УДК 65.011
Е.А. Токарева УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОМ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
Предлагается метод анализа заводов ЖБК как социально-экономической системы, приводится пример системного анализа, а также стратегического планирования на основе SWOT-анализа, разрабатывается стратегическая карта предприятия.
Кластерный анализ, социально-экономическая система, управление, методы системного анализа, стратегическое планирование, SWOT-анализ
E.A. Tokareva MANAGING CLUSTERS OF CONCRETE PRODUCTS PLANTS USING COMPLEX METHODS
The article presents a method for analyzing concrete products plants in terms of the social and economic system. There are examples of the system analysis, the strategic planning based on the SWOT-analysis, and the strategic map of an enterprise.
Cluster analysis, socio-economic system, management, methods of system analysis, strategic planning, SWOT-analysis
Современные подходы к управлению социально-экономическими системами предприятий, занятых в строительстве, а также заводы ЖБК, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Разнообразие инструментов и рекомендаций требует систематизации для выработки методологии управления [1].
Подверженность таких социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими внутренние резервы, т.е. достигать намеченных состояний или структуры без прямого воздействия со стороны субъекта управления.
Успех осуществления предпринимательской и производственной деятельности требует качественного улучшения производственной и хозяйственно-финансовой деятельности любой и, в частности, строительной организации. Устранение недостатков управления, выработка рекомендаций по эффективному использованию энергетических, кадровых, материальных, финансовых и других ресурсов определяет важнейшие условия для решения проблемы управления предприятием [2].
Традиционные методы управления не в полной мере позволяют принимать стратегически правильные решения. В быстроразвивающейся окружающей предприятие среде необходимы новые подходы, способные обеспечить успех в долгосрочной перспективе. Методы системного анализа, сбалансированные показатели качества управления и периодическое построение долгосрочной стратегической карты предприятия являются комплексными подходами, основой которых служит функциональный метод учета «слабых и сильных» сторон организации (SWOT-анализ), незаменимый для эффективного управления организацией [3].
Наиболее полное использование внутренних резервов и ресурсов - актуальная задача управления современными строительными предприятиями и заводами ЖБК.
В качестве объекта исследования выбрана социально-экономическая система организации производства и управления на заводах ЖБК. Конкретное исследование проводилось на структурном подразделении СМТ №8 филиала ОАО «Росжелдорстрой», которое дополнительно занимается производством экспериментальной продукции по требованию заказчика.
На примере выбранного завода ЖБК необходимо разработать методы и подходы к анализу деятельности строительного предприятия, распространить их на заводы ЖБК Саратовской области, которые выделяются в отдельный региональный кластер.
В настоящее время широко используется кластерный подход к сегментированию региональной экономики в целях достижения глобальной цели - получения максимальной прибыли, способствующей развитию региона в целом.
Формирование и развитие кластеров как общероссийских, так и региональных, отвечает как макропотребностям общенациональной экономики, так и микропотребностям предпринимательских кругов [6-9].
Совершенствование механизмов поддержки принятия решений для субъекта регионального кластера на комплексной математической, алгоритмической и инструментальной основе с помощью кластерного и системного анализа является целью данной исследовательской работы.
Кластерный анализ [11-12] является действенным механизмом исследования процессов и закономерностей конкуренции.
В Саратовском регионе сегментируются кластеры, которые возможно далее ранжировать по признакам, связанным со степенью приоритетности для развития региона:
— наибольшая производительность труда;
— наибольшие возможности для развития взаимосвязанного бизнеса;
— большое число занятых трудовых ресурсов;
— значительный объем производства;
— наибольшее количество внутренних взаимосвязей и др.
Таким образом, заводы железобетонных изделий и строительных деталей Саратовской области выделяются автором в объект класса социально-экономических систем, для которого могут быть применены следующие виды анализа:
— кластерный анализ для определения глобальной стратегии развития кластера;
— системный анализ для построения комплексной программы развития завода ЖБК.
Кластерный анализ для субъекта регионального кластера в статье не рассматривается.
Одной из поставленных автором задач является установление последовательности действий
по соотнесению структурных связей между переменными или элементами изучаемой социальноэкономической системы [17]. Для этого предлагается решение поставленной задачи по следующей методике:
1. Проведение системного анализа (СА) для выбранного завода ЖБК.
