Научная статья на тему 'Управление изменениями на транспортном предприятии'

Управление изменениями на транспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РЕФРЕЙМИНГ / ТИПОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ / ИННОВАЦИЯ / ПЕРИОДЫ ПЕРЕХОДОВ / ORGANIZATIONAL CHANGES / REFRAMING / TYPOLOGY OF CHANGES / AN INNOVATION / PERIODS OF TRANSITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Мартын Грантович

В статье изложены методологические основы управления изменениями на предприятии, а также развита типология организационных изменений. Значение данной типологии определяется тем, что совокупность изменений и их направленность могут быть подвергнуты дальнейшему анализу для выявления тех их закономерностей, которые должны быть учтены при управлении транспортным предприятием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of change management at enterprise are stated in the article, and also the typology of organizational changes is developed. Value of the given typology is defi ned by the fact that a set of changes and their orientation can be subjected to the further analysis for revealing of those their objective laws, which should be considered in management of a transport enterprise.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями на транспортном предприятии»

УДК 65.052.2:656.13 М. Г. Григорян,

канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

CHANGES MAMAGEMENT AT THE TRANSPORT ENTERPRISE

В статье изложены методологические основы управления изменениями на предприятии, а также развита типология организационных изменений. Значение данной типологии определяется тем, что совокупность изменений и их направленность могут быть подвергнуты дальнейшему анализу для выявления тех их закономерностей, которые должны быть учтены при управлении транспортным предприятием

Methodological bases of change management at enterprise are stated in the article, and also the typology of organizational changes is developed. Value of the given typology is defined by the fact that a set of changes and their orientation can be subjected to the further analysis for revealing of those their objective laws, which should be considered in management of a transport enterprise.

Ключевые слова: организационные изменения, рефрейминг, типология изменений, инновация, периоды переходов.

Key words: organizational changes, reframing, typology of changes, an innovation, periods of transitions.

Н

m

Е ТРЕБУЕТ особых доказательств тот факт, что причины и характер изменений, протекающих на транспортных предприятиях, определяются как внешними, так и внутрипроизводственными факторами. К наиболее заметным внешним изменениям можно отнести смену формы собственности и массовое разукрупнение транспортных предприятий в 1990-х гг., происходящие в связи с изменением общей экономической ситуации в стране.

Внутренние изменения происходят, например, когда менеджмент предприятия приходит к мысли о необходимости каких-либо нововведений (приобретение такого подвижного состава, который позволил бы освоить новые направления перевозок, необходимость актуализации какой-либо функции управления при возникновении определенной ситуации на рынке транспортных услуг и др.).

В целом, мысль о том, что изменения, проводимые в транспортном предприятии, носят неизбежный и необходимый характер, представляется логичной. Мы также полагаем, что способность организации к изменениям заложена в сущности процессов ее развития и функционирования.

В нашем понимании, «изменение» — понятие, имеющее однозначный смысл целенаправленной трансформации пространственного, временного, пространственно-временного состояния предприятия (открытой социальноэкономической системы) его состава, структуры, внутренних взаимосвязей между его элементами, а также внешних взаимосвязей с окружающей средой.

Очевидно, что переход от функционирования к развитию (или, наоборот, от развития к функционированию) предприятия неизбежно связан с многочисленными изменениями, чаще всего носящими радикальный характер. Важно понимать, что подобный переход не бесконечен, а имеет определенные временные границы. Тогда посредством регулирования изменений менеджеры могут управлять функционированием и развитием транспортного предприятия.

В самом общем виде в зависимости от степени изменений, происходящих за данный интервал времени, периоды переходов можно классифицировать тремя уровнями [3].

Первый уровень — гомеостатический, связан с такими изменениями, которые отражаются только на поведении предприятия, но не изменяют его структуры и элементно-

го состава. Для него характерны переломные изменения, отрицательно влияющие на параметры состояния предприятия, и изменения преобразовательного периода, положительно влияющие на параметры состояния предприятия.

Второй уровень — инновационный, связан с такими изменениями, которые отражаются на структуре и элементном составе предприятия. Так, кризисные изменения отрицательно влияют на параметры предприятия, а комфортизационные изменения — положительно.

