УДК 78.1
Мельникова И.Н.
Институт высшего образования НАПН Украины, г. Киев E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ
На основе анализа теории и прогрессивного практического опыта управления, отражающих модификацию развития высших учебных заведений, рассматриваются проблемы эффективности работы кафедры как основной научно-педагогической структуры обеспечения качества подготовки конкурентоспособных профессионалов.
Ключевые слова: высшее образование, кафедра, качество образования, преподаватель вуза, студент-магистрант, заведующий кафедрой, менеджмент образования.
Сегодня Украина, как и весь мир, находится под влиянием новых глобальных тенденций [6], которые определяют характер модернизации высшей школы в рыночных условиях обострения конкуренции. В контексте современного общественного прогресса важным становится поиск эффективных организационно-экономических механизмов успешного функционирования и развития высшей школы, а также повышение требований к качеству образования.
Обеспечение качества высшего образования на современном этапе развития Украины приобретает стратегическое значение, является приоритетным государственным заданием, требует усиления внимания к проблемам организационного совершенствования и экономической эффективности, создания новых современных концепций и технологий управления, повышения уровня подготовки специалистов.
Проведенный анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что большинство зарубежных и отечественных ученых изучают в основном отдельные аспекты качества образования и фактически отсутствуют разработки комплексного и системного характера. В работах украинских ученых качество образования рассматривается в нескольких аспектах: социально-философском и историко-педагогическом (В. Андрущенко, В. Астахова, К. Астахова, Л. Горбунова, И. Згуровский, В. Кремень, М. Култаева, М. Лукашевич, В. Лутай, И. Надольний, В. Ткаченко, Н. Михальченко, С. Николаенко, В. Огневюк, И. Предборская, Г. Сичкаренко), социально-философском и управленческом (О. Величко, В. Викторов, А. Гоф-рон, Д. Дзвинчук, К. Корсак, В. Луговой, В. Сга-дова, Е. Слюсаренко, М. Степко, Ж. Таланова), общественно-экономическом и образовательном
(П. Безус, В. Бобров, Ю. Витренко, И. Грищенко, В. Евтушевський, И. Каленюк, А.Куклин, А. Кон-драшихин, Ю. Николенко, В. Сафонова), социальном и педагогическом (Е. Владимирская, Н. Демьяненко, Н. Евтух, Н. Кисель, Б. Королев, Г. Поберезская), социологическом (В. Кор-жов, В. Кушнерец, А. Навроцкий, Н. Романен-ко, А. Скидин).
В работах этих и других ученых качество образования понимается как сбалансированное соответствие образования (результата, процесса, системы) определенным стандартам. Однако, учитывая, что проблема качества высшего образования многогранна и многоаспектна, невозможно рассматривать ее только на основе экономического, педагогического, менеджерского или философского подходов.
Под термином «управление качеством образования» в работах украинских ученых рассматриваются методы и формы деятельности руководителей высших учебных заведений, которые носят оперативный характер по выполнению требований, соответствующих критериям качества образования.
Исходя из семи фундаментальных функций управления, исследователями данной проблемы сформулированы семь специфических функций управления качеством образования: управление качеством преподавательского состава; управление качеством студентов; управление качеством технологий обучения; управление качеством информационно-методического обеспечения; управление качеством материально-технического обеспечения; управление качеством образовательных программ. В исследованиях ряда ученых выделяются методы управления качеством образования: методы установления приоритетов, методы ограничения и кри-
тических факторов, методы ответственности, методы стимулирования, методы дифференциации условий деятельности, методы оценивания качества образования.
Создание условий повышения качества высшего образования в значительной степени зависит от формирования соответствующих экономических отношений в образовательном пространстве, которые обеспечивают стимулирование эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов. Кроме того, результативность деятельности высших учебных заведений определяется качеством работы их основного структурного звена - научно-педагогических коллективов кафедр.
В условиях рыночной экономики требования к работе кафедр по обеспечению качества образования значительно усложнились. Однако в работах украинских ученых не уделяется надлежащего внимания организации деятельности этого важного учебного подразделения, хотя залогом эффективности модернизации высшего образования по-прежнему остаются наличие высококвалифицированных, инициативных преподавателей и результативность их педагогического труда.
