Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства'

Управление инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДСОРСИНГОВАЯ ПЛОЩАДКА / КРАУДСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / КРАУД-ТЕХНОЛОГИЯ / КРАУДФАНДИНГ / ОЦЕНКА ЭКСПЕРТОВ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / QUALITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / CROWD TECHNOLOGY / CROWDSOURCING / CROWDSOURCING PROJECT / CROWDSOURCING PLATFORM / GENERATION OF IDEAS / EXPERT EVALUATION / FINANCING / CROWDFUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акифьева Лариса Владимировна, Поляков Михаил Геннадьевич

Введение: значимость жилищно-коммунального хозяйства определяется тем, что эта сфера экономики РФ оказывает существенное влияние на социальную обстановку в стране и является одним из мощнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов. Исследования состояния жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации выявили потребность поиска новых технологий для активизации данной сферы. Существующие способы модернизации жилищно-коммунальной сферы демонстрируют явную неэффективность: растет износ основных средств и аварий на сетях коммунальной инфраструктуры, что требует разработки инновационного подхода к управлению жилищно-коммунальной сферы. Материалы и методы: используя методы исследования (аналогии и логического обоснования) автор обосновал необходимость расширения предоставляемых коммунальных услуг. Предлагаемые нововведения обязательно должны быть построены на принципах инновационного становления, одним из которых является внедрение крауд-технологии, как инструмента государственного управления сферой жилищно-коммунальных услуг. В международном опыте данный инструмент хорошо зарекомендовал себя в бизнесе, значительно улучшил инвестиционную активность и эффективность экономических процессов. Результаты: по результатам исследования был предложен алгоритм использования метода краудсорсинга для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, который является универсальным инструментом для решения поставленных задач и становится возможным при низких затратах на проводимые мероприятия. На основании соблюдения данного алгоритма возможна реализация краудсорсингового проекта, который позволяет достичь поставленные цели. Обсуждение: рассмотрены перспективы и эффективность использования краудсорсинга. Выявлены основные особенности и недостатки применения краудсорсинга в жилищно-коммунальной сфере. Заключение: инновационное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства становятся необходимым моментов конфигурации производительности и эффективности. Именно определяющими конечное значение эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг являются управляющие компании, которые и реализуют инновации при предоставлении жителям качественной жилищно-коммунальной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акифьева Лариса Владимировна, Поляков Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Introduction: the importance of the study is determined by the need to introduce innovative technologies in the management of housing and communal services. The study of the state of housing and communal services in the Russian Federation indicates the need to search for new technologies to activate this sphere. Methods of modernization of housing and communal services demonstrate a clear inefficiency: the deterioration of fixed assets and accidents on the networks of municipal infrastructure is growing, which requires the development of an innovative approach to the management of housing and communal services. Materials and methods: it is necessary to improve the specifics and expand the service of public services, which should be built on the principles of innovative development, allowing to simplify, accelerate and improve the quality of services in the field of housing and communal services. Instruments of public administration in the sphere of housing and communal services require the introduction of modern approaches, including on the basis of crowd technologies. This tool has proven itself in business, significantly improved investment activity and efficiency of economic processes. Results: as a result, an algorithm for using the crowdsourcing method to improve the quality of housing and communal services was proposed, which is a universal tool for solving the tasks and becomes possible at low costs for the activities. On the basis of compliance with this algorithm, it is possible to implement a crowdsourcing project that allows you to achieve your goals. Discussion: prospects and efficiency of using crowdsourcing are considered. The main features and disadvantages of the use of crowdsourcing in the housing and communal sphere are revealed. Conclusion: innovations in the management of housing and communal services are becoming an important factor in changing efficiency. Management companies that implement innovations in their activities and provide housing and communal services to residents, become the determining values of the final efficiency in the field of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства»

08.00.05 УДК 332.8

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2019

Лариса Владимировна Акифьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино (Россия)

Михаил Геннадьевич Поляков, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: значимость жилищно-коммунального хозяйства определяется тем, что эта сфера экономики РФ оказывает существенное влияние на социальную обстановку в стране и является одним из мощнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов. Исследования состояния жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации выявили потребность поиска новых технологий для активизации данной сферы. Существующие способы модернизации жилищно-коммунальной сферы демонстрируют явную неэффективность: растет износ основных средств и аварий на сетях коммунальной инфраструктуры, что требует разработки инновационного подхода к управлению жилищно-коммунальной сферы.

