DOI 10.24412/cl-37234-2024-1-362-370
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ: ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДО РЕИНЖИНИРИНГА
К.А. Гиносян, К. Геворгян
Российско-Армянский (Cлавянский) университет Институт экономики и бизнеса (ИЭБ) [email protected], [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается суть и важная роль организационного развития и реинжиниринга в развитии и процветании компаний. Также на примере крупнейшей во всем ИТ-мире корпорации "Microsoft" показаны некоторые угловые моменты управления изменениями, которые привели данную компанию к тому высокому уровню, которого она и достигла уже на данный момент. Ключевые слова: управление изменениями, организационное развитие, реинжиниринг бизнес-процессов, "Microsoft".
Введение
Организационные изменения - это те, которые оказывают существенное влияние на организацию в целом. Крупные изменения в персонале, целях компании, предложениях услуг и операциях - все это считается различными формами организационных изменений. Реинжиниринг бизнес-процессов - это радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения улучшений в таких важных аспектах, как качество, производительность, стоимость, обслуживание и скорость.
Актуальность данной темы доказывается современными реалиями мировой экономики в связи с изменениями во всем и, соответственно, огромным количеством литературы, исследований и статей по теме организационного развития и реинжиниринга.
Цель работы показать значимость и роль управления изменениями в целом и на примерах. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность организационного развития;
• описать роль реинжиниринга;
• показать, какие методы организационного изменения и реинжиниринга были выполнены в трех гигантах ИТ-сферы: "Microsoft", "Apple", "Google";
• показать наши представления и предложения по совершенствованию
моделей развития современных ИТ-компаний.
Материал и методы
В экономическом, политическом и социальном плане мир вокруг нас меняется быстро, как следствие так же скоротечно все изменяется и в компаниях разных сфер. Одним из основных источников проблем, с которыми сталкиваются организации, является быстрая скорость изменений, происходящих в современной цивилизации [1]. Изменения происходят потому, что мир внутри и снаружи организации динамичен, а не статичен. По этой причине менеджеры и сотрудники не могут избежать перемен. После того, как диагностика выявляет причины проблем или определяет возможности для развития, члены организации начинают планировать, а затем возглавлять и внедрять изменения, необходимые для повышения эффективности и производительности организации [2].
Организационное развитие - это критический и научно обоснованный процесс, который помогает организациям наращивать свой потенциал для изменений и достижения большей эффективности путем разработки, улучшения и усиления стратегий, структур и процессов [3]. Хорошо продуманный процесс организационного развития должен быть согласован со стратегией, целями и задачами компании. Процесс развития организации также должен учитывать факторы, находящиеся вне контроля руководства, например, рыночные условия. Существуют риски и проблемы, связанные с организационным развитием. Например, предприятия должны учитывать свои конкурентные преимущества, если они рассматривают организационные изменения [4].
Глобализация ведет к гораздо большей взаимосвязанности и открывает организациям глобальные возможности, а также - угрозы. Кроме того, ИТ пересматривают принципы работы традиционных бизнес-моделей, создавая инновационные компании, способные масштабировать свои услуги для мировой аудитории всего за несколько лет. Всего через год после запуска 'ТасеЬоок" он достиг миллиона зарегистрированных пользователей. Несколько лет спустя "8иарсЬа1;" за первый год своего существования достиг 10 миллионов активных пользователей.
Очевидно, что страх перед неизвестным, присущий человеческой природе, может сделать изменения крайне неэффективными для организаций -частных или государственных. Деловая деятельность в развитых и проблемных странах сталкивается с рядом серьезных проблем. Развитие технологий и телекоммуникаций объединило страны мира в одну глобальную экономику. В
1860-х гг. Фредрик Тейлор предположил, что менеджеры могут найти лучший процесс выполнения работы, а реинжиниринг отражает классическое представление о том, что есть один, который лучше всего справляется с задачами [5]. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является перепроектирование и изменение существующих бизнес-практик или процессов для достижения значительного улучшения эффективности работы организации [6]. Организационное развитие представляет собой непрерывный процесс, но темпы изменений многократно возросли. В нестабильном глобальном мире организации усиливают конкурентные преимущества посредством реинжиниринга бизнес-процессов (ВРЯ), радикально перепроектируя выбранные процессы [7].
Концепция реинжиниринга, которая является фундаментальным и окончательным инструментом перемен, включает в себя четыре аспекта: инновационное переосмысление, функция процесса, радикальные изменения, организационное развитие и производительность: в нем рассматривается уровень эффективности фирмы и способы повышения текущего уровня ее деятельности, чтобы соответствовать стандартам и выдержать конкурентное давление [8].
Иначе можно сказать, что реинжиниринг бизнес-процессов - это переизобретение бизнеса, а не улучшение или модификация бизнеса, не внесение незначительных или постепенных улучшений, а достижение квантового скачка в производительности.
