Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Е.Ю., Петрова И.А.

В данной статье обосновывается важность внедрения системы управления инновациями в компаниях, рассматривается роль организационно-управленческих нововведений. Описываются основные причины неэффективного управления инновационной деятельностью. Приводятся рекомендации по повышению качества корпоративного в целях развития инновационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT AS PART OF CORPORATE GOVERNANCE

This article substantiates the importance of implementing an innovation management system in companies, examines the role of organizational and managerial innovations. The main reasons for inefficient management of innovation activities are described. Recommendations are given on improving the quality of corporate governance in order to develop innovative management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 111-119. Economic Systems. 2022;15(2(57)):111-119.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИННОВАЦИИ

Научная статья УДК 338.24

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-111-119

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Елена Юрьевна Кузьмина1^, Ирина Александровна Петрова2

1 Государственный университет управления, Москва, Россия, kuzmina.ey@mail.ru

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, irina-a.petrova@yandex.ru

Аннотация. В данной статье обосновывается важность внедрения системы управления инновациями в компаниях, рассматривается роль организационно-управленческих нововведений. Описываются основные причины неэффективного управления инновационной деятельностью. Приводятся рекомендации по повышению качества корпоративного в целях развития инновационного менеджмента.

Ключевые слова: корпоративное управление, совет директоров, инновации, управление инновациями, развитие, эффективность

Для цитирования: Кузьмина Е.Ю., Петрова И.А. Управление инновациями как часть корпоративного управления // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 111-119. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-111-119.

ENTREPRENEURSHIP AND INNOVATION

Original article

INNOVATION MANAGEMENT AS PART OF CORPORATE GOVERNANCE

Elena Yu. Kuzmina1H, Irina A. Petrova2

1 State University of Management, Moscow, Russia, kuzmina.ey@mail.ru

2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, irina-a.petrova@yandex.ru

© Кузьмина Е.Ю., Петрова И.А., 2022

Abstract. This article substantiates the importance of implementing an innovation management system in companies, examines the role of organizational and managerial innovations. The main reasons for inefficient management of innovation activities are described. Recommendations are given on improving the quality of corporate governance in order to develop innovative management.

Keywords: corporate governance, board of directors, innovation, innovation management, development, efficiency

For citation: Kuzmina E.Yu., Petrova I.A. Innovation management as part of corporate governance. Economic Systems. 2022;15(2(57)): 111-119. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2111-119.

Введение

В связи с текущими мировыми событиями, вызвавшими повышение уровня неопределенности во внешней среде, создание системы управления инновациями - один из наиболее действенных инструментов обеспечения долгосрочной организационной устойчивости. Однако наличие указанной системы не гарантирует улучшение показателей деятельности компании. Барьером для развития часто является отсутствие качественного и эффективного управления инновационной деятельностью. При этом основными причинами неэффективного управления можно считать отсутствие необходимых навыков и компетенций топ-менеджмента и иных лиц, принимающих в компании решения, а также отсутствие изменений в организационной структуре, учитывающих инновационную деятельность и инновационное развитие.

Основная часть

Таким образом, в штатное расписание компании, стремящейся к инновационному развитию, должна быть включена должность менеджера по инновациям, который обладает знаниями и опытом в области инновационной деятельности, отличными коммуникационными способностями и т. д. Вместе с тем конкретный функционал менеджера будет определяться исходя из отраслевой и организационной специфики [1, с. 20].

Однако в штате организации для управления инновационной деятельностью недостаточно иметь опытного специалиста по инновациям. В структуру системы управления инновациями должны включаться специальные органы управления, руководители всех уровней (высшего, среднего и низшего звеньев) и специалисты. При этом значимость управленческих решений менеджмента высшего звена существенно выше.

По мнению директора по инновационному развитию крупной компании по производству бытовой техники N. Tennant, внедрение и распространение инноваций - обязанность каждого сотрудника организации, включая топ-менеджмент

и членов советов директоров. Каждый из них должен знать основные принципы инновационного подхода [2].

Примерно такой же позиции придерживаются Д. Бугара с коллегами [3, с. 153], отмечая, что эффективное управление инновациями невозможно без особого внимания менеджмента компании к инновационной деятельности, без отсутствия необходимого опыта и знаний.

Тем не менее количество компаний, имеющих отработанные процедуры совершенствования системы управления, является не столь большим. Организации поняли, что инновации и инновационная деятельность - важнейшие составляющие успешного развития бизнеса, однако не осознали, что такая деятельность невозможна без правильной организации управления.

Именно инновации в области управления - ключевые факторы успеха таких компаний, как Visa, General Electric, Procter & Gamble и др. Организационно-управленческие инновации могут создать значительное конкурентное преимущество, в то время как возможности технологических инноваций на данный момент практически исчерпаны в связи с отсутствием прорывных открытий в области новых видов сырья, материалов, технологий и т. д.

