Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала'

Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СОВОКУПНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНЕДРЕНИЕ НОВШЕСТВ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НОВОВВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заглумина Н. А.

В статье рассмотрена роль и структура совокупного инновационного потенциала предприятия, осуществляющего внедрение новшеств. Определены доли составляющих совокупного инновационного потенциала в зависимости от основных видов инновационной деятельности, а также проведена оценка совокупного инновационного потенциала на различных этапах инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала»

Управление инновационными процессами на предприятии

на основе оценки совокупного инновационного потенциала

Н.А. Заглумина,

Ассистент кафедры менеджмента и маркетинга ГОУ Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

snasna19@mail.ru

В статье рассмотрена роль и структура совокупного инновационного потенциала предприятия, осуществляющего внедрение новшеств. Определены доли составляющих совокупного инновационного потенциала в зависимости от основных видов инновационной деятельности, а также проведена оценка совокупного инновационного потенциала на различных этапах инновационного процесса.

Ключевые слова: совокупный инновационный потенциал, инновационный процесс, инновационное предприятие, внедрение новшеств, жизненный цикл нововведения.

Достижение существенных результатов в стратегическом развитии предприятия невозможно без различного рода ресурсов, кадров, информационного обеспечения, маркетинга, дополнительного финансирования. В этом отношении представляет особый интерес комплексная оценка стратегического потенциала предприятия.

Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую проработку данного вопроса на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остаются в стороне от внимания исследователей.

Согласно определению, приведенному в Большой Советской Энциклопедии, «потенциал», без определения его видов, представляет собой совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели. Иногда термин «потенциал» трактуется как «возможность» или «способность», но в каждый конкретный момент времени может обозначать совокупность средств, определяющих данную способность [2].

Инновация рассматривается не только как конечный результат внедрения новшества, но и в виде процесса, проявляемого через логическую последовательность, определяемую цепочкой «идея — внедрение — продажа — результат». Кроме того, инновации влияют на стратегическую конкурентоспособность предприятия и на процесс принятия стратегических решений. При таком подходе инновация является стратегическим потенциалом для развития предприятия.

Некоторые авторы определяют инновационный потенциал только как совокупность финансово-экономических ресурсов, не учитывая другие составляющие, необходимые для осуществления инноваций [6]. Иногда инновационный потенциал характеризуется наличием объектов интеллектуальной собственности и кадровым составом, способным разработать новшество [3]. В связи с этим возникает возможность для инновационно активных предприятий объединить все имеющиеся потенциалы в совокупный инновационный потенциал, учитывающий все ресурсы, влияющие на инновации (рис. 1).

Рис. 1. Структура совокупного инновационного потенциала предприятия

Как видно из рис. 1, совокупный инновационный потенциал предприятия представляет собой набор следующих видов потенциалов:

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

1. финансовый потенциал; 2. интеллектуальный потенциал; 3. научно-исследовательский потенциал; 4. производственный потенциал; 5. организационноуправленческий потенциал; 6. информационный потенциал; 7. маркетинговый потенциал.

1. Финансовый потенциал подразумевает наличие финансовых ресурсов, необходимых для производства новых или улучшенных видов продукции, услуг, производственных процессов.

2. Интеллектуальный потенциал характеризуется наличием высококвалифицированных кадров (как управленческих, так и рабочих и служащих), способных разработать, произвести, реализовать новшество, а также управлять им.

3. Научно-исследовательский потенциал — это объекты интеллектуальной собственности (изобретение, промышленный образец, полезная модель, фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, авторское право, ноу-хау), а также материально-техническое обеспечение, необходимое для проведения научно-исследовательских работ (инструментарий, оборудование, приборы, опытно-экспериментальная база).

4. Производственный потенциал представляет собой производственно-технологическое обеспечение, необходимое для производства новшества (техника, оборудование, инструментарий, технологии).

5. Организационно-управленческий потенциал — это эффективное построение организационной структуры в целях реализации новшества, налаженные связи между подразделениями предприятия, а также контроль управляющей подсистемы над управляемой подсистемой в организации.

6. Информационный потенциал — совокупность информационных ресурсов и систем обеспечения предприятия своевременной, достоверной и комплексной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

7. Маркетинговый (рыночный) потенциал означает использование маркетингового инструментария (методик и технологий управления маркетингом). Как уже отмечалось выше, совокупный инновационный потенциал предприятия носит интегральный характер, поэтому его можно представить в виде функции:

ПИ = ДП1, П2, Пз, П4, П5, Пв, П7}, (1)

где Пи — совокупный инновационный потенциал предприятия; П1, П2, П3, П4, П5, Пв, П7 — финансовый, интеллектуальный, научно-исследовательский, производственный, организационно-управленческий, информационный, маркетинговый потенциалы соответственно.

В целях определения веса каждой составляющей в совокупном инновационном потенциале условно примем его равным 1 или 100 % (здесь и далее доли потенциалов приведены условно с целью иллюстрации текстового материала).