Третий уровень — бифуркационный, связан с такими изменениями, которые радикально отражаются на структуре и элементном составе предприятия. Например, катастрофические изменения, отрицательно влияющие на параметры состояния предприятия.

Следует отметить, что изменения среды часто являются источником нарушения баланса процессов функционирования и развития предприятия. Эти изменения могут носить радикальный характер и требовать внесения корректив в стратегию (и даже цели) предприятия или быть краткосрочными и локальными, требующими тактических мер по минимизации их последствий. Преобразования на предприятии как реакции на изменения среды следует рассматривать в содержательном и процессном планах.

Содержательный аспект изменений состоит в выявлении отклонений в состоянии, форме и качестве организационных элементов. В то же время процессный поход предполагает рассмотрение изменений с позиций последовательности событий, влекущих за собой содержательные изменения в функционировании и развитии предприятия, или совокупности причин, вызвавших изменение, и адекватной последовательности управленческих решений об изменении. Использование содержательного и процессного подходов к изменениям дает расширенную методологическую платформу для моделирования социально-экономического поведения предприятия и принятия рациональных управленческих решений.

При выявлении сущности изменений необходимо также обратить внимание на то,

что проявлением организационного развития являются разного рода инновации. Однако широкая трактовка этого понятия различными авторами [1; 2; 4; и др.], а также высокая степень неопределенности последствий организационных нововведений приводят к выводу о том, что инновации могут быть источником как развития, так и деградации предприятия.

На наш взгляд, нельзя ставить знак равенства между понятиями «изменение» и «инновация». Те изменения, которые происходят на предприятии помимо воли менеджеров, не относятся к нововведениям. Не считается также нововведением и простое нарастание качества по какому-либо определенному признаку (например, рост численности персонала, обновление однотипного подвижного состава и т. п.). Нововведением можно назвать то целенаправленное изменение, которое вносит на предприятие новые относительно стабильные элементы. Это знак перехода предприятия как системы из одного состояния в другое (более устойчивое). Иными словами, всякая инновация есть изменение, но не всякое изменение можно считать инновацией.

Более полное понимание закономерностей изменений, которые должны быть учтены при управлении транспортным предприятием, достигается за счет их группировки по различным признакам. К наиболее ранним научно осмысленным классификациям изменений можно отнести классификацию, предложенную Й. Шумпетером в 1911 г. В ней он выделил пять типичных изменений [6]:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение в производство продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 1930-е гг., развивая свою

классификацию, Й. Шумпетер выделяет еще один тип изменений — инновации.

Другой наиболее известной классификацией изменений является классификация,

Выпуск 2

Выпуск 2

предложенная Р. Дафтом в 1988 г. [5]. Он в свою очередь выделяет:

1) технологические изменения, в том числе коммуникационные и информационные;

2) продуктовые изменения, которые организация производит в своих продуктовых линиях или услугах, связанные прежде всего со сменой потребительских предпочтений;

3) структурные изменения, связанные с целями, иерархией, процедурами и структурами организации;

4) культурные изменения, связные с трансформацией ценностей, норм поведения, отношений, убеждений и тому подобного членов организации.

По своей сути предложенные Й. Шумпетером и Р. Дафтом типологии представляют собой группировку изменений по одному определенному признаку — объекту изменений. К сожалению, на сегодняшний день в активно развивающейся среде подобные группировки не отражают всей многоплановой сути изменений, происходящих в различных организациях.

В работе [7] изменения в зависимости от того, задана последовательность событий априорно детерминированными или вероятностными законами, либо она творится и возникает в процессе изменения, делятся на заданные, или предписанные (prescribed mode of change), и на творческие, или конструктивные (constructive mode of change). При заданном (предписанном) способе изменений развитие предприятия идет в заранее установленном направлении и обычно с предсказуемым сохранением и постепенным приспособлением структуры предприятия к новым условиям среды. Иными словами, заданные измене -ния вызывают последовательность событий на предприятии, соответствующих заранее установленной программе или порядку действий. В этом случае подобные изменения порождают то, что П. Ватцлавик, Дж. Уикленд и Р. Фиш [8] назвали изменениями первого порядка, или изменениями в рамках существующей структуры предприятия, где происходят вариации на какую-либо тему. Процессы, порождающие эти вариации, являются заданными и предсказуемыми, поскольку сформи-

рованы по образцу предыдущего состояния предприятия. В более длительном периоде небольшие изменения могут накапливаться и порождать существенные количественные и качественные изменения. Неопределенность, которую чувствует персонал предприятия, проходящий через такие изменения, относительно небольшая, поскольку работники в достаточной степени ощущают непрерывность процесса развития, чтобы предугадать и определить направление дальнейших изменений.