Материалы и методы: используя методы исследования (аналогии и логического обоснования) автор обосновал необходимость расширения предоставляемых коммунальных услуг. Предлагаемые нововведения обязательно должны быть построены на принципах инновационного становления, одним из которых является внедрение крауд-технологии, как инструмента государственного управления сферой жилищно-коммунальных услуг. В международном опыте данный инструмент хорошо зарекомендовал себя в бизнесе, значительно улучшил инвестиционную активность и эффективность экономических процессов.

Результаты: по результатам исследования был предложен алгоритм использования метода краудсорсинга для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, который является универсальным инструментом для решения поставленных задач и становится возможным при низких затратах на проводимые мероприятия. На основании соблюдения данного алгоритма возможна реализация краудсорсингового проекта, который позволяет достичь поставленные цели.

Обсуждение: рассмотрены перспективы и эффективность использования краудсорсинга. Выявлены основные особенности и недостатки применения краудсорсинга в жилищно-коммунальной сфере.

Заключение: инновационное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства становятся необходимым моментов конфигурации производительности и эффективности. Именно определяющими конечное значение эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг являются управляющие компании, которые и реализуют инновации при предоставлении жителям качественной жилищно-коммунальной услуги. Ключевые слова: генерация идей, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, инновации, качество жилищно-коммунальных услуг, краудсорсинг, краудсорсинговая площадка, краудсорсинго-вый проект, крауд-технология, краудфандинг, оценка экспертов, управление инновационной деятельностью, финансирование.

Для цитирования: Акифьева Л. В., Поляков М. Г. Управление инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2019. № 9 (100). С. 99-108.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

© 2019

Larisa Vladimirovna Akifyeva, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Organization and management» Mikhail Gennadevich Polyakov, senior lecturer of the chair «Organization and management»

Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the importance of the study is determined by the need to introduce innovative technologies in the management of housing and communal services. The study of the state of housing and communal services in the Russian Federation indicates the need to search for new technologies to activate this sphere. Methods of modernization of housing and communal services demonstrate a clear inefficiency: the deterioration of fixed assets and accidents on the networks of municipal infrastructure is growing, which requires the development of an innovative approach to the management of housing and communal services.

Materials and methods: it is necessary to improve the specifics and expand the service of public services, which should be built on the principles of innovative development, allowing to simplify, accelerate and improve the quality of services in the field of housing and communal services. Instruments of public administration in the sphere of housing and communal services require the introduction of modern approaches, including on the basis of crowd technologies. This tool has proven itself in business, significantly improved investment activity and efficiency of economic processes.

Results: as a result, an algorithm for using the crowdsourcing method to improve the quality of housing and communal services was proposed, which is a universal tool for solving the tasks and becomes possible at low costs for the activities. On the basis of compliance with this algorithm, it is possible to implement a crowdsourcing project that allows you to achieve your goals.

Discussion: prospects and efficiency of using crowdsourcing are considered. The main features and disadvantages of the use of crowdsourcing in the housing and communal sphere are revealed.

Conclusion: innovations in the management of housing and communal services are becoming an important factor in changing efficiency. Management companies that implement innovations in their activities and provide housing and communal services to residents, become the determining values of the final efficiency in the field of housing and communal services.

Keywords: housing and communal services, housing and communal services, quality of housing and communal services, innovation, innovation management, crowd technology, crowdsourcing, crowdsourcing project, crowdsourcing platform, generation of ideas, expert evaluation, financing, crowdfunding.

For citation: Akifyeva L. V., Polyakov M. G. Management of innovative activity in the system housing and communal services // Bulletin NGIEI. 2019. № 9 (100). P. 99-108.

Жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению России, занимают наибольший удельный вес среди объема всех оказываемых услуг. Именно поэтому одной из основных задач является улучшение качества данного вида услуг [1, с. 254]. Так как жилищно-коммунальное хозяйство является социально-экономической сферой, то она постоянно испытывает проблемы с населением, а оно, в свою очередь, рассматривает эту сферу как систему, регулируемую и финансируемую государством.

Введение

Реформа в жилищно-коммунальной сфере проходит достаточно долгое время (более 20 лет), значительных изменений так и не произошло, о чем свидетельствует разорение и ликвидация управляющих компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, износ и аварийность инфраструктуры на объектах коммунального хозяйства и другие.

