Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в госкомпаниях электроэнергетической отрасли России'

Управление инновационными процессами в госкомпаниях электроэнергетической отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСКОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / STATE-OWNED COMPANIES / INNOVATION PROGRAM / INNOVATION STRATEGY / ELECTRIC POWER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Владимир Николаевич

В статье рассмотрены вопросы инновационного развития госкомпаний электроэнергетической отрасли России на основе анализа инновационных программ и инновационной стратегии четырех крупных компаний данной отрасли. Определены требования, предъявляемые государством в связи с формированием инновационных программ. Исследованы основные производственные цели рассматриваемых компаний, а также цели создания инновационных программ и перспективы их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electric Power Industry in Russia: Managing Innovation Processes in State-Owned Companies

The article considers the issues of innovative development of the state-owned companies of electric power industry of Russia on the basis of the analysis of innovative programs and innovative strategies of four major companies of this industry. In the paper the state requirements to the formation of innovative programs are specified. The main production targets of the examined companies, as well as the purposes of the creation of innovative programs and prospects of their implementation are explored.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в госкомпаниях электроэнергетической отрасли России»

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/37-38/2012

Г

Управление инновационными процессами в госкомпаниях электроэнергетической отрасли России

ГГ [

I

,__________________.

^ АЛЕКСАндроВ Владимир николаевич

Аспирант кафедры менеджмента

Московский гуманитарный

университет

111395, рФ, г. Москва,

ул. Юности, д. 5/1

Тел.: (495) 627-95-12

E-mail: [email protected],

[email protected]

Ключевые слова

госкомпАнии

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы инновационного развития госкомпаний электроэнергетической отрасли России на основе анализа инновационных программ и инновационной стратегии четырех крупных компаний данной отрасли. Определены требования, предъявляемые государством в связи с формированием инновационных программ. Исследованы основные производственные цели рассматриваемых компаний, а также цели создания инновационных программ и перспективы их выполнения.

Инновационные программы российских электроэнергетических госкомпаний рождались долго. Ставя во главу угла производственные цели своих предприятий, их руководители считали, что электроэнергетические компании инновационны по своей сути и поэтому их текущие инвестиционные программы, сформированные в соответствии с технологическими требованиями и выполняемыми задачами, автоматически несут в себе «инновационную составляющую». Чем более крупной была компания, тем более снисходительно и без энтузиазма реагировала на очередную «блажь» руководства страны. В результате к 1 декабря 2010 г. не все запланированные 55 госкомпаний представили свои предложения Правительству РФ. Только к середине 2011 г. в 47 госкомпаниях разных отраслей, в том числе электроэнергетической, появились названные программы. По распоряжению Правительства инновационные программы госкомпаний должны были интегрироваться в соответствующие бизнес-стратегии развития и обеспечить:

• уменьшение себестоимости (более 10%) выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

• экономию энергетических ресурсов в процессе производства (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

• улучшение потребительских свойств производимой продукции, повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции;

• повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

• повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства [1].

То есть, по сути, именно ежегодное выполнение приведенных выше параметров должно являться индикатором успешности выполнения инновационных программ. Кроме того, выбор инновационных мероприятий должен быть обусловлен именно их потенциальной возможностью обеспечить достижение компаниями приведенных экономических критериев.

В данной статье приводится краткий анализ программ инновационного развития (ПИР) некоторых ключевых госкомпаний электроэнергетической отрасли России: двух монополий - ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС», а также двух вертикально-интегрированных компаний

- ОАО «РусГидро» и ОАО «РАО ЭС Востока». Соответствующий анализ должен позволить сделать практические выводы о степени успешности управления инновационными процессами названных организаций. Государство в этих организациях является или единственным (как в ОАО «СО ЕЭС»), или основным (от 50 до 80% в трех оставшихся) акционером.

ОАО «ФСК ЕЭС» (Федеральная сетевая компания) оказывает услуги по передаче электроэнергии по единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Монополия является одной из крупнейших энергокомпаний по рыночной капитализации. Объекты компании находятся в 73 регионах РФ.