Творческие (конструктивные) измене -ния приводят к кардинально новым результатам, не связанным с прошлым опытом предприятия. При этом создается новый порядок действий, который может породить, а может и не породить структурную трансформацию предприятия. Такие изменения П. Ватцлавик и его коллеги назвали изменениями второго порядка, то есть представляющими собой разрыв с существующими ранее базовыми предположениями или подходами. Этот процесс следует за постановкой новых целей. В итоге могут возникнуть новые свойства предприятия как системы, а результат преобразований слабо предсказуем, поскольку не связан с прошлым опытом. Персонал предприятия, находящийся в процессе таких изменений, ощущает достаточно сильную неопределенность, что предполагает необходимость объяснения менеджерам этого предприятия смысла проводимых ими изменений.

Научно-исследовательским институтом системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) разработана группировка изменений по сферам деятельности. По этому признаку выделяют изменения: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. Подобная трактовка изменений, являясь достаточно общей, ставит вопрос о сомнительности ее практического использования при принятии управленческих решений.

Итак, исходя из изложенного выше содержания изменений, представляется методологически важным выполнить классификацию изменений, протекающих на транспортных предприятиях. Для большей наглядности эта классификация дана в фасеточной форме (табл. 1).

Таблица 1

Классификация структурных изменений на предприятиях

Структурный признак деления По объекту изменений По виду привлекаемых ресурсов По влиянию на экономическое состояние предприятия По типу закономерности изменений По протяженности во времени По характеру протекания По результативности По форме изменений По отношению к предприятию По направленности По характеру проявления По степени регулируемо сти По масштабам изменений По степени устойчивости По источнику возникновения изменений

Преиму-

Техники щест- венно экстен- сивные Позитив- ные Функци- онирова- ние Посто- янные Непре- рывные Прогрес- сивные Эволю- цион- ные Внешние Гори- зонталь- ные Откры- тые Управля- емые Элемент- ные Устой- чивые Привне- сенные

и со К & Структуры услуг Преимущественно интенсивные Нейтраль- ные Развитие Времен- ные Диск- ретные Регрес- сивные Рево- люци- онные Внут- ренние Верти- кальные Латен- тные Неуправ- ляемые Систем- ные Неус- тойчи- вые Иници- ирован- ные

<и « Я Структу-

£ Н ры организации управле- Смешан- ные Негатив- ные Само- развитие Разовые

О О ния

Корпора- тивной культу- ры

Другие

Ё

Значение предложенной классификации определяется тем, что совокупность изменений и их направленность могут быть подвергнуты дальнейшему анализу для выявления тех их закономерностей, которые должны быть учтены при управлении транспортным предприятием. Так, например, реализация проводимых на транспортном предприятии изменений по источнику их возникновения предполагает использование различных типов управления (управленческих технологий). Реализация привнесенных изменений соответствует принципам превентивного управления. Например, в случае смены собственника могут пересматриваться целевые установки деятельности транспортного предприятия, а новая команда менеджмента, привлеченная со стороны, реализует проект по реинжинирингу бизнес-процессов организации. Реинжиниринг бизнес-процессов — метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественного иного, более высокого уровня показателей финансовохозяйственной деятельности транспортного предприятия. Для большинства предприятий основными причинами неудач реинжиниринга являются:

— стремление к перепроектированию существующего процесса (радикальное преобразование всей деятельности предприятия) вместо того, чтобы попытаться улучшить существующий процесс;

— недооценка роли существующей корпоративной культуры и принятых на предприятии принципов и технологий управления;

— низкий уровень контроля над большим числом процессов, подвергаемых реинжинирингу;

— низкий уровень информированности

коллектива о происходящих изменениях и игнорирования антииновационных реакций со стороны работников предприятия.