Организации приступают к организационному развитию и управлению изменениями, чтобы производить «нишевые» продукты, которые соответствуют ожиданиям клиентов и превосходят их. Другой важной причиной является повышение качества, скорости и оперативности качественного обслуживания, ориентированного на клиента, если организация является обслуживающей. Таким образом, в данной работе мы отмечаем, что реализация организационного развития и управление изменениями - отличный инструмент для достижения конкурентного преимущества. Отметим причины организационного развития и управления изменениями:
• новые и все время изменяющиеся запросы клиентов;
• повышение качества, скорости и оперативности качественного обслуживания, ориентированного на клиента, если организация является обслуживающей организацией;
• изменчивые действия конкурентов и поставщиков;
• нововведения со стороны государства;
• субъективные желания и амбиции руководства;
• другие внутренние причины.
Обобщив все, отметим, что организационные изменения имеют преимущества в виде реинжиниринга. Реинжиниринг организации предлагает ряд преимуществ для общей производительности. Процесс реинжиниринга выявляет элементы организации, которые создают затраты при незначительной выгоде, и вносит необходимые коррективы. В некоторых случаях эти корректировки представляют собой изменения в методах ведения всего бизнеса или отдельного отдела, в других случаях эти корректировки требуют увольнений. Изменения могут включать в себя изменение взаимодействия между отделами, перенос функций на аутсорсинг в штат или наоборот, а также вопросы обучения, управления и преемственности персонала.
Реинжиниринг организации предлагает ряд преимуществ для общей производительности. Связь между реинжинирингом процессов и организационными изменениями заключается в том, что оба они направлены на то, чтобы сделать организацию более конкурентоспособной и прибыльной. Реинжиниринг процессов часто служит катализатором организационных изменений. Когда организация решает провести реинжиниринг своих процессов, она, по сути, решает изменить способ своей работы. Это означает изменение ее распорядка дня, ее культуры и самой ее структуры - всех элементов организационных изменений.
Итак, в работе рассмотрена компания "Microsoft" как отличный пример качественного управления изменениями. Самыми известными программными продуктами "Microsoft" являются линейка операционных систем "Windows", набор приложений для повышения производительности "Microsoft 365" и веб-браузер "Edge"[9]. За историей успеха стоит ряд значительных преобразований и изменений, которые позволили компании оставаться актуальной и конкурентоспособной на быстро развивающемся рынке [10]. С момента своего основания в 1975 году компания "Microsoft" претерпела множество преобразований и изменений. Вот пять произошедших значительных преобразований и изменений:
1. Переход к разработке программного обеспечения. Первоначально "Microsoft" сосредоточилась на разработке аппаратного обеспечения и создала программное обеспечение на языке "BASIC" для "Altair 8800" - популярного компьютера 1970-х гг. Однако после того, как Билл Гейтс осознал потенциал разработки программного обеспечения, компания переключила свое внимание на программное обеспечение, что привело к созданию MS-DOS, операционной системы "Windows" и других популярных программных продуктов [11].
2. Переход в Интернет. С появлением Интернета в 1990-х гг. "Microsoft "осознала потенциал этой новой технологии и вложила в нее значительные
средства. Это привело к развитию "Internet Explorer", MSN и различных веб-приложений [12].
3. Диверсификация. Первоначально, "Microsoft" была известна своей операционной системой и программными продуктами. Однако в последние годы компания диверсифицировала свои предложения, включив в них такое оборудование, как игровые консоли "Xbox", планшеты "Surface" и другие продукты.
4. Облачные вычисления. В 2000-х гг. "Microsoft" осознала потенциал облачных вычислений и начала инвестировать в эту область. В 2010 году компания запустила платформу "Azure", которая стала одной из ведущих облачных платформ в мире.
5. Открытый источник. В прошлом "Microsoft" была известна своим проприетарным программным обеспечением и закрытой экосистемой. Однако в последние годы компания внедрила технологию открытого исходного кода и внесла значительный вклад в сообщество открытого исходного кода. Например, "Microsoft" сделала свою платформу NET с открытым исходным кодом и выпустила различные инструменты и платформы для разработчиков с открытым исходным кодом.
Пройдя долгий, тернистый и, конечно же, успешный путь, в 2020 году "Microsoft" поставила цель упростить отслеживание продаж и операций в разных регионах и ролях. В старой системе отсутствовала автоматизация, и она создавала различные проблемы для руководителей "Microsoft". Понимая, что им придется столкнуться с рядом препятствий, компания была полна решимости создать новое решение, отвечающее потребностям каждого. Оказывается, даже в "Microsoft" сотрудники могут сопротивляться изменениям и не желать принимать новые бизнес-процессы. При решении вопросов управления изменениями "Microsoft" следовала лучшим практикам Проши, в частности, модели "ADKAR". Команда "Microsoft" создала постоянно меняющуюся среду для улучшения платформы и адаптации ее к потребностям сотрудников.