Местное самоуправление в лице государства, выполняя основные управленческие функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, само собой не может оказывать и не может представляться заказчиком жилищно-коммунальных услуг. Местное самоуправление может осуществлять соответствующее регулирование, устанавливать нормативные акты и требования к качеству услуг в жилищно-коммунальной сфере и таким образом является связующим звеном между потребителями и производителями данных видов услуг [2, с. 6].

В сфере управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства необходимо введение инновационных способов управления, в том числе и управления качеством. С целью улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг следует проводить введение новейшего оснащения, использовать материалы и технологии, связанные с повышением производительности управления жилищным фондом на основе инноваций, а кроме того привлекать инвесторов [3, с. 24].

Инновационная деятельность это важнейшая составляющая развития любой экономики, в том числе и экономики России [4, с. 110].

По состоянию на 2017 год в Российской Федерации меньше всего внимания уделялось исследова-

ниям и разработкам инноваций. При этом доля собственного капитала в данном секторе составляет всего 9,5 %. Сторонние организации инвестируют всего 8,3 % денежных средств в инновационную составляющую системы ЖКХ. Доля приобретения новых технологий составила 1,8 %. Самой объемной частью затрат на инновационную деятельность в сфере ЖКХ является приобретение техники, программных средств и оборудования - 57,6 % [5, с. 256].

В связи свышеизложенным является актуальным изучение инновационных способов управления жилищно-коммунальной сферой, направленных на достижение повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Материалы и методы

Для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг на базе инноваций, связанных с повышением эффективности управления, необходимо решить комплекс управленческих задач.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность управляющих компаний, необходимо введение непрерывных улучшений во всех сферах деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Именно поэтому каждый этап инновационного процесса управления жилищно-коммунальной сферой имеет свои особенности и соответственные сложности. Она, в свою очередь, подразумевает координацию действий креативного коллектива на всех этапах инновационного процесса: от формировании идеи до вывода на рынок.

Комплексное внедрение не только инновационных технологии, но и современный менеджмент в управляющие компании жилищно-коммунальной сферы позволит добиться уравновешивания социальных и экономических аспектов жилищно-коммунального хозяйства, что непременно приведет к обновлению жилищного фонда жилищно-коммунального хозяйства, и соответственно, к снятию напряженности в обществе [6, с. 20].

Управляющие компании, которые являются конкурентоспособными в жилищно-коммунальной сфере, решают вопрос по формированию креативной инновационной идеи с помощью инструментов открытых инноваций. Открытые инновации являются современным инструментов в формировании, развитии и активизации инновационной деятельности. К процессу формулирования идеи или решения сложной задачи привлекаются умственные способности лиц, находящихся за пределами управляющих организаций. Как раз одним из инструментов открытых инноваций является краудсорсинг. Краудсорсинг поможет быть эффективным и креативным инструментом поиска управленческих решений, способным

сформулировать инновационную идею с учетом современных потребностей потребителей [7, с. 118].

А сам термин краудсорсинг (с англ. crowdsourcing, crowd - «толпа», sourcing - «использование ресурсов») впервые приводится в журнале Wired под статьей «The Rise of Crowdsourcing» (июнь 2006 г.), автором которой является писатель и редактор журнала Джефф Хау [8, с. 175].

С помощью краудсорсинга возможно решить огромную массу задач различного уровня - отличных до организационных и даже государственных. Понятие «краудсорсинг» представляет собой инструмент, с помощью которого можно привлечь общественность, не обладающую специализированными знаниями в какой-либо области через инфо-коммуникационные сети к решению разнообразных задач и проблем [9, с. 285].

Краудсорсинг предполагает, что основным катализатором для людей является не материальное стимулирование, а моральное - возможность олицетворить свою творческую мысль в фактической деятельности. В обществе, как правило, всегда есть креативные люди, готовые за инициативу или за символическую плату формулировать идеи, решать проблемы и проводить научные исследования на добровольных началах [10].

Краут-технологии являются достаточно эффективными инструментами, которыми активно пользуются многие коммерческие организации, что позволяет рассмотреть возможность их применения в управлении жилищно-коммунальной сферы. Крауд-технологии являются технологиями взаимодействия с общественностью, позволяющими решать разнообразные задачи, связанные с повышением социальной активности граждан и вовлечением их в процессы самоуправления.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации как никогда имеет необходимость в существенных вложениях с целью усовершенствования уровня и качества предоставляемых услуг, обеспечения стабильной и эффективной деятельности коммунальных компаний, формирования городской инфраструктуры, а кроме того улучшения экологической ситуации и здоровья людей [11, с. 134].