2. Анализ полученных результатов СА.
3. Получение оценки факторов и явлений, влияющих на социально-экономическую систему завода ЖБК, с помощью метода стратегического планирования.
4. Анализ полученных оценок.
5. Разработка стратегической карты завода ЖБК.
6. Проектирование бизнес-процессов завода ЖБК.
Автором разработан специальный перечень процедур, необходимых для изучения задач управления заводами ЖБК и СД, который приведен ниже.
Этапы системного анализа [18], приводящие к выявлению характеристик и показателей эффективности управления заводом ЖБК:
1. Составление списка активных организационных элементов социально-экономической системы завода ЖБК.
2. Анализ взаимосвязанных активных элементов системы завода ЖБК.
3. Построение структуры социально-экономической системы завода ЖБК.
4. Уточнение границ этой системы и каждой подсистемы.
5. Анализ явлений эмерджентности (особых свойств социально-экономической системы завода ЖБК).
6. Конструирование системной модели организации управления на заводе ЖБК.
Системный анализ завода ЖБК используется для решения задачи обнаружения излишнего
расхода ресурсов предприятия, таких как трудовые, энергетические, материальные и др., которые препятствуют достижению главной цели завода ЖБК и СД: производить качественную продукцию с минимальными расходами на транспортировку сырья и изготовление.
Основные результаты системного анализа приведены в табл. 1 и 2.
В табл. 1 перечислены активные элементы системы и их основные функции.
Таблица 1
Активные элементы системы с их основными функциями
Элементы Функции Отделы завода
Заводоуправление Поиск заказчиков и контрагентов, сбыт продукции Расчет себестоимости продукции, составление прайс-листа, анализ цен конкурирующих предприятий Бухгалтерский расчет расходов на производство и на заводоуправление, расчет зарплаты, подготовка и сдача регламентированной отчетности Анализ рынка сырья Обработка нестандартных заказов, подготовка сметы Директор, бухгалтерия и управление кадрами, плановоэкономический отдел, отдел снабжения, отдел пропусков и охраны территории завода
Производство Транспортировка к месту работы сырья Изготовление продукции соответственно нормам Контроль качества готовых изделий Сортировка готовых изделий Автотранспортный цех Котельная Машины и механизмы Формовочный цех Полигон Арматурный цех Лаборатория ДОК ПРЕСС
Организационная структура завода ЖБК и СД аналогична заводам, производящим строительную продукцию, что позволяет распространить исследование на подобные предприятия Саратовской области. На этих заводах выделяются два главных подразделения: заводоуправление и производство, некоторое различие заключается в исполняемых ими функциях [19].
В табл. 2 указаны основные показатели для анализа эффективности управления заводом ЖБК и СД с данными на 2011 г.
Таблица 2
Основные показатели для анализа эффективности управления заводом ЖБК и СД
Показатель Значение, 2011 г.
Формализуемые показатели
Количество производственных площадок, шт. 2
Мощность завода 25 тыс. м3 сборного железобетона и блоков
Объем выпуска продукции 200 тыс. ед. в год
Объем продаж готовых изделий 150 тыс. ед.
Количество брака 40 тыс. ед
Средняя заработная плата 20 тыс. руб. в месяц
Численность сотрудников 1500 человек
Расход электроэнергии 499,03 т.кВт
Средняя цена готового изделия 339,25 тыс. руб.
Неформализуемые показатели
Привлекательность рабочих мест Среднее
Деловые качества управляющего персонала Выше среднего
Выделенные в табл. 2 показатели являются ключевыми в анализе, по их значениям можно оценивать качество управления предприятием, его рентабельность и привлекательность рабочего места. Для завода ЖБК и СД выделенные показатели можно представить в виде математической модели с учетом факта, что на данном предприятии технологический процесс отработан, и спрос
населения на производимые товары изучен на основе модели «Затраты-Выпуск» В. Леонтьева [25].
Этой моделью описывается технологическая матрица: х-с=Ах или х-Ах=с, где х - объемы выпуска, с - спрос населения, а - количество ресурсов, необходимое для выпуска продукта по выбранной технологии. Таким образом, объемы выпуска продукции зависят от спроса и от затраченных ресурсов на производство.
