Научная статья на тему 'Управление инновациями в обеспечении продовольственной безопаности генетически модифицированных продуктов питания'

Управление инновациями в обеспечении продовольственной безопаности генетически модифицированных продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
708
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гвоздкова Ирина Александровна, Гущина Алеся Андреевна, Зайцева Анна Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы управления, связанные с обеспечением продовольственной безопасности генетически модифицированных (ГМ) продуктов питания, и инновационные подходы к их решению. Актуальность обсуждаемых вопросов объясняется наличием угроз негативного влияния такого продовольствия на здоровье людей и состояние окружающей среды. Предложен комплексный механизм обеспечения продовольственной безопасности (МОПБ) ГМ-продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN PROVIDING GM-FOOD SAFETY

The article deals with the management problems associated with ensuring food safety of genetically modified (GM) food, and innovative approaches to their solution. The relevance of the issues discussed due to the risks of the negative impact of such food on human health and the environment. A comprehensive mechanism to ensure food security (MOPB) of GMfoods is presented

Текст научной работы на тему «Управление инновациями в обеспечении продовольственной безопаности генетически модифицированных продуктов питания»

УДК 323.28 И.А. Гвоздкова

А.А. Гущина

А.Ю. Зайцева

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАНОСТИ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы управления, связанные с обеспечением продовольственной безопасности генетически модифицированных продуктов питания, и инновационные подходы к их решению. Актуальность обсуждаемых вопросов объясняется наличием угроз негативного влияния такого продовольствия на здоровье людей и состояние окружающей среды. Предложен комплексный механизм обеспечения продовольственной безопасности генетически модифицированных продуктов питания. Ключевые слова: генетически модифицированные организмы, продовольственная безопасность, генетически модифицированные продукты питания, инновации, управление, механизм обеспечения продовольственной безопасно-

Mna Gvozdkova INNOVATION MANAGEMENT IN PROVIDING

Alesya Gus^hina GENETICALLY MODIFIED FOOD SAFETY

Anna Zaytseva Annotation. The article deals with the management problems associated with

ensuring food safety of genetically modified food, and innovative approaches to their solution. The relevance of the issues discussed due to the risks of the negative impact of such food on human health and the environment. A comprehensive mechanism to ensure food security of genetically modified foods is presented. Keywords: genetically modified organisms, food safety, genetically modified food products, innovations, management, mechanism of food security.

В настоящий момент большое внимание уделяется проблемам использования генно-модифицированных организмов (ГМО) в продуктах питания, так как существует угроза негативного их влияния на здоровье людей и состояние окружающей среды [1]. Генетически модифицированные (трансгенные) организмы - это растения, животные и микроорганизмы, геном которых был изменен методами генной инженерии [2]. Генные технологии все интенсивнее внедряются в сельское хозяйство и пищевую промышленность. Изменения ДНК растений и животных могут по-разному влиять на организм.

Специалисты, занимающиеся вопросами генетической безопасности, выделяют три типа угроз, которые несут ГМО: угрозы организму человека (в виде аллергических заболеваний; нарушений обмена веществ и др.), угрозы окружающей среде (в виде появления вегетирующих сорняков, химических загрязнений и др.), глобальные риски (в виде активизации критических вирусов, угроз для экономической безопасности) [3].

На основе проведенного исследования проблем, связанных с возможными рисками при производстве и употреблении генетически модифицированного (ГМ) продовольствия, был разработан инновационный комплексный механизм обеспечения продовольственной безопасности (МОПБ) продуктов питания с ГМО, представляющий собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных уровней - политического, законодательного, экономического, научно-технологического, обра зовательно-воспитательного и информационного (см. рис.1) [3].

© Гвоздкова И.А., Гущина А.А.Зайцев А.Ю., 2015

23

Масштабность разработок, производства и реализации пищевой продукции с генетически модифицированными источниками (ГМИ) зависит от особенностей мировой, национальной и региональной политики в этой сфере, которая определяет принятие соответствующих законов и нормативных актов, регулирующих деятельность в указанных областях.

Эти документы, в свою очередь, регламентируют, какие генные модификации живых организмов можно осуществлять в научных лабораториях, какие технологии можно разрабатывать на основе результатов данных исследований, какую ГМ-продукцию можно производить в крупных масштабах, каким образом следует осуществлять образовательно-воспитательную деятельность в указанной области [3].