Основная цель Программы инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС»

- повышение надежности, качества и экономичности энергоснабжения потребителей путем модернизации электрических сетей ЕЭС России на базе инновационных технологий с превращением их в активно-адаптивное (интеллектуальное) ядро технологической инфраструктуры энергетики. Создание активно-адаптивной (интеллектуальной) сети позволит обеспечить выгодное потребителям регулирование нагрузок сети, адаптивную реакцию генерации и сетей в режиме реального времени на различные виды отклонений, а также прогнозирование и предупреждение возникновения ава-

Electric Power Industry in Russia: Managing Innovation Processes in State-Owned Companies

рийных участков и критических ситуаций [2].

В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г. одним из ключевых инструментов координации взаимодействия государства, науки, бизнес-структур и потребителей является механизм создания и функционирования технологических платформ [3]. ОАО «ФСК ЕЭС» является активным участником и одним из инициаторов создания технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России».

В ОАО «ФСК ЕЭС» реализованы ключевые организационные решения, позволяющие осуществлять инновационное развитие компании. Закреплена ответственность заместителя Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» за вопросы инновационного развития. В исполнительном аппарате управления компании в 2010 г. сформирован департамент технологического развития и инноваций (фактическая численность на январь 2011 г. - 26 человек). Дочернее общество - ОАО «НТЦ электроэнергетики» (579 человек) - определено в качестве ядра научно-технического развития ФСК ЕЭС. Для управления инновационной, технической и эксплуатационной политикой, координации работ по разработке и организации внедрения новой техники и технологий в проекты нового строительства, реконструкции и технического перевооружения, направленные на повышение надежности и эффективного функционирования электросетевого комплекса ЕНЭС и снижения издержек его эксплуатации, создан координационный научно-технический совет ОАО «ФСК ЕЭС» в составе 36 человек. Возглавляет координационный научно-технический совет Председатель Правления ОАО «ФСК ЕЭС».

ОАО «СО ЕЭС» («Системный оператор Единой энергетической системы»)

- специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической си-

стеме России. Помимо исполнительного аппарата компания имеет 66 филиалов ОДУ и РДУ по всей стране, а также дочернее общество ОАО НИИПТ [4].

Основная цель ПИР: инновационное развитие технологии централизованного диспетчерского управления электроэнергетическим режимом Единой энергетической системы России, развитие и совершенствование инструментов оперативно-диспетчерского управления.

В ПИР отмечается инновационное значение запуска рынка системных услуг. Запуск такого рынка в целом является инновационным процессом в российской электроэнергетике. Он обеспечивает возможность использования рыночных механизмов для обеспечения системной надежности и качества функционирования ЕЭС России, так как для предоставления системных услуг оборудование должно удовлетворять специальным требованиям. Таким образом, функционирование рынка системных услуг формирует импульс к модернизации генерирующего оборудования на электростанциях.

В программе отмечается, что полноценная оценка эффекта от реализации инновационной программы ОАО «СО ЕЭС» возможна только вместе с оценкой эффективности всей его производственно-технологической деятельности. То есть рекомендованные показатели оценки эффективности ПИР напрямую применимы к компании, если ее инновации оцениваются по эффектам, оказываемым на электроэнергетическую отрасль и народное хозяйство в целом. Таким образом, получается, что будущая оценка деятельности всей электроэнергетической отрасли будет соответствовать и оценке деятельности компании.

ОАО «СО ЕЭС» и ОАО «НИИПТ» принимают участие в технологической платформе «Интеллектуальная энергетическая система России».

Внутренняя нормативная база по вопросам организации инновационной деятельности ОАО «СО ЕЭС» состоит из: Концепции инновационного развития;

^ Vladimir N. ALEKSANDRoV

Postgraduate of Management Dprt.

Moscow University for the Humanities

111395, RF, Moscow,

ul. Yunosti, 5/1

Phone: (495) 627-95-12

E-mail: [email protected],

[email protected]

Key words

state-owned companies innovation program innovation strategy electric power industry

Summary

The article considers the issues of innovative development of the state-owned companies of electric power industry of Russia on the basis of the analysis of innovative programs and innovative strategies of four major companies of this industry. In the paper the state requirements to the formation of innovative programs are specified. The main production targets of the examined companies, as well as the purposes of the creation of innovative programs and prospects of their implementation are explored.