Основные показатели завода ЖБК и СД рассматривались в динамике за 4 года, что позволяет выявить ключевые тенденции в развитии завода (см. табл. 3) и отследить объемы выпуска продукции и количество затраченных ресурсов.
Таблица 3
Динамика развития завода ЖБК и СД
Параметр Год
2008 2009 2010 2011
Количество производственных площадок, шт. 2 2 2 2
Мощность завода 20 тыс. м3 сборного железобетона и блоков 10 тыс. м3 бетонной и растворной смеси 23 тыс. м3 сборного железобетона и блоков 12 тыс. м3 бетонной и растворной смеси 25 тыс. м3 сборного железобетона и блоков 15 тыс. м3 бетонной и растворной смеси 25 тыс. м3 сборного железобетона и блоков 15 тыс. м3 бетонной и растворной смеси
Объем выпуска продукции 150 тыс. ед. в год 250 тыс. ед. в год 200 тыс. ед. в год 200 тыс. ед. в год
Объем продаж готовых изделий 100 тыс.ед. 200 тыс.ед. 150 тыс.ед. 150 тыс.ед.
Количество брака 20 тыс.ед. 30 тыс.ед. 40 тыс.ед. 40 тыс.ед.
Средняя заработная плата 15 тыс. руб. в месяц 16 тыс. руб. в месяц 20 тыс. руб. в месяц 20 тыс. руб. в месяц
Численность сотрудников 1800 человек 1600 человек 1500 человек 1500 человек
Расход электроэнергии 500,03 т. кВт 600,03 т. кВт 500,03 т. кВт 499,03 т. кВт
Средняя цена готового изделия, тыс. руб. 239,25 439,25 339,25 339,25
Результаты развития завода ЖБК за период с 2GG8 по 2G11 год:
— объем выпуска продукции, объем продаж и количество брака сохраняются примерно на протяжении 4 лет;
— численность сотрудников при этом уменьшается, средняя заработная плата, если учесть процент инфляции, не изменилась;
— расход электроэнергии осуществляется стабильно на протяжении 4 лет;
— средняя цена готового изделия увеличивается.
Анализ позволяет сделать вывод, что состояние завода стабильно, т.е. он не развивается. Однако завод ЖБК и СД имеет в качестве цели увеличение объемов продаж и снижение расходов на ресурсы.
Для решения этой задачи в дополнение к системному анализу используется метод стратегического планирования, применимый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие.
Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели завода ЖБК и СД и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его [22-25].
Для строительного предприятия ЖБК и СД автором проведен SWOT-анализ [2], результаты которого представлены в табл. 4.
К сильным сторонам завода ЖБК и СД автором отнесены преимущества предприятия перед конкурентами:
— наличие продуктов собственного производства - экспериментальная продукция по требованию заказчика;
— возможность комплексного обслуживания клиентов - удобный подъезд к заводу, хорошее географическое месторасположение, близость к железнодорожным путям;
— достаточная техническая оснащенность - собственная лаборатория завода ЖБК, несколько складов на территории, современное БСУ (бетонно-смесительное устройство);
— наработанные связи с кредитными организациями и клиентами - завод ЖБК и СД представлен на рынке строительных деталей с 196G г.
— Возможности завода ЖБК и СД:
— расширение ассортимента товаров и услуг - за счет производства экспериментальной продукции;
— развитие и расширение рынка сбыта, выход за пределы Саратовской области.
— К слабым сторонам завода ЖБК и СД автором отнесены:
— отсутствие четкой организационно-функциональной структуры;
— отсутствие корпоративной информационной системы;
— текучесть кадров и недостаточная квалификация.
— Наиболее важное - это угрозы внешней среды, не зависящие от желаний организации, автором для завода ЖБК и СД выделены следующие:
— рост цен на электроэнергию, который повлечет за собой рост себестоимости производимой продукции и удорожание ресурсов на производство;
— возрастающая конкуренция среди современных заводов ЖБК, оснащенных более современным оборудованием, чем ЖБК и СД;
— нестабильность политической и экономической ситуации в стране;
— контролирующие органы, головная организация и другие структуры СМТ №8, требующие поставки производимой продукции по минимальной цене для собственных нужд.