Рис. 1 Уровни механизма обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО

Степень безопасности продуктов питания с генетически модифицированными организмами во многом зависит от государственной политики в этой области. Поэтому особая роль в управлении обеспечением указанной безопасности принадлежит политическому уровню МОПБ [4]. Политику государств в сфере обеспечения биобезопасности ГМ-продовольствия определяют научные открытия и достижения в области трансгенных организмов, инновации в генной инженерии, разработанные в разных странах, а также заинтересованность определенных кругов в развитии соответствующего бизнеса, который приносит огромную прибыль [4].

В России функционирование политического уровня механизма обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО зависит от позиции небольшого количества официальных лиц и организаций, прямо или косвенно связанных в своей деятельности с ГМ-продовольствием. Как правило, их мотивируют финансовые аспекты [4]. Наиболее эффективным рычагом воздействия на российскую государственную политику в рассматриваемой сфере может стать активизация проте-стных настроений населения в законных рамках. Общественное мнение российских граждан по вопросам безопасности ГМ-продовольствия должно оказывать влияние на власть и заставлять принимать ее более взвешенные решения в обсуждаемой области по аналогии с тем, как это происходит в некоторых странах Евросоюза. России следует придерживаться передового зарубежного опыта в области ограничения распространения трансгенных продуктов питания и проводить более жесткую государственную политику в этой области, которая не будет наносить значительного вреда населению страны и негативно сказываться на состоянии экосистем [4].

Ключевым в регулировании способов обеспечения безопасности генетически -модифицированных продуктов питания является законодательный уровень, который определяется

государственной политикой в указанной сфере. Степень обеспечения биобезопасности ГМ-продовольствия на законодательном уровне различная в разных странах мира. Две трети всех ГМ -культур в мире выращиваются в США, ими засеяно 68,8 млн Га пахотных земель в этой стране. Трансгенные продукты питания в США признаны безопасными, приравнены к обычным продуктам, а маркировка продуктов, содержащих ГМО, необязательна. Подобная ситуация и в Канаде - третьей стране по объемам производства ГМ-продуктов в мире [5]. В России зарегистрировано более 120 наименований продуктов с ГМО, импортируемых из-за рубежа, и, в частности, разрешен ввоз некоторых ГМ-сортов кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы. Выращивать ГМО в России можно только на опытных участках. Четырнадцать регионов в нашей стране относятся к зонам, свободным от ГМО [6]. Российское законодательство в настоящий момент исключает проведение национального референдума об отказе от ГМО. Позиция представительства «Гринпис» в РФ по этому вопросу такая: «Российский потребитель должен быть полностью проинформирован о составе продукта питания, чтобы иметь возможность выбора, продукты, изготовленные с использованием любого количества ГМИ, должны маркироваться» [7].

Проанализировав существующую в РФ ситуацию в области законодательного регулирования, распространения и реализации ГМ-продукции, был сделан вывод о том, что необходимо принять ряд мер по его модернизации:

1) усовершенствовать законодательную базу в области регулирования потоков ГМО и ГМ -продуктов питания и гармонизировать законодательство РФ и ЕС в рассматриваемой области; при нарушении норм, связанных с ГМО (государственная регистрация, молекулярно-генетическая экспертиза, маркировка) должна быть предусмотрена более строгая административная ответственность в виде выплаты штрафа соответствующими должностными лицами в достаточно крупных размерах;

2) России следует присоединиться к Картахенскому протоколу, регламентирующему межгосударственные потоки ГМО в глобальном масштабе;

3) ввести законодательное закрепление обязательной маркировки «содержит ГМО» на продуктах питания и кормах, содержащих ГМ-компоненты, вне зависимости от их процентного содержания в продукте;

4) приостановить действие разрешений на уже зарегистрированные ГМ-источники и регистрацию новых ГМИ для использования в продуктах питания и кормах до проведения их полномасштабной проверки независимым органом контроля и исследования ГМО на безопасность [8];

5) ввести запрет на использование ГМИ в продуктах детского, дошкольного и школьного питания, а также в армии и лечебно-профилактических учреждениях [8];

6) ввести мораторий на коммерческое выращивание трансгенных культур на территории

России;

7) создать открытый государственный реестр производителей продуктов питания и кормов, использующих ГМ-компоненты (на основании данных мониторинга содержания ГМО в продуктах питания, осуществляемого Роспотребнадзором, другими контролирующими органами и/или общественными организациями);

8) отменить (а не перенести срок введения в действие) Постановление Правительства РФ № 839 от 23.09.2013 «О разрешении регистрации и выращивания ГМ-семян на российской территории».

