Научная статья на тему 'Управление как наука: традиции и инновации'

Управление как наука: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление как наука: традиции и инновации»

г

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ

В. МИРОНОВ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Книга декана факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова А.В. Сурина появилась в печати весьма своевременно1. Необходимость реорганизации сложившейся системы управления, не способной выработать адекватный ответ на вызов глобализации, становится очевидной не только для практиков управления, но и для теоретиков. Вместе с тем специализированных научных исследований феномена управления в современной литературе сегодня явно недостаточно. Кризис управленческих структур, в котором отражается системный кризис политической системы современного общества, становится для автора своеобразным мотивом и контекстом анализа проблемы. На наш взгляд, не будет преувеличением утверждение, что без создания инновационных управленческих технологий выход из кризиса невозможен. Основой подобных технологий должна стать научная теория управления.

Главной темой рецензируемой работы становится выяснение возможности и условий формирования современной науки управления, определение ее статуса, социокультурных оснований, целей, задач и гра-ницприменимости. А.В. Суриным представлена целостная программа реформирования сферы управления в соответствии с требованиями современной эпохи с ее многообещающими перспективами и угрозами. Содержание всех разделов монографии объединено одной стержневой темой - роль научной управленческой теории в управленческой практике.

Основные принципы исследования и их эвристический потенциал демонстрируются автором в концептуальном введении к ра-

1 Сурин А.В. На пути к формированию науки управления. - М., 2007. - 312 с.

Управление как наука: традиции и инновации

боте «Обрушение пирамид? Или ...». Здесь, на мой взгляд, совершенно справедливо отмечается, что мы является свидетелями и участниками становления нового типа научной рациональности, в границах которой пересматриваются традиционные для методологии классической науки проблемы: соотношение фундаментального и прикладного знания, теории и ее эмпирической базы, науки и технологии. В этом смысле неклассическая научная рациональность и особенности современной управленческой практики задают специфические требования к управленческой теории. Можно согласиться с констатацией, что, хотя в различных научных отраслях существует множество «теорий» и «технологий» управления, до сих пор не создана наука управления как таковая. В связи с этим встает вопрос: является ли управление рациональной сферой деятельности, опирающейся на объективные законы? И вообще: управление - это наука или искусство? От ответа на эти вопросы напрямую зависят все проекты реорганизации сферы управления, а также подготовка управленческой элиты, адекватной реалиям постиндустриального общества.

Опираясь на исторический анализ, А.В. Сурин рассматривает управление как своего рода разум общества, как его «искусственный интеллект», структурообразующий принцип, которым задаются стратегические цели жизнедеятельности социума и определяются его тактические решения: именно «в управленческих системах сконцентрирован и кодифицирован опыт организации совместной жизни индивидов. Через управленческие решения реализуется уровень сознания, тип рациональности данного общества» (с. 7).

Исторически конкретный тип рациональности функционируетчерез наличные

Рецензии. Информация

173

информационно-коммуникативные технологии. Ими же задается логика и метрика социокультурного пространства, управленческие технологии и способы политического контроля над перемещениями в данной реальности. Письменность, книгопечатание и Интернет рассматриваются в работе как формы коммуникативных технологий, задающие доминирующий тип рациональности и управления. Таким образом, тип общества определяется характером информационнокоммуникативных технологий. Это положение раскрывается автором через сравнение управленческихтехнологий в традиционном и индустриальном типах общества.

В традиционном обществе управление рассматривается как техника достижения целей стабильности и самосохранения. В силу этого оно ориентируется на некую норму, стандарт, «абсолют», которымоце-ниваются конкретные формы управленческой практики и их эффективность (платоновская теория идеального государства -наиболее известный пример традиционной рациональности). В индустриальном обществе метрика социального пространства определяется организацией промышленного производства, рациональным аналогом которого является классическая наука, в особенности механика и математика, которыми и задается образец научной рациональности. В качестве высшей ценности рассматривается объективная истина, условием достижения которой становится очищение разума от «идолов» субъективности, социальной ангажированности. На науку возлагается миссия создания рационального социально-инженерного проекта и методов его реализации.

