Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление инновациями / стимулирование инноваций / инновационное развитие / институты регионального и инновационного развития / инновационная инфраструктура / innovation management / innovation stimulation / innovative development / regional and innovative development institutions / innovative infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поскочинова О. Г., Мурашов Д. С.

Целью настоящей статьи является определение факторов, стимулирующих процессы инновационного развития России, и детерминация роли институтов инновационного развития, как обязательного элемента, стимулирующего инновационные процессы в контексте современной модели государственного управления. Авторы отмечают, что необходимым условием эффективной инновационнотехнологической трансформации российского общества, его устойчивого социальноэкономического роста и повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий является стимулирование инновационной активности не только внутри государственных структур, но и в сфере управления на уровне организаций различного рода деятельности. Определяется, что наряду с созданием благоприятных условий для улучшения экономических показателей, повышения уровня и качества жизни населения, активная инновационная деятельность способствует обеспечению конкурентоспособности государства на мировом уровне. Учитывая ожидаемые положительные эффекты масштабных инновационных и технологических, в том числе цифровых преобразований, констатируется тот факт, что полного перехода к такого рода инновационной деятельности еще не произошло. Одна из главных причин, по мнению авторов, заключается в недостаточном уровне мотивирования всех вовлечённых в этот процесс акторов, прежде всего управленцев. В статье рассмотрены и проанализированы группы факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятий, подчеркнута роль институтов инновационного развития, как обязательного атрибута, стимулирующего инновационные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN THE MODERN ECONOMY AND FACTORS STIMULATING THE PROCESSES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

The purpose of this article is to identify the factors stimulating the processes of innovative development in Russia and to determine the role of innovative development institutions as a mandatory element stimulating innovative processes in the context of the modern public administration model. The authors note that a necessary condition for the effective innovative and technological transformation of Russian society, its sustainable socio-economic growth and increasing the investment attractiveness of Russian enterprises is the stimulation of innovative activity not only within government structures, but also in the field of management at the level of organizations of various types of activities. It is determined that along with the creation of favorable conditions for improving economic indicators, raising the standard and quality of life of the population, active innovative activity contributes to ensuring the competitiveness of the state at the global level. Taking into account the expected positive effects of large-scale innovative and technological, including digital transformations, it is stated that a complete transition to this type of innovative activity has not yet occurred. One of the main reasons, according to the authors, is the insufficient level of motivation of all actors involved in this process, primarily managers. The article examines and analyzes groups of factors influencing the innovative activities of enterprises, and emphasizes the role of innovative development institutions as a mandatory attribute stimulating innovative processes.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 10 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_l/upravlenie-innovacziyami-v- Прогрессивная

sovremennoj-ekonomike-i-faktory-stimuliruyusliliie-proczessy-innovaczionnogo- экономика

razvitiya-rossii/

Научная статья / Original article .___.

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.6

УДК 315.42:65.012.3

DOI: 10.54861/27131211 2024 10 175

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

Поскочинова О.Г., кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной и научной работе, профессор Департамента профессиональных компетенций налогового администрирования, ФГБОУ ДПО «Академия лидерства и администрирования бизнес-процессов ФНС России - Нева»,

г. Санкт-Петербург, Россия

Мурашов Д.С., кандидат экономических наук, доцент Департамента профессиональных компетенций налогового администрирования, ФГБОУ ДПО «Академия лидерства и администрирования бизнес-процессов ФНС России - Нева», г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Целью настоящей статьи является определение факторов, стимулирующих процессы инновационного развития России, и детерминация роли институтов инновационного развития, как обязательного элемента, стимулирующего инновационные процессы в контексте современной модели государственного управления. Авторы отмечают, что необходимым условием эффективной инновационно-технологической трансформации российского общества, его устойчивого социально-экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий является стимулирование инновационной активности не только внутри государственных структур, но и в сфере управления на уровне организаций различного рода деятельности. Определяется, что наряду с созданием благоприятных условий для улучшения экономических показателей, повышения уровня и качества жизни населения, активная инновационная деятельность способствует обеспечению конкурентоспособности государства на мировом уровне. Учитывая ожидаемые положительные эффекты масштабных инновационных и технологических, в том числе цифровых преобразований, констатируется тот факт, что полного перехода к такого рода инновационной деятельности еще не произошло. Одна из главных причин, по мнению авторов, заключается в недостаточном уровне мотивирования всех вовлечённых в этот процесс акторов, прежде всего управленцев. В статье рассмотрены и проанализированы группы факторов, влияющих

