Научная статья на тему 'Управление инновациями в масштабе институциональной системы'

Управление инновациями в масштабе институциональной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУТЫ / УПРАВЛЕНИЕ. / INNOVATIONS / INSTITUTIONS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Ю. С.

В данной статье поднимается вопрос о необходимости управления инновациями как элементом институциональной системы. Особое внимание уделяется целям, методам, технологиям и результатам данных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF INSTITUTIONAL SYSTEMYu S

The article raises the question of the need to manage innovations as part of institutional system. Particular attention is paid to the objectives, methods, techniques and results of these processes.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями в масштабе институциональной системы»

♦

пенсионеры, дети). Принятие предлагаемой меры вместе с введением нового консолидированного объекта обложения позволит усилить поддержку самым социально уязвимым слоям населения;

2) законодательное закрепление процедуры предоставления вычетов на благотворительность путем выделения в регионах перечня данных организаций с уточнением критериев отнесения к ним, проведения различных консультаций налогоплательщикам.

Таким образом, на сегодняшний день назревает объективная необходимость пересмотра размеров большинства вычетов, так как они абсолютно несопоставимы с прожиточным минимумом. Следует отметить, что, подчеркивая всю важность реформирования налогообложения доходов физических лиц, необходимо

не упускать из виду, что реформирование само по себе не в состоянии исчерпывающим образом решить проблемы чрезмерного расслоения населения по доходам ни за 8 - 10 лет, ни за другой более длительный период. Реформирование налога на доходы физических лиц -лишь один из важных инструментов в комплексе необходимых для этого социально-экономических мер.

1. Степанова М.П. Налогообложение оплаты труда и его реформирование в развитых странах // Труд за рубежом. 2007. № 4.

2. Шмелев Ю.Д. О налоговом механизме перераспределения доходов// Финансы. 2008. № 9.

3. иР1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/ d01Z07-01.htm

удк ззо Ю.С. Титова

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В МАСШТАБЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В данной статье поднимается вопрос о необходимости управления инновациями как элементом институциональной системы. Особое внимание уделяется целям, методам, технологиям и результатам данных процессов. Ключевые слова: инновации, институты, управление.

Yu.S. Titova

INNOVATION MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF INSTITUTIONAL SYSTEM

The article raises the question of the need to manage innovations as part of institutional system. Particular attention is paid to the objectives, methods, techniques and results of these processes.

The key words: innovations, institutions, management.

Создание экономически эффективных и социально ориентированных институтов национального хозяйства и управление ими позволит сформировать объективные условия для реального социально-экономического развития России, институциональное обеспечение которого играет чрезвычайно важную роль в реформировании российской экономики.

Управление инновациями в масштабе институциональной системы представляет собой ряд этапов, которые, с одной стороны, логически взаимосвязаны, с другой - при определенных условиях могут меняться местами и повторяться для достижения намеченной цели (рисунок).

Необходимость управления инновациями как одним из элементов институциональной системы заключается в повышении общего уровня управляемости институтами, снижении степени неопределенности институциональной системы, прозрачности институциональных процессов, достижении мультипликативного эффекта от использования новых методов и приемов изменения институционального дизайна, выработке комплекса индикаторов, раскрывающих сущность и структуру институциональной динамики на разных уровнях хозяйствования, существенного сокращения масштабов оппортунистического поведения и трансакционных издержек, стимулировании инновационной активности в эко-

номике, внедрении наиболее эффективных форм и методов хозяйствования и т.д.

При этом в процессе управления необходимо строгое соблюдение принципов системности. Некоторые из основных принципов системного подхода применительно к инновационной деятельности модифицируются следующим образом: важнейший принцип - первичность целого по отношению к составляющим его частям. Для институциональной системы частями являются старые, современные и новые институты; принцип неаддитивности применительно к инновациям проявляется в нетождественности характеристик старого, современного и нового как частей институциональной системы; принцип синергичности обусловливает необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны); принцип эмерджентности при институциональном проектировании инноваций требует построения именно дерева целей (иерархии параметров) для системы в целом и каждой ее части; при проектировании институциональных систем, стержнем которых являются инновации как институт, следует учитывать принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе (положительные и отрицательные) обладают свойством умножения, а не сложения;

принцип структурности предполагает, что оптимальная структура институциональной системы должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты в полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять доминантные свойства инновационной системы, т.е. те, которые обеспечивают ее новизну; эффективное инновационное проектирование предполагает также в качестве обязательного условия реализацию принципа альтернативности, согласно которому необходима разработка нескольких комплементарных инноваций-институтов; наконец, принцип преемственности требует обеспечения возможностей для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого и др.