Решением Министерства образования и науки Украины от 25 декабря 1991 года был утвержден ряд документов по высшему образованию, благодаря чему научно-педагогический состав кафедр высших учебных заведений испытал серьезные изменения в своем социально-ролевом статусе. Кафедры получили значительно больше самостоятельности в формировании учебных программ, содержания, методов и форм преподавания, расширились возможности знакомства с организацией обучения в университетах мира и т. п. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры не только обеспечивает проведение учебно-воспитательной и методической работы по одной или нескольким специальностям, специализациям и учебным дисциплинам, осуществляет научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенным направлениям, но и несет ответственность за эффективность образовательного процесса и качество подготовки студентов.
В научной литературе перечислены главные функциональные обязанности профессорско-преподавательского состава кафедры: под-
готовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной поддержки, создание учебных, тренинговых и контролирующих, в том числе компьютерных программ, подготовка учебно-методической литературы, чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других занятий; организационно-методическое обеспечение и участие в проведении производственной практики студентов, поиск и разработка новых педагогических методов и высокоэффективных образовательных технологий; индивидуальная работа со студентами, консультации, планирование, организация и выполнение научных исследований, конкретных практических разработок, поиск источников финансирования научных исследований и заказчиков, подготовка нормативной и отчетной документации; реализация воспитательных функций в работе со студентами, повышение научно-педагогической квалификации и компетентностей, владение различными профессионально необходимыми практическими навыками и т. п.
Приведенный неполный перечень показал, что преподавателю необходимо иметь способности организатора, ученого, методиста, воспитателя, оратора, аналитика, психолога, обладать логикой и методикой педагогического процесса, литературным языком, быть высококомпетентным специалистом в своей отрасли и достаточно эрудированным в других областях знаний [1]. К этому добавим: постоянно обновлять свои знания, участвовать в научных конференциях, иметь научную степень, овладевать языком мировой науки - английским, прививать лучшим студентам не только исследовательские умения, но и навыки подготовки научных публикаций и их публичной презентации.
Общеизвестно, что труд преподавателя относится к творческому, высокоинтеллектуальному виду деятельности и имеет три основные составляющие: научно-предметную, психолого-педагогическую и культурно-просветительскую. От преподавателя требуются не только природные способности (желательно, талант), но и немалые умственные, физические, временные, эмоционально-волевые затраты энергии.
Следует отметить, что деятельность педагогов высшей школы всегда была нелегкой, трудоемкой, сложной и многогранной. Постоянно меняется и развивается наука, которую препо-
дает педагог, совершенствуется методика его работы, изменяется студенческий коллектив, неповторима и активная личность студента, поэтому учебный процесс не может быть механическим шаблоном.
Таким образом, научно-педагогическая деятельность - это интенсивный, напряженный, творческий процесс, содержащий научные исследования, их обобщение, применение, преподавание и воспитание студентов.
Деятельность современного преподавателя вуза является еще более сложной потому, что бурные инновационные процессы требуют соответствующих изменений и нестандартных решений в педагогической деятельности, актуализируют роль профессиональной и академической мобильности. В связи с резкой ограниченностью аудиторных занятий и лекций, изменяются и функции профессорско-преподавательского состава, которые имеют более научно-методический и научно-обзорный (инструктивно-консультативный) характер. Сегодня преподаватель высшей школы ориентирован в большей степени на научно-методическую и тьюторскую (инструктивно-методическую) функции, активно осваивает функциональные роли оператора, эксперта, координатора и т. п.
Исследования проблемы подготовки современных преподавателей высшей школы свидетельствуют, что исторически сложилась проблемная ситуация: в вузе создана достаточно эффективная система подготовки специалистов всех направлений народного хозяйства, но пока еще отсутствует целенаправленная система подготовки самих преподавателей [5].
Анализ практического опыта показал, что основными причинами, которые тормозят качество учебно-воспитательного процесса и процесса самосовершенствования преподавателей кафедр, являются материальные проблемы, большая учебная нагрузка, недостаток научно-методической информации, научной коммуникации, неудовлетворительная организация системы подготовки и повышения квалификации и т. п. Особенно остро эти проблемы возникают у молодых преподавателей, которым более всего необходима работа над своим педагогическим мастерством и которые в большей степени, нежели их старшие коллеги, страдают от финансовых трудностей, недостатка информации, методической помощи, учебной перегрузки.
В сложившейся ситуации существенно повышается роль научно-педагогических коллективов и заведующих кафедрами по поиску форм и методов повышения эффективности образовательного процесса.
