УДК 658.5
Кузьмин А.Д.
студент 4 курса кафедры информационных систем и технологий Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
(Россия, г. Москва)
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Аннотация: в данной статье описаны основные правила реинжинирования бизнес-процессов.
Ключевые слова: бизнес-процессы, реинжиниринг, эффективность, затраты.
Создавая свою компанию, каждый предприниматель хочет получить как можно больше выгоды при минимальных затратах. Для повышения показателей эффективности деятельности организации разрабатывается действенный план. Он должен учитывать внутренние задачи и работу фирмы, а также все изменения внешней обстановки. Чем больше доход при минимальных затратах, тем выше эффективность. Кроме этого, существуют другие факторы, определяющие продуктивность и развитие предприятия. К ним относится уже частные аспекты, такие как результативность производства по новым технологиям, рост финансового оборота при выпуске новой продукции, возможность экономии различных ресурсов, используемых организацией и многие другие. Вопрос о том, как лучше построить работу компании, становится одним из ключевых в повестке дня топ-менеджеров. Одним из решений этого вопроса можно считать процессный подход. В чем же его преимущества? Суть процессного подхода — представление деятельности организации как набора взаимосвязанных бизнес-процессов.
В современном мире реинжиниринг бизнес-процессов начинается с определения приоритетных и конкретных бизнес-процессов для эффективной
работы компании. Что такое бизнес-процесс (business process)? Это многократно повторяющаяся последовательность действий (операций, процедур), которая направлена на создание продукта, имеющего ценность для потребителя. Продуктом может быть товар, услуга, документ, информация. Далее происходит анализ и оценка их оптимальности по таким параметрам, как издержки, качество, скорость, принятие решений и т.п. [1]. В результате реинжиниринга бизнес-процессов определяются более эффективные технологии и оптимальная система мотиваций. Как правило, реинжиниринг сопровождается внедрением новой информационной системы. При этом в новых условиях может потребоваться обучение и переподготовка специалистов. Одной из особенностей реинжиниринга бизнес-процессов является то, что в его результате сотрудники (исполнители бизнес- процессов) наделяются возможностью самостоятельно принимать решения.
Описание бизнес-процессов решает такие задачи, как исследование бизнеса и формализация действий. Существуют такие виды бизнес-процессов: основные и вспомогательные. Это процессы, ради которых бизнес создавался и которые приносят прибыль и в конечном итоге поддерживают это бизнес [2].
Процессно-ориентированный подход к управлению предприятием позволяет получить структуру, деятельность которой направлена на постоянное улучшение качества конечного продукта и удовлетворение потребителя. Использование процессно-ориентированного подхода имеет такие преимущества, как высокая мотивация конкретного исполнителя, снижение нагрузки на руководителей, высокая гибкость и адаптивность системы управления, значительное снижение значимости и силы действия бюрократического механизма, высокая прозрачность и понятность системы управления, возможность глубокой комплексной автоматизации.
Процессно-ориентированный подход стал основой для разработок целого ряда методик и подходов в теории и практике управления. Такие методические инструменты как совершенствование и инжиниринг бизнес-процессов,
сбалансированная система показателей (balanced scorecard), комплексная диагностика и совершенствование системы управления, система мотивирования персонала, управление операционными рисками, целый ряд информационных технологий и др. используются только в условиях процессно- ориентированного управления в организации.
Главная цель реинжиниринга - создание универсальной максимально адаптированной к постоянно изменяющимся условиям рынка модели ведения бизнеса, а также методов, которые помогут ее выстроить. Отсюда вытекают следующие основные задачи данного направления: постановка четких стратегических целей, а также определение бизнес-процессов, которые обеспечат их достижение; разработка системы критериев, на основании которых будет производиться оценка качества бизнес-процессов и их соответствия стратегическим целям предприятия; анализ бизнес-процессов по следующим параметрам: уровень издержек, качественные характеристики, скорость выполнения, информация и принятие решений; поиск оптимального способа выполнения бизнес-процессов при условии соблюдения заданного уровня качества; разработка подробных регламентов действий для каждого работника предприятия, участвующего в бизнес-процессе [3].
Реинжиниринг необходим для достижения следующих таких задач, как снижение себестоимости протекающих на предприятии процессов, повышение производительности труда, снижение вероятности управленческих ошибок, подготовка к автоматизации управления ключевыми бизнес- процессами.
В результате образуется новая структура бизнес-процессов с упрощенными связями, регламентированными организационными отношениями и распределенными потоками информации. После проведения реинжиниринга вся команда отвечает за итог процесса. Успешное и грамотное проведение реинжиниринга всей деятельности компании оптимизирует не только содержание и структуру бизнес-процессов, но и выработку показателей эффективности и построение эффективных систем управления и мотивации
персонала.
Реинжиниринг бизнес-процессов — это поэтапные изменения в компании, направленные на совершенствование деятельности, производимые и измеряемые с точки зрения бизнес-процессов и их показателей. Совершенствование существующих на предприятии процессов предполагает применение определенного методов реинжиниринга бизнес- процессов. В качестве основных методов могут использоваться такие варианты, как устранение излишних или длинных потоков, устранение разрывов в бизнес-процессах, вовлечение в бизнес-процесс как можно меньшего количества ресурсов, выполнение бизнес-процесса самим клиентом или поставщиком, создание множества версий сложных процессов, уменьшение длительности цикла, объединение нескольких работ в одну, упрощение работ и т.п.
Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга, он позволяет контролировать полноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов.
Описание бизнес-процесса - это описание последовательности действий сотрудников при выполнении определенных действий в графическом и текстовом виде с целью регламентации действий в коллективе, анализа и оптимизации их последовательности. При этом все действия, которые описываются в бизнес-процессе, должны быть логичными, их последовательность должна приводить к определенной поставленной ранее цели.
В настоящее время тема реинжиниринга бизнес-процессов является актуальной, поскольку мир быстро меняется. Развитие новых технологий, появление новых игроков на мировом рынке, падение спроса - абсолютно каждый фактор может повлиять на функционирование организации.
Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на
рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Робсон М, Уллах Ф. «Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997».
Крохин В.В., Машков И.В., Каменнова М.С. «Моделирование бизнес-процессов. Часть 1, Часть 2.» - М.: Юрайт, 2018.
Программный продукт VISIO [Электронный ресурс] -https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/visio/flowchart-software (дата обращения 22.06.22)
Kuzmin A.D.
4th year student of the Department of Information Systems and Technologies Moscow State Technological University «STANKIN» (Russia, Moscow)
BUSINESS PROCESS REENGINEERING
Abstract: this article describes the basic rules of business process reengineering. Keywords: business processes, reengineering, efficiency, costs.