Реализация инициированных изменений, то есть изменений, инициированных менеджментом транспортного предприятия, соответствует принципам адаптационного управления. Так, в процессе рефрейминга (от англ. Ш reframe — дословно «вставлять в новую рамку», «заново приспособить») происходит изменение представления руководства аппарата управления относительно положения предприятия на рынке транспортных услуг. При этом актуализируются такие задачи управления, как:

— корректировка главных целей предприятия и их структурирования в виде отдельных задач. Следует учитывать, что цель (цели) предприятия в данный конкретный период времени совершенно конкретна (конкретны);

— достижение, насколько это возможно, связи новых целей предприятия с индивидуальными целями работников. Это достигается целеполаганием системы мотивации труда, в достаточной мере соответствующим сложившейся ситуации;

— оценка степени достижения целей. Подобное предполагает формирование системы измерительных параметров деятельности транспортного предприятия.

Таким образом, акцент на процессе управления изменениями означает лучшее осознание того, что изменения перманентны, что их причинно-следственные связи глубоки и менее детерминированы, чем ожидалось, и что достигнутый результат зависит в том числе и от широты взглядов менеджеров транспортного предприятия.

см £

Список литературы

1. Астахова Т. А. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление / Т. А. Астахова, Н. К. Смирнова, О. Г. Самарина. — М.: Бератор-Паблишинг, 2008.

2. Кемирон Э. Управление изменениями: пер. англ. / Э. Кемирон, М. Грин. — М.: Изд-во

«Добрая книга», 2006.

са

3. Маринец И. Н. Социально ориентированное управление изменениями в городском хозяйстве: моногр. / И. Н. Маринец. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.

4. Широкова Г. В. Управление изменениями в российских компаниях / Г. В. Широкова. — СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006.

5. Daft R. Management / R. Daft. — Chicago: Dryden Press, 1988.

6. Schumpeter J. Theorie des wirtschaftliche Entwicklung / J. Schumpeter. — 1911.

7. Van de Ven A. Explaining ofdevelopment and change in organization / A. Van de Ven, M. S. Pool // Academy of Management Review. — 1995. — № 20 (3).

8. Watzlawik P. Change: principles of problem formation and problem resolution / P. Watzlawik, J. H. Waakland, R. Fisch. — N. Y.: Norton, 1974.

УДК 658 (075.8) А. Б. Смирнов,

В статье рассмотрены особенности формирования и развития организационно-экономического механизма реализации ресурсного потенциала в туриндустрии: в частности система принципов формирования инновационно-инвестиционных процессов; структура организационно-экономического механизма предпринимательства и привлечения инвестиций.

This article describes the features of formation and development of organizational-economic mechanism, which utilizes the potential resources in the tourism industry, in particular the principles of developing the system of innovation-investment processes, structure of the organizational and economic mechanism of entrepreneurship and attraction of investment.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный процесс, организационно-экономический механизм предпринимательства, среда модернизационного предпринимательства, блок регионального регулирования отрасли, региональная инвестиционная политика.

Key words: process of innovation and investment, organizational-economic mechanism of entrepreneurship, business environment of modernized entrepreneurship, regional legal regulations of tourism industry, regional investment policy.

канд. экон. наук, доцент, СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗОЙ В ТУРИНДУСТРИИ

RESOURCE BASIS MANAGEMENT IN TOURISM INDUSTRY

ЫНОК туриндустрии имеет двойственную природу, что сказывается и на особенностях управления ее

Туриндустрия сегодня — это предпринимательский сектор, выполняющий весьма существенные функции в экономике страны. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, способствует развитию специализации и разветвленной кооперации, позволяет оптимизировать использование ресурсного потенциала отрасли, без чего невозможно добиться ее высокой эффективности. Во-вторых, предпринимательство создает атмосферу конкуренции в исследовательской сфере, порождает многообразие

ресурсной базой. Являясь в большей степени коммерческой средой, он имеет социально ориентированный характер — направлен на удовлетворение и развитие общественных потребностей, оказывает влияние на процесс социализации личности, выступает инструментом перераспределения национального дохода внутри региона и страны в целом.

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.