Прогрессивная экономика 2024, №10. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economy.ru/

на инновационную деятельность предприятий, подчеркнута роль институтов инновационного развития, как обязательного атрибута, стимулирующего инновационные процессы.

Ключевые слова: управление инновациями, стимулирование инноваций, инновационное развитие, институты регионального и инновационного развития, инновационная инфраструктура.

INNOVATION MANAGEMENT IN THE MODERN ECONOMY AND FACTORS STIMULATING THE PROCESSES OF INNOVATIVE

DEVELOPMENT IN RUSSIA

Poskochinova O.G., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vice-

Rector for Academic and Research Work, Professor of the Department of Professional Competencies of Tax Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Academy of Leadership and Business Process Administration of the Federal Tax Service of Russia -

Neva», St. Petersburg, Russia

Murashov D.S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Professional Competencies of Tax Administration of the Federal

State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Academy of Leadership and Business Process Administration of the Federal Tax Service of Russia - Neva», St. Petersburg, Russia

Abstract. The purpose of this article is to identify the factors stimulating the processes of innovative development in Russia and to determine the role of innovative development institutions as a mandatory element stimulating innovative processes in the context of the modern public administration model. The authors note that a necessary condition for the effective innovative and technological transformation of Russian society, its sustainable socio-economic growth and increasing the investment attractiveness of Russian enterprises is the stimulation of innovative activity not only within government structures, but also in the field of management at the level of organizations of various types of activities. It is determined that along with the creation of favorable conditions for improving economic indicators, raising the standard and quality of life of the population, active innovative activity contributes to ensuring the competitiveness of the state at the global level. Taking into account the expected positive effects of large-scale innovative and technological, including digital transformations, it is stated that a complete transition to this type of innovative activity has not yet occurred. One of the main reasons, according to the authors, is the insufficient level of motivation of all actors involved in this process, primarily managers. The article examines and analyzes groups of factors influencing the innovative activities of enterprises, and emphasizes the role of innovative development institutions as a mandatory attribute stimulating innovative processes.

Keywords: innovation management, innovation stimulation, innovative development, regional and innovative development institutions, innovative infrastructure.

JEL classification: О32, O38, D24.

Для цитирования: Поскочинова О.Г., Мурашов Д.С. Управление инновациями в современной экономике и факторы, стимулирующие процессы инновационного развития России // Прогрессивная экономика. 2024. № 10. С. 175-186. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_175.

Статья поступила в редакцию: 16.10.2024 г. Одобрена после рецензирования: 24.10.2024 г. Принята к публикации: 24.10.2024 г.

For citation: Poskochinova O.G., Murashov D.S. Innovation management in the modern economy and factors stimulating the processes of innovative development in Russia // Progressive Economy. 2024. No. 10. pp. 175-186. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_175.

The article was submitted to the editorial office: 16/10/2024. Approved after review: 24/10/2024. Accepted for publication: 24/10/2024.

Введение

Интенсификация инновационных процессов и высокотехнологических преобразований рассматриваются руководством страны как ключевой фактор устойчивого экономического роста, в корне меняющий и стабилизирующий социальную инфраструктуру, формирующий тип инновационной экономики и общества, отражающий национальный характер развития России. Следует отметить, что осуществление инновационных целей и поэтапного решения, связанных с этим, насущных задач, определенных Правительством РФ [14], происходит с большим отставанием, что объясняется целым рядом причин, в числе которых возникшие экономические проблемы, связанные с COVID-19, обострение международных отношений на фоне назревшего украинского кризиса, и как следствие поток санкций со стороны западных стран.