Какполагает автор, «классическая теория управления зарождается в русле интеллектуальной традиции,ориентированной на поиск идеальной нормы, в которой представлена объективная научная истина. Мировоззренческо-методологическая основа построения классического менеджмента совпадает с принципами классической науки. Менеджмент в таком случае понимается как наука об универсальных законах, принципах управления, применимых в любой сфере деятельности» (с. 13).

Управленческие технологии превращаются в деперсонализированную, профессиональную систему, функционирование которой не зависит (и это ее большое преимущество!) от личностных, субъективных качеств управленцев. Сам субъект управления в таком случае отождествляется с декартовой «мыслящей машиной».

Автор убедительно показывает, что подлинный прорыв в научном менеджменте становится возможным только на основе радикального переосмысления идеала научности и человеческого фактора в управлении. В новой парадигме рациональности существенно меняется само соотношение фундаментальной и прикладной науки, теории и практики. Наука утрачивает свою автономность и предстает как специализированная теория для решения социально значимых задач. Теория управления сосредоточивается на выработке программы действий в ситуации выбора между альтернативными решениями, ее главной задачей становится создание стратегии работы с неопределенностью. Главным критерием научности выступает способность теоретика предлагать эффективное решение практических задач в ситуации нестабильности. Постановка научной проблемы определяется социальным проектом, методологией задается пространство его реализации, вырабатывается спектр рекомендаций, выбор которых непосредственно зависит от субъекта управления, от ценностных ориентаций общества. Проблемно-проективный тип рациональности, таким образом, существенно повышает ответственность теоретиков и практиков управления. Для определенного класса задач и организаций применяется методология, которая может быть неэффективной и даже опасной в другой управленческой ситуации. В сложных проектах «постсовременности» нередко возникают ситуации, когда необходимо решать разнонаправленные задачи, и выбор методологии зависит от управленца.

Доминирующей управленческой парадигмой в традиционном и индустриальном обществе является система управления, выражаемая метафорой «пирамида». Распределением властных отношений в про-

174

Высшее образование в России • № 2, 2008

странстве пирамиды определяется функционирование всех управленческих структур. Глобальное распространение Интернета меняет как метрику социокультурного пространства, так и логику действий человека. Медиа-реальность, обозначаемая метафорой «сеть», радикально отличается от реальности «пирамиды». Сетевая структура антииерархична, изменчива, неконтролируема прежними управленческими схемами. «Современность» в работе рассматривается и как поле конкуренции двух парадигм - пирамиды и сети, и как становление новой картины мира, нового типа рациональности, посредством которого только и может быть преодолен кризис управленческой системы.

Итак, сегодня формируется новый, проблемно-проективный тип научной рациональности, который включает субъективный фактор в сферу научно-практической деятельности, рассматривает ценностные мировоззренческие ориентации в качестве конституирующих принципов научности. Как исторический прецедент такого рода науки автор называет медицину, психотерапию, агрономию, военное дело, в которых функция науки сводится к выработке рекомендаций возможного решения проблемы, а не к утверждению единственно верного метода.

Современные управленческие технологии вынуждены работать в сложном нестабильном социальном пространстве, используя одновременно методологию «пирамиды» и методологию «сети ». В силу этого современный идеал научности разрушает универсалистские претензии и технократические иллюзии классической науки. Несмотря на высокий уровень теоретичности, новая наука управления позиционируется в монографии как прикладная наука, как концептуализация многомерного опыта управления, осмысленного в проекции будущего, должного состояния общества. Новая наука управления и новые управленческие технологии формируются и существуют в сложном и противоречивом контексте глобализации, сутью которого являются пугающие контуры противостояния «общества знания » и «общества риска ».И не в послед-

нюю очередь от науки управления, от нашего ответственного выбора зависит, в каком обществе мы будем жить.