Инновации как любой социально-экономический институт играют важнейшую роль регулятора поведения экономических агентов. Помимо этой главной регулятивной функции институты выполняют также ограничительную, координационную и распределительную функцию и другие управленческие функции, в том числе: целеполагающую, ориентирующую экономического

агента на достижение некоторой цели; организационную, организующую поведение агента в определенном направлении; мотивационную, определяющую поведение агента; коммуникативно-информационную, информирующую агента обо всем спектре возможностей его поведения; культурно-воспитательную, предписывающую агенту следовать заданным образцам поведения в той или иной ситуации и не следовать образцам девиантного, те. отклоняющегося от норм, поведения; контрольную, контролирующую поведение агента, и др.

Прежде чем приступить к процессу управления инновациями в институциональной системе, следует оценить удовлетворенность экономических агентов сложившимися социально-экономическими институтами. Одной из основных задач модернизации социально-экономических институтов в России является преодоление нейтрального и негативного отношения к ним экономических агентов. Поэтому необходимо периодически оценивать степень удовлетворенности агентов действующими социально-экономическими институтами и принимать во внимание полученные оценки при совершенствовании институциональной системы экономики страны.

Модель управления инновациями в масштабе институциональной системы

Учитывая многокомпонентность параметров института, нужно различать общую и частичную удовлетворенность институтом, где первая характеризует удовлетворенность институтом в целом, а вторая - различными аспектами и отдельными нормами института. При этом общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса положительных или отрицательных факторов друг над другом. Уровень удовлетворенности агентов социально-экономическими институтами свидетельствует о том, насколько действующие институты соответствуют мотивам экономической деятельности и ценностным ориентациям агентов. Неудовлетворенность инновациями как институтом может быть оценена как недостаток экономической реформы, которая не соответствует принципам системного развития экономических процессов.

Методы управления инновациями в рамках институциональной системы делятся на организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами. Их особенностью является опора на сложившуюся систему формальных правил и норм.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Этот метод управления инновациями можно рассматривать как самостоятельный из-за охвата широкого спектра объектов управления, так и в структуре институциональных - из-за того, что институты по сути своей основаны на экономических отношениях.

Социально-психологические методы управления инновациями опираются на убеждение, моральное стимулирование, сознательность институциональных акторов, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

Ясно, что организационно-административные, экономические, социально-психологические методы является частями системы управления в целом. На различных уровнях управления эта система имеет свои особенности. Можно выделить макроуровень управления инновациями, те. управление в рамках всей страны, и мезоуровень, касающийся отдельных секторов и отраслей народного хозяйства. На уровне конкретных предприятий системы управления носят более специальный характер, ориентированный на особенности этих предприятий и их подразделений. Большое практическое значение имеет и самый нижний уровень управления - наноуровень. Можно сказать, что каждый из нас является менеджером, поскольку он управляет по крайней мере одним человеком - самим собой.

Учитывая важность управленческих функций институтов для модернизации институциональной системы экономики России, необходимо разработать соответствующие теоретические положения и методический инструментарий управления формированием и развитием социально-экономических институтов. В публикациях по институциональной экономике содержатся положения о «выращивании», проектировании, из-

менении, трансплантации, взаимодействии, селекции и самоорганизации институтов. Чтобы эффективно исполнять указанные и иные функции, необходимо разработать на стыке институциональной экономики и современных концепций менеджмента теорию управления формированием и развитием социально-экономических институтов. Управление формированием и развитием социально-экономических институтов должно осуществляться специальными приемами и способами, те. технологиями, основу которых составляют функции управления институтами. В перечень базовых управленческих технологий модернизации институциональной экономики России включаются технологии: стратегического управления в институциональной сфере экономики, тактического управления институтами, институционального проектирования, управления инновациями в институциональной системе и качеством социально-экономических институтов, исследования специфических форм конкуренции между институтами, продвижения институтов, адаптации институтов к социально-психологическим характеристикам агентов и адаптации агентов к требованиям институтов; экономического, социально-психологического и статистического анализа, диагностики, оперативного регулирования и контроля над состоянием и развитием институтов; управления персоналом руководителей и специалистов, занятых в институциональной сфере экономики России [3].

Результатами эффективного управления институтами станут следующие важные изменения: повышение оперативных резервов институциональной системы, рост автономии элементов институциональной системы, повышение темпов институциональной трансформации. Рассмотрим каждый из возможных результатов подробнее.

Инновации раскрывают оперативные резервы институциональной системы. Перемены во внешних условиях (резкие изменения на глобальных рынках, мировые кризисы, природные катаклизмы и т.д.) могут потребовать быстрой реакции в форме модернизации устаревших институтов, переориентирования профессиональных групп, трансформации финансовой системы и тд. Способность к эффективной адаптации в условиях меняющейся среды на всех уровнях - от отдельных индивидов до общественных институтов - является крайне важным фактором гибкого и в то же время устойчивого инновационного развития.