На законодательном уровне следует развивать передовой инновационный законодательный опыт РФ и других государств, содействующий повышению безопасности деятельности, связанной с ГМ-продовольствием. Для того, чтобы уменьшать риски для здоровья населения, необходимо ужесточать законодательство в сфере ГМО и обеспечивать выполнение его требований.

На научно-технологическом уровне обеспечения безопасности пищевых продуктов с ГМО проводятся исследования и делаются соответствующие заключения о качестве генетически модифи-

цированного продовольствия, а также разрабатываются новые технологии производства трансгенной продукции [3].

Многолетний опыт в области использования генно-инженерных достижений в сельском хозяйстве и пищевой промышленности имеют США, Япония, Великобритания, Швейцария, Германия и некоторые другие страны [3]. Впервые трансгенные растения были получены в 1982 г. американской компанией Monsanto. Первым таким растением стал табак, который приобрел устойчивость к антибиотику канамицину, ингибирующему рост. В настоящее время только в компании Monsanto получено более 45 тыс. независимых линий трансгенных растений. В 1987 г. Monsanto провела первые полевые испытания генетически модифицированных растений. В 1994 г. в США зарегистрировали первое трансгенное растение, предназначенное для употребления в пищу - помидор «Флавр-Савр» с замедленным созреванием [3; 9]. В настоящий момент на научно-технологическом уровне обеспечения безопасности продуктов питания с ГМО недостаточно развита методика выявления отрицательных последствий употребления таких продуктов. Поэтому сейчас такие продукты относят к категории «потенциально опасные».

В целях обеспечения комплексной национальной безопасности предлагаются следующие рекомендации к управлению инновационными научно-технологическими разработками трансгенной продукции:

— создание органа контроля и исследования ГМО на безопасность с обязательным привлечением академических НИИ, не имеющих грантовой и/или иной поддержки со стороны транснациональных биотехнологических корпораций, которые производят трансгенные организмы, и с обязательным участием независимых экспертов;

— содействие развитию российских разработок по контролю распространения ГМО как в окружающей среде, так и на продовольственном и сырьевом рынках;

— содействие развитию в РФ компьютерного моделирования биологических процессов для проведения анализа геномов ГМО, разработки новой трансгенной продукции или оценки рисков негативного влияния ГМО на биоразнообразие;

— финансовая поддержка российских ученых-исследователей, проведение в РФ научных конференций для дальнейшего развития знаний в области биотехнологий;

— развитие системы подготовки кадров в области новейших биотехнологий.

На научно-технологическом уровне основной задачей является проверка степени безопасности генно-модифицированной продукции путем построения математических моделей и проведения новых серий опытов.

На экономическом уровне обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМИ возможно решение проблем по повышению качества и количества ассортимента продовольствия, росту доходов аграрного бизнеса и пищевой промышленности, укреплению национальной безопасности государств, а также обострение угроз монополизации сельскохозяйственного рынка крупными корпорациями, производящими трансгенную продукцию, создание условий для возможного отказа от натуральных чистых продуктов питания и для ухудшения здоровья населения [3].

Среди всех уровней обеспечения продовольственной безопасности экономический уровень имеет гораздо меньше преимуществ, так как контролировать безопасность производимых продуктов питания с ГМО на этом уровне намного тяжелее [3]. Экономических стимулов для проверки безопасности ГМ-продуктов питания практически не существует, так как такой процесс - существенная статья расходов для компаний, производящих ГМО. Поэтому с экономической точки зрения им это не выгодно. А из-за монополизации сельскохозяйственного рынка потенциальные фермеры и фирмы имеют еще и высокие риски при организации агробизнеса без использования генных разработок [3].

В России предлагается создать зоны, свободные от ГМО (ЗСГМО), которые будут способствовать:

1) защите от монополизации отечественного рынка сельскохозяйственной продукции зарубежными компаниями;

2) обеспечению защиты прав потребителей;

3) укреплению имиджа страны на зарубежном рынке продуктов питания, как производителя экологически чистых сельскохозяйственных культур;

4) повышению социальной ответственности бизнеса перед обществом;

5) сохранению здоровья населения.

На экономическом уровне МОПБ (мероприятия по обеспечению пожарной безопасности) нужно повышать эффективность управления развитием инновационной сельскохозяйственной инфраструктуры в регионах: открывать новые рабочие места, обучать фермеров инновационным способам производства, повышать урожайность генетически немодифицированных агрокультур и т.д.

