Научная статья на тему 'Управление компанией. Повышение точности стратегического инструмента eva (Economic Value Added)'

Управление компанией. Повышение точности стратегического инструмента eva (Economic Value Added) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ / КОНЦЕПЦИЯ EVA / ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / МЕТОД ФАМЫ И ФРЕНЧА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданов Иван Юрьевич

В статье рассматривается проблема точности стратегического инструмента управления стоимостью компании EVA (Economic Value Added). Предлагается использование модели Фамы и Френча вместо модели САРМ, позволяющая повысить точность оценки собственного капитала в процессе создания добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление компанией. Повышение точности стратегического инструмента eva (Economic Value Added)»

Управление компанией. Повышение точности стратегического инструмента EVA

(Economic Value Added)

Жданов Иван Юрьевич Аспирант каф.504 - экономическая информатика

e-mail: vani zh@pochta.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема точности стратегического инструмента управления стоимостью компании EVA (Economic Value Added). Предлагается использование модели Фамы и Френча вместо модели САРМ, позволяющая повысить точность оценки собственного капитала в процессе создания добавленной стоимости.

Ключевые слова

Стратегическое управление компанией, концепция EVA, оценка собственного капитала, метод Фамы и Френча

В настоящее время концепция управления стоимостью компании принята экономическим сообществом в качестве базовой парадигмы развития. Концепция стоимости призывает отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание только один единственный критерий, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов: добавленная

стоимость - EVA (Economic Value Added), позволяющий компании выработать стратегию развития в соответствии с ним.

Данный показатель был разработан компанией Stern&Stewart, но следует отметить, что основные его положения были еще освещены в работах А.Маршалла и получили широкую популярность среди фирм США и Европы: AT&T, Quarker Oats, Briggs&Stratton, Coca-Cola и др. В настоящее время российские предприятия и компании только начинают применять этот инструмент в стратегическом менеджменте.

Основная идея EVA заключается в том, что акционеры компании должны получать определенную норму прибыли превышающей принятые инвестиционные риски и чем стабильнее рост показателя и чем выше его значение, тем выше инвестиционная привлекательность компании. К тому же его часто используют на практике при оценке инвестиционных проектов и оценки эффективности подразделений. Данный показатель является индикатором качества управленческих решений, положительная величина которого служит позитивным трендом роста стоимости, тогда как отрицательная величина, говорит о ее снижении.

EVA представляет собой абсолютное превышение чистой операционной прибыли за вычетом налогов, но до выплаты процентов над затратами на капитал и рассчитывается по формуле с различными модификациями чистой операционной прибыли:

EVA = NOPAT - WACC • СЕ = (EBIT - Taxes) - WACC • СЕ = (ROIC - WACC) • СЕ;

Как видно, одним из рычагов управления добавленной стоимостью - является средневзвешенная стоимость капитала - WACC, которая рассчитанная по формуле:

WACC = Re^ + Rd(1-t)^;

Где: Re ,Rd - ожидаемая (требуемая) доходность собственного капитала и заемного соответственно; E/V, D/V - доля собственного и заемного капитала (V=E+D); t- ставка налога на прибыль.

Обратим внимание на методы оценки собственного капитала. На практике, для расчета стоимости собственного капитала используют метод САРМ(Capital Assets Price Model), который был предложен несколькими учеными [1,8] У.Шарп, Линтер и Моссин.

Re = Rf+ ß{Rm — Rf)'>

Где: Re- ожидаемая норма доходности собственного капитала; Rf - безрисковая ставка доходности; Rm- доходность рынка; ß- коэффициент бета (рыночный риск).

Хоть данный метод и широко используется, некоторые исследования, посвященные эмпирической проверке модели, показали значительные отклонения между фактическими и расчетными данными, что служит причиной для серьезной критики

Во - первых, вышел ряд работ акцентирующих внимание на проблеме стабильности и устойчивости во времени ключевого параметра САРМ - коэффициенте бета. Р.Леви проанализировал динамику коэффициента бета и пришел к выводу о том, что для любой компании ее бета- коэффициент не является постоянным во времени и поэтому не может служить точной оценкой будущего риска. Данные исследования приводили различные поправки на коэффициент бета: Линдерберг (1977), Харору (1989).

