Научная статья на тему 'Управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса и развитие экономики города'

Управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса и развитие экономики города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ ВЫПУСКНИКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / EDUCATION / METROPOLITAN METROPOLIS / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CHANGE MANAGEMENT / DIGITAL SKILLS OF GRADUATES / ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина И. П., Погудаева М. Ю., Григорьева М. Ю.

Экономическое развитие города Москвы является первостепенной задачей в ситуации современных вызовов, в том числе технологических. Эффективность управления цифровой экономикой требует понимания особенностей цифровых инноваций. Мы сегодня являемся участниками формирования нового содержания любой профессиональной деятельности, основанной на использовании современных технологий. Искусственный интеллект, робототизация и многие другие технологии будущего ставят нас перед выбором: как готовить кадры? При этом необходимо не только ориентироваться в имеющихся и зарождающихся технологиях, но уметь оценивать возможные риски востребованности на рынке труда той или иной профессии. Кадровое обеспечение новой экономики требует быстрых и решительных действий, которые мы рассмотрим на примере столичного мегаполиса. Целевая политика Департамента образования и науки города Москвы государственное управление и государственная политика в сфере образования с учетом региональных особенностей города Москвы и в интересах жителей города Москвы способствует устойчивому экономическому развитию города через подготовку выпускников образовательных организаций всех уровней подготовки, способных противостоять современным вызовам и эффективно вести разнообразную профессиональную деятельность. Образовательная система, как одно из главных направлений деятельности государства в подготовке будущих специалистов, требует своего постоянного обновления в соответствии с потребностями общества. Современная образовательная среда, управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса позволяют формировать у выпускников образовательных организаций готовность к активному участию в развитии экономики города. Выпускники образовательных организаций города Москвы обладают широким спектром компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сложной и взыскательной, а порою и агрессивной, окружающей среде.The economic development of the city of Moscow is a paramount task in the situation of modern challenges, including technological ones. The effectiveness of managing the digital economy requires an understanding of the features of digital innovation. Today we are participants in the formation of the new content of any professional activity based on the use of modern technologies. Artificial intelligence, robotization, and many other technologies of the future pose us with a choice: how to prepare personnel? At the same time, it is necessary not only to navigate the existing and emerging technologies, but also be able to assess the possible risks of the demand for a particular profession on the labor market. The staffing of the new economy requires quick and decisive action, which we will consider as an example of the metropolitan metropolis. The target policy of the Department of Education and Science of the city of Moscow state administration and state policy in the field of education, taking into account the regional characteristics of the city of Moscow and in the interests of the residents of Moscow contributes to the sustainable economic development of the city through the training of graduates of educational organizations of all levels of training, able to withstand modern challenges and effectively conduct a variety of professional activities. The educational system, as one of the main directions of the state’s activity in the training of future specialists, requires its constant updating in accordance with the needs of society. The modern educational environment, the management of changes in the education sector of the capital’s metropolis make it possible for graduates of educational organizations to form a willingness to actively participate in the development of the city’s economy. Graduates of educational organizations in Moscow have a wide range of competencies necessary for effective professional activity in a complex and demanding, and sometimes aggressive, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладилина И. П., Погудаева М. Ю., Григорьева М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса и развитие экономики города»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса и развитие экономики города

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]

Погудаева Марина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]

Григорьева Марина Юрьевна,

Магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]

Экономическое развитие города Москвы является первостепенной задачей в ситуации современных вызовов, в том числе технологических. Эффективность управления цифровой экономикой требует понимания особенностей цифровых инноваций. Мы сегодня являемся участниками формирования нового содержания любой профессиональной деятельности, основанной на использовании современных технологий. Искусственный интеллект, робототизация и многие другие технологии будущего ставят нас перед выбором: как готовить кадры? При этом необходимо не только ориентироваться в имеющихся и зарождающихся технологиях, но уметь оценивать возможные риски востребованности на рынке труда той или иной профессии. Кадровое обеспечение новой экономики требует быстрых и решительных действий, которые мы рассмотрим на примере столичного мегаполиса. Целевая политика Департамента образования и науки города Москвы - государственное управление и государственная политика в сфере образования с учетом региональных особенностей города Москвы и в интересах жителей города Москвы - способствует устойчивому экономическому развитию города через подготовку выпускников образовательных организаций всех уровней подготовки, способных противостоять современным вызовам и эффективно вести разнообразную профессиональную деятельность. Образовательная система, как одно из главных направлений деятельности государства в подготовке будущих специалистов, требует своего постоянного обновления в соответствии с потребностями общества. Современная образовательная среда, управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса позволяют формировать у выпускников образовательных организаций готовность к активному участию в развитии экономики города. Выпускники образовательных организаций города Москвы обладают широким спектром компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сложной и взыскательной, а порою и агрессивной, окружающей среде.

