Научная статья на тему 'Управление качеством приоритетное направление деятельности филиалов вузов в регионе'

Управление качеством приоритетное направление деятельности филиалов вузов в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Елена Олеговна, Леонидова Галина Валентиновна

Рыночные отношения в социально-экономической сфере, демографические проблемы, резкое увеличение числа образовательных организаций, сокращение бюджетного финансирования и государственного заказа на подготовку специалистов поставили высшие учебные заведения в условия конкурентной борьбы за потребителей. Это определяет необходимость стабильного существования и повышения имиджа образовательных организаций, ориентации их на требования многочисленных потребителей и гарантии высокого качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством приоритетное направление деятельности филиалов вузов в регионе»

УДК 378.1(470.12)

Е.О. Беляева, Г.В. Леонидова

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ ВУЗОВ В РЕГИОНЕ

Рыночные отношения в социально-экономической сфере, демографические проблемы, резкое увеличение числа образовательных организаций, сокращение бюджетного финансирования и государственного заказа на подготовку специалистов поставили высшие учебные заведения в условия конкурентной борьбы за потребителей. Это определяет необходимость стабильного существования и повышения имиджа образовательных организаций, ориентации их на требования многочисленных потребителей и гарантии высокого качества образования.

Качество - одна из самых актуальных проблем современного образования.

В условиях, когда усиливается противоречие между возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способностям к прогнозированию, проектированию, интегрированию знаний из разных областей и фактическим уровнем образования и интеллектуального развития выпускников высших учебных заведений, поиск новых подходов к повышению эффективности организации образовательных систем и управления ими приобретает принципиальное значение.

«В ближайшее время, - как заявил Владимир Путин, выступая 8 мая на заседании Государственной Думы, посвященном его представлению на пост Председателя Правительства Российской Федерации, - будут приняты основные образовательные стандарты нового поколения и начнется формирование национальной системы оценки качества образования».

В последние годы отечественный рынок образовательных услуг существенно расширился: увеличилось количество как государственных, так и негосударственных вузов, число специальностей и направлений подготовки специалистов. Эти тенденции характерны и для Вологодской области: анализ статистических данных показывает, что в период с 1996 по 2007 г. численность студентов государственных высших профессионально-образовательных учреждений в регионе возросла в 2,17 раза (с 19,8 до 43 тыс.), в то время как число преподавателей - только в 1,02 раза (с 1 489 до 1 528). Если в 1996 г. на одного преподавателя, имеющего ученое звание доцента или профессора, приходилось 36 студентов, то в 2007 г. - 65 студентов.

Увеличение количества филиалов вузов расширило возможности получения высшего образования на платной основе. Однако повышение объемов подготовки специалистов с высшим образованием в последнее десятилетие

чр

А

ЛЕОНИДОВА Галина Валентиновна

В Ж

аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН

БЕЛЯЕВА Елена Олеговна кандидат экономических наук,

зам. директора - зав. отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН

сопровождалось снижением общего качества обучения. Причиной этому служит и то, что высшее образование по сути все больше превращается в «конвейер» по подготовке дипломированных специалистов. Это приводит к снижению знаниевого потенциала работников с высшим образованием, особенно в тех случаях, когда специфика труда на рабочем месте не требует достаточно высокой квалификации.

Присоединение России к Болонскому процессу и предстоящее вхождение страны в ВТО требуют высокого качества подготовки специалистов, приведение в соответствие требований национальной системы образования международным стандартам, обеспечение международного признания ее деятельности (реальное признание российских дипломов, степеней и квалификаций на международном рынке труда и образовательных услуг). Болонский процесс, направленный на формирование к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования (European Higber Education Area), среди своих приоритетов имеет создание общеевропейской системы гарантии качества.

Современные методы и стандарты управления качеством применяют те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентируются на потребителей, к которым относятся государство, общество, студенты и работодатели. Как правило, это головные вузы. Однако характерной особенностью современного развития региональных рынков образовательных услуг является рост числа филиалов иногородних вузов, имеющих значимый статус и работающих на платной основе. Часто число

различных филиалов значительно превышает количество местных негосударственных вузов, а отсутствие в филиалах штатных преподавателей, собствен-ной материальной базы приводит к низкому качеству образования. При этом не существует и действенной системы управления развитием образования, контроля за его качеством. Поэтому актуальной задачей становится формирование такой системы в филиалах вузов в регионе.