Происходит рост автономии элементов институциональной системы, которая в сочетании с расширением упомянутых выше оперативных резервов ресурсов является емким показателем и мощным фактором развития. По сути, переход от жесткой иерархической институциональной системы с фиксированными межэле-ментными связями к самоорганизующейся, состоящей из более автономных блоков, объединенных гибкими горизонтальными связями, и есть основной ориентир институционального развития.

Повышение темпов и масштабов институциональной трансформации. Этот признак инновационного роста логически связан с предыдущим. Без него масштабные изменения в экономике могут (рано или поздно) привести к ситуации, когда узловые институты, так называемые графы, регулирующие сетевые взаимодей-

♦---------------------------------------------

ствия, перестают справляться с нарастающими потоками информации и интеракций. Стратегическое управление становится все более сложным, проигрывая при этом в эффективности; замедляется распространение сигналов в сетях и т.д. Все это в конечном счете не может не сказываться на состоянии экономики. Как правило, трансформационный рост выражается в либерализации регулирования и децентрализации систем уп-

равления (в том числе стратегического) при условии одновременного повышения эффективной автономии институтов, оперативных резервов и способности к самоорганизации.

1. Петросян Д.С., Чилилов A.M. Управление формированием и развитием социально-экономических институтов. М.: ТЕИС, 2007.

удк 336.225.673 н.В. Артемова

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

В статье рассмотрена природа налоговых рисков, дана классификация функций налоговых рисков, исследованы наиболее типичные варианты и схемы уклонения от уплаты налогов при общем и специальном режимах налогообложения, предложены формы совершенствования налогового контроля и администрирования, направленные на устранение возможности реализации схем уклонения от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоговые риски, функции налоговых рисков, практика налоговых рисков, схемы уклонения от уплаты налогов, методы и приемы совершенствования налогового контроля в рамках общего и специального режимов налогообложения.

Ы.М Artyomova

TAX RISKS AND FISCAL CONTROL IMPROVEMENT WITH REGARD TO GENERAL AND SPECIAL TAX TREATMENT

The article considers the nature of tax risks and contains classification of the functions of tax risks. The most common ways and schemes of tax evasion under the general and special tax regimes are investigated, suggestions are put forward to improve fiscal control and administration aimed at preventing tax evasion schemes.

The key words: tax risks, functions of tax risks, practice of tax risks, schemes of tax evasion, methods and techniques to improve fiscal control with regard to general and special tax treatment, modes of the taxation/fiscal controls within the general and special tax regimes.

Экономическое развитие государства и его регионов во многом зависит от уровня развития и успешной деятельности предприятий различной организационно-правовой формы собственности и видов деятельности. В условиях рыночной экономики на особом месте стоят предприятия малого бизнеса. Отмечая значимость и влияние малого бизнеса на экономику государства, необходимо подчеркнуть важность задач налогового контроля в секторе малого бизнеса в свете Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, разработанной ФНС РФ. Налоговые органы, преследуя, в основном, реализацию фискальной функции налогообложения, не придают особого значения величине налоговой нагрузки, падающей на субъекты малого бизнеса, которые стремятся ее уменьшить путем применения схем ухода от налогов, т.е. подвергая себя налоговым рискам. Длительное время специальные налоговые режимы и упрощенная система бухгалтерского учета не требовали серьезного анализа проблем развития малых предприятий, количественный состав которых в масштабах государства постоянно меняется. В этой связи колебания поступления налогов от малого бизнеса в бюджет не представляют опасности. Эффект от развития малого предпринимательства мог быть более зна-

чим и ощутим, если бы налоговая нагрузка была оптимальной, налоговое планирование - более результативным, а налоговый контроль позволял бы давать оценку налоговых рисков в секторе малого бизнеса.

В первую очередь налоговые риски связаны с обязанностью субъектов хозяйственной деятельности уплачивать налоги при различных хозяйственных операциях или формах деятельности. У предприятий малого бизнеса налоговые риски могут возникать также в результате неправильного применения специальных налоговых режимов и неопределенности финансово-хозяйственной среды, в которой ведет свой бизнес налогоплательщик.

Неопределенность среды деятельности малого бизнеса заключается в действии объективных и субъективных факторов. Объективными факторами могут являться элементы внешней и внутренней среды малого предпринимательства. Это могут быть изменения вопросов налогового или административно-финансового законодательства, а также индивидуальные особенности отношений между налоговыми органами и субъектом малого бизнеса.

Субъективными факторами выступают действия ответственных лиц малого предприятия, которые выби-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.