Ключевые слова: сфера образования, столичный мегаполис, информационно-образовательная среда, цифровая образовательная среда, управление изменениями, цифровые навыки выпускников, экономическое развитие города. Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 19-010-00014.

Экономическое развитие города требует решения многих острых задач. Но каждая задача подразумевает целый комплекс подзадач. И целевая политика Департамента образования и науки города Москвы - государственное управление и государственная политика в сфере образования с учетом региональных особенностей города Москвы и в интересах жителей города Москвы - способствует устойчивому экономическому развитию города через подготовку выпускников образовательных организаций всех уровней подготовки, способных противостоять современным вызовам и эффективно вести разнообразную профессиональную деятельность. Образовательная система, как одно из главных направлений деятельности государства в подготовке будущих специалистов, требует своего постоянного обновления в соответствии с потребностями общества. От эффективности и своевременности внедрения новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ напрямую зависит экономическое, социально-политическое и духовное развитие государства в целом и каждого региона в частности. Постепенный переход общества в информационно-образовательную среду, а сейчас и цифровую, позволяет утверждать, что на первый план выходят процессы по созданию и быстрому распространению новейших знаний, закреплению новых навыков. Достичь социальных и экономических эффектов развития сферы образования возможно при преобразовании всей образовательной системы.

Современная образовательная система столичного мегаполиса непрерывно развивается, совершенствуется ее структура, сферы межобразовательного взаимодействия, подходы к обучению на всех уровнях образования и т.д. Зарубежные ученые (Lewin A.Y., Massini S., Peeters C.) отмечают, что за последнее десятилетие в западных странах возник серьезный недостаток в квалифицированных сотрудниках, способных замещать вакансии в области STEM (science, technology, engineering and math - наука, технологии, инженерия и математика)[8]. Московские школы повсеместно внедряют программы инженерных классов. Уроки робототехники - одно из самых востребованных направлений как общеобразовательного плана, так и в рамках дополнительного образования. Цифровая трансформация образо-

вательнои среды позволяет решать вопросы привлечения опытных преподавателей, экспертов.

Цифровизация в сфере образования требует разговора на одном понятийном языке. Наиболее часто зарубежные и отечественные источники в исследуемом направлении содержат термины «цифровая грамотность» (digital literacy). «цифровые навыки» (digital skills), «навыки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» (ICT skills), «цифровую компетентность» (digital competence), «медиа грамотность» (media literacy), «навыки в области интернета» (internet skills). Новым направлением в употреблении терминов цифровизации стала концепция навыков в области социальных медиа (social media skills).

Остановимся на управлении изменениями в сфере образования. Первой волной образовательных изменений можно назвать апробацию двухуровневой системы высшего образования (внедрение института бакалавриата и института магистратуры). Сейчас идёт вторая волна изменений, которая затрагивает все образовательное уровни, от дошкольного до высшего и, особенно, послевузовского. Обучение на протяжении всей жизни потеряло свою декларативность и стало очень жесткой реальностью.

В государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. № 627-ПП) выделяются следующие направления развития образовательной системы столицы, которые предполагают расширение спектра образовательных услуг:

• доступность образования;

• высокий уровень профессионализма работников образовательной системы;

• высокий уровень качества оказываемых образовательных услуг.

Рассмотрим более подробно эти направления и особенности их претворения в образовательной среде учебных заведений столицы. Под образовательной средой принято понимать психолого-педагогическую реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и, намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося. В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности» [5].

С целью расширения доступности образования в связи с неравномерным распределением школ по территории столицы в 2011 году была начата программа по создания школ - комплексов. Именно их создание позволило оказывать полный цикл образовательных услуг (дошкольное образование, среднее образование, дополнительное образование и средне-специальное образование), и дало возможность ученикам плавно продвигаться по образовательной лестнице.