Таблица 4
SWOT-анализ социально-экономической системы ЖБК и СД
ЗАВОД ЖБК И СД ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Сильные стороны (Strengths) Возможности (Opportunities)
Наличие продуктов собственного производства (++) Возможность комплексного обслуживания клиентов (+++) Достаточная техническая оснащенность (++) Наработанные связи с кредитными организациями и клиентами (+) Возможность расширения ассортимента товаров и услуг (++) Выгодное географическое положение (+++) Возможность развития рынков сбыта (+)
Слабые стороны (Weakness) Угрозы (Treats)
Не сформирована четкая организационнофункциональная структура (-) Нет корпоративной информационной системы (--) Недостаточная квалификация и текучесть кадров (-) Рост цен на электроэнергию (---) Возрастающая конкуренция (-) Сезонные колебания (-- ) Нестабильность политической и экономической ситуации в стране (-) Угрозы со стороны контролирующих органов и головной организации (--)
На основании SWOT-анализа автором выделяются основные действия по управлению заводом ЖБК и СД.
Планирование - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.
Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала. Руководство создает условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.
Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым. При разработке системы управления заводом ЖБК и СД важно учитывать цели организации.
Цели должны быть реальными (исходя из собственных возможностей завода ЖБК) и реализуемыми [27].
На основе результатов системного и SWOT-анализа с учетом вышеописанных функций и целей управления, разработана примерная стратегическая карта для завода ЖБК и СД (см. рисунок).
Финансы
Цель: Повышение объемов производства, снижение затрат
Предлагать
востребованный
товар
Отслеживать
рыночные
тенденции
Развивать собственную торговую марку
Создать устойчивую положительную репутацию
Обеспечить быструю реакцию на потребности клиентов и эффективные решения
Обеспечить новые виды предложения ценности для потребителя
Прогнозировать изменения спроса
Наладить каналы получения информации от клиентов
Создать эффективные каналы коммуникации с клиентами
Развивать систему стратегического управления компанией
Совершенствовать
систему
оперативного
управления
Сформировать
культуру
повседневной
инновации
Выявить и развивать стратегические компетенции сотрудников
Обеспечить условия для обмена информацией, передачи знаний и опыта
Управление
ассортиментом
Взаимодействие с клиентами
Обеспечить синергию внутренних процессов с помощью единого видения, разделяемых стратегических целей и культуры взаимной поддержки
Согласованность
действий
Воспитывать
лидеров,
обладающих
стратегическим
мышлением
Активный
менеджмент
Стратегическая карта для завода ЖБК и СД
Согласно методологии системы сбалансированных показателей далее проводится декомпозиция показателей карты с верхнего уровня (управление заводом) до среднего (подразделение и цеха) и разработка мероприятий для достижения поставленной цели. Эти действия необходимы при проектировании бизнес-процессов завода, анализ которых целесообразно выполнять с помощью комплексных методов искусственного интеллекта и математико-экономического анализа [27].
Результатом внедрения стратегической карты на заводе ЖБК и СД ожидается следующее:
— повышение качества управления социально-экономической системой завода ЖБК и СД;
— снижение затрат на ресурсы производства продукции за счет экономичного их расходования;
— увеличение объемов выпуска годной продукции за счет снижения количества бракованных изделий;
— расширение рынка сбыта за счет экспериментальной продукции и новой организационной структуры - «Отдел маркетинга»;
— ускорение документооборота за счет внедрения корпоративной информационной системы;
— уменьшение текучести кадров за счет обучения и перевооружения персонала.
Перечисленные результаты должны обеспечить переход завода ЖБК и СД на новый уровень
развития с достижением поставленных целей.
Выполненное автором исследование распространяется на другие заводы ЖБК Саратовской области. Комплекс методов системного анализа и стратегического планирования совместно с математическим аппаратом позволяют всесторонне выявить недостатки и преимущества изучаемого завода как социально-экономической системы.
В разработанной стратегической карте предприятия указаны последовательности действий в соответствующем временном интервале, по завершении которых исследуемый завод достигнет поставленной цели и выйдет на более качественный уровень самоуправления.