В то же время организационно-управленческие инновации должны быть основаны на системном подходе (управленческая модель должна быть ориентирована на инновации) и принципе новаторства. Так, японская компания Toyota много лет лидировала в автомобилестроении, опережая американские компании, из-за уникального метода управления, при котором все сотрудники были вовлечены в инновационную деятельность, в то время как в автомобилестроительных организациях США присутствовали только специалисты по инновациям.

Важность профессионального управления в инновационном развитии также выделяют К.В. Балашова, Н.А. Корноухова: «Эффективное управление инновационной деятельностью - более важный фактор по сравнению с объемом затрат на НИОКР» [4; 5].

Согласно результатам анкетирования более тысячи организаций в России, проведенного командой экспертов под руководством К. Козлова, главными параметрами, влияющими на инновационное развитие компаний, являются:

• уровень конкуренции;

• опыт и навыки управленческого состава;

• возможности привлечения инвестиций;

• состав акционеров и корпоративное управление [6].

Инновационное развитие компании способствует усложнению общей системы управления. Изменчивая внешняя среда, высокая конкуренция, глобализация и цифровизация экономики приводят к переходу операционного управления инновациями на корпоративный уровень, т. е. на уровень корпоративного управления. Следовательно, меняется и сам инновационный менеджмент, включая операционное и стратегическое управление. При этом любое совершенствование корпоративного управления носит инновационный характер (организационно-управленческая инновация).

Для эффективного управления инновационной деятельностью важно разработать долгосрочную (не менее 5-10 лет) инновационную стратегию и инновационную политику, что также относится к компетенции совета директоров и, соответственно, к корпоративному управлению.

Корпоративное управление инновациями - важнейший параметр долгосрочного устойчивого развития предприятий, основой которого являются управление инновационной деятельностью и инновационное развитие самого корпоративного управления. Структурные части корпоративного управления инновационной деятельностью представлены на рис. 1.

В современном мире в крупных корпорациях принято выделять инновационную деятельность как отдельную область. Однако она является «прочно вплетенной» в общую систему корпоративного управления, так как обеспечивает долгосрочный рост показателей деятельности, а также рост рыночной стоимости компаний.

Таким образом, управление инновациями - важнейшая часть корпоративного управления, а корпоративное управление, включающее в себя все органы управления компаний, наделенные полномочиями по принятию решений, является одним из основных факторов, определяющих инновации и технологические изменения в компании.

Стратегическое управление инновациями ^ Управление генерацией идей ~ у Управление разработкой новых продуктов 1 Управление портфелем проектов

Процессные и системные принципы управления инновационной деятельностью

Организационная структура и управление персоналом

Рис. 1. Структурные части корпоративного управления инновационной деятельностью

Источник: составлено авторами по материалам [7, с. 672].

В соответствии с отчетом McKinsey & Company, более 75% трейдеров по всему миру при поиске объекта инвестирования одновременно с финансовыми результатами деятельности оценивают корпоративное управление компании. В развивающихся странах большее внимание уделяется именно качеству кор-

поративного управления. Около 82% потенциальных акционеров готовы переплачивать за высокий уровень корпоративного управления [8].

Корпоративное управление - «комплекс методов, правил, процессов, процедур и механизмов», с помощью которых возможно осуществление управления и контроля организации для устойчивого развития и функционирования социально-экономической системы путем обеспечения роста капитализации и основных показателей деятельности при соблюдении баланса интересов стейк-холдеров [9].

Центральное звено в системе корпоративного управления - совет директоров, так как от эффективности его работы, глубины проработки вопросов на заседаниях зависят соблюдение интересов акционеров и деятельность менеджмента, долгосрочное развитие корпорации. К функциям и компетенциям совета директоров относятся установление основных долгосрочных ориентиров деятельности компании, утверждение стратегии и бизнес-планов, контроль и оценка системы управления рисками и внутреннего контроля, организация построения эффективной системы управления инновациями и др.

При этом, согласно результатам опроса членов советов директоров организаций в России, проведенного компанией PwC, 76% директоров отмечают, что основным препятствием для внедрения инноваций и новых технологий является отсутствие квалифицированных специалистов. Такого же мнения придерживаются 44% менеджеров высшего звена. Около 72% российских директоров отмечают, что внедрение и распространение инноваций, инновационных технологий должно рассматриваться как «часть общекорпоративной стратегии». Однако данные вопросы в 93% организаций курирует менеджмент, а не совет директоров [10].

Asensio-Lopez D. и др. [11] утверждают, что инновационные усилия и результаты зависят от факторов, на которые влияет корпоративное управление, включая структуру собственности и функционирование совета директоров.