На завершающем этапе краудсорсинга принятый к реализации проект поступает на краудфан-динг, где определяется способ финансирования [12, с. 23].

Процесс краудфандинга, как правило, реализуются через краудфандинговую платформу в сети Интернет и дает право каждому пользователю познакомится с действующими проектами, оказать

содействие понравившимся, активизирует стремление получить оригинальный контент за его финансирование, а кроме того придумать и осуществить собственную идею и сформировать на основе проекта, для того, чтобы в последующем приобрести от пользователей финансирование на его реализацию. Таким образом, он может выступать как специально созданная платформа, так и сайт под проект, в каковой организуются разнообразные краудфандинго-вые проекты [13, с. 112].

Первоначальным примером применения краудсорсинга в России считается проект «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ), представляющий собой веб-сайт, на котором каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг может оставить свои предложения, просьбы и креативные идеи по любому вопросу в любой сфере деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Целью ГИС ЖКХ является сбор лучших предложений потребителей, способствующих решению актуальных проблем жилищно-коммунальной сферы [14, с. 13].

Также в настоящий момент в Москве и Московской области действует интернет-портал «Доб-родел», который направлен на общее решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами государственной власти и потребителями. Минэкономразвития РФ осуществляет сбор мнений граждан, проводит опрос по представленной «Стратегии развития Российской Федерации на период до 2035 года».

Тем не менее на данный момент применение краудсорсинга как технологии в практике муниципального управления не достаточно популярно и развито [15, с. 47].

Органам управления жилищно-коммунального хозяйства приходится, прежде всего, думать не о внедрении информационных технологий в данную сферу, а о повышении эффективности их деятельности, рентабельности, проблеме качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и т. д. Практически во всех муниципальных образованиях проблемы жилищно-коммунальной сферы не решаются из-за присутствия в этой сфере низких доходов и коррупции [16, с. 226].

Зачастую не надлежащее предоставление населению жилищно-коммунальных услуг объясняется недостаточным пониманием действий, предпринимаемых муниципалитетами (управляющими компаниями в процессе поддержания и управления жилищным фондом). Для решения этой проблемы предлагается ряд действий, которые помогут сделать деятельность муниципалитетов максимально

прозрачной и открытой: в частности, наличие соответствующей информации на жилищно-коммунальных объектах повысит лояльность и доверие со стороны домовладельцев благодаря координации работы, планов и мероприятий по строительству жилого фонда.

Под краудсорсингом с точки зрения государственного управления стоит представлять метод, с помощью которого можно осуществлять распределение труда относительно большого количества людей (активных граждан, волонтеров), участвующих в реализации проекта или заинтересованных в этом проекте. Целью такого распределения является повышение эффективности принимаемых решений, выполнение сложных и особо сложных задач, реализация проектов совместными усилиями [17, с. 239].

Из этого следует, что краудсорсинг является разновидностью такой активности, которая основана на открытом участии граждан по уровню интересов и по уровню знаний, некоммерческих или коммерческих организаций, реализация которой приносит взаимовыгодный результат исполнителям и инициаторам от решения поставленной проблемы.

Результаты

Решить хотя бы малую часть проблем, связанных с качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг возможно с помощью метода краудсорсинга. На рисунке 1 представлен алгоритм использования метода краудсорсинга для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

На первом этапе -заявка потребителя о проблеме - неудовлетворительное качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, сводится к тому, что когда у потребителя возникает данная проблема, он описывает ее на краудсорсинговой площадке (например, на официальном сайте предприятий ЖКХ). В свою очередь руководитель выявляет социально значимые проблемы, решение которых возможно только с участием других потребителей.

Для реализации краудсорсингового проекта обязательно необходимо присутствие управляющего, который должен поставить цели и задачи проекта; определить сроки реализации, ответственных; осуществлять контроль над этапами разработки и реализации проекта.

Далее происходит выбор исполнителей, включающих постановку требований, предъявляемых к исполнителям проекта, отбор исполнителей по предъявляемым критериям и непосредственное создание группы исполнителей.

На следующей стадии исполнители проекта генерируют идеи с помощью следующих методов:

мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты и другие.

