Научная статья на тему 'Управление интеллектуальным капиталом наукограда'

Управление интеллектуальным капиталом наукограда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / НАУКОГРАД / КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ СТАТУСУ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / INTELLECTUAL CAPITAL / MANAGEMENT / SCIENCE CITY / STATUS' VALIDATION CRITERIA / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсукова Наталья Евгеньевна, Клюшникова Елена Валерьевна

Описывается механизм управления интеллектуальным капиталом применительно к наукоградам РФ, обусловливается необходимость использования системного подхода к управлению им, рассматривается влияние интеллектуального капитала наукограда на качество жизни населения и выполнение критериев соответствия статусу наукограда РФ. В статье управление интеллектуальным капиталом наукограда рассматривается на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, на которых осуществляется внешнее и внутреннее управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE CITY’S INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT

This paper describes the mechanism of intellectual capital management in relation to the Science Cities of the Russian Federation, the need for a systematic approach to its management is provided, the impact of Science City’s intellectual capital on the quality of life of the population and the implementation of validation criteria of status of Russian Federation’s science citv is examined. In the article the Science City’s intellectual capital management is considered at the municipal, regional and federal levels, on which there is the external and internal control.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальным капиталом наукограда»

УДК 332.14

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ

НАУКОГРАДА*

Н.Е. Барсукова, Е.В. Клюшникова

Описывается механизм управления интеллектуальным капиталом применительно к наукоградам РФ, обусловливается необходимость использования системного подхода к управлению им, рассматривается влияние интеллектуального капитала наукограда на качество жизни населения и выполнение критериев соответствия статусу наукограда РФ. В статье управление интеллектуальным капиталом наукограда рассматривается на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, на которых осуществляется внешнее и внутреннее управление.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, управление, наукоград, критерии соответствия статусу, качество жизни.

Интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность экономических систем и является ключевым ресурсом их развития.

В настоящее время обращает на себя внимание проблематика интеллектуального капитала территории как ресурса, необходимого для повышения качества жизни населения и инновационного развития экономики.

Интеллектуальный капитал территории представляет собой нематериальный ресурс со следующей структурой: человеческий капитал, репу-тационный капитал, инфраструктурный капитал, интеллектуальная собственность [1]. Человеческий капитал является определяющим фактором, оказывающим непосредственное воздействие как на отдельные составляющие, так и на интеллектуальный капитал в целом (рис. 1).

Рис.1. Детерминанты основных компонентов интеллектуального

капитала

Статья выполнена в рамках проекта «Методология управления интеллектуальным капиталом технопар-ковых структур и научных структур с закрепленным государственным статусом» по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации Тверскому государственному университету.

Наукограды являются одним из основополагающих, государствооб-разующих элементов, от эффективности управления интеллектуальным капиталом которых зависит не только научный, производственный и интеллектуальный уровень развития российского общества, но и, прежде всего, обороноспособность и суверенитет нашего государства в целом.

Развитие интеллектуального капитала, совершенствование его количественных и качественных характеристик является одним из приоритетных направлений инновационных преобразований наукограда как территории с градообразующим научно-производственным комплексом. На первый план выходят проблемы не только формирования, но и использования интеллектуального капитала в интересах развития территории. Существование данных проблем обусловлено структурой интеллектуального капитала как объекта управления, наличием множества компонентов и характером взаимосвязей между ними, характером процесса управления, изменениями во внешней среде. Это вызывает необходимость использования системного подхода к управлению интеллектуальным капиталом наукограда, что обусловливает разработку определенного механизма.

В общем виде механизм управления интеллектуальным капиталом может быть представлен следующим образом (рис.2).

Рис.2. Механизм управления интеллектуальным капиталом

Наукоград характеризуется сложной, связной, средовой, мно-госферной структурой в иерархической, «матрешечной» и «корзиночной» системе государственного влияния [2]. Система управления интеллекту-

альным капиталом наукограда подразделяется на три уровня: муниципальный, региональный и федеральный.

На муниципальном уровне осуществляется внутреннее управление интеллектуальным капиталом наукограда. К внутренним факторам влияния относят природно-климатические, экологические, демографические условия в границах данной территории. В состав аппарата внутреннего управления входят органы муниципальной власти, дирекция программы развития наукограда и научно-технический совет.

Региональный и федеральный уровни относятся к внешнему управлению. К внешним факторам влияния можно отнести макроэкономические условия, степень государственного воздействия на экономику, отраслевую структуру экономики, бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, общественно-политические факторы, условия социальной среды, культурные и религиозные традиции.

Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения между федеральными и региональными уровнями власти, но предметы ведения полностью не урегулированы. Например, в настоящее время механизмы координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления наукоградов, научным и бизнес-сообществом могут возникнуть только по инициативе сверху, тогда как ранее федеральный закон «О статусе наукограда РФ» содержал норму о необходимости существования согласованной на всех уровнях программы развития наукограда, это был предмет для согласования действий властей всех уровней по отношению к территории. Сейчас этого нет, поэтому чаще всего взамен согласованным действиям приходит бездействие [3].

Цели управления интеллектуальным капиталом, согласование интересов различных субъектов управления должны достигаться благодаря реализации следующих принципов: «целенаправленность — эффективность», «партнерство — баланс интересов», «приоритетность — рациональность», «системность — скоординированность», «адаптивность — обратная связь» [4].

«Целенаправленность — эффективность» управления предполагает, что действия субъектов подчинены общей цели управления системой; «партнерство — обеспечение баланса интересов» включает кооперативный характер взаимодействий между субъектами при согласованности индивидуальных интересов и целей системы в целом; «адаптивность — обратная связь» предполагает восприятие изменений во внешней среде, трансформацию способа воздействия на объект управления, приспособление объекта к изменяющимся условиям, обеспечение обратной связи для корректировки управляющих воздействий.

Воздействие субъектов внешнего управления, которыми в нашем случае являются федеральные и региональные органы власти, на интеллек-

туальный капитал может быть как непосредственным, так и опосредованным, а методы могут быть прямыми или косвенными (табл.1).

Стратегия управления в наукоградах отличается специфическими особенностями, главная из которых — соединение науки, наукоемких производств и образовательных систем в единый многоотраслевой комплекс, и ее нельзя осуществить без высокоорганизованной системы муниципального управления. При этом необходимо учитывать, что в разрабатываемых концепциях развития наукограда не должны оставаться в стороне и социальные проблемы населения.

Целью внутреннего управления интеллектуальным капиталом является повышение качества жизни населения за счет наиболее эффективного использования всех видов его ресурсов. Объектом управления являются элементы интеллектуального капитала, развитие которых способствует созданию компетенций и конкурентных преимуществ, а также достижению стратегических целей, одной из которых является соответствие показателей муниципального образования критериям статуса наукограда РФ.

Таблица 1

Инструментарий механизма управления интеллектуальным

капиталом наукограда

Методы

Прямого воздействия

Косвенного воздействия

1

2

3

е и

с е

т

и м о н о

ы

Г)

- Предоставление наукоградам субвенций из федерального бюджета

- Бюджетное финансирование сферы образования, здравоохранения

- Дотации

- Субсидии на оплату услуг ЖКХ и на другие цели

- Социальная помощь и социальная поддержка для отдельных категорий населения

- Льготное налогообложение Дополнительные ассигнования на науку (научным организациям, расположенным в наукограде) с целью реализации инновационных проектов

- Льготные условия пользования землей

- Льготные услуги по бизнес-планированию и трансферу технологий

- Предоставление кредитов

- Развитие научно-исследовательских фондов, грантовая поддержка научно-исследовательских групп и проектов

- Государственная поддержка научно-педагогических коллективов и создания интегрированных научно-образовательных структур

- Стимулирование использования лучших разработок, финансируемых из средств госбюджета, в государственном, муниципальном и негосударственном секторах экономики

- Поддержка лиц, деятельность которых способствует освоению новой техники и технологий национальной промышленностью и другими сферами экономики

- Поощрение обмена научно-техническим персоналом между промышленностью и государственными научными центрами

- Реализация программ софинансирова-ния инновационных проектов, имеющих социальную значимость

Окончание табл.1

2

3

л и о и а а

я ■

о я

И =

н а S а о я

я -

2 я со я

н «

а

н

U =

S =

S

ч

- Правовое регулирование статуса наукограда

- Принятие законодательных актов, регулирующих отношения в образовательной и социально-трудовой деятельности

- Разработка государственных нормативных актов в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности

- Разработка образовательных стандартов и регламентов

- Лицензирование образовательной деятельности, отдельных видов научной и научно-технической деятельности

- Определение приоритетных направлений развития науки и техники и форм их поддержки

- Защита национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества

- Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения в образовательной и трудовой сфере

- Совершенствование нормативно-методологической базы в сфере охраны, учета и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности

- Разработка программы социально-экономического развития наукограда

- Осуществление контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности Обеспечение социальных гарантий работникам научно-технической сферы и сферы образования и соблюдения их прав

й 2 я я о я я а п Я Я а и

а О

- Создание специализированных структур, обеспечивающих взаимодействие между субъектами научно-исследовательской, образовательной сферы, рынка труда, органов власти

- Создание инфраструктуры для инновационного бизнеса в виде бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных территориальных кластеров и промышленных парков

- Восстановление и строительство инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры

- Учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства

- Создание национальной информационной службы с целью сбора, обработки и распространения научной и научно-технической информации

- Разработка и реализация программ повышения информированности населения в вопросах управления интеллектуальной собственностью

- Создание и развитие инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью

- Развитие системы венчурного финансирования

- Создание системы обучения и сертификации специалистов и менеджеров в сфере интеллектуальной собственности

- Мониторинг результатов деятельности научно-производственного комплекса наукоградов

- Оказание консультативной помощи по вопросам переподготовки и повышения квалификации

- Проведение совместных (с участием государства) исследований и разработок

- Реализация программ подготовки управленческих кадров (Президентская, MBA)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Разработка образовательных программ по территориальному брендингу и маркетингу для федеральных, региональных и муниципальных чиновников

- Проведение конференций, семинаров по вопросам формирования и развития интеллектуального капитала территорий

- Мероприятия по улучшению жилищных условий работников науки и вузов

1

В системе внутреннего управления интеллектуальным капиталом наукограда основную роль наряду с муниципальной властью (органами местного самоуправления) играют научное сообщество (научные организации) и общественные структуры (общественные организации).

Органы местного самоуправления принимают окончательное решение о стратегических путях развития; научные организации, являясь градообразующими предприятиями, имеют определяющее место при выборе того или иного пути городского развития; общественные организации выступают эффективным инструментом при защите и реализации интересов различных категорий населения в рамках выработки и реализации стратегических путей развития города.

На сегодняшний день методы взаимодействия субъектов управления интеллектуальным капиталом наукоградов на муниципальном уровне реализуются через различные структурно-институциональные формы и заключаются в основном в продвижении и реализации различного рода постановлений, приказов, правил, разрешений, запрещений и т.д. и, к сожалению, в наименьшей степени заключаются в организации научного и информационного обслуживания, методического обеспечения, организационных и других условий.

Оптимальной структурной формой кооперации интересов субъектов управления в настоящее время является Научно-технический совет (НТС), функционирующий в рамках Дирекции программы развития города как наукограда и выполняющий роль местного экспертного совета по текущему и перспективному развитию территории в качестве наукограда.

Помимо Научно-технического совета в наукоградах созданы и другие органы управления, например, Наблюдательный совет по развитию наукограда (в Бийске), Совет директоров научно-производственного комплекса (во Фрязино).

Ключевую роль в управлении интеллектуальным капиталом на уровне наукограда должна играть команда управления (Дирекция программы развития наукограда и отделы, отвечающие за развитие научно -производственного комплекса наукограда, администрации муниципального образования), позволяющая эффективно реализовывать профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал участников в соответствии со стратегическими целями — формированием и использованием интеллектуального капитала наукограда в интересах развития города.

Управленческая команда как система эффективна, если результаты ее работы соответствуют ожиданиям приоритетных стейкхолдеров или превышают эти ожидания. В качестве главных стейкхолдеров или потребителей результатов такой команды наукоградов выступают организации и предприятия научно-производственного комплекса, а также инвесторы, научное сообщество и жители города.

Совершенствование управления интеллектуальным капиталом

наукограда предполагает приоритет его развития в соответствии с изменениями и компетенциями территории и заключается в определении элементов механизма управления процессами формирования и использования интеллектуального капитала на муниципальном уровне (табл.2).