Все это оказало отрицательное влияние на инновационные процессы, происходящие в стране, ограничило финансирование на разработку инновационных проектов, замедлило развитие высоконаучных производственных технологий, привело к снижению темпов социально-экономического роста в России. В связи со сложившимися условиями необходимо установить и проанализировать возможные наиболее эффективные меры стимулирования инновационных процессов.

Таким образом, целью настоящей статьи является определение факторов, стимулирующих процессы инновационного развития России, и детерминация роли институтов инновационного развития, как обязательного элемента, стимулирующего инновационные процессы в контексте современной модели государственного управления.

Обзор литературы

В качестве теоретической и информационной базы исследования представлены труды отечественных учёных, отражающие специфику инновационно-технологической трансформации отечественных

управленческих практик и экономико-управленческих процессов российского общества, а также базисные нормативно-правовые акты, регулирующие

соответствующие процессы в нашей стране. Нормативно-правовую основу составляют такие документы как: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [14; 23; 24]. Данные нормативно-правовые акты формируют основы инновационного развития Российской Федерации и являются основополагающими документами в сфере управления инновациями и инновационным развитием страны.

В монографии авторов А.Э. Сулейманкадиевой, М.А. Петрова, О.Ю. Сыроватской «Управление инновациями и интеллектуальным капиталом компании» рассмотрены важнейшие теоретические аспекты и практические проблемы управления инновациями и интеллектуальным капиталом современных компаний [20]. В первой части уделено особое внимание подходам и теориям управления инновациями компании, во второй сделан акцент на методологических аспектах оценки и управления интеллектуальным капиталом современных компаний. Авторы монографии проводят компаративный анализ современных моделей управления инновациями и формируют выводы по поводу адаптации этих моделей к современным российским условиям.

Факторы, стимулирующие процессы инновационного развития России, подробно изложены в коллективной монографии «Императивы устойчивого развития социально-экономических систем в цифровой экономике», где особое внимание уделено цифровым аспектам технологической, социальной и экономической трансформации, а также цифровизации сферы услуг [9]. Особого внимания заслуживают методы оценки и управления устойчивым развитием социально-экономических систем в цифровом пространстве, а также стратегические перспективы интеллектуального развития общества в эпоху цифровых трансформаций. Однако, описанные модели в большей степени касаются социально-экономических систем и управленческих практик, находящихся в нормальном, устойчивом состоянии. Они, как правило, не учитывают практики санкционного давления и его негативного влияния на инновационную сферу нашей страны.

Анализ научных источников показал, что инновационная деятельность России регулируется на базе национальной инновационной системы, в основу которой заложен принцип централизации экономического, правового, финансового и организационного формирования инновационного роста, обеспечивающего в целом стабильность роста экономики всей страны [13]. Решение проблемы развития национального инновационного потенциала основывается на тесном взаимодействии государства, экономических и научных организаций. Одновременно решается сложная задача по

преодолению различия на инновационном региональном уровне и созданию единой сбалансированной национальной инновационной системы.

Материалы и методы

Методологическая основа исследования предполагает использование общенаучных методов в качестве логического основания исследовательского дизайна. Компаративный анализ фактологического материала позволил авторам сделать общий вывод в заключении и предложить своё видение и пути решения проблемы инновационного развития страны и управленческих практик с точки зрения их адаптации к современным условиям.

