникам экосистемы быть открытыми к внешним вызовам через интеграцию ресурсов, знаний, информации, технологий, компетенций. Экосистема достигнет эффекта от своего существования, когда технологии станут генераторами передачи знаний в бизнес-среде и приведут к повышению производительности внутри компании, в цепочке поставщиков и между отраслями, а также устойчивому развитию каждого из участников экосистемы.
Большое внимание, как со стороны теоретиков, так и практиков, изучающих экосистемный подход, уделяется теории кластеров. В основу построения экосистемы с позиций теории кластеров заложено взаимовыгодное сотрудничество и самоорганизация [10]. Примером могут выступать инновационные промышленные кластеры, которые осуществляют постепенный переход в экосистему. Так, в соответствии со стратегией социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на период до 2035 года, создание инновационного высокотехнологического промышленного комплекса в регионах выступает важнейшим направлением его экономического развития [8,14]. Консолидация ресурсов предприятий в кластерные образования позволяет малым предприятиям претендовать на выполнение заказов для крупных госкорпораций [9].
Инструментами развития кластера на пути к экосистеме должны стать цифровые технологии, платформы, программное обеспечение; интегрированные решения, технологии обработки больших ] данных, а в основу бизнес-моделей участников = кластера должны входить информационные плате формы, облегчающие взаимодействие участников Я кластера [2].
° При построении экосистемной модели исполь-ав зуются три подхода: экосистема как совокупность
участников; экосистема как самоорганизующаяся организация; экосистема как площадка товаров и услуг (marketplace). Для того, чтобы осуществить переход от «классической организации» к «экосистеме» каждая организация должна проходить определенные этапы развития [15].
Как показало проведенное исследование, экосистемный подход предполагает реинжиниринг существующих бизнес-процессов и бизнес-моделей, результатом которого должна стать адаптация компании под изменяющиеся условия бизнес-среды и предпочтения потребителей. Для этого необходимо создать интегрированное (комплексное) решение с высокой ценностью и мобильностью его настройки на основе реализации совместных инноваций и использования данных.
В вопросах управления компаниями экосистем-ная перестройка бизнес-процессов и бизнес-среды выступает глобальным трендом, движимым именно технологической революцией.
Практика применения экосистемного подхода в экономике имеет многолетнюю историю. Примерами могут быть автопроизводители, которые уже давно работают по схемам аутсорсинга, а также интернет-компании, компании-перевозчики, финансовые компании и многие другие. Известны также компании, создающие комплексные цифровые экосистемы - Facebook, VK, Google, «Яндекс», «Сбер» [16,17].
Общее, что объединяет все компании - это желание создавать максимальные удобства для потребителей и, как следствие, расширять и развивать свой бизнес. В цифровом мире взаимодействие между поставщиками продуктов/услуг и потребителей осуществляется через обмен данными, интеграция происходит намного проще и быстрее. Крупные интернет-компании строят экосистемы, в которых обмен данными осуществляется посредством платформ - программной онлайн-инфраструктуры, обеспечивающих транзакции между пользователями [18]. По этому принципу устроены информационно-технологические системы.
Такой крупный представитель экосистемного подхода, как компания «Яндекс», раскрывая сущность поддержи собственной экосистемы, пишет: «Одну из важных целей мы видим в том, чтобы создавать платформы, к которым могут подключаться не только интернет-сервисы, но и вообще все бизнесы - от магазина до таксопарка. Мы создаем новые инструменты, которыми могут пользоваться люди для взаимодействия с этими бизнесами -где бы они ни находились и какую задачу бы ни решали» [6].
Можно сделать вывод, что в настоящее время, в связи с повышенным интересом со стороны компаний, занимающихся формированием своих экосистем, необходимо большее внимание уделять разработке научных подходов к их построению и развитию.
Затронув еще раз практические аспекты реализации экосистемного подхода к управлению
бизнесом, можно утверждать, что изменение потребностей субъектов экономики и бурное развитие технологий, в том числе информационно-коммуникационных, конкуренция приводит к реструктуризации бизнеса ведущих компаний, пересмотру своих бизнес-стратегий и переходу к экосистеме [15].