В связи с тем, что сведений об осведомленности людей о ГМО в СМИ недостаточно [10], следует выработать требования, предъявляемые к образовательно-воспитательному уровню обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО с учетом анализа сложившейся в этой области ситуации. Существует достаточное количество средств, способов и методов для регулирования общественного мнения по вопросам биобезопасности ГМ-продуктов питания как в России, так и в мире в целом. Каждый гражданин имеет право знать, что именно он употребляет в пищу, из чего это сделано и насколько это безопасно как для него самого, так и для его будущих потомков. Это позволит, в частности, активнее влиять на государственную политику в обсуждаемой сфере.

Сущность основных рекомендаций к функционированию образовательно -воспитательного уровня механизма обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО для России можно сформулировать следующим образом:

1) реализация государственной поддержки экологического просвещения российских граждан в области безопасности ГМ-продуктов питания в виде, например, внесения дополнений в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

2) разработка учебных программ таких дисциплин, как биология, экология, БЖД, география, химия, экономика и др. с учетом рассмотрения вопросов о безопасности продуктов питания с ГМО;

3) использование информационных источников, содержащих достоверную информацию по данной проблеме, при изучении вышеуказанных дисциплин;

4) привлечение внимания публики нетрадиционными уникальными средствами, например, фильмами по данной тематике; изучение интересных статей из журналов; использование инновационных интерактивных способов преподнесения информации аудитории в зависимости от возраста и рода деятельности слушателей [11; 12];

5) организация общественных форумов, конференций, флэшмобов, привлекающих внимание общественности к данной проблеме и, в частности, проведение парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального собрания РФ в Комитете по охране здоровья по теме «Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО».

Проведенные исследования степени осведомленности различных социальных групп о продуктах питания с ГМО показали крайне низкий уровень знаний большинства опрошенных по обсуждаемой теме [10]. Поэтому целесообразно разработать и внедрить в образовательно-воспитательный процесс в учебных заведениях инновационные информационные технологии экологического просвещения будущих профессиональных кадров в области биобезопасности ГМ-продовольствия.

В Государственном университете управления на кафедре управления природопользованием и экологической безопасностью ведутся разработки указанных технологий для учебно-методического обеспечения процесса экологизации управленческого образования в виде материалов к лекциям по

теме «Обеспечение продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО», мультимедийной презентации «Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности генетически модифицированных продуктов питания», деловой игры «Генетически модифицированные продукты питания», электронных тестов по теме «Продовольственная безопасность продуктов питания с ГМО», компьютерной обучающей программы «Продукты питания с ГМО», которые предлагается внедрить в учебную деятельность [13]. Для этого необходимо внести дополнения в программы таких учебных дисциплин, как «Экология», «Социальная экология», «Биология», «Безопасность жизнедеятельности» и др., включив в них тему «Безопасность продуктов питания с ГМО».

Разработанный механизм обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО на региональном уровне предлагается реализовывать в различных сферах: в политике, экономике, образовании, в сфере информационных технологий и в законодательной области. На начальном этапе реализации указанного механизма в определенном регионе предлагается найти организации различных форм собственности, которые будут заинтересованы в продвижении и введении в действие МОПБ прежде всего на образовательно-воспитательном уровне, а дальше осуществлять внедрение механизма в практику на всех остальных уровнях. Также необходимо изучить ситуацию с ГМ -продуктами питания в выбранном регионе. В качестве модельного региона в РФ для указанных целей предлагается республика Хакасия. Внедрение рассматриваемого механизма в указанной республике планируется осуществлять следующим образом:

6) выяснить, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в регионе, используются ли для этих целей генетически модифицированные семена, реализуются ли в регионе продукты питания с ГМО, имеется нирования организационных форм управления, что в достаточной степени затрудняет процесс ли на них соответствующая маркировка;

7) провести тестирование представителей различных социальных групп по вопросам их осведомленности о проблеме продовольственной безопасности ГМ-продуктов питания (примерные вопросы такого теста: «Как расшифровывается аббревиатура ГМО?», «Как Вы считаете, содержатся ли ГМО в продуктах, которые вы употребляете?», «По Вашему мнению, наносят ли ГМ-продукты вред организму человека и окружающей среде?», «Знаете ли Вы, что такое ГМО?» и др.);

8) по итогам опроса провести в одном из региональных Экологических центров (например, в Экологическом визит-центре в г. Абазе) ознакомительные мероприятия для повышения уровня знаний по указанной проблеме, используя разработанное инновационное учебно -методическое обеспечение;