UPRAVLENETS/ 9-10/37-38/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/37-38/2012

Источники

1. Рекомендации по разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием, утвержденные Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 03.08.2010 // Экспертная сеть по вопросам государственного управления: http://www.gosbook.ru/ node/43371

2. Программа инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» до 2016 г. с перспективой до 2020 г. http://www.fsk-ees.ru/

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. // Российская газета. http://www.rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html

4. Годовой отчет ОАО «СО ЕЭС» за 2010 г. http://www.so-ups.ru/

5. Раздел «О Компании». http://www. rushydro.ru/company

6. Основные положения Программы инновационного развития ОАО «РусГидро» на 2011-2015 гг. с перспективой до 2021 г. http://www.rushydro.ru/company/energy_ efficiency

7. Паспорт Программы Инновационного развития ОАО «РусГидро» на 2011-2015 гг. с перспективой до 2021 г. http://www. rushydro.ru/company/energy_efficiency

8. Программа инновационного развития ОАО «РАО ЭС Востока». http://www. rao-esv.ru/documents/PIR%20RA0%20ES%20 Vostoka_.pdf

9. Global Innovation Index 2011. http:// www.globalinnovationindex.org/gii/

10. IEEE Std 2030-2011 Guide for Smart Grid Interoperability of energy Technology and information Technology operation with the Electric Power system (EPS), End-Use Applications, and loads // Электронная библиотека www.ieeexplore.ieee.org/

Программы инновационного развития; организационно-распорядительных документов, регламентирующих инновационную деятельность в ОАО «СО ЕЭС», принимаемых в развитие и во исполнение действующей ПИР.

К органам управления и должностным лицам ОАО «СО ЕЭС», организующим инновационную деятельность, относятся: Совет директоров; Правление; Председатель Правления; Директор по энергетическим рынкам и инновационному развитию; руководители функциональных направлений.

Группа «РусГидро» - один из крупнейших российских энергетических холдингов. ОАО «РусГидро» является лидером в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивающим генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии. Компании принадлежат практически все крупные гидроэлектростанции страны. Кроме того, Холдинг «РусГидро» объединяет научноисследовательские, проектно-изыскательские, инжиниринговые организации, а также розничные энергосбытовые компании [5].

Приоритетными направлениями инновационного развития холдинга являются НИОКР, обеспечивающие повышение надежности и безопасности производственных процессов, а также их энергоэффективность и экологичность. Предметом инновационного интереса компании являются также следующие технологические области: новая генерация, материалы и технологии для генерации и для строительства, 1Т-проекты, корпоративные процессы.

Кроме того, еще в 2010 г. Правление холдинга утвердило Программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РусГидро» на 2010-2015 гг. Данная программа сформирована в целях исполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Программа предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности работы энергооборудования, процессов ведения бизнеса в обществе и внедрение новых технологий.

В названном документе подчеркивается, что с точки зрения энергоэффективности производства ОАО «РусГидро» находится в уникальном положении:

наличие в составе установленной мощности исключительно гидроэлектростанций и других генерирующих объектов на основе возбновляемых источников энергии (ВИЭ) приводит к тому, что при производстве электроэнергии компания не потребляет невозобновляемых энергоресурсов. Таким образом, в силу особенности структуры генерации, уровень энергоэффективности компании высок.

Компания отмечает важность того, что прирост выработки электроэнергии на генерирующих объектах ОАО «РусГи-дро» оказывает положительный эффект на электроэнергетическую отрасль РФ в целом, так как позволяет снизить потребление ископаемых видов топлива за счет более широкого использования энергии воды и других возобновляемых источников.

ОАО «РусГидро» выступает соучредителем технологической платформы «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» и участвует в формировании и функционировании еще четырех технологических платформ: «Малая распределенная энергетика», «Интеллектуальная энергетическая система России», «Новые полимерные композиционные материалы и технологии», «Освоение океана».