В европейских документах, посвященных развитию высшего образования, отмечается, что университеты в значительной степени должны сохранять свои собственные традиции, достижения, школы. Украинская высшая школа, которая базируется на богатых традициях отечественного образования и прогрессивном мировом опыте, находится на важном и сложном этапе модернизации и модификации.
В этом контексте крайне актуальным является постановление Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, в котором отмечается, что каждый университет, наряду с учетом общих рекомендаций и советов Министерства, должен формировать свою собственную образовательную среду, культуру организации обучения, культуру преподавателей и студентов, культуру оценивания учебных достижений студентов, культуру качества подготовки будущих специалистов и научно-педагогических работников.
Весомым инструментом системы повышения качества высшего образования становится государственная политика формирования территориальной структуры высших учебных заведений, которые характеризуются определенным уровнем качества образовательной деятельности. Для ее оценки введена совокупность показателей, определяемых в процессе аккредитации как высших учебных заведений в целом, так и отдельных выпускающих кафедр, направлений, специальностей. При этом обеспечивается комплексный анализ успешности вузов и соблюдения государственных требований относительно выполнения соответствующих функций в сфере высшего образования, а именно: научно-методического и материально-технического обеспечения, состава научно-педагогических работников [4].
В ходе подготовки и во время проведения аккредитационных процедур выявляются слабые места учебно-воспитательного процесса, структуры кадрового потенциала, недостатки научно-методической работы, материально-технического обеспечения и т. п., которые должны быть устраненными согласно выводам экс-
пертизы и протокольным решениям Государственной аккредитационной комиссии. Анализ результатов аккредитационной процедуры позволяет классифицировать ключевые позиции образовательного процесса: проблемы обучения, воспитания преподавательского состава, в частности молодых преподавателей; инновационная деятельность и формирования творческой атмосферы; коллективный характер труда.
Критериями качества образования при аккредитации также являются: содержание учебно-методического обеспечения и его новизна; заполнение лицензионного объема приема абитуриентов и их динамика; эффективность трудоустройства выпускников; качественный состав преподавателей, в частности, лекторов, штатная укомплектованность и возрастная структура; эффективность подготовки преподавательских кадров, аспирантура; студенческие научные кружки.
В плане нашего исследования значительный интерес представляет опыт работы общеуниверситетской и выпускающей кафедры педагогики и психологии высшей школы Национального педагогического университета имени М.П. Дра-гоманова и ее заведующего, доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Демьяненко.
Как общеуниверситетская подструктура кафедра обеспечивает качественное преподавание ведущих учебных курсов «Педагогика высшей школы», «Психология высшей школы» на образовательно-квалификационном уровне «магистр» для всех специальностей (институтов/факультетов) университета. Для бакалаврского уровня подготовки разработаны и внедрены учебные дисциплины: «Образовательно-воспитательные системы», «Педагогическая геронтология». Как выпускающая кафедра реализуется на специальности магистерского уровня 8.18010021 - Педагогика высшей школы, где внедряется модель контекстно-профессиональной подготовки специалиста. Она основывается на компетентностном, андрагогическом подходах и предусматривает междисциплинар-ность знаний, асинхронность образовательного процесса, практико-ориентированное обучение, углубление научной подготовки магистрантов. В частности, разработан учебно-методический комплекс, состоящий из 14 фундаментальных интегрированных учебных дисциплин, тренингов формирования профессионально-
педагогической компетентности, моделирование педагогической деятельности, специализированных (элективных) учебных курсов и непрерывной педагогической практики: научно-педагогической, реализуемой в единстве практической подготовки в научно-исследовательских институтах, в музеях и архивах, и производственно-педагогической (ассистентской). В основе подготовки магистрантов - тьюторс-кая технология, которая предусматривает индивидуальное сопровождение профессионального роста будущего специалиста.
Модель организации и содержания учебно-воспитательного процесса - разрабатывается кафедрой в рамках двух экспериментальных программ: «Контекстная профессиональная подготовка специалиста в высшем учебном заведении», «Тьюторская технология в педагогическом процессе университета». Проектно-экс-периментальная работа осуществляется совместно, на основе соглашений о сотрудничестве с Институтом высшего образования НАПН Украины, кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Национального авиационного университета, кафедрой психологии и педагогики Национального лингвистического университета. Результатом сотрудничества с НАПН Украины стало создание в 2009 г. экспериментального учебника «Педагогика высшей школы» (К., 2009) с модульным распределением содержания учебного материала, изданного с грифом МОН Украины.