В 2020 году команда "Microsoft" по бизнес-операциям и программам в "Microsoft Digital" установила партнерские отношения с командами всей компании, в том числе с отделами коммерческих продаж и маркетинга, отделами международных продаж, обмена партнерами-продавцами, "Microsoft Cloud Data Sciences", "Microsoft Sales", "Microsoft Finance" и др., чтобы предоставлять и стимулировать внедрение современного решения для составления отчетов по бизнес-аналитике под названием "MSX Insights" (MSXi). Сегодня MSXi служит единой версией истины для продавцов, менеджеров, руководителей компаний, операционных и финансовых групп "Microsoft". Процесс
управления изменениями, необходимый для достижения этой цели, начался с тщательной оценки текущего состояния [13].
Команда проекта "MSXi" согласилась и приступила к созданию решения, которое отвечало бы требованиям широкого круга пользователей в экосистеме "Microsoft". Инженерные проблемы были значительными. Для их решения команда выбрала техническую архитектуру, основанную на технологиях "Microsoft Azure", включая "Azure Data Lake", "Azure Data Factory", "Azure Synapse Analytics", "Azure Analysis Services" и "Microsoft Power BI". Помимо предоставления необходимых данных в одном защищенном, управляемом и масштабируемом месте, это позволило команде "MSXi" сосредоточиться исключительно на создании необходимого аналитического решения, которое поможет трансформировать операции продаж. Убедить пользователей перейти на одно решение - такое, как "MSXi", будет непросто [14]. Также переход на "Microsoft 365", как услугу, побудил ИТ-менеджеров корпорации переосмыслить свой подход к управлению изменениями. Когда "Microsoft 365" стал услугой, подход ИТ-менеджеров к управлению изменениями должен был измениться, причем кардинально. Переход к жизни в новом мире программного обеспечения как услуги (SaaS) еще больше осложнился глобальной пандемией и постоянно меняющимися изменениями стиля работы. ИТ-командам приходилось постоянно оценивать и внедрять новые технологии и облачные решения, чтобы облегчить удаленное сотрудничество, обеспечить бесперебойную связь и поддержать производительность. В результате удаленной работы сотрудники перешли на асинхронные рабочие процессы, что обеспечивает гибкость в выборе времени и места выполнения работы. Теперь с помощью генеративного «Искусственного интеллекта» сотрудники могут использовать такие продукты, как "Copilot" (скоро станет общедоступной предварительной версией) и "Teams Meeting Recap", чтобы снизить утомляемость совещаний и расставить приоритеты в рабочих нагрузках [15].
Также проведем параллель с компаниями "Appleu Google". Начнем с компании "Apple". Сведя к минимуму количество внешних факторов, которые могут повлиять на производство, и, одновременно, укрепив связь между данными обслуживания клиентов и практикой исследований и разработок, "Apple" смогла перестроить свои бизнес-процессы, чтобы захватить большую часть рынка. Кроме того, "Apple" позволила инновациям определять направление вспомогательных процессов. Это помогло компании опережать рыночные тенденции и эффективно реагировать на внутреннюю и внешнюю обратную связь. Отличительной чертой успеха "Apple" является ее способность предоставлять продукты и услуги, которые, в первую очередь, привлекают ее
клиентов. Одним из отличных решений компании было то, что "Apple" начал использовать научный менеджмент, используя инновационные сборочные линии, которые сокращают время производства.
Основные решения реинжиниринга и управления изменениями в компании "Apple", выделенные нами, следующие:
• Стратегическая цель "Apple" заключается в проектировании и разработке новых продуктов.
• "Apple" сокращает производственные затраты на аутсорсинг-производство (к примеру, в Китай). Это помогает им создавать превосходные конструкции по более низкой цене.
• Премирование сотрудников, показавших отличные результаты, помогает поддерживать их мотивацию.
• Коммуникация является ключевым элементом бесперебойной работы компании.
• В управлении "Apple" используется научный менеджмент.
• В "Apple" существует четыре основных уровня управления - совет директоров, топ-менеджеры, вице-президенты или менеджмент второго уровня и менеджмент третьего уровня.
• Четыре столпа функции управления "Apple" - планирование, организация, лидерство и контроль.
Итак, выделим основные решения реинжиниринга и управления изменениями в компании "Google":
• Когда разразилась пандемия "COVID-19", предприятия по всему миру оказались в «неизведанных водах». "Google", известная своими яркими офисами и льготами, была вынуждена перевести тысячи своих сотрудников на удаленную работу практически в одночасье. "Google" не просто отреагировал на пандемию: они переосмыслили это как возможность пересмотреть работу и повысить гибкость.