Факторный анализ и группировка факторов на основании их влияния на инновационные процессы и практики в нашей стране позволили выявить современные особенности российской системы государственного управления, а также определить роль институтов инновационного развития, как обязательного элемента, стимулирующего инновационные процессы в контексте современной модели государственного управления и её влияния на корпоративные управленческие практики и системы в нашей стране. В качестве эмпирических референтов исследования используются данные официальной статистики, в частности, домена «Наука и инновации», который представляет собой единый цифровой сервис, консолидирующий сведения о достижениях отечественной науки, учёных и научных коллективах, реализованный на базе Единой государственной информационной системы учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, с использованием защищенной единой цифровой облачной платформы «ГосТех» [11]. Указанные данные официальной статистики служат эмпирической основой для подтверждения выводов авторов и позволяют объективно оценить разработанные предложения.

Результаты и обсуждение

Выдвинутые против России санкции со стороны США и с ними целого ряда государств, поддерживающих антироссийскую политику, являются не только незаконными, но и порождают экономический и политический международный хаос, приводят к разрушению логистических, торгово-экономических связей, затрагивают интересы всего мирового сообщества, одновременно ухудшая условия жизни рядовых граждан. В большей степени от собственных санкций страдают жители западных стран, столкнувшиеся с нехваткой энергоресурсов и невозможностью справиться с этой проблемой без компаний российского топливно-энергетического комплекса и, в частности, без компаний нефтегазовой отрасли. Объявленная России санкционная война нанесла вред не только российской экономике, но и в немалой степени привела к негативным социально-экономическим последствиям для самих стран-инициаторов. Санкционный режим в России ограничил доступ к финансовым ресурсам иностранных государств, замедлил научные и инновационные производственные процессы (см. рис. 1).

35000 -32797

30999

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

^^"Фундаментальные и поисковые НИР Прикладные НИР

Опытно-конструкторские, проектные и технологические работы ИТОГО

-Linear (ИТОГО)

Рис. 1. Общее количество зарегистрированных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в

период с 2010 по 2023 гг., ед.

Источник: составлено авторами по данным [11; 20]

В свете происходящих событий особого внимания заслуживает реализация основных направлений ускоренного научно-технологического инновационного развития, заявленных как одна из основных национальных прорывных целей, сформулированных в главных документах государства [14; 23; 24]. Первостепенной задачей в стратегической перспективе является существенное снижение зависимости от импорта, используя и развивая отечественные инновационные технологии, поднимая престиж и конкурентоспособность отечественной продукции [3]. В сложившейся ситуации возрастает роль государственных институтов инновационного развития, способствующих формированию эффективных инновационных экономических процессов, обеспечивающих стабильный экономический рост на основе интеграционных принципов государства и частного капитала [22]. Институты инновационного развития призваны сглаживать возможные рыночные колебания, находить решение там, где не работают рыночные механизмы, способные обеспечить стабильный экономический рост. Такие институты формируют условия для развития соответствующей инновационной инфраструктуры, стимулируют реализацию частных инвестиций в наиболее приоритетные отрасли экономики, предоставляют

финансовую и информационную помощь организациям из приоритетных отраслей. К отечественным институтам инновационного развития относятся федеральные, федерально-региональные и региональные институты, выступающие в роли инструмента инновационной политики государства, ускоряющей инновационные процессы, обеспечивающей

конкурентоспособность экономической системы [5].

В федеральные институты инновационного развития входят различные государственные фонды, агентства ипотечного кредитования, в том числе соответствующие банки, инвестиционный фонд РФ, фонды, способствующие реформированию ЖКХ и развитию наукоёмких информационных технологий [4]. С целью стимулирования социально-экономического развития территорий и сокращения разрыва между субъектами РФ, федеральные институты инновационного развития оказывают финансовую поддержку регионам на более льготных условиях по сравнению с коммерческими банками, привлекая при этом свои региональные филиалы. Федерально-региональные инновационные институты представляют собой межрегиональные институты - это корпорации развития федеральных округов, а также фонды венчурного и ипотечного финансирования. Региональные инновационные институты направлены на диверсификацию экономики, создание инфраструктуры для внедрения инноваций, включающих агентства инвестиционного развития, расширение кластерной политики, создание технопарков, особых экономических зон, региональных венчурных фондов [15].