Во- вторых в работе Бэнза (1981 год) и Ролла поднимается проблема

применимости модели САРМ для малых компаний, т.е. акцентируется внимание на проблему размера. Было эмпирически замечено, что акции компаний с небольшой капитализацией имею преимущества в доходности перед крупными компаниями. Banz (1981) и Reinganum (1981) выяснили, что такие компании получают сверхдоходность за временной период с 1936 по 1975 года. Это объясняется тем, что более «мелкие» компании для привлечения инвестиционного капитала должны иметь более высокие показатели доходности.

В - третьих, занижено влияние несистематических факторов риска на ожидаемую доходность капитала. Эмпирически доказано, что несистематические переменные, такие как соотношение цена/прибыль или рыночная капитализация [6], оказывают сильное влияние на будущую доходность. Е.Фамой и К.Френчем было замечено, что будущая стоимость капитала не только зависит от рыночного риска. Они исследовали акции компаний из индексов NYSE, NASDAQ и AMEX за временной период с 1963 г. по 1990 г. и показали, что компании с низким коэффициентом P/B (Цена / Балансовая прибыль) имели более высокую доходность, чем акции с более высоким коэффициентом P/B.

В - четвертых, исследования 80-90-х годов ХХ века так же показали, что бета коэффициент САРМ не в состоянии объяснить отраслевые различия в доходности компаний, в то время как размер и другие характеристики компании в состоянии это сделать.

В - пятых, модель CAPM не учитывает все факторы, влияющие на доходность, и тем более не позволяет их анализировать, т.к. это однофакторная модель - и это ее главный недостаток.

Данные недостатки модели САРМ привели к возникновению многофакторных модификаций, использующие дополнительные параметры, более точно определяющие будущую стоимость капитала. Одними из наиболее популярных многофакторных моделей явились модель АРМ(АгЬШ^е Price Model,) C. Росса[12], межвременная модель ценообразования Дж. Шэнкена IAPM (Intertemporal Asset Pricing Model), трехфакторная модель Фамы-Френча [7]. Трех факторные модели стали очень популярными после получения эмпирических результатов, которые показали их эффективность в прогнозировании ожидаемой доходности, чем однофакторные, в частности САРМ. [7]

Развивая направления многофакторных моделей, Фама и Френч [8] попытались определить дополнительные факторы, которые влияют на стоимость капитала. Исследуя данные американских компаний, они протестировали влияние на рыночную стоимость капитала таких факторов как рыночная бета, размер компании, Е/Р, ливеридж и отношение балансовой и рыночной стоимости (В/М). Одним из главных открытий было то, что на стоимость капитала рыночный риск (коэффициент бета) оказывает слабое влияние. Однако, изменение таких факторов как размер компании, мультипликатора ВУ/MV, Е/Р и ливериджа оказывают значительное воздействие на рыночную стоимость собственного капитала.

Следующим этапом исследований, было построение регрессионной модели, где было выделены три фактора описывающих будущую доходность:

1) Рыночный премия за риск (Rm -Rf).

2) Размер компании, который определяется как разность между доходностями средневзвешенных портфелей акций малой и большой капитализации (SMB);

3) Разность между доходностями средневзвешенных портфелей акций с большими и малыми отношения балансовой стоимости к рыночной стоимости (HML);

Общий вид модели представлен в следующем виде:

Re=Yi+ P{Rm — Rf) + si • SMBt + hi • HMLt + £¿;

Где Re - ожидаемая доходность капитала; Rf - безрисковая ставка; Rm - доходность рынка; SMBt- разность между доходностями средневзвешенных портфелей акций малой и большой капитализации; HMLt - разность между доходностями средневзвешенных портфелей акций с большими и малыми отношения балансовой стоимости к рыночной стоимости; в, si, hi - коэффициенты, которые говорят о влиянии параметров Rm , SMB, HML на доходность собственного капитала; yi- ожидаемая доходность капитала при отсутствия влияния на него 3-х факторов риска; 8- ошибка расчета доходности; t-временной интервал.

Одним из преимуществ трехфакторной модели Фамы и Френча, явилось то, что два дополнительных критерия оценки стоимости капитала компании отражают так же отраслевую специфику. Другими словами, компании, относящиеся к одной отрасли, сходным образом реагируют на ее изменения. Так же следует отметить, что показатель SMB отражает структурные сдвиги в отрасли, то есть увеличения и уменьшения размера компаний.