Тогда совокупный инновационный потенциал будет иметь вид:

П = 0,14П + 0,14П, + 0,14П + 0,14П. + 0,14П, +

и 7 1 7 2 7 3 7 4 7 5

+0,14Пв + 0,14П7. (2)

Бесспорно, такое представление модели совокупного инновационного потенциала носит условный и можно сказать идеальный характер в силу того, что доля каждой составляющей может меняться в зависимости от различных условий.

Структура совокупного инновационного потенциала изменяется в зависимости от вида инноваций, внедряемых предприятиями, а также может быть различной на отдельных этапах инновационного процесса. Очевидно, что структура совокупного инновационного потенциала, необходимого для продуктовых инноваций, будет отличаться от модели потенциала, необходимого для кадровых, рыночных или управленческих инноваций.

Отсюда представляется необходимым рассмотрение совокупного инновационного потенциала в разрезе основных видов инновационной деятельности предприятия.

Во-первых, это производство новых или улучшенных видов продукции (продуктовые инновации), новых или улучшенных услуг (инновации услуг), новых или улучшенных производственных процессов, технологий, систем (процессные и технологические инновации). Этот блок инноваций использует весь набор потенциалов в общем инновационном процессе, а доля каждого потенциала будет изменяться в зависимости от стадии, поэтому окончательный расчет данного потенциала будет аналогичен формуле 2, а исключение составят только информационный и организационно-управленческий потенциалы, которые умеренно присутствуют на каждой стадии инновационного процесса (формула 3).

П = 0,17П + 0,17П, + 0,17П + 0,17П, + 0,075П +

и 7 1 7 2 7 3 7 4 7 5

+0,075Пв + 0,17П7. (3)

Одним из объяснений такого распределения потенциалов является то, что инновации, как правило, осуществляются в организации, которая имеет определенную структуру и обладает информационными связями в данной структуре.

Во-вторых, это изменение социальных отношений на предприятии (социальные или кадровые инновации), а также управленческие инновации, необходимые для разработки новых методов работы, используемых аппаратом управления. Для реализации данного вида инноваций должны быть задействованы такие виды потенциалов, как финансовый, интеллектуальный, организационно-управленческий и информационный. Исходя из данных соображений, совокупный инновационный потенциал будет иметь вид:

П = 0,25П+ 0,25П, + 0,25П + 0,25П, (4)

и 7 1 7 2 7 5 7 в’ у '

В-третьих, это создание нового механизма продвижения продукции на рынок, поиск новых рынков

сбыта и сфер потребления продукции и услуг (рыночные инновации). Очевидно, что в этом блоке необходимо предусмотреть маркетинговую составляющую (формула 5):

П = 0,2П + 0,2П, + 0,2П + 0,2П + 0,2П, (5)

и ,1’2 ’5 ’6 ’7’\/

Рис. 2. Стадии инновационного процесса

Специфика оценки первого блока инноваций состоит в том, что жизненный цикл любого нововведения включает в себя несколько основных этапов.

Особенно четко это можно наблюдать в продуктовых инновациях (рис. 2).

Установив количество этапов разработки инновационного продукта, можно условно определить инновационный потенциал каждого этапа, который в совокупности будет составлять совокупный инновационный потенциал. При этом следует учитывать важность каждой стадии инновационного процесса (формула 6).

П = 0,17Этап1 + 0,17Этап2 + 0,17Этап3 +

и

+ 0,17Этап4 + 0,17Этап5 + 0,17Этап6, (6)

Далее следует определить вес всех потенциалов на каждом отдельном этапе.

Поскольку инновации осуществляются в организации, обладающей определенной структурой, то обязательно существуют всевозможные информационные связи между различными звеньями данной структуры. Вследствие этого данные потенциалы (организационно-управленческий и информационный), которые обязательно присутствуют в организациях, практически неотделимы друг от друга, поэтому их лучше объединить.

Структура совокупного инновационного потенциала для разного вида инноваций в зависимости от этапов инновационного процесса представлены в табл. 1 и 2.

В отличие от базисных инноваций, улучшающие технологии базируются на существующих, уже известных научно-технических знаниях и решениях. Их основное назначение заключается в формировании уникальных с точки зрения покупателя свойств уже известного продукта с целью дальнейшего ук-

Таблица1

Структура совокупного инновационного потенциала в зависимости от этапов инновационного процесса

для базисной инновации

1

2

3

4

5

6

Этапы инновационного процесса (в долях) Потенциалы (в долях)

Финан- совый 0,17 Интеллек- туальный 0,17 Научно- исследова- тельский 0,17 Произ- водст- венный 0,17 Организационноуправленческий и информационный 0,14 Маркетин- говый 0,17

Фундаментальные исследования 0,17 0,03 0,03+0,03+ +0,03+0,03= =0,012 0 0 0,02 0

Научно-исследовательские работы 0,17 0,03 0,03+0,03= =0,06 0,03+0,03= =0,06 0 0,02 0