Влияние структуры собственности на инновации исследовано многими учеными, однако в разных исследованиях обнаруживается как положительная, так и отрицательная связь. Аргументом в пользу отрицательного отношения является большее неприятие риска. Концентрация собственности и совместное владение и управление могут снизить давление, которое внешние инвесторы или другие надзорные органы оказывают на менеджеров по контролю за их финансовой отчетностью, информационной прозрачностью и стратегическим обновлением. Владельцы или менеджеры становятся более склонными к риску по мере роста своей доли в капитале компании. Это связано с тем, что им часто трудно диверсифицировать свой риск, поэтому они становятся более консервативными и проводят меньше научно-исследовательских разработок. Другим аргументом, который может объяснить отрицательную связь между концентрацией собственности и инновациями, является конфликт между миноритарными и крупными акционерами. Высокая концентрация может позволить владельцам использовать ресурсы компании для максимизации своих выгод за счет мино-

ритарных акционеров, вместо того чтобы заниматься прибыльной деятельностью, такой как инновации, которая принесла бы пользу всем.

Вместе с тем ученые наблюдают положительную связь между концентрацией собственности и инновациями, поскольку крупные владельцы более обеспокоены рыночной стоимостью компании и более мотивированы инвестировать в инновационные проекты.

Владение контрольным пакетом акций институциональным инвестором может привести к более низкому уровню инноваций, поскольку он, как правило, ищет только краткосрочную прибыль. Однако некоторые исследователи обнаруживают и положительную связь. Благодаря своему богатству институциональные инвесторы могут получить экономию от масштаба в инвестиционных проектах, поэтому у них больше знаний о рынке, чем у индивидуальных инвесторов. Инвестор может иметь необходимые стимулы для тщательной оценки возможных выгод от долгосрочных инвестиций, а не краткосрочных выгод от колебаний цен.

Исследователи во главе с Shapiro [12, с. 328] считают, что значительное влияние на инновационную деятельность оказывает присутствие в совете директоров внешних независимых экспертов. Внешние директора с опытом работы в области инноваций способствуют увеличению количества заявок на патенты в компаниях, которые они консультируют и контролируют. Они также обеспечивают продвижение стратегий, которые повысят благосостояние акционеров, включая инвестиции в НИОКР.

Высокий уровень знаний и компетенций членов совета директоров приводит к большей способности к восприятию новых идей, принятию нового поведения, лучшему определению проблем и поиску творческих решений сложных проблем. Такие директора могут использовать новые технологии, приобретать новые знания и процессы, гораздо более точно анализировать информацию и разрабатывать новые методы решения проблем. Поэтому при формирования нового состава совета директоров необходимо удостовериться в сбалансированности совета, внимательно ознакомиться с опытом, знаниями и компетенциями кандидатов, обратить отдельное внимание на компетенции в области инноваций.

Рекомендуемым решением для российских компаний для эффективного управления инновациями может стать создание дополнительной организационной единицы - комитета по инновациям и/или специального консультативного совета, рассматривающего вопросы управления инновационной деятельностью.

В качестве возможных задач комитета по инновациям, консультативного совета могут быть: предварительное рассмотрение, разработка, а также предоставление рекомендаций совету директоров по вопросам трансформации предприятия, подготовка инновационной стратегии и политики, согласование стратегии с моделью управления, содействие в контроле за организацией процессов управления инновациями. Также в задачи должны входить мониторинг внешней среды в части инноваций, проведение всестороннего изучения требований заинтересованных сторон, лучших российских и международных практик в указанной области, контроль надлежащего реагирования на изменения в развитии

инноваций, учет потенциальных возможностей их внедрения и применения на предприятии, оценка возможного негативного воздействия.

Заключение

Обобщая сказанное, для развития системы управления инновациями в компании рекомендуется:

1. В штатное расписание компании включить должность менеджера по инновациям, который обладает знаниями и опытом в области инновационной деятельности.

2. Разработать долгосрочную инновационную стратегию и инновационную политику.

3. Внедрить инновационную корпоративную культуру.

4. Использовать системный подход и принцип новаторства.

5. При формирования нового состава совета директоров удостовериться в сбалансированности совета, внимательно ознакомившись с опытом, знаниями и компетенциями кандидатов, обращая отдельное внимание на компетенции в области инноваций. В совет директоров желательно включить внешнего независимого директора, обладающего опытом в инновационной деятельности.

6. Создать комитет по инновациям и/или специальный консультативный совет, рассматривающий вопросы управления инновационной деятельностью.

Список источников

1. Богомолова А.В. Управление инновациями : учебное пособие. Томск : Эль Контент, 2012. 142 с.