На кафедре сформирована научная школа по проблемам общепедагогической подготовки учителя в условиях интернационализации высшей школы Украины (научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Демьяненко). Подготовка аспирантов и докторантов осуществляется по двум специальностям: 13.00.01 - общая педагогика и история педагогики и 13.00.04 - теория и методика профессионального образования: защищено 11 диссертаций на соискание ученой степени кандидата и 2 - доктора педагогических наук.
Обобщение и презентация опыта деятельности магистратуры и научной школы происходит в ходе постоянно действующих научных семинаров: «Образовательно-воспитательные системы: ретроспектива и реконструкция» (с 2005 г.), «Образование взрослых: смена парадигмы в начале XXI в.» (с 2010 г.), на заседани-
ях Историко-педагогической Ассоциации Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (с 2006 г.) и в ходе Всеукраинских Морозовских педагогических чтений (с 2010 г.).
Профессорско-преподавательский коллектив кафедры проводит значительную издательскую деятельность: опубликовано 9 учебников и учебных пособий, 8 монографий. В 2007 г. в Министерстве юстиции зарегистрировано как всеукраинское издание научного журнала «Ис-торико-педагогические студии» (ежегодник), где в шести рубриках печатаются научные статьи молодых ученых (магистрантов, аспирантов и докторантов). Приложением к журналу издаются материалы Морозовских педагогических чтений.
С 2008 г. постоянным зарубежным партнером кафедры является Высшая педагогическая школа в Плоцке (Польша). Результатом сотрудничества стал проект совместного обучения магистрантов, серия научных статей в общепольском периодическом издании «Едукация отвар-та», участие преподавателей кафедры в международных научных конференциях (Варшава, Лодзь, Плоцк) и польских партнеров в Моро-зовских педагогических чтениях, заседаниях Историко-педагогической Ассоциации.
В рассматриваемом аспекте развитие кафедры осуществляется по следующим перспективным направлениям: повышение качества магистерского уровня подготовки; создание комплексных программ развития профессиональных компетенций выпускника в соответствии с европейскими стандартами; высшая школа как механизм социализации, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи; целевая трансформация содержания высшего образования в условиях перехода от индустриальных к нанотехнологиям.
Анализируя макроуровень современного высшего образования, следует подчеркнуть, что управление качеством образования должно стать более широким и многофункциональным: наряду с администрацией вуза, к менеджменту образования должны привлекаться практически все работники кафедр с возложением определенных функциональных обязанностей и мониторингом диверсификации результативности обучения. Сегодня конкурентные преимущества приобретают вузы, руководство которых
способно заинтересовать лучших преподавателей-теоретиков, практиков хозяйственного комплекса, креативных личностей.
Эффективным средством роста качества образовательной деятельности является повышение квалификации, стажировки профессорско-преподавательского состава в реальном секторе экономики народного хозяйства - ведущих финансовых учреждениях, субъектах хозяйствования, органах местного самоуправления, государственного управления.
Особого внимания требует комплектования корпуса заведующих кафедрами научно-педагогическими работниками высшей квалификации на конкурсной основе. В общей структуре кафедр высших учебных заведений Министерства образования и науки, молодежи и спорта сектор кафедр, которые возглавляют доктора наук, профессора, составляет около 50%, среди выпускающих кафедр - 60%. Среди групп высших учебных заведений этот показатель существенно дифференцирован. Так, в группе педагогических заведений только около 30% кафедр возглавляют доктора наук, профессора; выпускающих кафедр - 35% [2].
Изучение опыта управленческой деятельности заведующих кафедрами свидетельствует, что в условиях постоянных, не всегда рациональных изменений в угоду рыночным отношениям, высокой интенсификации общественной деятельности, роста требований к качеству профессиональной подготовки специалистов, объединения и увеличения научно-педагогических коллективов кафедр и систематического обновления их деятельности, работа заведующего значительно усложнилась. Навыков, которые были сформированы в прошлые времена, уже недостаточно для успешного выполнения своих управленческих функций. Поэтому важной проблемой остается целенаправленная подготовка менеджеров образования - заведующих кафедрами. Новые требования к профессиональному управлению коллективами кафедр диктуют необходимость экономико-управленческой и психолого-педагогической подготовки заведующих кафедрами.
