Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью преподавателя педагогического колледжа'

Управление инновационной деятельностью преподавателя педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вечедов Давудбек Магомедович, Вечедова Айшат Давудбековна

Выявлены условия, обеспечивающие стимулирование внедрения новшеств в колледжах, среди которых важное место отводится соответствующей деятельности педагогического совета. Определены функции педсовета в развитии инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вечедов Давудбек Магомедович, Вечедова Айшат Давудбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью преподавателя педагогического колледжа»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

©2011 ВечедовД.М., Вечедова А.Д.*

Избербашский педагогический колледж * Дагестанский государственный педагогический университет

Выявлены условия, обеспечивающие стимулирование внедрения новшеств в колледжах, среди которых важное место отводится соответствующей деятельности педагогического совета. Определены функции педсовета в развитии инновационной деятельности.

The authors of the article reveal the conditions that ensure the stimulation of the introduction of the innovations in colleges. The important place among them takes the relevant activities of the pedagogical council. They define the functions of the pedagogical council in the development of the innovative activities.

Ключевые слова: инновации, профессиональное образование,

педагогический совет, функции педагогического совета.

Keywords: innovations, professional education, pedagogical council, the functions of the pedagogical council.

Трудно представить сегодня деятельность профессионального учебного заведения без различного рода инноваций, поскольку смена образовательных парадигм,

модернизация содержания

образования, модификация форм и методов обучения, оптимизация образовательного процесса и т.д. ставит перед техникумами и колледжами глобальную задачу совершенствования форм и методов обучения с целью формирования у студентов способности к

самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, а также адаптации к непрерывно меняющимся

требованиям социальной среды.

Вместе с тем многие руководители отмечают постепенное снижение мотивации преподавателей и других сотрудников учебных заведений к инновационной деятельности, что объясняется в первую очередь

причинами экономического характера. Несмотря на неоднократное повышение заработной платы, работники средних

профессиональных образовательных учреждений по-преж-нему имеют очень невысокий уровень доходов, а руководители ссузов ждут изменений в этой области в связи с введением новой системы оплаты труда, которая должна учитывать содержание и результаты педагогической

деятельности, включая и

инновационную.

Поиск учреждением путей повышения теоретической, научно-методичес-кой и исследовательской результативности педагогической деятельности инновационных форм управления образовательным

процессом привел к определенным результатам, в связи с чем хочется поделиться мыслями и опытом в области использования возможностей педагогического колледжа в

инициировании инновационнои

деятельности преподавателей.

При этом важной проблемой остается создание оптимальных социально-психологических условий для стимулирования потребности сотрудников учебного заведения в инновациях, чему будет

способствовать:

- во-первых, формирование в колледже единого, максимально насыщенного информационного поля, включающего сведения о научно-теорети-ческих подходах, видах и опыте инновационной педагогической деятельности в стране и за рубежом;

- во-вторых, обеспечение

позитивного восприятия

большинством педагогов (а лучше педагогическим коллективом)

новшеств в образовании в целом и в профессиональном в частности;

- в-третьих, развитие

доброжелательного и внимательного отношения, оказание своевременной методической, морально-

психологической помощи и поддержки преподавателям, осуществляющим инновационную деятельность, со стороны администрации и коллег;

- в-четвертых, включение в

коллективную мыследеятельность, сопровождающуюся эффектом

«инсайта», получение удовольствия от решения общими усилиями сложной педагогической проблемы;

- в-пятых, обеспечение

максимальной гласности,

всестороннего освещения,

мониторинга и коррекции

индивидуальной и коллективной инновационной деятельности.

С этих позиций задачей руководства педагогического

колледжа выступает стимулирование инновационной деятельности

преподавателей через обеспечение комплекса условий, способствующих активизации инновационной

деятельности, осуществлению

функций, связанных с внедрением новшеств в образовательный процесс, среди которых:

- законодательная, направленная

на принятие коллективных решений, обязательных для исполнения, в области выбора направлений и приоритетов инновационной

деятельности с соблюдением требований ГОС СПО;

- совещательная, направленная на

обсуждение объективной

информации о состоянии и результатах инновационной

деятельности отдельных педагогов, структурных подразделений и в целом учебного заведения, формулирование предложений и рекомендаций по ее

совершенствованию;

- диагностическая, направленная

на обобщение результатов инновационной деятельности

колледжа, научно-иссле-

довательской и опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов о влиянии инноваций на качество профессионального

образования, выявление основных проблем реализации инноваций, причин и факторов их возникновения;

- прогностическая, направленная

на формулирование приоритетных задач, выделение перспектив

инновационной деятельности, путей преодоления проблем повышения качества подготовки специалистов, разработку целевых инновационных программ, планирование