Охват исследований затронул также продуктовую розницу, объем российского рынка которой в 2021 году составил 18,4 трлн руб. Экосистемный подход в продуктовой рознице дает возможность сконцентрировать вокруг собственной торговой сети потенциальный рынок покупателей, что является обязательным условиям для выживания ритейла в условиях снижения продаж.
Что касается стратегий продуктовой розницы при работе с экосистемами, то здесь можно выделить три ключевые особенности. Это - наличие понятной стратегии, финансовых ресурсов и необходимых компетенций при работе с большими данными [13]. Рассмотрим практические примеры формирования экосистемной модели развития продуктового ритейла в условиях цифровой трансформации:
1. Торговая сеть «ВкусВилл» строит свою экосистему по принципу сотрудничества с сервисами и экосистемами, а также большое внимание уделяет разработке системы лояльности, развивает онлайн торговлю через интернет-магазин.
2. Компании Х5 Retail Group, Магнит, Ozon занимаются разработкой совместных проектов на условиях сотрудничества с «создателями» экосистем.
3. Компания X5 Retail Group планирует реализовать экосистемную стратегию, максимально эффективно обеспечив потребности российских потребителей и создавая ценности для всех заинтересованных сторон, в том числе акционеров.
4. Мелкие торговые сети начинают работать с большими данными и развивают систему лояльности, сотрудничество с сервисами, входящими в существующие или развивающиеся экосистемы.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что отечественный продуктовый ритейл отличается разным уровнем развития, обусловленным собственными возможностями компаний.
Многолетний опыт работы компании X5 Retail Group на рынке продуктовой розницы, ее неоспоримое лидерство в области применения инновационных подходов к управлению бизнес-процессами позволило нам выбрать данную компанию в качестве объекта исследования. Проведем анализ деятельности этой компании на пути построения экосистемы. Компания X5 Retail Group обладает конкурентными преимуществами по сравнению с другими компаниями.
Компания является лидером рынка в цифрови-зации деятельности, развивает e-commerce и цифровые бизнесы (доля цифрового бизнеса составила
2,2% от общего объема продаж компании (2021 г.), а в Москве и Московской области - 4,0%. Число активных пользователей компании в месяц достигает 26,8 млн.человек [1].
Компания сохраняет статус ведущей компании на рынке продуктовой розницы. Занимаемая доля рынка составила в 2020 году 12,6%, а в 2021 году - 12,7%. Что касается финансовых результатов, то динамика выручки и валовой прибыли положительная. Чистая прибыль имела наименьшее значение, равное 25,9 млрд руб. в 2019 году и приняла максимальное значение 48, 5 млрд руб. в 2021 году. Все сказанное выше подтверждают основные операционные (Рисунок 1) и финансовые результаты деятельности компании за 2017-2021 гг. (Рисунок 2).
Из рисунков 1,2 видно, что за исследуемый период отмечается рост операционных результатов, таких как чистая розничная выручка, торговая площадь, количество магазинов и заказов в онлайн-сервисах. Так чистая розничная выручка в 2021 году имела максимальное значение, равное 2 194 млрд руб.
2021ГОД 2020 год 2019ГОД 2018ГОД 2017 год
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
^ Количество заказов в онлайн-сервисах ■ Количество магазинов Торговая площадв, тыс. кв. м. ■ Чистая розничная выручка, млрд. руб.
Рис. 1. Основные операционные результаты деятельности компании за 2017-2021 гг. [7]
2021год 2020 год
2019год
2018год
2017год
Рис. 2. Основные финансовые результаты деятельности компании за 2017-2021 гг. [7]
При построении экосистемы в управлении X5 Retail Group происходит существенная трансформация бизнес-моделей и стратегий развития. Работа компании осуществляется в двух основных форматах - онлайн и офлайн. Основной упор делается на разработку таких платформ и сервисов, которые
СЭ О СО сг
сп А
максимально закроют потребности потенциальных потребителей, что поможет компании занять целевые рынки и обеспечит конкурентоспособность. Для укрепления своих позиций в компании постоянно решают оперативные задачи: увеличивают объемы продаж на единицу площади - 271,5 тыс. руб. на м2 (2021 год).