Весь инновационный процесс - это большая и кропотливая работа, поэтапно решающая целый ряд задач, начиная с фундаментальных и прикладных исследований, расчётной стоимости разработок, создания нормативно-правовых основ безопасной реализации инновационного продукта, формирования рынка сбыта, экспорта готовой продукции с последующей организацией ее обслуживания. Наличие существенных различий в подготовке специалистов, различный уровень социально-экономического развития регионов сдерживает активность перехода к инновационному развитию не только экономики регионов, но и всей национальной экономики [10].

Успешному развитию региональной инновационной политики способствует применение ТИМ-технологий, обеспечивающих ускоренное решение возникающих специфических проблем [12]. ТИМ-технологии могут быть эффективными при долгосрочных институциональных инвестициях в развитие инфраструктуры регионов, могут служить одним из инновационных инструментов управленческих решений. ТИМ-менеджер обеспечивает управление инвестиционным проектом, эффективность информационного взаимодействия внутри организации и конкурентами [17]. Особую роль в поддержке инновационных проектов, особенно на ранних стадиях разработки, оказывает фонд содействия инновациям, как одного из наиболее важных институтов развития, получая при этом гарантированную и существенную экономическую отдачу от проектов, профинансированных фондом. При этом

с начала создания фонда значительно возросли результаты интеллектуальной инновационной деятельности, зависящие от уровня применяемых методов оценки такой результативности и правильном выборе той или иной инновационной стратегии, приводящей к ощутимому повышению конкурентоспособности как самих предприятий, так и всей национальной экономики. Результаты инновационной деятельности предприятий во многом определяются грамотным инвестированием не только в технико-технологические процессы, но и охватом всех сфер его деятельности [6].

Большинство современных исследований акцентируют внимание на множестве факторов, влияющих на инновационную деятельность организаций, выделяя важнейшие из них. Установлено, что успех инноваций в наибольшей степени зависит от уровня профессиональной подготовки персонала, их творческого потенциала, высокого профессионализма управленческих кадров [2; 18]. В настоящее время все эти профессиональные качества служат не только важным фактором роста, но и характеризуют степень реализации творческих способностей специалистов [19]. Постоянно возникающие проблемы с финансированием инноваций, связанные с недостаточной эффективностью финансово-кредитной государственной политики, нехваткой источников финансирования требуют стимулирования инноваций, поиску научно-технологических методов, создающих основу для управления инновационными процессами на всех уровнях экономического развития [8; 19].

В итоге можно определить те факторы, которые влияют на активность и эффективность инновационного процесса. На стимулирование инновационной деятельности предприятий влияют такие факторы, как наличие финансовых, научных и материально-технических средств, поддерживаемых законодательной базой и активным участием государства в инновациях. Необходимо моральное поощрение участников инновационной деятельности, наличие возможностей самореализации, грамотные действия со стороны руководства, от правильной формы стимулирования которого в огромной степени зависят результаты инноваций [21; 26]. Формы стимулирования могут быть различными, из которых чаще всего рассматривают коллективные и индивидуальные. При этом следует отметить ряд причин, тормозящих инновационную деятельность предприятий таких как отсутствие материальных, финансовых ресурсов, недостаточный уровень научно-технической подготовки, доминирование авторитарного стиля руководства, несовершенство законодательной базы.