инновационной деятельности, выбор и обоснование основных направлений внедрения инноваций и т.п.;

- контрольная, направленная на

анализ влияния инновационной

деятельности педагогических и руководящих работников, на реализацию целевых инновационных программ, отслеживание влияния опытно-экспериментальной работы на качество подготовки специалистов,

соблюдение научно-педагогических требований к осуществлению инновационной деятельности и др.;

- корректирующая, направленная на внесение изменений и поправок в инновационные программы развития

учебного заведения, планы научно-иссле-довательской и опытно-эксперимен-тальной работы;

- информационная, направленная

на получение информации о состоянии и перспективах совершенствования инновационной деятельности

преподавателей и структурных подразделений учебного заведения, эффективности новшеств в решении задач обучения, воспитания, достижениях психолого-педагогической науки и передовой практики профессионального образования;

- обобщающая, направленная на анализ состояния инновационной и научно-исследовательской деятельности в колледже, обобщение передового педагогического опыта;

- развивающая, ориентированная

на совершенствование

профессионализма педагогов через инновационную деятельность,

овладение современными

педагогическими технологиями,

формами и методами

взаимодействия, использование и адаптацию опыта педагогов-

новаторов;

- стимулирующая,

предполагающая побуждение

преподавателей к поискам в сфере инноваций, обоснование причин методической и научно-

исследователь-ской деятельности педагогического коллектива, всех звеньев научно-методи-ческой

службы колледжа и каждого преподавателя;

- индивидуально-формирующая,

направленная на оказание помощи в реализации и развитии

педагогического, научного, творческого потенциала руководителей

подразделений колледжа,

преподавателей, мастеров

производственного обучения,

лаборантов, студентов;

- мировоззренческая,

направленная на определение целей инновационной деятельности

учебного заведения, его социальнопедагогической миссии, выработку и

согласование подходов и взглядов на проблемы инноваций в образовании, формулирование единых требований к осуществлению инновационной педагогической деятельности;

- мотивационная, предполагающая

мотивацию педагогического

коллектива к нововведениям,

изменениям в образовательном

процессе, пробуждение желания учить и учиться по-новому,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определение путей и способов мотивации социальных партнеров, родителей к активному участию в

инновационном образовательном процессе;

- коллективо-образующая,

направленная на формирование и развитие коллектива педагогов (педагогического ансамбля),

сохранение и развитие

педагогических традиций,

объединение усилий всех педагогов по реализации инноваций,

повышению качества подготовки специалистов, определение путей, форм и средств формирования и развития единого (педагогического и студенческого) коллектива учебного заведения и его воздействия на развитие инновационной

деятельности и повышение качества подготовки специалистов;

- организационная, направленная

на оказание воздействия на педагогический коллектив, разработку мер повышения ответственности субъектов образования за результаты инновационной деятельности,

формирование социально-цен-

ностного отношения к педагогической деятельности;

- коммуникативная,

ориентированная на определение направлений, путей, форм и средств инновационной деятельности,

обоснование связей педагогического и студенческого коллективов с социальными партнерами,

родителями, базовыми

предприятиями, научными

учреждениями, общественностью, другими учебными заведениями;

- интегрирующая, направленная на

объединение профессионально-педаго-гических, социальных усилий субъектов инновационной

деятельности колледжа,

согласование, установление и осуществление целесообразных связей, последовательности

совместных действий по организации инновационной деятельности, по повышению качества

профессиональной подготовки

специалистов, а также реализацию непрерывной образовательной

модели;

- защитная, ориентированная на

защиту социальных прав субъектов инновационной деятельности,

Примечания

соблюдение нормативно-правовых основ профессионального

образования при внедрении инноваций.

Ориентируясь на приведенные функции, целесообразно определить механизм, который должен быть рассчитан не на один, а на три года, поскольку результаты и уровень влияния инноваций реально можно ощутить в течение нескольких лет, то есть по завершении процесса подготовки в педагогическом колледже специалиста, что должно стать системообразующим звеном инновационной деятельности

образовательного учреждения.

1. Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. М., 1996. 2. Немова Н. В. Школа достижений: начало пути к успеху. М. : Сентябрь, 2002. 3. Пастухова И. П. Педагогический совет в ссузе: традиции и новшества: Методическое пособие. М., 2006. 4. Пастухова И. П. Педагогический совет как средство развития творческого потенциала и педагогического мастерства преподавателей // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2005. № 7. 5. Педсоветы: идеи, методики, формы / под ред. В. М. Лизинского. М., 2001. 6. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. 7. Пономарева Е. А. Проблемный педсовет: от идеи до реализации. М. : АПК и ППРО, 2005. 8. Селевко Г. К. Технологии педагогических советов // Школьные технологии. 1998. № 3.

Статья поступила в редакцию 19.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.