В работе [4] исследовалась точность модели САРМ и трехфакторной модели Фамы и Френча на основе месячных доходностей акций компаний индекса NASDAQ за период 01.1992-08.2008.Иитоговые результаты показали, что точность модели Фамы и Френча оказалась на 22,3% выше модели САРМ. В работе М.Кархарта [2] доказано, что использование трехфакторной модели дает лучше результаты, нежели САРМ, которые выражались в более высокой предсказательной силе ожидаемой доходности капитала. Помимо этого в реальной практике, агентство Ibbotson Associated использует модель Фамы и Френча как альтернативу модели САРМ.

В итоге, после замены модели САРМ на модель Фамы и Френча, общий вид инструмента EVA выглядит следующим образом:

EVA = NOPAT - [(ft + p(Rm - Rf) + st • SMBt + h • HMLt)^ + rd(1 - t)£] • CE;

Рассмотрим преимущества, которые получает менеджер от использования трехфакторной модели Фамы в модели добавленной стоимости:

1) Выявлена взаимосвязь между добавленной стоимостью компании и его размером. Можно заметить, что между добавленной стоимостью компании и рыночной капитализацией существует прямая зависимость. Рыночная капитализация выражена в виде дополнительного показателя SMB. Данный показатель предоставляет для менеджеров компании новые рычаги управления стоимостью. Многие российские компании не рассматривают рыночную капитализацию как источник привлечения инвестиционного капитала и денежных средств. Размещение на рынке долговых инструментов корпоративных облигаций, либо размещение ADR на западных рынках или IPO позволит получить доступ к большим объемам инвестиционных ресурсов .[11] В работе [7] проводились исследования применимости модели Фамы и Френча для российского рынка капитала. В итоге, исследования показали доминирующее влияние фактора размера компании на добавленную стоимость компании.

2) Использование трехфакторной модели повышает точность модели оценки стоимости собственного капитала в стратегическом инструменте EVA, за счет использования дополнительных факторов, описывающих несистематические риски компании.

Исследования [4] показали, что использование модели Фамы и Френча на 13 рынках капитала показывают лучшие результаты по сравнению с классической моделью У.Шарпа.

3) Решена проблема отраслевой специфики, которая не была отражена в модели САРМ. Дополнительные факторы более детально отражают отраслевую специфику, так как в большинстве случае капитализация компаний одной отрасли меняется в одном направлении. Это повышает точность модели для отрасли. Так же если рассматривать показатель SMB в динамическом аспекте, то он является индикатором структурных изменений отрасли, и влияний их на процесс создания стоимости компании.

Таким образом, использование модели Фамы и Френча для оценки собственного капитала в модели добавленной стоимости (EVA), позволяет менеджерам компании принимать более адекватные, точные и надежные решения при формировании стратегического плана управления компанией, а так же при выработке тактических и оперативных решений.

Список литературы

1. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 207215; 258-288; 316-337.

2. Carhart M., (1997), «On the Persistence in Mutual Fund Performance», Journal of Finance 52(1), 57-82.

3. Elton, E. J. - Gruber, M. J. - Brown, S. J. - Goetzmann, W. N.: Modern Portfolio Theory and Investment Analysis (6th edition). USA: John Wiley & Sons, Inc. 2003,pp-383.

4. Fama E., French K.R, “Value Versus Growth: The International Evidence.” Journal of Finance. 54:6. pp-1975-1999.

5. Fama, E. F. - French, K. R.: “Common risk factors in the returns on stocks and bonds”. The Journal of Financial Economics, 1993, vol. 33, no. 1,pp. 3- 56.

6. Fama, E. F. - French, K. R.: “The cross section of expected stock returns”. The Journal of Finance, 1992 vol. 47, no. 2, 427-465

7. Rossi M. «PERFORMANCE PERSISTENCE OF EQUITY FUNDS IN THE RUSSIAN STOCK MARKET», 2008, pp.32-36

8. Mossin J., (1966), «Equilibrium in a Capital Asset Market», Econometrica, 34(4), 768-783.

9. Roll, R.: “A critique of the asset pricing theory tests: Part I: On past and potential testability of the theory”. Journal of Financial Economics, 1977, vol. 4, no. 2, pp129-176

10. Ross S.A. The Arbitrage Theory of Capital Asset Pricing // Journal of Economic Theory.-1976-Vol.13(3).-pp.341-360.

Интернет источники

11. Швец С.М., Дергачев А.Л. Как повысить рыночную капитализацию металлургическим

компаниям путем выхода на фондовый рынок: Рынок IPO.

URL:http://www.bullion.ru/theory/tutors/?n=5.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.