Проанализируем тенденции внешней среды, учитываемые при разработке экосистемной стратегии компании. Государство усилило контроль за ценообразованием, поставками и продажами. В связи с сложившимися условиями меняются логистические товаропроводящие цепочки, а также внутренние бизнес-процессы компании.
Можно также отметить усиление конкуренции со стороны онлайн-платформ. Что касается спроса, то здесь можно отметить снижение реальных доходов населения, смещение акцента потребителей в сторону бюджетных товаров, растущую популярность онлайн- сервисов. Рынок диктует свои требования компании, происходит консолидация рынка. С одной стороны маркеплейсы, а с другой жесткие дискаунтеры приносят новые вызовы компании X5 Retail Group [11 ].
Одним из примеров применения экосистемного подхода может служить комплекс сервисов, выстроенных X5 Retail Group вокруг клиентской миссии «Еда». Для его реализации единые унифицированные данные являются необходимым условием. Однако компанию X5 Retail Group в данный момент не совсем корректно называть экосистемой, так как все сервисы формируются вокруг клиента и его потребностей на каждом этапе выбора продуктов. Именно с этой целью в последние три года в рамках своей стратегии компания развивает большое количество сопутствующих биз-несов вокруг еды (Vprok.ru Перекресток - онлайн-гипермаркет по доставке еды, 5Post - доставка товаров в постаматы, сервис экспресс-доставки «Около», медиа-платформа для поиска рецептов food.ru); комплементарные сервисы и смежных потребностей, а также ряд сервисов, которые помогут улучшить клиентский опыт (финансовые сервисы на базе X5 Банк).
Цифровизацией охвачены все направления деятельности компании X5 Retail Group, она способствует росту прибыли компании. Цифровизация направлена на непрерывное укрепление существующего бизнеса, повышение эффективности за счет обеспечения клиентоориентированности.
Непосредственная адаптация цифровых технологий под существующие реальности деятельности конкретных компаний требует создания и внедрения единой цифровой культуры (нормативно-правовую базу, ИТ-инфраструктуру, кадровый потенциал, организацию рабочих процессов). Циф-] ровое пространство должно экстраполироваться = на микроуровень, то есть уровень предприятия [10]. е Для запуска и тестирования новых бизнес-Я моделей компания X5 Retail Group обладает сле-° дующими необходимыми компетенциями и техно-
^ Г-71
z логическими решениями [7]:
1. Компания создала единую платформу для работы с большими данными внутри группы бизнес-единиц. Одним из главных элементов которой стал единый профиль клиента и сервис идентификации X5ID, которые позволяют работать с покупателями во всех сервисах группы с единой точкой входа и использованием «золотой записи». X5ID и единый клиентский профиль соединяют бизнесы группы компаний X5 Retail Group и дают возможность создавать комплементарные сервисы. Платформа состоит из множества различных взаимосвязанных функциональных компонентов (озера и хранилища данных, интеграционная микросервисная платформа). Центр авторизации и профиль клиента реализован на Open Stack и Tarantool.
2. Единый центр авторизации позволяет быстрее получать доступ к сервисам, быстрее переходить между ними и иметь более полный портрет клиента в каждом бизнесе, его опыт взаимодействия. В едином профиле компании собрана большая часть работоспособного населения нашей страны (более 60 млн уникальных цифровых профилей: персональные данные и социально-демографический профиль, покупательские привычки и предпочтения).
3. Построена аналитическая платформа, которая обезличено, на уровне идентификаторов пользователей помогает быстро работать с клиентским опытом, что дает возможность продуктовым командам (Customer value management (CVM) и «Обратная связь») тратить меньше времени на сбор и подготовку данных, а больше фокусироваться на извлечении ценности из накопленных знаний.
4. Реализована и тестирована новая бизнес-модель - Dialog Х5, помощью которой поставщик может в режиме реального времени увидеть и понять своего покупателя. Платформа является собственной разработкой Х5 Технологии и строится на единой системе аутентификации, архитектуре данных и интеграционной модели.