Опытно-конструкторские разработки 0,17 0,03 0,03 0,03+0,03= =0,06 0,03 0,02 0

Коммерциализация и массовое производство 0,17 0,03+ 0,03=0,06 0,03 0 0,03 0,02 0,03

Массовый сбыт, а также продажа лицензий и патентов 0,17 0, 03 0,3 0 0 0,02 0,03+0,03+ +0,03=0,09

Завершение инновационного проекта 0,17 0,03 0,03+0,03= =0,06 0,03 0 0,02 0,3

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Таблица 2

Структура совокупного инновационного потенциала в зависимости от этапов инновационного процесса

для улучшающей инновации

Этапы инновационного процесса (в долях) Потенциалы (в долях)

Финансо- вый 0,17 Интеллек- туальный 0,17 Научно- исследова- тельский 0,17 Произ- водс- твенный 0,17 Организацион-но-управленчес-кий и информационный 0,14 Маркетин- говый 0,17

Фундаментальные исследования 0,17 0,03 0,03+0,03= =0,06 0 0 0,02 0,03+0,03= =0,06

Научно-исследовательские работы 0,17 0,03 0,03+0,03= =0,06 0,03 0 0,02 0,03

Опытно-конструкторские разработки 0,17 0,03 0,03 0,03 0,03 0,02 0,03

Коммерциализация и массовое производство 0,17 0,03+0,03= =0,06 0,03 0 0,03 0,02 0,03

Массовый сбыт, а также продажа лицензий и патентов 0,17 0, 03 0,3 0 0 0,02 0,03+0,03+ +0,03=0,09

Завершение инновационного проекта 0,17 0,03 0,03+0,03= =0,06 0,03 0 0,02 0,3

Таблица 3

Уровни значимости потенциалов (низкий, средний, высокий) на различных этапах инновационного процесса

для базисной и улучшающей инновации

Этапы инновационного процесса Потенциалы

Финансо- вый Интеллек- туальный Научно- исследова- тельский Производ- ственный Организационноуправленческий и информационный Марке- тинговый

Фундаментальные исследования средний низкий низкий средний низкий

средний низкая низкий средний

Научно-исследовательские работы средний высокий низкий средний низкий

средний средний низкий средний средний

Опытно-конструкторские разработки средний средний средний средний низкий

средний средний средний средний средний средний

Коммерциализация и массовое производство средний низкий средний средний средний

средний низкий средний средний средний

Массовый сбыт, а также продажа лицензий и патентов средний средний низкий низкий средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний средний низкий низкий средний

Завершение инновационного проекта средний средний низкий средний средний

средний средний низкий средний средний

Примечания к таблице 3:

I Базисная инновация.

_____________ Улучшающая инновация.

На каждом этапе инновационного процесса ярким цветом выделены те потенциалы, которые имеют наиболее важное значение.

репления его позиций. Такое продвижение на рынке может быть достигнуто в результате улучшения дизайна или усовершенствования технических характеристик самого продукта. При этом основными методами получения информативной базы для создания нововведения являются маркетинговые исследования. Вследствие этого структура совокупного инновационного потенциала улучшающей технологии на первоначальных этапах инновационного процесса будет отличаться от базисной технологии (табл. 2).

На основе сопоставления потенциалов организации с этапами жизненного цикла инновации можно судить о том, какие составляющие инновационного потенциала предприятия большей частью задействованы на каждой стадии, и на какие потенциалы следует обращать пристальное внимание (табл. 3).

Таким образом, представленная методика оценки совокупного инновационного потенциала позволяет выделять наиболее значимые для каждого этапа инновационного процесса потенциалы в зависимости от вида инновации.

Следует заметить, что практически все потенциалы задействованы на различных стадиях внедрения и реализации разного вида инноваций. Как показывает исследование, наиболее значимыми являются инновационный, финансовый, а также маркетинговый потенциалы, которые требуют постоянного наращивания, что является для инновационного предприятия необходимым условием дальнейшего развития в условиях продолжающегося экономического кризиса и сокращения инвестирования отдельных проектов.

Литература

1. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного разви-

тия: Учебное пособие / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. М. Дело, 2006. 584 с.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 20. М., 1977. 428 с.

3. Жулькова Ю.Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и методологии. Учебное пособие для вузов / Ю.Н. Жулькова, В.В. Синицин. Н. Новгород: Нижегород. госуд. архит.-строит. ун-т., 2006. 178 с.

4. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учебное пособие / П.Н. Завлин, А.Е. Казанцев, Л.И. Миндели. М.: Экономика, 2000. 75 с.

5. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. 168 с.

6. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.

7. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 318 с.

Management of the innovation process in a company based on the assessment of innovation potential

N. Zaglumina, Assistant, The Nizhny Novgorod Architecture and Civil Engineering State University Management and Marketing Department

The article studies the role and structure ofa joint innovation potential. The main elements of the innovation potential are defined depending on the major kinds of innovating activities in a company. Additionally, the paper shows joint innovation introduces potential on the different stages of the innovating process.

Keywords: joint innovation potential, innovation process, innovation life cycle, innovative company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.