Один из возможных путей стимулирования инновационных процессов является создание бизнес-инкубаторов, получивших широкий резонанс во всех регионах России. Впервые подобные организации появились в 50 -х годах двадцатого века в Великобритании и получили дальнейшее распространение во многих развитых странах. Бизнес-инкубаторы как многофункциональные проекты стали появляться в России в конце двадцатого века, главной целью которых является оказание помощи предпринимателям, начинающим

бизнесменам, студентам, аспирантам, обеспечивая доступ к инновационным исследованиям, научным лабораториям, помогая разрабатывать и внедрять конкурентоспособную инновационную продукцию. Как правило бизнес-инкубаторы создаются на основе крупных научно-исследовательских центров и опорных институтов, поскольку не каждый начинающий бизнесмен имеет средства создавать свою научную лабораторию. Особое внимание обращается на роль в реализации разработанных программ развития инновационных основ бизнеса студентов и аспирантов. По своей сути бизнес-инкубаторы можно отнести к инновационным организациям, основанным на базе существующих наукоградов РФ.

Экономические факторы, стимулирующие инновационную активность предприятий, разделяют на две категории. К первой из них относят внешние факторы, оказывающие влияние на внутренние производственные процессы, но в то же время не могут контролироваться самим предприятием. Вторая категория содержит внутренние факторы, к которым относятся прежде всего: спрос и предложение, ожидаемая прибыль от применяемых инноваций, конкурентоспособность, общий инновационный климат как на федеральном, так и региональном уровнях. Внутренние факторы, стимулирующие инновационные процессы предприятий, условно подразделяются на два блока. В один из них входят те факторы, которые находятся под внешним влиянием, как например, трудовые ресурсы, финансовое состояние организации, уровень научно-технического потенциала, перспективы инновационного развития.

Второй блок включает факторы, формирующие способы внутренних экономических взаимоотношений и их взаимодействия с внешними факторами. К ним относятся: форма собственности; принадлежность к определенной отрасли; структура и размер организации. Как один из немаловажных факторов инновационного стимулирования производственных процессов в последнее время отмечается интенсивный рост предприятий, основу деятельности которых составляют разработка и внедрение наукоёмких высокотехнологических инновационных проектов. Благодаря наличию финансовых и технологических ресурсов, хорошо подготовленному управленческому и кадровому потенциалу, обеспечивается инновационная активность предприятий и эффективность инновационного управления, где живой труд заменяют технологическим оборудованием [16; 25]. Тем самым решаются кадровые проблемы, тормозящие инновационное развитие тех предприятий, на которых предпочитают использовать более дешевую рабочую силу, препятствующую технологическим новшествам и недостатком внимания к научным разработкам.

Одним из главных факторов, влияющих на стимулирование инновационных процессов, является динамичная конкуренция не только сторонних организаций, но и интенсивная конкурентная борьба на внутреннем рынке, благодаря его открытости. При этом предприятия должны уделять особое внимание использованию в производстве последних научно-технических достижений, быть в постоянном поиске новых рынков,

учитывающих с максимальной отдачей предпочтения потребителей, одновременно расширяя и усовершенствуя старые рыночные методы. Ожидания возможной прибыли от внедрения инноваций, значительно превышающей доходы от любой другой деятельности, служат стимулирующим фактором инновационной активности [7].

Следует отметить, что в настоящее время позиции РФ, независимо от сложившейся кризисной ситуации на мировом уровне, стали существенно укрепляться. Специалистами получены оптимистичные прогнозы перспективного инновационного развития экономики России, и прежде всего за счет внедрения современных наукоёмких технологий как одного из основных факторов конкурентоспособности. Согласно глобальному инновационному индексу России в 2021 году динамика показателей [1] свидетельствует о том, что существуют все предпосылки для прироста индекса, который в перспективе будет интенсивно нарастать.

Заключение

Инновационное развитие - это единственно правильный и перспективный путь развития национальной системы управления. Главной проблемой на этом пути является учёт территориального/регионального фактора, нуждающегося в активизации инновационного развития путём создания в регионах активно действующей инфраструктуры и получения синергетического эффекта для новой экономики. Наличие инновационно развивающихся организаций обеспечит в условиях всеобщей цифровизации более качественные условия для реализации планов инновационного развития. Инновационное направление социально-экономического развития тесно связано с инновационным развитием промышленных предприятий и прежде всего с топливно-энергетическим комплексом, представляющим основу экономики России.