После внедрения государственной программы, общее число учебных заведение увеличилось более чем в два раза. Число учеников в государственных общеобразовательных учреждениях увеличилось на 13%. Так же, стоит отметить увеличение числа негосударственных образовательных учреждениях (около 2% школьников учатся в частных школах) [9].

Рассмотрим следующее направление, а именно, кадровый состав сотрудников общеобразовательных учреждений. На 2011 г. число сотрудников общеобразовательных учреждений составляло 118 978 человек, из них 12% были руководители и 65% - преподавательский состав, остальные вспомогательные работники. К 2017 г. это соотношение значительно изменилось. Общее число сотрудников общеобразовательных учреждений составило 154 849 человек, из них 2% - занимали руководящие должности и 72% - преподавательский состав[9]. Из этого следует, что апробация системы комплексных учебных заведений привело к значительному уменьшению руководящего состава.

Среди положительных моментов совершенствования работы учебных заведений среднего образования можно отметить увеличения количества дополнительных образовательных услуг, в которые вовлечены школьники. На базе каждого школьного комплекса апробировано не менее шести направлений дополнительного образования. За счёт этого решается проблема распределения учебных заведений, оказывающих дополнительные образовательные услуги в Москве.

Интерес представляет система среднего специального образования в Москве. Статистическая информация о направлениях популярности среди получивших основное и среднее общее образование школьников показывает, что государственные колледжи занимают лидирующую роль, по сравнению с негосударственными

В период с 2013 по 2918 гг. в системе высшего образования г. Москвы общее количество учебных заведений сократилось всего на 9 пунктов в государственном секторе, и 145 в негосударственном. В большинстве случаев, сокращение числа высших учебных заведений связано не с закрытием, а с объединением нескольких ВУЗов в один. С одной стороны, тенденция объединения высших учебных заведений даёт возможность сохранить их лучшие черты, с другой, выявить различные варианты оптимизации работы. Чем крупнее высшее учебное заведение, тем больше направлений обучения и бюджетных мест оно может предложить, что в свою очередь повышает его привлекательность в глазах абитуриента. Помимо основных направлений, при объединении вуза, расширяется сфера дополнительных программ обучения.

Как и любой крупный город, столица имеет огромный потенциал для трудоустройства. Так статистические данные говорят о том, что больше половины абитуриентов московских вузов - это выпускники региональных колледжей и школ, ко-

са о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

торые могут одновременно сочетать учебу и работу.

Число работников, занятых на преподавательских должностях столичных вузов превышает отметку в 44 000 человек. Из них - 19% имеют ученую степень доктора наук, а 51% - кандидата наук. Можно отметить тенденцию повышения уровня конкурентного отбора среди педагогических работников, что в свою очередь, постепенно приводит к улучшению качества обучения студентов в системе высшего образования города Москвы.

В целях стимулирования повышения качества работы школ в городе внедрена система грантов мэра Москвы. Подходы и критерии отбора лауреатов заложены в основе Рейтинга московских школ, который составляется на основе данных о результатах деятельности школ. Результаты качества общего образования отражаются в информационных системах Департамента образования и науки г. Москвы.

Критерии рейтинга выстраиваются по нескольким блокам и учитывают показатели эффективности работы школы:

- по обеспечению качественного массового среднего образования;

- по созданию условий по развитию талантов максимального количества учащихся;

- по обеспечению качества знаний, подтверждаемого внешней оценкой; по профилактике правонарушений;

- по работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности;

- по использованию социокультурных ресурсов города в обучении.

Все это позволяет повысить качество формирования и развития личности обучающегося, сформировать у выпускников готовность к постоянному стремлению получить новые знания, готовность к самообучению. Анализ зарубежных практик показывает, что с ростом использования аналитики больших данных, социальных медиа платформ и мобильных устройств, появились запросы работодателей, еще более расширившие требования к уровню профессионализма, цифровых навыков. Современная образовательная среда, управление изменениями в сфере образования столичного мегаполиса позволяют формировать у выпускников образовательных организаций готовность к активному участию в развитии экономики города. Выпускники образовательных организаций города Москвы обладают широким спектром компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сложной и взыскательной, а порою и агрессивной, цифровой среде.

