Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувшинов Н.Е., Галяутдинов А.А.

В статье обозначены задачи, стоящие перед Россией в плане импортозамещения, обеспечения экономической и продовольственной безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического развития регионов на данный период, а именно ускоренный переход к инновационной экономике; технологический прорыв в производстве продукции российского и мирового рынков сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN THE FIELD OF ENERGY CONSERVATION FOR REDUCING ENERGY INTENSITY OF THE REAL ECONOMY

The article outlines the challenges facing Russia in terms of import substitution, economic and food security, long-term strategy of socio-economic development of the regions in this period, namely the accelerated transition to an innovative economy; a technological breakthrough in the production of products of Russian and world markets.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

2. Ron Mertens. The OLED Handbook: A Guide to OLED Technology, Industry & Market. 2015 Edition, Her-zliya, Israel, 2015.

3. Разумов В.Ф. Молекулярная электроника - проблемы и перспективы // Известия РАН. Серия физическая. №2, Т. 76, 2012.

УДК 620.9

Кувшинов Н.Е.

инженер научно-исслед. лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

Галяутдинов А.А. студент ИКТЗИ

Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А.Н. Туполева - КАИ

Россия, г. Казань УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ

РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье обозначены задачи, стоящие перед Россией в плане импортозамещения, обеспечения экономической и продовольственной безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического развития регионов на данный период, а именно ускоренный переход к инновационной экономике; технологический прорыв в производстве продукции российского и мирового рынков сбыта.

Ключевые слова: реформы сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, энергосберегающие технологии.

Kuvshinov N.E., engineer laboratory "FHPE" Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

INNOVATION MANAGEMENT IN THE FIELD OF ENERGY CONSERVATION FOR REDUCING ENERGY INTENSITY OF THE

REAL ECONOMY

Annotation: the article outlines the challenges facing Russia in terms of import substitution, economic and food security, long-term strategy of socioeconomic development of the regions in this period, namely the accelerated transition to an innovative economy; a technological breakthrough in the production ofproducts of Russian and world markets.

Keywords: reform of agriculture, housing and communal services, energy saving technologies.

Высокая энергоемкость ряда отраслей в разы снижает конкурентоспособность экономики России, в силу факторов климата Россия относится к странам с наиболее энергоёмкой экономикой.

Для устранения разных барьеров власти России предприняли меры по совершенствованию законодательства, созданы Комиссия по модернизации

и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации, Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, госкорпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и другие госкорпорации. Одним из ключевых направлений инновационной деятельности в России на данный момент является инновационная деятельность в области энергосбережения и снижения энергоемкости ВВП России.

Необходимость управления внедрения инноваций - важная задача государственной политики. В Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 г. содержится целый ряд положений, направленных на решение данной задачи.

Текущий опыт разработки региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности показывает, что руководство регионов в лице региональных администраций сталкивается зачастую с непреодолимыми сложностями в разработке таких программ. Как показано в [6], на момент принятия Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 г. региональные программы энергосбережения были разработаны лишь в 64 субъектах федерации, несмотря на то что в распоряжении Правительства РФ [6] устанавливалось требование разработки таких программ к 1 августа 2010 г.

В разработанных программах регионов практически отсутствовали разделы, посвященные регулированию и стимулированию инновационной деятельности, как, например, в программах энергосбережения Задачи совершенствования управления инновационной деятельностью в области энергосбережения и серийного внедрения инноваций не выделены ни в одной из программ многих регионов. В половине программ предполагается сокращение к 2020 г. энергоемкости ВРП на 40%, но не говорится, какая доля этого снижения будет обеспечена за счет структурных изменений в экономике.

Опыт развития предприятий Калужской, Челябинской и других областей, энергохозяйства Екатеринбурга, Москвы, Томска и многих других показывает возможности реального инновационного их развития в России.

Концепция инновационного развития многих регионов представляет собой систему взглядов на инновационность и роль государства, его социальных институтов в формировании устойчивой экономической системы.

Одна из больших проблем национальных реформ и проектов -повышение эффективности при инновациях в отдельные отрасли экономики страны.

Многим в АПК, ЖКХ и в машиностроении не хватает ни квалификации, ни желания познать новые разработки и ожидаемый эффект, в т. ч. о современных энергосбережениях, их внедрение снизило бы энергоемкость продукции, и повысило конкурентоспособность

предприятий.

Программы спасения моногородов свелись к «спасению» инженерной инфраструктуры (модернизация котельных, сточные сооружения) вместо замены котельных современными мини-ТЭЦ с более высоким КПД и утилизацией на них бытовых отходов, использования тепла сточных вод для систем теплоснабжения, как в Москве [2, с. 48-109; 3, с. 66-70; 4, с. 116120.]

Коррупция на местах многих из новаторов напугал, когда рейдеры цинично захватывают фирмы, выводят деньги в оффшоры на публичные дома, поэтому эти фирмы нужно организовать вне предприятий ЖКХ, с доступом к кредитам под залоговое имущество богатых организаций ТЭК, и внедрять все новое в новые и реконструируемые объекты ЖКХ, вне зависимости от косного мышления и известного консерватизма топ-менеджеров ЖКХ. Простой контроль власти ничего не даст при высоком уровне коррупции.

Для получения позитивного решения нужна политическая воля, как было в Японии 80-х годов и в Челябинской области 90-х. Вышеназванные проблемы депрессивных областей и регионов можно решить только кардинальными усилиями и только государства. Выход из этой безвыходной ситуации есть:

1. Создать малые научно- внедренческие предприятия (НВП) в регионах для области ЖКХ, внедрять новые материалы, технологии и системы управления НВП, с обеспечением получения кредитов или под гарантию правительства региона, под залог предприятий энерго-, водо- и теплоснабжения [5, с. 213-219.] Привлечь новаторов с вузов, НИИ или на постоянную работу, или по совместительству, даже с возможностью работать по свободному графику по договорам во время разработок и внедрения.