На этапе «оценка экспертов» уполномоченными лицами анализируются поступившие идеи и предложения от исполнителей, рассчитывают затраты времени и ресурсов, предполагаемый социальный и экономический эффект от реализации проекта, выбор способа финансирования проекта.

Принятие окончательного решения по выбору способа решения заявленной проблемы происходит голосованием граждан на краудсорсинговой платформе или принятием окончательного решения экспертов. Завершается данный этап утверждением окончательного решения, управляющим краудсор-сингового проекта, после чего начинается исполнение принятого решения, которое контролирует управляющий краудсорсингового проекта и эксперты.

Обсуждение

Введение инноваций в процедуру создания жилищно-коммунальных услуг необходимо осуществлять только лишь в случае, если это может дать значительный экономический результат, но оно обязано быть выгодным всем членам данного процесса.

Немаловажно использовать характеристики, разрешающие дать оценку происходящим изменениям и четко демонстрировать плюсы от введения инноваций.

Экономическую эффективность управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства на базе инноваций возможно выразить соответствующими показателями: соотношение снижения издержек компаний жилищно-коммунального хозяйства от введения инноваций в процедуру производства жилищно-коммунальных услуг к затратам на их покупку; динамика уровня доходов компании жилищно-коммунального хозяйства от реализуемых потребителям услуг.

Социальная эффективность управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства на базе инноваций состоит в повышении степени платежеспособности потребителей и увеличения степени комфорта и качества жизни потребителей [18, с. 71].

В целом краудсорсинг является инструментом, а не универсальным средством решения всех задач и наряду с другими технологиями инновационного менеджмента обладает как достоинствами, так и недостатками [19, с. 97].

Каншаова Н. Р. к преимуществам технологии краудсорсинга относит:

- масштабность аудитории - широкий охват позволяет получить максимальное количество информации по той или иной проблеме;

- простота внедрения - запуск краудсорсин-гового проекта может начаться с помощью сайта или социальных сетей;

- уникальность идей - благодаря широкой аудитории возможна выработка нестандартных эффективных решений;

- экономия времени - проект в рамках крауд-сорсинга всегда проходит в ограниченных временных рамках;

- экономия финансирования - краудсорсинг позволяет принимать верные решения с минимум затрат [18, с. 184].

Чуланова О. Л. отмечает в своей работе следующие недостатки краудсорсинга: невозможность полностью контролировать ход работы, низкое качество формулируемых управленческих решений, избыточность и повторение данных, высокие условия к обратной связи и организации систем взаимодействия, потребность высокого уровня мотивации [20, с. 63].

К преимуществам краудсорсинга в жилищно-коммунальной сфере можно отнести:

- привлечение в деятельность не только заинтересованных в работе экспертов;

- осуществление деятельности и коммуникаций с сотрудниками дает человеку мотивацию, что, в свою очередь, делает этого сотрудника наиболее значимым для коллектива;

- содержит значительную область охвата, позволяя без особенной траты ресурсов заинтересовать к решению большие группы людей;

- в некоторых случаях без него становится нереальным решение определенной проблемы, так как эксперты данной компании могут не обладать надлежащей квалификацией для выполнения задачи, в то время как привлечение заведомо понимающего в проблеме человека значительно облегчает задачу для всего коллектива;

- с увеличением числа вовлеченных экспертов будут появляться новые варианты решения вопросов, что дает возможность коллективу подстроиться к ситуации лучше и подобрать наилучший способ решения проблемы.

я о

ч о л

H

я

2. Управляющий краудсорсингово гопроекта в ЖКХ / Manager of crowdsourcing project in housing and communal services

- постановка целей и задач / setting goals and objectives; - срок реализации / term of realization; - ответственность / responsibility; - контроль / control

3. Выбор исполнителей / The choice of artists

4. Генерация идей по решению заявленных проблем / Generation of ideas to solve the stated problems

5. Оценка экспертов / Estimation of experts

6. Принятие окончательного решения по выбору способа решения заявленной проблемы / Making a final decision on the choice of the method of solving the stated problem

+

7. Исполнение решения / Decision execution

Да / yes -Нет/no

8. Результат качества предос The result is the quality of providi -повышение тавления ЖКУ / improvement of ng utility services

- постановка требований, предъявляемых к исполнителям проекта /statement of requirements to the executors of the project ; - отбор исполнителей предъявляемым критериям / selection of performers according to the criteria; - создание группы исполнителей / the creation of a group of performers