Предложенная последовательность методов автором рекомендуется для предприятий, производящих строительную продукцию и желающих повысить эффективность работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетов И. Алгоритм решения управленческих задач и его применение в инновационном процессе / И. Решетов // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 11. С. 83-93. ГРНТИ.
154
2. Круковский Я.В. Методы самоорганизации промышленных предприятий на основе эволюционного подхода: на примере телекоммуникационной отрасли: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Я.В. Круковский. М.: РГБ, 2003.
3. Колесников А. А. Синергетические методы управления сложными системами. Теория системного синтеза / А.А. Колесников. М.: КомКнига, 2006.
4. Волкова В.Н. Искусство формализации. От математики - к теории систем, и от теории систем - к математике / В.Н. Волкова. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.
5. Хиценко В.Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения /
B.Е. Хиценко. М.: КомКнига, 2005.
6. Денисенко В.И. Задача количественного определения уровня самоорганизации социально-экономической системы / В.И. Денисенко, И.В. Решетников // Региональная экономика. Проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Е. Илларионова, О.Б. Дигили-ной, К.В. Хартановича. Владимир: Собор, 2009.
7. Паклин Н.Б. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям / Н.Б. Паклин, В.И. Орешков. СПб: Питер, 2009.
8. Hastie T. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference, and Prediction / T. Has-tie, R. Tibshirani, J. Friedman. 2nd ed. Springer-Verlag, 2009. 746 p.
9. Jain, Murty, Flynn Data clustering: a review // ACM Comput. Surv. 31(3), 1999
10. Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач: учеб. пособие / В. Петров. Тель-Авив, 1999.
11. Berkhin P. Survey of Clustering Data Mining Techniques / P. Berkhin. Accrue Software, 2002.
12. Jain, Murty and Flynn: Data Clustering: A Review, ACM Comp. Surv., 1999.
13. Холл А.Д. Определение понятия системы / А.Д. Холл, Р.Е. Фейджин // Исследования по обшей теории систем / пер. с англ.; под общ. ред. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
C. 252-286.
14. Хомяков П.М. Системный анализ: краткий курс лекций / П.М. Хомяков; под ред. В.П. Прохорова. М.: КомКнига, 2006. 216 с.
15. Антонов А.В. Системный анализ / А.В. Антонов. М.: Высш. шк., 2004. 454 с.
16. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / В.С. Анфилатов,
A.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
17. Стаффорд Б. Кибернетика и управление производством / Б. Стаффорд. М.: Наука, 1965.
391 с.
18. Калман Р. Очерки по математической теории систем: пер. с англ. / Р. Калман, П. Фалб, М. Арбиб; под ред. Я.З. Цыпкина. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 400 с.
19. Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берталанфи). М.: Прогресс-Традиция, 2004. 560 с.
20. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред.
B.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с.
21. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства / Е.Н. Ведута. М.: Академический проспект, 2004. 456 с. («Gaudeamus»).
22. Ведута Н.И. Экономическая кибернетика / Н.И. Ведута. Минск: Наука и техника, 1971.
318 с.
23. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии: учеб. пособие / К.В. Харченко. Белгород: Обл. типография, 2009. 304 с.
24. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Д. Нортон, Р. Каплан. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.
25. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков. М.: Эксмо, 2010. 160 с.
26. Персон Р. Бизнес-расчеты в Excel / Р. Персон. М.: Эксмо, 2009. 528 с.
27. Мышкис А.Д. Элементы теории математических моделей / А.Д. Мышкис. 3-е изд., испр. М.: КомКнига, 2007. 192 с.
28. Безручко Б.П. Математическое моделирование и хаотические временные ряды / Б.П. Безручко, Д.А. Смирнов. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2005.
29. http://www.basegroup.ru/library/analysis/clusterization/
30. http://adios.tau.ac.il/compact/
31. http://bigc.ru/
Токарева Екатерина Александровна - Ekaterina A. Tokareva -
аспирант Саратовского государственного Postgraduate
технического университета имени Гагарина Ю.А. Gagarin Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 22.12.11, принята к опубликованию 04.06.12
155