5. Реализованы и тестированы новые бизнес-модели, такие как подписка «Пакет», которые впервые смогла запустить компания X5 Retail Group в российском ритейле (решения из комплекса Open Stack, размещенные в облаке). В первом комплексном продукте (подписке «Пакет») собрано большинство привилегий сервисов и торговых сетей X5.
6. В компании придерживаются подхода Data Mesh - доменно-ориентированной организации управления данными, имеется институт дата-партнеров, определяющих программы развития данных с учетом потребностей, текущего уровня зрелости и культуры конкретной бизнес-единицы группы компаний X5 Retail Group. Благодаря этим изменениям можно определить высокий рост уровня проникновения аналитики в работу сотрудников, в том числе в тех функциях, которые ранее не уделяли этому достаточного внимания.
7. Наличие единой платформы стимулирует к развитию аналитики в режиме самообслуживания (self-service). Это популярное направление, развивающееся во многих компаниях, которое дает возможность пользователям самостоятельной готовить и анализировать данные. На момент исследования, благодаря единой авторизации во всех каналах коммуникаций, а именно, в мобильных приложениях, в магазинах, на сайте и даже в чат-ботах в телеграм ежедневно наблюдается более 10 млн активных пользователей.
Подводя итоги, можно определить, что сложившаяся реальность, в том числе динамично меняющиеся технологии, требует от экономических субъектов создавать и модернизировать существующие бизнес-модели. В этом процессе задействованы компании всех отраслей экономики, в том числе и ритейл, который не является исключением.
Экосистемный подход обеспечивает взаимодействие между подразделениями и бизнес-единицами, прозрачность и баланс между операциями, продуктивность и эффективность бизнес-процессов, удобство для сотрудников, клиентов и контрагентов, четкую связь между инновационной деятельностью и финансово-экономическими результатами, что, в конечном итоге, приводит к увеличению рыночной доли компаний и предоставлению потребителям комплексного решения, обладающего значительно более высокой ценностью.
Наиболее важные результаты, определяющие научную новизну исследования, заключаются в следующем: обобщаются подходы различных исследователей к представлению экосистем, вопросам формирования и построения экосистем; проанализированы состояние и перспективы развития экосистемного подхода к управлению деятельностью компаний; продемонстрированы примеры компаний, которые постепенно трансформируются в модель экосистемы; обобщен опыт работы торговой компании в области построения экосистем; проанализирована практика применения технологий цифровой трансформации в компании.
Литература
1. Информационные технологии в X5 Retail Group [Электронный ресурс] //Статья в журнале «TAd-viserO» [2022]. Москва: Режим доступа: http:// www.tadviser.ru/index.php/, свободный (дата обращения: 20.02.23)
2. Исследование развития инновационной деятельности регионов Российской Федерации/ Лукинова О.А., Гусева Л.П. Материалы Международной научно-практической конференция «Инновационное предпринимательство: опыт регионов» Воронеж: ИПЦ «Научная книга». -2018 - С. 41-45.
3. К вопросу моделирования дорожных карт в форсайт-исследованиях/ Писаренко Н.Д., Лукинова О.А.// Математические методы и ин-
формационные технологии: в научном сборнике V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Математические методы и информационные технологии». - Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2021. - 103 с. - С. 37-45
4. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее/ Г.Б. Клейнер// Экономическое возрождение России. - 2019. - № 1(59). - С. 4044.
5. Клейнер, Г.Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы / Г.Б. Клейнер // Системный анализ в экономике: сборник трудов V Междунар. науч.-практ. конференции-биеннале / под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. - Москва: Прометей, 2018. - С. 5-14.
6. Компании Яндекс. - Официальный сайт. Режим доступа: https://yandex.ru/company/main (дата обращения: 20.02.23)
7. Компания Х5 Retail Group. - Официальный сайт. Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.23)
8. Лукинова О.А., Гусева Л.П., Писаренко Н.Д. Исследование стратегических и региональных аспектов индустриализации экономики России// Финансовые рынки и банк. - 2022. -№ 1. - Изд-во: ООО «Русайнс» (Москва). -С. 81-87.