- оценка затрат времени и ресурсов на реализацию проекта, экономической и социальной эффективности проекта / evaluation of time and resources spent on the project implementation, economic and social efficiency of the project

- голосование граждан на краудсорсинговой платформе или принятие окончательного решения экспертов / the vote of the citizens on the crowdsourcing platform or the final decision of experts; - утверждение окончательного решения управляющим краудсорсингового проекта / approval of the final decision by the crowdsourcing project Manager - выбор способа финансирования проекта / select the method of financing the project

"8 « s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Использование метода краудсорсинга для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг Fig. 1. Using the crowdsourcing method to improve the quality of housing and communal services

Также, краудсорсинг в жилищно-коммунальной сфере обладает рядом существенных минусов:

- не достаточно освоена культура краудсор-синга в жилищно-коммунальной сфере;

- специфичность жилищно-коммунальной сферы отталкивает участников от применения данных технологий;

- трудность в управлении большим коллективом, подходит только для решения небольших задач;

- с ростом сотрудников усложняется регуляция деятельности каждого из них, что может замедлить, а иногда и вовсе остановить прогресс в решении задачи;

- трудность в адекватном выборе вознаграждения для сотрудника;

- возможность утечки информации.

Заключение Краудсорсинг, бесспорно, имеет шанс стать новым инструментом развития инновационного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и принятии эффективных управленческих решений, стать эффективным инструментом в отборе, реализации инновационных проектов жилищно-коммунального хозяйства.

Краудсорсинг является результативным инструментом управления в жилищно-коммунальном

Таким образом, с помощью крауд-технологий, которые выступают мощным источником финансирования, применяемым для реализации инновационных проектов, можно выстроить эффективное управление инновационной деятельностью жилищ-

хозяйстве, которое предусмотрено для применения органами инновационной деятельности и поиска источников ее финансирования.

но-коммунальной сферы. Краудсорсинг - это инструмент перехода на современный уровень формирования и становления жилищно-коммунального комплекса, который будет первоначальным этапом того, чтобы уйти от традиционных методов управления и при этом предоставлять качественные жилищно-коммунальные услуги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сутягина Н. И. Модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 254-261.

2. Проваленова Н. В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 5-17.

3. Колесникова К. С., Калинина Н. М. Инновации в сфере ЖКХ как способ повышения качества услуг // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы. Материалы 4 межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 24-25.

4. Волков И. В., Савруков Н. Т. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности в экономике России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 206-210.

5. Кокорев К. В., Парахина Л. В. Концепция государственного управления инновационной деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 5. С. 253-263.

6. Дмитриева О. Г., Фатеева И. В. Теоретические аспекты внедрения инноваций в управление жилищными услугами // Инновации, технологии и бизнес. 2018. № 1 (4). С. 20-23.

7. Карибджанов Ч. Е. Краудсорсинг- инновационный инструмент управления // Вестник университета Туран. 2018. № 3 (79). С. 175-178.

8. Никольская Е. Е., Карякин А. М. Основные различия процесса работы виртуальных команд и краудсорсинга // Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Н. Н. Бенардоса «Состояние и перспективы развития электро- и технологии». 2017. С. 284-289.

9. Шапигузов С. М., Синягин А. К. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // Инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/article/193827.php.

10. Сутягина Н. И. Особенности регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭУ. 2012. № 1 (8). С.130-141.

11. Габайдуллина Р. А. Современные крауд-технологии в управлении // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Казань. 2016. С. 23-24.

12. Жидков А. С. Перспективы реализации инвестиционных проектов в сфере услуг на основе государственно-частного партнерства с использованием инструментов краудфандинга // Сборник статей победителей конкурса грантов научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых «Шаг в науку». 2018. С.103-124.

13. Ефимова Т. Б., КолотилинаМ. А., Левина Ю. В., Кузнецова Е. Ю. ЖКХ как одно из направлений краудсорсинга в муниципальном управлении // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. 2018. № 6 (16). С. 11-19.

14. Пахомова О. А. Краудсорсинг как способ решения социальных проблем малых городов // Дискуссия. 2016. № 3 (66). С. 46-49.

15. Акифьева Л. В., Поляков М. Г. Проблемы и перспективы информационного менеджмента в системе жилищно-коммунального хозяйства // Kant. 2018. № 2 (27). С. 222-227.