9) выяснив по итогам деловых игр «Генетически модифицированные продукты питания» отношение различных социальных групп в регионе к проблеме продовольственной безопасности таких продуктов, выявить в регионе удельный вес сторонников и противников использования ГМИ в продовольствии, активизировать деятельность противников ГМ-продуктов питания в сфере обеспечения продовольственной безопасности;

10) внести предложения по внедрению результатов проведенного научного исследования степени безопасности продуктов питания с ГМО в учебный процесс по дисциплинам «Экология», «Биология», «Безопасность жизнедеятельности», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Агроэкология», «Средология», «Экология человека», «Социальная экология» и др. в учебных заведениях региона;

11) сформировать предложения по функционированию механизма обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО с учетом региональных особенностей республики Хакасия для местных органов законодательной и исполнительной власти.

Внедрение МОПБ в выбранном регионе направлено на повышение уровня компетентности граждан по исследуемой проблеме, на формирование у них активной гражданской позиции в вопро-

сах обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО, на развитие в регионе системы государственного и общественного регулирования деятельности, связанной с ГМО, на развитие экологической культуры общества и обеспечение его социально-экологической безопасности.

Опыт по управлению инновационными подходами к обеспечению продовольственной безопасности ГМ-продуктов питания, полученный в Хакасии и в г. Москве (ГУУ), целесообразно будет использовать и в других регионах России.

Библиографический список

1. В России разрешили выращивать ГМО. Плохо это или хорошо? // «Иваново-Пресс» - 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivpress.ru/?q=node/874 (дата оброащени\ 10.04.2015).

2. Гвоздкова, И. А., Актуальные проблемы развития перспективных направлений экологического образования и воспитания / И. А. Гвоздкова, Н. В Фролова, А. О. Коскина, // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. -№ 2. - С. 224-227.

3. Гвоздкова, И. А. Компьютерный практикум по дисциплине «Концепции современного естествознания». Часть 1: учеб. для вузов / И. А. Гвоздкова. - М. : ГУУ, 2005.

4. Гвоздкова, И. А., Механизм обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО / И. А. Гвоздкова, А. А. Гущина, А. Ю. Зайцева, К. А Орешкин, // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука», секция «Научный потенциал студенчества - университету. Взгляд через поколения». - М.: ГУУ. 2014. - С. 95-108.

5. Гвоздкова, И. А., Образовательно-воспитательные аспекты обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО / И. А. Гвоздкова, А. Ю. Зайцева, А. А. Гущина, К. А. Орешкин, // Материалы Международного управленческого форума «Управление экономикой в стратегии развития России». - М. : ГУУ. 2014. Вып. 1. - С. 222-224.

6. Гвоздкова, И. А.,. Проблемы управления генными технологиями обеспечения продовольственной безопасности [Текст] / И. А. Гвоздкова, А. А Гущина, А. Ю. Зайцева, // Материалы 18-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2013». - М.: ГУУ. 2013. Вып. 4. - С. 170171.

7. Гвоздкова, И. А., Психологические аспекты развития системы экологического образования и воспитания / И. А. Гвоздкова, А. Д. Богомолова, Л. А Чечина, // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. - С. 220-223.

8. Гвоздкова, И. А., Учебно-методическое обеспечение эколого-ориентированной подготовки управленцев по теме «Продовольственная безопасность продуктов питания с ГМО» / И. А.Гвоздкова, А. А Гущина, А. Ю. Зайцева, К. А Орешкин, // Материалы тезисов докладов IX Межвузовской научно-практической конференции. - М.: ГУУ. 2014. - С.25-26

9. Генетически модифицированные организмы в колбасных изделиях // Allbest.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/biology/2c0b65635a2bd68b5c53a89521216d37_0.html (Дата обращения: 04.04.2015).

10. Гущина, А. А., Политический уровень обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО / А. А. Гущина, А. Ю. Зайцева, К. А. Орешкин, // Материалы 22-й Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления». - М.: ГУУ. 2014. - С. 220-222.

11. Гущина, А. А., Проблемы безопасности генетически модифицированных продуктов питания / А. А. Гущина, А. Ю., Зайцева, // Материалы 21-й Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления» - М.: ГУУ, 2013. Вып. 1. - С. 217-219.

12. Ермакова, И. В. Освободим Россию от ГМО! / И. В. Ермакова [и др.] // Альянс стран СНГ «За биобезопасность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biosafety.ru/index.php?idp=23&idn=1952 (Дата обращения: 04.04.2015).

13. Сообщение «Гринпис» (Россия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coralclub-rus.ru/stati/qq.html (дата обращения: 04.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.