Научная статья на тему 'Реконструкция управления или столкновение элит? А. В. Сурин. На пути к формированию науки управления. М. , 2007. - 312 с'

Реконструкция управления или столкновение элит? А. В. Сурин. На пути к формированию науки управления. М. , 2007. - 312 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реконструкция управления или столкновение элит? А. В. Сурин. На пути к формированию науки управления. М. , 2007. - 312 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2008. № 6

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

РЕКОНСТРУКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ ЭЛИТ..?

А.В. Сурин. На пути к формированию науки управления. М., 2007. - 312 с.

Книга, название которой не может не привлечь внимание, вводит читателя в сложный мир принятия управленческих решений, их обоснований и технологий. Ее автор не только известный теоретик и исследователь данной области, но организатор и декан нового уникального факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова — факультета государственного управления.

Основной целью деятельности факультета является подготовка профессиональных высококвалифицированных управленческих кадров различного уровня, компетенция которых напрямую зависит от уровня развития управленческих наук. Поэтому главной задачей рецензируемой работы становится соединение управленческой теории и практики, переосмысление самого понимания управленческой науки в современных условиях. Современность (ее состояние, вызовы, угрозы и риски) рассматривается в работе как социокультурный контекст становления новой парадигмы рациональности, в пространстве которой и формируется новый тип научности, новая наука управления и соответственно новая управленческая практика и управленческая элита. В этом плане рецензируемая работа вполне может претендовать на статус проекта «Ответ на вызов современности». Сложные и далеко неоднозначные процессы глобализации существенно меняют роль сложившихся управленческих структур, их функции и статус на мировом и региональном уровнях. Поэтому, как убедительно показывает автор, определение тенденций и перспектив развития системы управления для ее более эффективной работы необходимо уже сейчас. Прогнозируемое будущее, таким образом, становится действенным управленческим ресурсом современности.

В книге управление рассматривается как рациональная общественная система, как своеобразный искусственный разум социума, специфика функционирования которого определяется типом информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), соответствующих определенному типу общества. В таком случае

ИКТ являются и инструментом управления, и методом создания системы управления, и способом формирования управленцев соответствующего типа.

Очевидно, что для того, чтобы проводить социальные реформы, нужны управленцы с новым стратегическим мышлением, с новым видением будущего. Как совершенно справедливо утверждает автор, «для понимания общества, в котором мы живем сегодня, и, следовательно, для принятия адекватных современных управленческих выборов, необходима модель некоторого идеального будущего состояния управляемой системы, утопия, в отношении которой и проявляются подлинные черты настоящего» (с. 76). Реформа управленческой системы в таком случае получает определенность и конкретность, иначе современность превращается в улучшенное прошлое, реформы в идеологические имитации, а общество утрачивает свой творческий потенциал. Футурологические сценарии-проекты задают направление и смысл управленческой революции. Суть этой революции проясняется через анализируемые в работе конкурирующие футурологические проекты ноократического и нетеократического обществ (с. 79—89). И хотя подобные общества являются лишь утопическими конструкциями, автор убедительно показывает, что уже сейчас на основе современных ИКТ и Интернета формируется новая субкультура (уклад) — Сеть.

В сетевой организации создается новая система понятий, принципов организации знания, новая методология, структура и порядок социального бытия, новое мировоззрение и уникальное положение познающего субъекта. Существование Сети является фактом, практически изменившим современную жизнь. Эта активно формирующаяся (и достаточно агрессивная) медиа-культура уже сейчас задает принципы социокультурной идентичности, метрику современного социокультурного пространства, смысл и образ жизни, общественные цели, ценности и идеалы. Тем самым утрачивается четкость и определенность прежних социокультурных границ, а следовательно, и эффективность прежних методов управления и контроля. В границах нового уклада формируется новая управленческая глобальная элита, интересы которой напрямую связаны с ускорением и радикализацией процессов глобализации. Национальные элиты, само существование которых зависит от сохранения прежних социальных структур, напротив, заинтересованы в стабилизации и укреплении последних. Таким образом, необходимая в современных условиях реконструкция управленческой системы сталкивается с жестким сопротивлением правящих элит, в конфликте которых проявляется глобальная революция и проступает столкновение цивилизаций.

В этом контексте проблема образования профессиональных управленцев приобретает особый смысл и значение. Речь идет не просто об определении необходимого уровня их образованности, но прежде всего об обучении умению действовать в ситуации нестабильности, рисков, в ситуациях, требующих творческих ответственных решений.

Автором сформированы концептуальные основания подготовки управленцев новой генерации, создан своеобразный идеальный тип, модель современной управленческой отечественной элиты. Для этого им в качестве исторического аргумента и примера рассматривается становление и деятельность Московского государственного университета, его уникальная историческая миссия.

Университет в монографии понимается как национальный проект-ответ на исторический вызов, сутью которого и стало производство российской национальной управленческой элиты нового типа. Исторический экскурс позволяет автору более глубоко представить современные потребности России в новых управленческий кадрах, без которых невозможен адекватный ответ на вызов глобализма, сформулировать принципы подготовки управленческой элиты. Как показано в книге, для того чтобы воспитать управленцев нового типа, недостаточно обучить их последним управленческим технологиям и приемам. Необходимо четкое представление о стратегических целях производимых в государстве реформ. Для управленцев важно видение и осмысление конкретной ситуации в целостном контексте. Поэтому, как совершенно справедливо утверждает автор, профессиональное управленческое образование должно строиться на основательном теоретическом фундаменте, комплексе философского, социологического, политологического, экономического, математического знания.