В настоящее время в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде ведется разработка системы управления качеством подготовки специалистов высшего профессионального образования. Модель данной системы, основанная на процессном подходе, показывает, что стороны, заинтересованные в гарантии качества, играют существенную роль при определении входных данных для системы. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон позволяет оценивать пригодность системы гарантии качества. Модель охватывает все основные требования «Стандартов и директив ЕМ£)А» и 1ЭО 9001, не детализируя их. Реализованная модель направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научной и иных видов деятельности филиала (рис. 1).

Основываясь на процессном подходе, мы выделили основные процессы в рамках системы качества образовательного учреждения (табл. 1).

Рассматривая реестр процессов с точки зрения области применения, их можно объединить в подсистемы управления процессами и их качеством. Каждая подсистема имеет показатели, оценивающие качество данного процесса через обратную связь, анализ данных показателей качества, корректировку видов деятельности (рис. 2). Остановимся подробно на некоторых из них.

Требования

потребителей

Требования

заинтересованных

сторон:

1. Требования по лицензированию и аккредитации

2. Требования государственного образовательного стандарта

Требования

потребителей

образовательной

деятельности

Постоянное улучшение системы менеджмента качества

Удовлетворенность потребителей

Менеджмент ресурсов

Измерение Анализ ^ Улучшение

\ /

\ | Процессы жизненного цикла

продукции

Продукция

Рисунок 1. Модель системы управления качеством в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде

Таблица 1. Реестр процессов в рамках системы качества образовательного учреждения

1. Основные процессы

1.1. Проектирование и разработка образовательных программ

1.2. Маркетинг

1.3. Довузовская подготовка

1.4. Прием студентов

1.5. Реализация основных образовательных программ

1.6. Воспитательная и внеучебная работа

1.7. Научные исследования и разработки

1.8. Международная деятельность

2. Обеспечивающие процессы

2.1. Управление персоналом

2.2. Управление образовательной средой

2.3. Редакционно-издательское обслуживание

2.4. Библиотечное и информационное обслуживание

2.5. Управление закупками

2.6. Управление инфраструктурой

2.7. Социальная поддержка студентов и сотрудников

3. Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов

3.1. Мониторинг и анализ процессов

3.2. Управление несоответствиями

3.3. Улучшение процессов

СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ

СИСТЕМА

МОНИТОРИНГА,

ИЗМЕРЕНИЯ,

КОНТРОЛЯ

1 г

АН/ ЛИЗ

Рисунок 2. Структура системы управления качеством подготовки

Подсистема «Формирование контингента» предусматривает управление качеством формирования контингента обучающихся. В частности, Центр довузовской подготовки ведет кроме организации подготовительных курсов мониторинг мнения абитуриентов и их родителей как потребителей образовательных услуг, что позволяет отслеживать степень удовлетворенности обучением на подготовительных курсах. В таблице 2 представлены выдержки из отчета о результатах анкетирования абитуриентов.

Подсистема «Содержание и методическое обеспечение учебного процесса» осуществляет контроль за содержанием основных программ, их соответствием государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО), методическим обеспечением учебного процесса. Утверждена система промежуточного и итогового контроля: на каждого студента ведется лист оценки деятельности, в котором фиксируются промежуточные и итоговые результаты успеваемости (табл. 3). Это позволяет

Таблица 2. Степень удовлетворенности абитуриентов

обучением на подготовительных курсах

№ п/п Вопросы Чел. %

1. Количество человек 33 100

2. Оцените по 10-балльной шкале:

качество преподавания на курсах 8,6 6.

полезность, практичность получаемой информации 8,3 6.

необходимый объем материала по дисциплинам 8,16.

личную активность на занятиях 5,66.

уровень сложности излагаемого материала 7,46.

темп изучения материала 7,56.

3. Необходимость занятий на курсах Вы связываете:

с дальнейшим поступлением в экономический вуз 29 88

подготовкой кЕГЭ 23 70

личной убежденностью в значимости дополнительных знаний 6 18

требованием родителей 0 0

4. Используете ли Вы полученные знания на уроках в школе?

Да 20 61

Нет 7 21

Затрудняюсь ответить 6 18

5. Вы будете поступать в филиал СПбГИЭУ в г. Вологде в этом году?