9. Лукинова О.А., Попова С.В., Моисеева В.М., Плужникова Н.В., Апалихина О.А. Формирование конкурентных преимуществ экономики России и регионов в промышленности// Вестник ВГУИТ. № 2.Т.84-2022. - 345-357.
10. Лукинова О.А., Писаренко Н.Д. Выбор приоритетных вариантов инновационного устойчивого социально-экономического развития региона с помощью методов принятия управленческих решений.// Инновации и инвестиции. 2018. № 3. - С. 6-11.
11. Лукинова О.А., Писаренко Н.Д. Формирование инновационного потенциала в промышленности с учетом цифровой трансформации// Колл. монография «Эффективное управление изменениями в обществе, политике, экономике» -под редакцией М.А. Осипова. - Изд-во: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург), 2021 -С. 87-22.
12. Лукинова О.А., Писаренко Н.Д., Гусева Л.П. Инновационно-технологическое развитие как фактор экономического роста Российской Федерации //Инновации и инвестиции. -№ 1. 2019. - Издательство: ООО «Русайнс». -Москва: - С. 16-22.
13. Обзор X5 Retail: лидер сектора продуктового ретейла// https://journal.tinkoff.ru/news/re-view-five/ (дата обращения: 20.02.23)
14. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»; утв. Распоряжением Правительства РФот 28 июля 2017 г. № 1632-р. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.02.23)
15. Раменская, Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях / Л.А. Раменская // Управленец. - 2020. -Т. 11. - № 4. - С. 16-28. - Текст: непосредственный.
16. Тимко Е. Экосистемы и супераппы: будущее потребительских рынков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc. ru/services/178855-ekosistemy-i-superappy-budushchee-potrebitelskih-rynkov (дата обращения: 20.02.23)
17. Филимонов О.И., Касьяненко Т.Г., Кух-та М.В. Экосистема как новая организационно-экономическая форма ведения виртуального бизнеса [Электронный ресурс]// Международный научный журнал « Актуальные исследования». - № 48 (75). - Декабрь, 2021 - Режим доступа: https://apni.ru/article/3298-ekosistema-kak-novaya-organizatsionno-ekonom (дата обращения: 20.02.23)
18. Шкарупета, Е.В. Концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием экономических систем в условиях цифровой трансформации / Е.В. Шкарупета, Д.Н. Ба-чурин // Организатор производства. - 2020. -Т. 2 8. - № 3. - С. 7-15.
19. Цифровая трансформация в России: итоги 2022 года и планы на 2023 год [Электронный ресурс]//garant.ru/Режим доступа: https://www. garant.ru/article/1605871/(дата обращения: 20.02.23)
COMPANIES MANAGEMENT WITHIN THE ECOSYSTEM APPROACH IN THE DIGITAL ECONOMY
Lukinova O.A., Pisarenko N.D., Apalikhina O.A., Pluzhnikova N.V.
Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin; Voronezh branch of the Russian Economic University named after G.V. Ple-khanova, Voronezh State University of Engineering Technologies
The article reflects the results of theoretical and practical research on the formation and development of ecosystems in the digital economy. It is shown that in connection with the transformation of the economy of the Russian Federation, a decrease in dependence on the extraction and export of raw materials, state support for the development of innovative technological projects, special attention should be paid to the formation and development of ecosystems that enclose intellectual capital and accelerate innovative activity in the economy. The relevance of the study is due to the fact that, thanks to the digital transformation of the economy, the ecosystem approach is gaining popularity, and the transfer of technologies, information and knowledge is the dominant factor in the development of companies and territories. As for ecosystems, together with clusters, industries, networks, they become subjects of economic relations. Based on specific examples, the possibilities of applying the ecosystem approach in the management of companies in the context of digitalization are analyzed.
Keywords: ecosystem, digital economy, strategy, technology transfer, industry, innovation, cluster, management, model, retail, control.
„ References
LQ S
Qb 1. Information technologies in X5 Retail Group [Electronic re-
2 source] // Article in TAdviserO magazine [2022]. Moscow: Ac-
e3 cess mode: http://www.tadviser.ru/index.php/, free. (date of ac-
e3 cess: 20.02.23)
2. Study of the development of innovative activity of the regions of the Russian Federation / Lukinova O.A., Guseva L.P. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Innovative Entrepreneurship: Experience of the Regions" Voronezh: CPI "Scientific Book". - 2018 - P. 41-45.