Как отмечается в «Основных положениях Программы инновационного развития ОАО "РусГидро" на 2011-2015 гг. с перспективой до 2021 г.» [6], лицом, отвечающим за инновационное развитие компании», является Заместитель Председателя Правления ОАО «РусГидро». Кроме того, взаимодействие со сторонними организациями, являющимися потенциальными партнерами в реализации ПИР, осуществляет Дирекция инновационного развития [7].

ОАО «РАО ЭС Востока» и его дочерние и зависимые общества представляют собой холдинг, оперирующий во всех регионах Дальневосточного федерального округа. Основным видом деятельности ОАО «РАО ЭС Востока» является управление энергетическими компаниями для эффективного и качественного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую энергию в Дальневосточном федеральном округе и на сопредельных территориях. В 2011 г. государство передало 69,3% акций ОАО «РАО ЭС Востока» холдингу ОАО «РусГидро».

Компания одна из первых в отрасли разработала и опубликовала свою программу инновационного развития [8]. Приоритетами инновационного развития компании являются:

• создание научно-технического потенциала для опережающего развития холдинга через реализацию широкомасштабной программы модернизации и реконструкции энергетического комплекса на основе инновационных технологий;

• освоение новых технологий и инновации в управлении собственными силами с привлечением научного потенциала вузов, академических институтов, малых и средних инновационных предприятий.

В то же время холдинг не предполагает вести самостоятельно разработку и выпуск инновационных продуктов, так как область научных потребностей компании слишком широка и в полном объеме не может быть профинансирована.

РАО «ЭС Востока» участвует в создании и деятельности следующих технологических платформ: «Интеллектуальная энергетическая система России», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности», «Малая распределенная энергетика», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики».

В программах инновационного развития госкомпании сравнивают свои ключевые параметры производственной деятельности с аналогичными параметрами зарубежных компаний соответствующих профилей. В этом отношении многие показатели деятельности компаний холдинга «РАО ЭС Востока» демонстрируют значительное отставание. Так, исследование ПИР данной компании показывает, что до начала выполнения программы удельные выбросы С02 в 3-15 раз превышали показатели конкурентов, процентная доля перерабатываемых отходов в 15-20 раз меньше соответствующей доли у конкурентов и т.д. Отрицательным моментом, выявленным

в результате анализа ПИР исследуемой компании, является то, что при запланированной величине улучшения приведенные показатели даже в 2020 г. будут выглядеть хуже, чем аналогичные показатели в сравниваемых зарубежных компаниях в 2010 г. Притом что зарубежные компании к 2020 г. с большой долей вероятности еще улучшат свои производственно-экологические характеристики.

Система управления инновационной деятельностью холдинга построена таким образом, что ее координацией занимается департамент инноваций и трансферта технологий, который осуществляет горизонтальное и вертикальное взаимодействие между руководством, подразделениями, филиалами, ДЗО холдинга и другими заинтересованными субъектами инновационного процесса.

Программами инновационного развития, помимо технологической модернизации основной деятельности госкомпаний и совершенствования систем управления, предусмотрены также активное сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ) в проведении НИОКР. Большая роль в инновационной стратегии отведена сотрудничеству и обмену опытом с зарубежными компаниями аналогичных профилей, реализации программ поддержки патентной деятельности и программ сотрудничества с вузами в части подготовки студентов по специализированным программам соответствующих госком-паний и другим мероприятиям. Результативность реализации ПИР во всех госкомпаниях измеряется с помощью индикаторов - системы ключевых показателей эффективности (key performance indicators - KPI). Перечень KPI сформирован с учетом рекомендаций Минэко-

References

1. Recommendations for establishing innovative development programs of state-owned companies, approved by the Government Commission on High Technologies and Innovations on August 3, 2010. http://www.gos-book.ru/node/43371

2. The program of innovative development of OAO "Federal Grid Company of Unified Energy System” up to 2016 with an outlook until 2020. http://www.fsk-ees.ru/

3. The concept of long-term social-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 // Rossiyskaya gazeta. http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok. html