В разделе книги «Исторические портреты классиков теории и практики управления » специфика российской управленческой сферы представлена через творческие портреты создателей и преподавателей Московского государственного университета. И это имеет глубокий смысл, поскольку сама организация университета в России явилась воплощением уникального социокультурного национального проекта. В ретроспективе он предстает как модельный эксперимент преобразования России, как светская субкультура, в рамках которой создавалась гуманистическая элита российского общества - российская интеллигенция. Именно с нею связывались надежды на реформирование управленческой системы и общественной жизни в целом. В этом плане организацию университета можно рассматривать как один из немногихв российской истории примеров успешной реализации национального проекта. Однако европейски ориентированная элита оказалась невостребованной ни социально-политически, ни экономически. И следует согласиться с утверждением автора, что этот незавершенный гуманистический проект становится одним из источников социальной напряженности, раскола общества, затяжного управленческого кризиса.

Из анализа этой исторической ситуации следуют вполне современные выводы: административная реформа сегодня невозможна без государственных служащих новой генерации, профессиональных, компетентных, преданных своей родине. Для решения этой задачи следует объединить усилия различных ведомств и учебных заведений. Ведущую роль в этой работе, считает автор, должен выполнить Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова с его уникальными возможностями объединения специалистов различных областей, с его традициями и огромным творческим потенциалом.

В заключительном разделе книги «Подготовка профессиональных управленцев»

Рецензии. Информация

175

рассматриваются вопросы, без решения ко-торыхневозможны никакие реформы. Проблема подготовки управленческих кадров автору знакома не из книг, что позволяет ему предложить ряд практических мер, посредством которых можно значительно продвинуть подготовку управленцев новой формации. В этом разделе представлена концепция образовательных программ факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, обобщен опыт подготовки управленческих кадров, намечены перспективы и стратегия дальнейшего развития факультета.

Достоинством рецензируемой работы,

несомненно, является стимулирование активного обсуждения поставленных проблем. Оригинальная авторская позиция, обширный анализируемый материал, нетривиальные выводы и практические предложения делают работу А.В. Сурина заметным явлением в современных исследованиях по управленческой тематике. Книга не только отражает состояние современной управленческой теории и практики, но и намечает стратегию их реформирования. Автору удалось органично соединить научную строгость постановки проблемы, основательность ее анализа и доступность изложения.

П. АБРАМОВ, канд. филол. наук

Интерес к литературе и культуре Германии в последнее время резко возрастает. Стремительно развиваются новые концепции и методологии в процессе освещения литературного процесса Западной Европы, активизируется интерес молодёжи к изучению иностранных языков, стало модным читать популярных писателей в оригинале.

Необходимость в чётком, методологически выверенном освещении немецкоязычной литературы назревала давно. В период, когда отечественная германистика находится на подъёме (по стране широко организуются конференции и издаются монографии и ежегодники Российского союза германистов), наблюдается ощутимый недостаток собственно учебников по истории немецкой литературы, способных донести информацию об одной из самых многогранных мировых литератур до ума и сердца сегодняшнего студента.

Давно ожидаемым событием стал выход учебного пособия ведущего германиста, доктора филологических наук, профессора МГУП В.А. Пронина «История немецкой литературы» 1.

1 Пронин В.А. История немецкой литературы. - М.: Логос, 2007. - 384 с.

Живые образы Германии

В великолепно оформленном издании перед читателями предстаёт богатая панорама истории литературы и культуры Германии от истоков до нашихдней. Удивительно точно автором выбраны методологический «тон » повествования и концепция построения всей структуры учебного пособия. Богатый педагогический опыт и глубокая «интеркультурная» эрудиция обеспечили комплексный подход к явлениям литературы Германии. Каждое крупное произведение, будь то «Песнь о Нибелунгах», «Фауст» И.В. Гёте, драматургия Б. Брехта или «Парфюмер» П. Зюскинда, рассматривается на широком историко-культурном фоне, в тесном взаимодействии с литературным процессом Англии, Франции, России. Адресуя свое пособие будущим преподавателям немецкого языка, переводчикам и молодым германистам, автор стремится не только отобразить личность писателя в контексте его творчества и эпохи, но и создать предельно живые образы великих художников слова Германии, меткими метафорами и ёмкими характеристиками «приближая» фигуры Гейне, Гёте, Гофмана к современному читателю, делая их поступки понятнее, а систему образов их произведений -конкретнее. В этом видится принципиальная важность появления настоящего посо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.