3. On the issue of modeling roadmaps in foresight research / Pisarenko N.D., Lukinova O.A.// Mathematical methods and information technologies: in the scientific collection of the V All-Russian (national) scientific and practical conference "Mathematical methods and information technologies". - Voronezh: Publishing House "Scientific Book", 2021. - 103 p. - P. 37-45
4. Kleiner G.B. Economics of ecosystems: a step into the future / G.B. Kleiner// Economic revival of Russia. - 2019. - No. 1 (59). - S. 40-44.
5. Kleiner, G. B. Socio-economic ecosystems in the light of the systemic paradigm / G.B. Kleiner // System analysis in economics: a collection of works of the V Intern. scientific-practical. conference-biennale / ed. ed. G.B. Kleiner, S.E. Shchepeto-va. - Moscow: Prometheus, 2018. - S. 5-14.
6. Companies Yandex. - Official site. Access mode: https://yan-dex.ru/company/main (date of access: 20.02.23)
7. Company X5 Retail Group. - Official site. Access mode: https:// www.x5.ru/ru/ (date of access: 20.02.23)
8. Lukinova O.A., Guseva L.P., Pisarenko N.D. Study of strategic and regional aspects of the industrialization of the Russian economy// Financial Markets and Bank. - 2022. - No. 1. - Publishing house: OOO Rusajns (Moscow). - S. 81-87.
9. Lukinova O.A., Popova S.V., Moiseeva V.M., Pluzhnikova N.V., Apalikhina O.A. Formation of the competitive advantages of the Russian economy and regions in the industry // Bulletin of VSUIT. No. 2.T.84-2022. - 345-357.
10. Lukinova O.A., Pisarenko N.D. Selection of priority options for innovative sustainable socio-economic development of the region using management decision-making methods.// Innovations and investments. 2018. No. 3. - S. 6-11.
11. Lukinova O.A., Pisarenko N.D. Formation of innovative potential in industry, taking into account digital transformation// Col. monograph "Effective management of changes in society, politics, economics" - edited by M.A. Osipov. - Publishing house: St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg) -S. 87-22.
12. Lukinova O.A., Pisarenko N.D., Guseva L.P. Innovative and technological development as a factor in the economic growth of the Russian Federation // Innovations and investments. - No. 1. 2019. - Publisher: Rusajns LLC. - Moscow: - S. 16-22.
13. Review of X5 Retail: the leader of the grocery retail sector// https://journal.tinkoff.ru/news/review-five/ (date of access: 20.02.23)
14. Program "Digital Economy of the Russian Federation"; approved Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. - Access mode: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of access: 20.02.23)
15. Ramenskaya, L.A. Application of the concept of ecosystems in economic and management research / L.A. Ramenskaya // Manager. - 2020. - T. 11. - No. 4. - P. 16-28. - Text: direct.
16. Timko E. Ecosystems and superapps: the future of consumer markets [Electronic resource]. - Access mode: https:// vc.ru/services/178855-ekosistemy-i-superappy-budushchee-potrebitelskih-rynkov (date of access: 20.02.23)
17. Filimonov O.I., Kasyanenko T.G., Kukhta M.V. Ecosystem as a new organizational and economic form of virtual business [Electronic resource]// International scientific journal "Actual research". - No. 48 (75). - December, 2021 - Access mode: https://apni.ru/article/3298-ekosistema-kak-novaya-organizatsionno-ekonom (date of access: 20.02.23)
18. Shkarupeta, E.V. Conceptual provisions of the ecosystem approach to managing the development of economic systems in the context of digital transformation / E.V. Shkarupeta, D.N. Bachurin // Organizer of production. - 2020. - V.2 8. - No. 3. -P. 7-15.
19. Digital transformation in Russia: results of 2022 and plans for 2023 [Electronic resource]//garant.ru/ Access mode: https:// www.garant.ru/article/1605871/(date of access: 20.02.23)