2. Создать альбомы по внедрению энергосберегающих технологий (в промышленности, АПК, ЖКХ и строительства) для малых НВП, - фундамент старта для сотрудничества по трансфертам с лидерами из ведущих вузов.Местное приложение уже апробированных технических решений к новому объекту в новом регионе, уже со значительным снижением стоимости.

3. Для достижения цели необходимо провести анализ зарубежного опыта энергосбережения и повышения энергетической эффективности, конкретизировать принципы управления инновационной деятельностью в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регионов в части проектирования соответствующих региональных программ, а также переориентацию функции программы энергосбережения на вопросы создания условий для осуществления энергосервисной деятельности и бюджетных ассигнований внутри региональных программ энергосбережения.

4. Рекомендации по выбору стратегии энергосбережения и определению межрегиональной политики в области государственного

стимулирования диффузии технологий должны служить руководящим материалом министерств и ведомств федерального и регионального уровней для выбора стратегии энергосбережения регионов Российской Федерации. Организация для строительства домов для военных и бюджетников государственных строительных организаций. Новые технологии и современная строительная техника, возможность покупать стройматериалы оптом подешевле и обеспечение высокой технологической дисциплины позволят построить жилье в сжатые сроки и значительно низкой себестоимости.

После становления фирм (а это из практики возведения первых десятков домов) начинать акционировать и распродавать акции новых конкурентоспособных стройорганизаций, с лихвой окупив вложенные государственные инвестиции.

Инновационное развитие строительной индустрии предполагает переход на новые архитектурные системы, типы зданий («умные», «пассивные») и технологии их возведения, позволяющие снизить ресурсоемкость, энергетические и трудовые затраты, нацеленных на удовлетворение требований комфортности и экологической безопасности жилых домов. С этими задачами могут справиться именно такие стройорганизации с современными кадрами и технологиями.

Очевидно для всех, понимающих и предвидящих, необходимость мульти-проекта по модернизации вконец морально устаревшей российской энергетики, ставшей тормозом подъема народного хозяйства. Не только по распределительным сетям, интеллектуальным системам управления систем, но и по генерирующим мощностям. Не только ТНК, но и многие зарубежные инвесторы откликнутся на инвестирование энергообъектов. Многие умницы из-за рубежа вернутся в страну, видя реальные дела в таких мультипроектах.

Есть возможность опыт внедрения мини-ТЭЦ как для спасения части моно-городов, промышленных центров и решения извечной проблемы части населенных пунктов и запущенных лесных массивов. При снижении в разы стоимости тепло- и электроэнергии появится реальный шанс на реальное развитие части моногородов и промышленных предприятий.

Организация конкурентоспособных предприятий на базе современных организационных и технических новаций, с одновременным решением ряда социально-экономических проблем - оригинальное решение не только извечных проблем отдельных областей макроэкономики, но и сведения риска вложения государственных инвестиций до минимума.

Правительству России надо скорректировать «Программу инновационного развития России до 2020 года» с учетом новых реалий в геополитике, направляя усилия не просто на импортозамещение, а с одновременным внедрением высоких технологий, в том числе и в энергетике с обязательным внедрением энергосберегающих технологий и систем интеллектуального управления. Все это повысит конкурентоспособность и устойчивость и реального сектора страны [8, с. 312-315.]

Объективно существующая необходимость повышения энергетической эффективности регионов страны в результате внедрения инноваций требует разработки принципов, механизмов, алгоритмов и рекомендаций построения систем управления инновационной деятельностью в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Разработать целевую модель региональной системы управления инновационной деятельностью в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, описать основные механизмы, необходимые для ее функционирования, и предложено формирование такого ее инструмента как государственный заказ на инновации, что в совокупности с выделением в составе такой модели уровня отраслевых и территориальных органов власти (государственных заказчиков региональной программы энергосбережения) отличает подобную модель от разработок других авторов.

Во всех вузах и колледжах, не только технических и военных, в управляющих компаниях ввести обучение для будущих главных врачей, директоров школ, фермеров, строителей и др. дисциплины ресурсо- и энергосбережения, энергоаудита.

В итоге получается система синергетические связанных региональных программ энергосбережения, отраслевых ЖКХ, АПК и машиностроения, инновационной политики, снижающая энергоемкость регионального валового продукта отраслей, повышающая устойчивость экономики региона.

Использованные источники:

1. Алексеев В.А. Альтернативные пути развития страны / В.А. Алексеев, А.В Ледрова, Ю.В. Алексеев // Инновации и инвестиции (РАН). - №8. - 2014.

2. Алексеев В.А. Энергосберегающие технологии для крупных населенных пунктов: Монография / В.А. Алексеев, В.С. Артемьев. - Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2013. - 208 с.

УДК 004

Кувшинов Н.Е.

инженер научно-исслед. лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

Галяутдинов А.А. студент ИКТЗИ

Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А.Н. Туполева - КАИ

Россия, г. Казань АНАЛИЗ ВРЕДОНОСНОЙ ПРОГРАММЫ WANNACRY

Аннотация. В статье рассмотрена вредоносная программа с помощью которой совершилась крупнейшая кибератака за последние несколько лет, а также произведен ее анализ.

Ключевые слова: атака, кибератака, вирус, вредоносная программа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.