Да 28 85

Нет 1 3

Затрудняюсь ответить 4 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Если да, оцените по 10-балльной шкапе вероятность своего поступления в филиал 6,5

Примечание. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Таблица 3. Лист оценки деятельности студента за 200_______/200___учебный год

ФИО_______________________________________Группа_________________

Дисциплина Контрольные работы (дата, ощэнка) Тесты (цата, оценка) Зачеты Курсо- вая работа Допуск к экз. сессии Экза- мен Ф.И.О. препода- вателя

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

1 семестр

Отечественная история

Иностранный язык

Физическая культура

Экономическая теория

Культурология

Современный этикет

Математика

Информатика

Концепция современного естествознания

2 семестр

Философия

Иностранный язык

Физическая культура

Экономическая теория

Правоведение

Социология

Математика

Информатика

своевременно применять корректирующие действия по устранению несоответствия знаний студентов требованиям ГОС.

Подсистема «Кадровое обеспечение учебного процесса» предусматривает поддержание высокого уровня кадрового потенциала по двум таким направлениям, как:

•постоянный качественный рост профессионального уровня каждого преподавателя;

• обеспечение качественного состава научно-педагогических работников как единого коллектива, решающего многофакторную задачу по подготовке специалистов требуемого уровня.

Подсистема «Обеспечение практической подготовки студентов» отвечает за практическую подготовку студентов как один из важнейших факторов повышения качества их подготовки

в целом, обеспечивающих в будущем их адаптацию в роли специалистов к производственной деятельности. К преподаванию отдельных дисциплин в филиале привлекаются руководители ведущих предприятий города, которые, кроме того, на дополнительно организуемых спецсеминарах информируют студентов о современном состоянии и проблемах различных отраслей производства. С предприятиями и организациями ведется работа по заключению договоров о целевой подготовке студентов. Инициатива исходит как от администрации филиала, так и от администрации предприятий.

После прохождения практики студенты оформляют и защищают отчеты, выполненные по разработанным методическим указаниям, содержащим задания в соответствии с местом прохождения практики. Контролирует

практическую подготовку кафедра экономики и управления. Совершенствование работы по практической подготовке осуществляется на основе анализа отзывов руководителей практик от университета и предприятий, а также отзывов студентов (анкетирование).

Одним из главных направлений деятельности подсистемы «Научное обеспечение учебного процесса» является научно-исследовательская работа. С одной стороны, это самостоятельный вид деятельности, результатом которого выступает самостоятельная научная продукция. С другой стороны, научная работа служит одним из решающих факторов повышения качества подготовки выпускников. Управ-

ление качеством научно-исследова-тельских работ и научной продукции осуществляет Совет филиала. На основе анализа показателей НИР вносятся коррективы в эту деятельность с целью повышения ее эффективности.

Основой перехода системы качества подготовки специалистов в филиале на современный уровень служит накопление научного, методического и кадрового потенциала в области управления качеством в образовательном учреждении. Формированию нового мышления в данной сфере способствует участие руководства и профессорско-преподавательского состава филиала в научно-практических конференциях, обучение на курсах, семинарах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верховкина, М.Е. Проблемы интеграции российского высшего образования в единое европейское образовательное пространство (на примере вузов Санкт-Петербурга) / М.Е. Верховкина // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - №4. - С. 2-5.

2. Дианова, В.Ю. Формирование системы менеджмента качества в вузе / В.Ю. Дианова // Успехи современного естествознания. -2004. - №11.

3. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр / Г.В. Леонидова; под ред. М.Ф. Сычева. - Вологда, 2007. - 99 с.

4. Маснева, М.Ф. Влияние Болонского процесса на формирование иерархии потребностей в образовательных услугах / М.Ф. Маснева, Э.П. Печерская // Философия образования. - 2006. - №3. - С. 45-48.

5. Образование в Вологодской области в 1996 - 2007 годах: стат. сб. - Вологда, 2007. - С. 23,26.

6. Проблемы регионального развития: 2007 - 2010 / В.А. Ильин, К.А. Гулин, М.Ф. Сычев [и др.]; под ред. В. А. Ильина. - Вологда, 2007. - С. 50-51.

7. Путин, В.В. О стратегии развития России до 2020 года: выступление на расширенном заседании Госсовета, г. Москва, 8 февраля 2008 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.