Кроме того, следует сформировать у будущих управленцев потребность в непрерывном образовании, саморазвитии, самореализации, воспитать чувство ответственности, стремление к исполнению общественного долга. Развитие этих качеств должно осуществляться не за рамками непосредственного обучения, а в процессе образовательной и научной деятельности, студенческой практики. Эти императивы стали основой концепции образовательных программ факультета, воплощены в моделях и технологиях управленческого образования (разд. IV).

Совершенно справедливо воспитание новой управленческой элиты рассматривается автором как Пятый национальный проект, реализация которого требует совместных объединенных действий различных социальных факторов. «Необходимо на государственном уровне определиться в принципиальных вопросах:

какие служащие нужны государству и что оно готово сделать для них? Должна ли осуществляться специализированная подготовка государственных служащих и как сделать ее эффективной?» (с. 301). Создание системы профессиональной государственной службы должно объединить усилия государства, бизнеса, образовательных учреждений, общественных организаций. Неучастие государства в образовании управленцев и государственных служащих вполне закономерно ставит под сомнение подлинность и действенность декларируемой административной реформы. Должен быть государственный заказ на образование профессиональных управленцев, но для современной правящей элиты такой заказ является угрозой утраты ее привилегий, поэтому необходимой во все времена смене управленческих элит в нашей стране препятствуют интересы мутировавшей советской номенклатуры. Россия объективно находится в поиске модели, проекта социального устройства, а для этого нужна новая современная элита. Невозможно построить новое общество старыми способами. Борьба за новое общество, за национальный проект предстает в работе как столкновение элит, конфликт, распространяющийся и на сферу подготовки управленцев.

Складывается парадоксальная ситуация — государство, профессионализм служащих которого в большинстве случаев сомнителен, к сожалению, мало заинтересовано в подготовке именно профессиональных управленцев госслужбы. При этом в стране существует множество учебных заведений, готовящих менеджеров различного уровня и квалификации. И следует согласиться с автором, что управляющий фирмой и государственный служащий различаются весьма существенно. Один своей деятельностью должен обеспечить прибыль своего предприятия, другой — процветание государства, стабильность общества. «Очевидно, что воспитание человека, ориентирующегося на максимизацию прибыли, должно существенно отличаться от воспитания человека, ответственного за судьбы тысяч граждан, за жизнедеятельность региона, города или поселка; что патриотизм и активная гражданская позиция для госслужащего не менее важны, чем, например, предпринимательские навыки и готовность к риску для менеджера, и являются его профессиональными качествами» (с. 302).

Эта позиция — не просто констатация факта, а принцип организации образовательного процесса на факультете. Таким образом, теоретические конструкции становятся управленческими технологиями образовательного процесса, а наука управления — концептуализацией многообразного управленческого опыта, практики управления. Эти концептуальные положения применяются на факультете в создании студенческих управленческих

отрядов, представляющих особую форму практики, во время которой студенты осваивают передовые управленческие технологии в управленческих структурах регионов России. Таким образом непосредственно осваивается передовой опыт управления, распространяются управленческие инновации, возникает более сильная мотивация собственной деятельности, создается пространство личностной самореализации.

Новый синтез теории и практики и является, по утверждению автора, характерной особенностью современной науки управления. Образование управленцев предстает в работе как сложный процесс, как синтез рационального, психолого-педагогического, образовательного, практического и научного компонентов. Проект реконструкции системы управления доводится автором до создания практической концепции подготовки управленцев новой формации и государственных служащих и может быть внедрен уже сейчас, «здесь и теперь».

Завершает книгу оригинальное заключение — служебная записка на имя Президента Российской Федерации, в которой содержатся предложения о совместной работе по преобразованию системы государственного управления и по подготовке профессиональных управленцев, способных действовать в новых условиях в интересах своей страны. Административная реформа в таком случае не останется в замкнутом пространстве интересов новой «капиталистической номенклатуры», а пройдет общественную экспертизу, может быть опробована в отдельных сферах управленческой системы, что позволит сравнить полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Рецензируемая монография представляет тщательное высокопрофессиональное исследование разносторонних проблем в сфере управленческой деятельности. Жанр рецензии не позволяет представить интересный и оригинальный труд А.В. Сурина во всей полноте. Каждый читатель найдет в нем интересные, значимые для себя проблемы и их решения. Мне хотелось сконцентрировать внимание на проблеме образования управленческих кадров, инициировать ее обсуждение, привлечь к ней широкие профессиональные и общественные круги. Именно данная тема для нашей страны является судьбоносной. Это главная проблема современной России, все остальные — произ-водны от нее. В условиях проводимой реформы отечественной системы образования подобная общественная дискуссия могла бы внести в этот вопрос небесполезные коррективы. От того, как будет осуществляться реформа образования, зависит будущее и настоящее страны.

В.П. Колесов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.