Таким образом, в условиях рыночной экономики среди многих проблем управления в высшей школе наиболее важное значение имеет задача подготовки научно-преподавательских кадров, способных организовать образователь-
ный процесс в соответствии современным требованиям. Эта задача включает два аспекта: подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр по профилю научной специализации и психолого-педагогическую подготовку преподавателей, повышение уровня педагогического мастерства, профессионально-педагогической рефлексии, креативности и инновационной мобильности, маркетинговой деятельности.
Реализация обозначенных положений основывается на идеях улучшения качества укра-
инского высшего образования, сохранения лучших достижений украинской высшей школы, ее традиций, фундаментальности, стимулировании мотивации всех участников образовательного процесса к его модернизации и росту качества как важного требования интеграции (интернационализации) и глобализации, которое может быть успешно реализовано на основе обеспечения равного доступа к качественному образованию в условиях демократизации, гуманизации и гуманитаризации.
10.12.2012
Список литературы:
1. Астахова, Е. В. Социологическая характеристика кадрового потенциала высшей школы : украинский вариант / Е. В. Астахова // Инновации в образовании. - 2003. - № 1. - С. 41-42.
2. Доклад Министра образования и науки Д. Табачника на итоговой коллегии (22.04.2010, г. Харьков) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mon.gov.ua/ ministry/head/tabachnyk/dopovid/
3. Жураковский, В. М. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. Б. Федоров // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 3-13.
4. Луговой, В. И. Формирование ценностной компетентности научно-педагогических работников - важное условие их успешной деятельности в современной высшей школе / В. И. Луговой // Проблемы образования : научн. сб. / Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины . - К., 2010. - Вып. 63, часть 1. - С. 3-9.
5. Мельникова, И. Н. Научно-методическое сопровождение процесса кадрового обеспечения инновационного развития высших учебных заведений / И. Н. Мельникова // Экономические основы инновационного развития высших учебных заведений Украины : монография / под общ. ред. В. И. Лугового . - К. : Пед. Пресса, 2009. - С. 315-365 (на укр. яз.).
6. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад всемирного банка. - М. : Весь мир, 2003. - 232 с.
Сведения об авторе:
Мельникова И.Н., профессор Института высшего образования НАПН Украины (г. Киев), кандидат педагогических наук, е-mail: [email protected]
UDC 78.1 Melnykova I.N.
Е-mail: [email protected]
QUALITY MANAGEMENT TRAINING IN THE SYSTEM OF HEAD OF DEPARTMENT
The problems are considered on basis of theory of analysis and progressive practical experience of heading a department that reflect modifications of the development of higher educational institutions. The problems of effective functioning of a department as a main scientific-pedagogical structure of providing high-quality training of competitive specialists are examined.
Key words: higher education, department, quality of education, lecture, undergraduate, head of department, management of education.
Bibliography:
1. Astakhova, E. V. Sociological characteristics of human resources of higher education: the Ukrainian version / E. V. Asta-khova // Innovations in Education. - 2003. - № 1. - P. 41-42.
2. Report of the Minister of Education and Science D. Tabachnik on the final board (22.04.2010, Kharkov) [Electronic resource]. - Access mode : http://www.mon.gov.ua/ministry/head/tabachnyk/dopovid/
3. Zhurakovsky, V. M. University teacher today and tomorrow / V. M. Zhurakovsky, V. M. Prikhodko, I. B. Fedorov // Higher Education in Russia. - 2000. - № 3. - P. 3-13.
4. Lugovoy, V. I. Formation of valuable competence of science-pedagogical workers - an important condition of their successful activity in modern high school / V. I. Lugovoy // Problems of Education : research. Vol. / Institute of Innovative Technologies and Context of Education MES of Ukraine. - K., 2010. - Issue 63, part 1. - P. 3-9.
5. Melnikova, I. N. Scientific and methodological support of the process of staffing the innovative development of the higher education institutions / I. N. Melnikova // Economic basis of innovative development of higher education in Ukraine : monograph / under gen. ed. V. I. Lugovoy. - K. : Ped. Press, 2009. - P. 315-365 (In ukrainian. lang.).
6. The formation of society based on knowledge. New challenges of high school. World Bank report. - M. : Ves Mir, 2003. -232 p.