• Компания изменила основные принципы управления персоналом. В "Google" крайне важно уделять внимание тому, как работают сотрудники, и помогать им исправлять ошибки. Вместо того, чтобы указывать на ущерб и обвинять человека, допустившего ошибку, компания поинтересуется, в чем причина проблемы и как ее исправить максимально быстро и эффективно. В "Google" всегда поощряются хорошие идеи. Однако прежде, чем она будет принята и введена в эксплуатацию, существует четкая процедура подтверждения того, является ли это действительно новой и практичной идеей или нет.
• "Google" развивалась в направлении холдинговой компании - компании, которая не производит напрямую продукцию и не предоставляет услуги, а просто инвестирует в капитал, выкупая его. В компании есть критерии для установки десяти экспоненциальной функции вместо сосредоточения внимания только на изменении общего увеличения. Такой подход помогает "Google" совершенствовать свои технологии и постоянно предоставлять потребителям отличные продукты.
В заключение отметим некоторые из процессов BPM ("Business Process Reengineering"), реализованных крупными компаниями, применимых во всех отраслях.
S Оптимизируйте то, что вы делаете хорошо, и делайте это лучше, чем кто-либо другой.
S Оставайтесь верными своей корпоративной миссии и целостности дизайна.
S Консолидируйте ресурсы и передайте их на аутсорсинг, когда это необходимо или целесообразно.
S Сократите расходы на инвентарь.
S Создавайте прочные партнерские отношения.
S Внедряйте расширенную стратегию маркетинга и брендинга.
S Улучайте коммуникацию во всех секторах компании.
S Обеспечьте лидерство с инновациями.
Итак, на основе проведенной нами работы представим несколько вариантов решения разного вида задач с помощью организационного управления и реинжиниринга в компаниях ИТ-сферы:
S Выяснение того, как внести необходимые изменения: здесь важна тесная связь управляющего персонала и коллектива компаний, поскольку сами работники лучше понимают суть дела, и могут отчетливо выделить сильные и слабые стороны их работы, автоматизации и иного другого.
S Очень важно проектировать рабочие процессы, ориентированные на результат, а не на процесс.
S Важно объединять соответствующие действия вместо того, чтобы связывать конечные результаты.
S Нужно объединить блоки сбора и обработки данных, чтобы уменьшить количество ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
1 ШерметМ.А. Управление изменениями, М.: Изд-во «Дело», 2015.
2. Harvard Business Review: 10 лучших статей, управление изменениями. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2017.
3. Thomas G. Cummings, Christopher G. Worley, Organization Development and Change, South-Western/Cengage Learning, 2009.
4. Спивак В.А. Управление изменениями: учебник для вузов / В.А. Спивак. М.: Изд-во «Юрайт», 2023.
5. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. «Мани, Иванов и Фербер», 2011.
6. Quality Management and Organizational Development Attaining Sustainability from Organizational Excellence to Sustainable Excellence, A AQureshi, S Afzal, 2008.
7. Harvard Business Review: 10 лучших статей, Управление изменениями. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2017.
8. https://www. sec.gov/ix?doc=/Archives/edgar/data/789019/000095017023035122/msft-202-30630.htm (Дата обращения: 18.10.2023).
9. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Пер. с англ. М.: «Эксмо», 2000.
10. Eisenach J., Lenard T. Competition, Innovation & the Microsoft Monopoly: Antitrust in the Digital Marketplace // Kluwer Books, 1999.
11. Eisenach J., Lenard T. Competition, Innovation & the Microsoft Monopoly: Antitrust in the Digital Marketplace // Kluwer Books, 1999.
12. https://www.microsoft.com/insidetrack/blog/how-microsoft-used-change-management-be-st-practices-to-launch-a-new-business-intelligence-platform/.
13. https://www.microsoft.com/insidetrack/blog/how-microsoft-used-change-management-best-practices-to-launch-a-new-business-intelligence-platform/ (Дата обращения: 19.10.2023).
14. https://www.microsoft.com/insidetrack/blog/transforming-change-management-at-micros-oft-with-microsoft-365/ (Дата обращения: 19.10.2023).
MANAGING CHANGE IN AN ORGANIZATION: FROM ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT TO REENGINEERING
K. Ginosyan, K. Gevorgyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Economics and Business (IEB)
ABSTRACT
In this work, we tried to describe the essence and important role of organizational development and reengineering in the development and prosperity of companies. Also, using the example of the largest corporation in the IT world, Microsoft, they showed some of the cornerstones of change management that led this company to the high level that it has reached at the moment. At the end of the work, a SWOT analysis of the corporation was also presented for a more detailed understanding.
Keywords: change management, organizational development, business process reengineering, Microsoft.