16. Кокорев К. В. Государственное управление инновационной деятельностью ЖКХ с применением крауд-технологий // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 6. С. 237-247.

17. Иванов П. А. О необходимости внедрения инноваций в ЖКХ // Альманах мировой науки. 2016. № 11-3 (14). С. 70-71.

18. Каншаова Н. Р. Краудсорсинг как инструмент эффективного взаимодействия органов государственной власти и гражданского сообщества // Современная наука и инновации. 2018. № 3 (23). С. 182-186.

19. Даничкин А. С. Краудсорсинг: преимущества и недостатки // Конкурентоспособность территорий. Материалы Всеросийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8 -ми частях. 2018. С.96-99.

20. Чуланова О. Л. Риски и барьеры при использовании современных крауд -технологий // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1 (18) С. 49-63.

Дата поступления статьи в редакцию 19.06.2019, принята к публикации 22.07.2019.

Информация об авторах: Акифьева Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, г. Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 8202-2896

Поляков Михаил Геннадьевич, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, г. Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 4166-0556

Заявленный вклад авторов:

Акифьева Лариса Владимировна: общее руководство проектом, подготовка первоначального варианта текста.

Поляков Михаил Геннадьевич: сбор и обработка материалов, анализ и дополнение текста статьи. Все авторы прочитали и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Sutyagina N. I. Sutyagina N. I. Modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zhilishchno-kommunal'noj sfere [Models of public-private partnership in housing and communal services], Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky], 2012, No. 1-2, pp. 254-261.

2. Provalenova N. V. Kontseptualnye aspekty razvitiya sfery zhilishchno-kommunalnyh uslug [Conceptual aspects of the development of housing and communal services], VestnikNGIEI [Bulletin of NGIEI].2018. No. 9 (88). pp. 5-17.

3. Kolesnikova K. S., Kalinina N. M. Kolesnikova K. S., Kalinina N. M. Innovatsii v sfere ZHKH kak sposob povysheniya kachestva uslug [Innovations in the sphere of housing and communal services as a way to improve the quality of services], Ekonomika sfery servisa: problem i perspektivy. Materialy 4 mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Economics of service: problems and prospects. Materials 4 interuniversity scientific and practical conference], 2018, pp. 24-25.

4. Volkov I. V., Sabrekov N. Sozdanie uslovij dlya aktivizacii investicionnoj deyatel'nosti v ekonomike Rossii [So the Creation of conditions for activization of investment activity in the Russian economy], Azimut nauchnyh issle-dovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: Economics and management], 2019, Vol. 8, No. 1 (26), pp. 206-210.

5. Kokorev K. V., Parakhina L. V. Konceptsiya gosudarstvennogo upravleniya innovacionnoj deyatel'nost'yu v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva [The Concept of state management of innovative activity in the sphere of housing and communal services], Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Middle-Russian Bulletin of social Sciences], 2018. Vol. 13, No. 5, pp. 253-263.

6. Dmitrieva O. G., Fateeva I. V. Teoreticheskie aspekty vnedreniya innovacij v upravlenie zhilishchnymi uslugami [Theoretical aspects of innovation in the management of housing services], Innovatsii, tekhnologii i biznes [Innovations, technologies and business], 2018, No. 1 (4), pp. 20-23.

7. Karibdzhanov C. E. Kraudsorsing - innovacionnyj instrument upravleniya [Crowdsourcing - innovative management tool], Vestnik universiteta Turan [Bulletin of the Turan university], 2018, No. 3 (79), pp. 175-178.

8. Nikolsky E. E., Karyakin A. M. Osnovnye razlichiya processa raboty virtual'nyh komand i kraudsorsinga [The Main differences of the work process of virtual teams and a crowd-sourcing], Materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-tekhnicheskoj konferencii, posvyashchennoj 175-letiyu so dnya rozhdeniya N. N. Benardosa «Sostoyanie i perspek-tivy razvitiya elektro- i tekhnologii» [Materials of International scientific-technical conference dedicated to the 175th anniversary from the birthday N. N. Benardos«Status and prospects of development of electricity and technology»], 2017,pp.284-289.

9. Shapiguzov S. M., Sinyagin A. K. Kraudsorsing v gossektore: innovaciya s raschetom na grazhdanskoe ob-shchestvo [Crowdsourcing in the public sector: innovation with the expectation of civil society], Innovatsii [Innovations], 2012. No. 7 [Electronic resource]. Access mode: http://bujet.ru/article/193827.php ahhh!