Таблица 2

Механизм управления интеллектуальным капиталом на муниципальном уровне

Эффекты влияния

Инструментарий

1 2

Стратегическое планирование Обеспечение основы для всех управленческих решений, создание и претворение в жизнь алгоритмов действий, нацеленных на выполнение долгосрочных задач по формированию и эффективному использованию интеллектуального капитала

Инвестиционная политика Система мер, направленных на установление структуры и объемов инвестиций, источников их получения и направлений использования для развития научно-производственного комплекса наукограда, создания и развития объектов научно-образовательной и инновационной инфраструктуры

Инновационная политика Обеспечение благоприятной политической, правовой, экономической и организационной базы для стимулирования и повышения экономической эффективности инновационной деятельности и содействия эффективному взаимодействию сектора исследований и разработок с местным бизнес-сообществом

Политика кластеризации экономики Система мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение уровня экономического и научно-технического развития территории, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров и внедряющих инновации

Создание территориальных зон с особыми экономическими режимами Привлечение инвестиций и стимулирование развития предпринимательской деятельности путем введения специальных правовых режимов деятельности

Краудсорсинг Оптимизация интеллектуального потенциала «мудрой толпы», формирование гражданского экспертного сообщества, помощь органам публичной власти в принятии более эффективных управленческих решений с учетом мнений, требований, предложений населения, бизнес-сообщества

Форсайт Инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества; создание по результатам форсайт-проектов специальных дорожных карт

Окончание табл.2

1 2

Брендинг Обеспечение стойкого и привлекательного имиджа наукограда как «города науки», повышение его узнаваемости; формирование потребительского представления об уникальности; преодоление дефицита ресурсов; улучшение инвестиционной привлекательности; наращивание хозяйственного потенциала; повышение капитализации с помощью инвестиций в бренд; вступление в международные организации; трансляция муниципальных достижений и инициатив; повышение государственного престижа

Мониторинг Оценка хода реализации стратегии развития интеллектуального капитала наукограда

Таким образом, механизм управления интеллектуальным капиталом наукограда представляет собой систему элементов управления (целей, функций, методов, структуры, субъектов управления) и объектов управления (видов интеллектуального капитала), в которой происходит целенаправленное преобразование воздействия элементов управления в требуемое состояние или реакцию интеллектуальных ресурсов, и имеющую входные воздействия в форме внешних требований и результирующую реакцию в виде экономического эффекта.

Особенности внешнего менеджмента интеллектуального капитала состоят в сложности характера взаимодействий между субъектами при определяющей роли государства, в различии влияния на процесс управления, в многоэтапности и взаимообусловленности процессов формирования и использования интеллектуального капитала, в наличии многообразия методов и инструментов для осуществления регулирующих воздействий.

Интеллектуальный капитал наукограда нуждается в постоянном управлении со стороны органов местного самоуправления для развития конкурентного потенциала, обеспечивающего высокий уровень социально-экономического развития, и конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций, инноваций, квалифицированных работников и т.п.

Список литературы

1. Мальцева А.А., Монахов И.А. Развитие теоретических представлений об интеллектуальном капитале в условиях динамической трансформации экономики // Актуальш проблеми економжи. 2014. № 11. С. 16-33.

2. Выступление Вице-президента Союза развития наукоградов России М.И. Кузнецова на II Форуме наукоградов [Электронный ресурс] // URL: http: //www.terrasapiens .ru/publication/news/41.

3. Интервью с зам. главы Администрации наукограда Кольцово по экономике и развитию А. Гумеровой от 30.11.2010 г. «Требуется современная модель управления развитием наукоградов» // Госбук: сайт. Экспертная сеть по вопросам государственного управления». URL: http://www.gosbook.ru/node/11933.

4. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. 195 с.

5. Территориальный орган Федеральной службы государтсвенной статистики по Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tulastat. gks .ru

Барсукова Наталья Евгеньевна, ст. науч. сотрудник, [email protected], Россия, Тверь, Тверской государственный университет,

Клюшникова Елена Валерьевна, ст. науч. сотрудник, [email protected], Россия, Тверь, Тверской государственный университет

SCIENCE CITY'S INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT N.E. Barsukova, E.V. Klushnikova

This paper describes the mechanism of intellectual capital management in relation to the Science Cities of the Russian Federation, the need for a systematic approach to its management is provided, the impact of Science City's intellectual capital on the quality of life of the population and the implementation of validation criteria of status of Russian Federation's science city is examined.

In the article the Science City's intellectual capital management is considered at the municipal, regional and federal levels, on which there is the external and internal control.

Keywords: intellectual capital, management, science city, status' validation criteria, quality of life.

Barsukova Natalia Evgenevna, Senior Scientific Researcher, [email protected], Lurye Scientific and Methodological Center for Higher School Innovative Activity of Tver State University, Russia, Tver, Tver State University,

Klyushnikova Elena Valerevna, Senior Scientific Researcher, [email protected], Lurye Scientific and Methodological Center for Higher School Innovative Activity of Tver State University, Russia, Tver, Tver State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.