Литература

1. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 июня

2019 г. № 627-ПП). - [Электронный ресурс]: -Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

2. Азарьева В.В. Независимая оценка качества образования: проблемы, перспективы//Каче-ство образования в Евразии.2018. № 6.

3. Опыт города Москвы в развитии региональной системы оценки качества образования//Каче-ство образования в Евразии.2017.№ 2.

4. Шубина И.В. Деятельностная стратегия подготовки педагогических кадров к руководящей деятельности в условиях современной образовательной среды: монография/ И.В. Шубина. -Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - 212 с.

5. ECORYS2016, Digital skills for the UK economy, https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/492889/DCMSDi gitalSkillsReportJan2016.pdf

6. Lewin, A.Y., Massini, S., & Peeters, C. (2009). Why are companies offshoring innovation? The emerging global race for talent. Journal of international business studies, 40(6), 901-925.

7. Spitzer, B, Jerome, B, Valerie, M & Subrahmanyam, K 2013, The Digital Talent Gap: Developing Skills for Today's Digital Organizations. Capgemini Consulting, viewed 14 Dec 2016,

8. Департамент образования и науки города Москвы. - [Электронный ресурс]. - https://www. mos.ru/donm/

MANAGEMENT OF CHANGES IN THE EDUCATION SECTOR OF THE METROPOLITAN CITY AND THE DEVELOPMENT OF THE CITY'S ECONOMY

Gladilina I.P., Pogudaeva M. Yu., Grigorieva M. Yu.

Moscow city University of management Of the government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov

The economic development of the city of Moscow is a paramount task in the situation of modern challenges, including technological ones. The effectiveness of managing the digital economy requires an understanding of the features of digital innovation. Today we are participants in the formation of the new content of any professional activity based on the use of modern technologies. Artificial intelligence, robotization, and many other technologies of the future pose us with a choice: how to prepare personnel? At the same time, it is necessary not only to navigate the existing and emerging technologies, but also be able to assess the possible risks of the demand for a particular profession on the labor market. The staffing of the new economy requires quick and decisive action, which we will consider as an example of the metropolitan metropolis. The target policy of the Department of Education and Science of the city of Moscow - state administration and state policy in the field of education, taking into account the regional characteristics of the city of Moscow and in the interests of the residents of Moscow - contributes to the sustainable economic development of the city through the training of graduates of educational organizations of all levels of training, able to withstand modern challenges and effectively conduct a variety of professional activities. The educational system, as one of the main directions of the state's activity in the training of future specialists, requires its constant updating in accordance with the needs of society. The modern educational environment, the management of changes in the education sector of the capital's metropolis make it possible for graduates of educational organizations to form a willingness to actively participate in the development of the city's economy. Graduates of educational organizations in Moscow have a wide range of competencies necessary for effective professional activity in a complex and demanding, and sometimes aggressive, environment.

Keywords: education, metropolitan metropolis, information and educational environment, digital educational environment, change management, digital skills of graduates, economic development of the city.

References

1. The State program of the city of Moscow "Development of education in the city of Moscow ("Capital education")" (as amended by the decree Of the government of Moscow of June 4, 2019 No. 627-PP). - [Electronic resource]: - access Mode: SPS "ConsultantPlus".

2. Azaryev V. Independent evaluation of the quality of education: problems and prospects//Quality of education in Eurasia.2018. # 6.

3. Experience of the city of Moscow in the development of a regional system for assessing the quality of education//Quality of education in Eurasia.2017.№ 2.

4. Shubina I.V. Deyatelnostnaya Strategiya podgotovki pedagog-icheskikh cadres to guide activities in conditions of modern educational environment: monograph/ I.V. Shubina. - Moscow: Ple-khanov Russian University of Economics, 2017, 212 p.

5. ECORYS2016, Digital skills for the UK economy, https://www. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/492889/DCMSDi gitalSkillsReportJan2016.pdf

6. Lewin, A.Y., Massini, S., & Peeters, C. (2009). Why are companies offshoring innovation? The emerging global race for talent. Journal of international business studies, 40(6), 901925.

7. Spitzer, B, Jerome, B, Valerie, M & Subrahmanyam, K 2013, The Digital Talent Gap: Developing Skills for Today's Digital Organizations. Capgemini Consulting, viewed 14 Dec 2016,

8. Department of education and science of Moscow. - [Electronic resource]. - https://www.mos.ru/donm/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.