10. Sutyagina N. I. Osobennosti regulirovaniya rynka zhilishchno-kommunal nyh uslug [Features of regulation of the market of housing and communal services], VestnikNGIEI [Bulletin of NGIEI], 2012, No. 1 (8), pp. 130-141.

11. Gabaydullina R. A. Sovremennye kraud-tekhnologii v upravlenii [Modern crowd technologies in management], Mezhdunarodnyj molodezhnyj simpozium po upravleniyu, ekonomike ifinansam [International youth Symposium on management, Economics and Finance], Kazan, 2016, pp. 23-24.

12. Zhidkov A. S. Perspektivy realizacii investicionnyh proektov v sfere uslug na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva s ispol'zovaniem instrumentov kraudfandinga [Prospects of implementation of investment projects in the service sector on the basis of public-private partnership using crowdfunding tools], Sbornik statej pobedite-lej konkursa grantovnauchno-issledovatel'skih rabot studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Shag v nauku» [Collection of articles of the winners of the competition of grants of research works of students, postgraduates and young scien tis ts «Step in to science»], 2018, pp. 103-124.

13. Efimova T. B., Kolotilin M. A., Levin Yu., Kuznetsov E. Y. ZHKKH kak odno iz napravlenij kraud-sorsinga v municipal'nom upravlenii [Housing as one of the aspects of crowdsourcing for municipal management], Nauchnyj forum: Tekhnicheskie i fiziko-matematicheskie nauki: sb. st. pomaterialam XVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific forum: Technical and physico-mathematical science: collection of articles on materials of the XVI Intern. science.-prakt. conf], 2018, No. 6 (16), pp. 11-19.

14. Pakhomova O. A. Kraudsorsing kak sposob resheniyas ocial'nyh problem malyh gorodov [Crowdsourcing as a way of solving social problems of small towns], Discussia [Discussion], 2016, No. 3 (66), pp. 46-49.

15. Akifyeva L. V., Polyakov M. G. Problemy i perspektivy informacionnogo menedzhmenta v sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva [Problems and prospects of information management in the system of housing and communal services], Kant [Kant], 2018, No. 2 (27), pp. 222-227.

16. Kokorev K. V. Gosudarstvennoe upravlenie innovacionnoj deyatel'nost'yu ZHKKH s primeneniem kraud-tekhnologij [State management of innovative activity of housing and communal services with the use of crowd technologies], Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2018, No. 6, pp. 237-247.

17. Ivanov P. A. O neobhodimosti vnedreniya innovacij v ZHKKH [The need for innovation in housing], Al'manah mirovoj nauki [Almanac ofworld science], 2016, No. 11-3 (14), pp. 70-71.

18. Kanshaova N. R. Kraudsorsing kak instrument effektivnogo vzaimodejstviya organov gosudar-stvennoj vlasti i grazhdanskogo soobshchestva [Crowdsourcing as a tool for efficient interaction of state authorities and civil society], Sovremennaya nauka i innovacii [Modern science and innovation], 2018, No. 3 (23), pp. 182-186.

19. Danichkin A. S. Kraudsorsing: preimushchestva i nedostatki [Crowdsourcing: advantages and disadvantages], Konkurentosposobnost' territorij. Materialy Vserosijskogo ekonomicheskogo foruma molodyh uchenyh i studentov [Competitiveness of territories Materials of the all-Russian economic forum of young scientists and students], In 8 parts. 2018, pp. 96-99.

20. Chulanova O. L. Riski i bar'ery pri ispol'zovanii sovremennyh kraud-tekhnologij [Risks and barriers to use of modern crowd-technologies], Materialy Afanas'evskih chtenij [Proceedings of Afanasievsky readings], 2017, No. 1 (18), pp. 49-63.

Submitted 19.06.2019; revised 22.07.2019.

About the authors:

Larisa V. Akifyeva, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Organization and management» Address: Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Street, 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 8202-2896

Mikhail G. Polyakov, senior lecturer of the chair «Organization and management»

Address: Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Street, 22a

E-mail: [email protected]

Spin-Kog: 4166-0556

Contribution of the authors: Larisa V. Akifyeva: general management of the project, preparation of the initial version of the text. Mikhail G. Polyakov: collection and processing of materials, analysis and addition of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.