Под эффективным воздействием внешних факторов происходит улучшение инновационной инфраструктуры и налоговое стимулирование инноваций. Со стороны внутренних факторов предпочтительно остановиться на использовании долгосрочной инновационной стратегии, уделить внимание развитию человеческого капитала, исходя из запросов организации. Эффективное наращивание инновационного потенциала, развитие научно-прогрессивных технологий даёт огромные преимущества для создания и развития инновационной, конкурентоспособной продукции.

Прогрессивная экономика 2024, №10. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economy.ru/

Литература

1. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. [и др.]. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. 248 с.

2. Александров И.Н., Петров М.А., Прозоровская К.А. [и др.] Стратегия управления персоналом в контексте смены управленческой парадигмы: от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом // Экономические науки. 2022. № 209. С. 25-31.

3. Алоян Г.Н. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в организации инновационной деятельности // Инновационное развитие экономики. 2020. № 3 (57). С. 12-16.

4. Воронцова Ю.В. Проблемы развития национальной инновационной системы РФ // Теоретическая экономика. 2020. № 2 (62). С. 26-33.

5. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1383-1402.

6. Дикуль Л.О. Состояние венчурного инвестирования инновационной деятельности в Российской Федерации: динамика, проблемы, перспективы // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 23-26.

7. Земенцкий Ю.В., Михайлова А.Е., Немиленцев М.К. Основные тенденции и особенности инновационного развития российской экономики // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1. С. 56-63.

8. Митяков С.Н., Митякова О.И., Мурашова Н.А. Инновационное развитие России: миф или реальность? // Развитие и безопасность. 2019. № 3. С. 53-67.

9. Мосияш А.Э., Селищева Т.А., Боркова Е.А. [и др.]. Императивы устойчивого развития социально-экономических систем в цифровой экономике: коллективная монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. 196 с.

10. Москвина О.С. Пространственная поляризация как фактор инновационного развития регионов Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 4. С. 2937-2952.

11. Наука и инновации. URL: https://gisnauka.ru/.

12. Нехорошков П.В. Возможности инновационной реинтеграции региональных экономик России посредством цифровизации // Инновационное развитие экономики. 2020. № 1 (55). С. 38-44.

13. Поскочинова О.Г., Петров М.А. Роль прорывных инноваций при переходе к новому типу социально-экономического развития // Экономические науки. 2024. № 233. С. 72-79.

14. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс.

Прогрессивная экономика 2024, №10. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economy.ru/

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/.

15. Рожкова Д.В. Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 753-762.

16. Силакова Л.В., Григорьев Е.А. Анализ инновационного развития России: состояние, проблемы, перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 86-96.

17. Стоцкий Е.В. Проблемы стимулирования инновационного развития России // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 4. С. 1083-1096.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1557-1572.

19. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Попкова Т.А. Менеджмент интеллектуальной компании. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. 146 с.

20. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Сыроватская О.Ю. Управление инновациями и интеллектуальным капиталом компании: монография. СПб: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2021. 138 с.

21. Тимохин Д. Самоуправление как инструмент инновационного развития // Самоуправление. 2019. Т. 1. № 1 (114). С. 25-29.

22. Тищенко Т.В. Анализ деятельности российских институтов развития по стимулированию инноваций // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 1. С. 105-114.

23. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/71937200/.

24. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/70170954/?ysclid=m2nufyzwhq669297943.

25. Чехломин С.В., Аксянова А.В. Инновационная активность организаций в России и факторы, влияющие на нее // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1459-1468.

26. Suleimankadieva A.E., Tkachenko E.A., Petrov M.A. [et al.] Methodological aspects of intellectual capital valuation of a global company in modern conditions // Proceedings of the International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management and Organisational Learning. Toronto, 2020. P. 346-353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.