2. Хэмел Г. Пять признаков по настоящему инновационной компании // Harvard Business Review. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/p20811 (дата обращения: 28.03.2022).

3. Развитие инновационного менеджмента в современной организации / Д.А. Бугара, Н.Л. Синева, Е.В. Яшкова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). C. 150-157.

4. Балашова К.В. Оценка уровня инновационного развития предприятия радиоэлектронной промышленности // Экономические исследования и разработки. 2018. № 5. С. 75-82.

5. Корноухова Н.А. Инновационное развитие корпоративного управления // Международный экономический форум 2011. URL: https://be5.biz/ekonomika1/r2011/1586.htm (дата обращения: 10.04.2022).

6. Козлов К.К., Соколов Д.Г., Юдаева К.В. Инновационная активность российских предприятий // Экономический журнал ВШЭ. 2004. № 3. С. 399-419.

7. Innovative Corporate Governance / M. Makhkamova, Z. Diloram, G. Shagaipova [et al.] // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. No. 24. P. 670-675.

8. Цифровая Россия: новая реальность // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey. com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20 Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 17.04.2022).

9. Петрова И.А. Методы оценки качества корпоративного управления в России // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях : материалы II Международной научно-практической конференции. М. : ИТК «Дашков и Ко». 2019. С. 484-490.

10. Достигая совершенства. Делимся передовым опытом с директорами и топ-менеджерами. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/achieving-excellence3.html (дата обращения: 12.04.2022).

11. Asensio-Lopez D., Cabeza-Garcia L., Gonzalez-Alvarez N. Corporate governance and innovation: a theoretical review // European Journal of Management and Business Economics. 2019. Vol. 28, No. 3. P. 266-284.

12. Shapiro D., Tang Y., Wang M., Zhang W. The effects of corporate governance on innovation in Chinese firms // Journal of Chinese Economic and Business Studies. 2015. Vol. 13, No. 4. P. 311-335.

References

1. Bogomolova A.V. Innovation management : a textbook. Tomsk : El Content, 2012. 142 p. (In Russ.).

2. Hamel G. Five signs of a truly innovative company // Harvard Business Review. URL: https:// hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/p20811. (In Russ.).

3. Bugara D.A., Sineva N.L., Yashkova E.V., Muhalova N.D., Yaushev G.R. Development of innovative management in a modern organization. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019;(2(36)):150-157. (In Russ.).

4. Balashova K.V. Assessment of the level of innovative development of the radio-electronic industry enterprise. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki = Economic research and development. 2018;(5):75-82. (In Russ.).

5. Kornouhova N.A. Innovative development of corporate governance. International Economic Forum 2011. URL: https://be5.biz/ekonomika1/r2011/1586.htm. (In Russ.).

6. Kozlov K.K., Sokolov D.G., Yudaeva K.V. Innovative activity of Russian enterprises. Ekonomicheskijzhurnal VShE = HSEEconomic Journal. 2004;(3):399-419. (In Russ.).

7. Makhkamova M., Diloram Z., Shagaipova G., Mirxamidova D., Atakhanova S. Innovative Corporate Governance. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020;(24):670-675.

8. Digital Russia: a new reality. McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/ ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/ Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx. (In Russ.).

9. Petrova I.A. Methods of assessing the quality of corporate governance in Russia. Actual problems of economic and management development in modern conditions : materials of the II International Scientific and Practical Conference. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2019. Р 484-490. (In Russ.).

10. Achieving perfection. We share best practices with directors and top managers. URL: https:// www.pwc.ru/ru/publications/achieving-excellence3.html. (In Russ.).

11. Asensio-Lopez D., Cabeza-Garcia L., Gonzalez-Alvarez N. Corporate governance and innovation: a theoretical review, European. Journal of Management and Business Economics. 2019;28(3):266-284.

12. Shapiro D., Tang Y, Wang M., Zhang W. The effects of corporate governance on innovation in Chinese firms. Journal of Chinese Economic and Business Studies. 2015;13(4):311-335.

Информация об авторах

Е.Ю. Кузьмина - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры «Теория и организация управления»; И.А. Петрова - аспирант кафедры корпоративного управления, 38.06.01 - экономика и управление народным хозяйством (менеджмент).

Information about the authors

E.Yu. Kuzmina - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economics and management of national economy, associate professor of the Department «Theory and organization of management»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.A. Petrova - Ph.D. student of the Department of Corporate Governance, 38.06.01 - economics and management of national economy (management).

Статья поступила в редакцию 15.03.2022; одобрена после рецензирования 01.04.2022; принята к публикации 09.04.2022.

The article was submitted 15.03.2022; approved after reviewing 01.04.2022; accepted for publication 09.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.