4. Annual report 2010 of OAO "System Operator of Unified Energy System”. http://www. so-ups.ru/

5. Official website of OAO "RusGidro''. http:// www.rushydro.ru/company

6. The main provisions of the Innovation Development Program of OAO "RusGidro” for 2011-2015 with an outlook until 2021. http:// www.rushydro.ru/company/energy_efficiency

7. Passport of the Innovation Development Program of OAO "RusGidro” for 2011-2015 with an outlook until 2021. http://www.mshy-dro.ru/company/energy_efficiency

8. Innovation Development Program of OAO "RAO Energy System of East”. http://www. rao-esv.ru/documents/PIR%20RAO%20ES%20 Vostoka_.pdf

9. Global Innovation Index 2011. http:// www.globalinnovationindex.org/gii/

10. IEEE Std 2030-2011 Guide for Smart Grid Interoperability of energy Technology and information Technology operation with the Electric Power system (EPS), End-Use Applications, and loads. www. ieeexplore.ieee.org/

Некоторые параметры ПИР госкомпаний электроэнергетической отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госкомпании Характер ПИР Ежегодное 10%-ное уменьшение себестоимости выпускаемой продукции Ежегодная 5%-ная экономия энергетических ресурсов Ежегодное 5%-ное увеличение производительности труда

оло «ф® ЕЗс» Целевая модель «умная энергетика» Предусмотрено меньшее значение Предусмотрено меньшее значение + Предусмотрено

оло «СО ЕЭС» Целевой некоммерческий В соответствии с отраслевыми показателями В соответствии с отраслевыми показателями В соответствии с отраслевыми показателями

ОАО «РусГидро» Предусмотрен рост капитализации Предусмотрено меньшее значение Предусмотрено меньшее значение Предусмотрено меньшее значение

оло «рао ЭС Востока» Модель догоняющего развития Предусмотрено меньшее значение Предусмотрено меньшее значение Предусмотрено меньшее значение

UPRAVLENETS/ 9-10/37-38/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/37-38/2012

Г

номразвития России от 1 февраля 2011 г., изложенных в Методических материалах по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

Завершая статью, можно отметить, что в ней коротко были рассмотрены инновационные программы, цели и стратегии инновационного развития четырех госкомпаний электроэнергетической отрасли в контексте оценки потенциальной успешности их выполнения. В таблице приведены результаты сравнительного анализа некоторых параметров инновационного развития данных компаний.

Финансирование инновационных программ осуществляется исследуемыми госкомпаниями преимущественно из собственных средств. Доля выручки, идущая на финансирование ПИР (включая расходы на НИОКР), в рассматриваемых организациях составляет от 2 до 3,8% на период с 2011 до 2016 гг. и на перспективу до 2020 г. В целом такой объем фи-

нансирования является необходимым и достаточным показателем для поддержания инновационного развития на хорошем и удовлетворительном уровне. В действительности достаточный уровень финансирования не может гарантировать успешную реализацию стратегии инновационного развития любой компании, тем более что руководство предприятий научилось успешно «осваивать» любые бюджеты.

Логика стабильного развития бизнеса и предстоящий опыт практической реализации инновационных программ исследуемых госкомпаний со всей очевидностью и неизбежностью приведут к достаточно простым и очевидным выводам: не только технологическая успешность, но и не в последнюю очередь высокоразвитая инновационная культура должны стать залогом успеха инновационных стратегий. Инновационная культура предполагает в первую очередь желанность проведения реальных инновационных изменений и творческий подход к реализации ин-

новационных программ. Кроме того, в любых инновационно успешных компаниях должна быть выстроена грамотная стратегия управления инновациями, включающая классические инструменты инновационного менеджмента и реализующую их команду профессионалов. Вместо этого в ПИР большинства госкомпаний можно прочитать об успешной формальной интегрированности инновационных программ в бизнес-стратегии исследуемых компаний, реальное же положение дел почти в каждой компании не так успешно.

В случае начала сворачивания инновационной деятельности перед гос-компаниями встанет задача как можно менее болезненного торможения начавшегося сотрудничества с инновационными контрагентами. Более подробное рассмотрение обозначенных вопросов требует отдельной статьи, и самое главное, дополнительных официальных материалов по итогам выполнения инновационных программ хотя бы за однодвухгодичный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.