Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью'

Управление инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наринбоева Гулнора Каримовна, Расулова Мухлиса Бахтияровна

В работе рассмотрены подходы и инструменты управления инновационной деятельностью предприятия, а также значение инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью»

• выявлена последовательность процедур определения экономической ценности для потребителя; уточнен метод ее расчета;

• установлены и описаны взаимосвязи между ценой, как экономическим показателем, определяющим ценность для продавца, и ценностью как неэкономическим показателем, определяющим ценность товара для потребителя.

Резюмируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в современных условиях становления рыночных отношений в России, хозяйствующему субъекту необходимо изучать особенности мотивации поведения различных групп потребителей, чтобы учитывать при разработке маркетинговых стратегий выведения или продвижения различной продукции и, в том числе, БАД на российский рынок.

Список литературы

1.Астратова Г.В. Продовольственный маркетинг в системе агропромышленного комплекса. Дисс. ... д.э.н. Екатеринбург, 1998. - 303 с.

2.Михайлюк О.Н., Накарякова В.И. Пути повышения уровня экономической и социальной безопасности населения //АПК: регионы России 2012, №8. - С.43-50.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Наринбоева Гулнора Каримовна, старший преподаватель Расулова Мухлиса Бахтияровна, студентка Ташкентский государственный аграрный университет

В работе рассмотрены подходы и инструменты управления инновационной деятельностью предприятия, а также значение инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии предприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, управление, инновационный процесс, инновационный менеджмент.

Одной из главных сфер развития общества является научно-техническая деятельность и практическое освоение ее результатов в интересах экономического роста страны в условиях становления рыночных отношений. Во всем мире наука все более становится структурообразующим фактором в деле быстрого прогресса новых отраслей промышленности и хозяйства, приводит к качественным изменениям в жизнедеятельности населения. Поиск ускорения научно-технического прогресса и быстрое внедрение его результатов в хозяйственную деятельность в развитых странах мира привел к пониманию необходимости радикального совершенствования в первую очередь управления этим процессом.

В настоящее время в развитых странах увеличение валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в

инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет социологам делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии его развития. Поэтому говорят о формирующейся новой цивилизации как о цивилизации инноваций.

Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и в первой половине 20 века - десятилетиями, во второй половине 20 века - годами, а в последнее время - месяцами.

Для управления инновационной деятельностью прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах; незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

• в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия;

• по типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия;

• по месту в системе можно выделить инновации на входе предприятия; инновации на выходе предприятия; инновации системной структуры предприятия;

• в зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные; улучшающие; модификационные.

Инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Инновацию как новая научно-организационная комбинация производственный факторов, мотивировающий предпринимательский дух.

К организационно-экономическим и управленческим нововведениям, направленным на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов для развития приоритетных направлений в создании наукоёмкой продукции, обновлении средств производства и совершенствовании сферы услуг.

Одновременно должны вводиться организационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых структур организации производства, экономике и управлении.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов услуг является нововведением. К этой же группе использования новшеств относятся многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера.

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Различают три логические формы инновационного процесса:

• простой внутриорганизационный предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации; новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы;

• при простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;

• расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует через конкуренцию совершенствованию потребительских свойств товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель нововведения;

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

• создание новшества и его распространение;

• диффузия нововведения.

Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются

предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно - полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

Важнейшим фактором распространения любой инновации является ее взаимодействие с социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются.

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

• новаторы;

• ранние реципиенты;

• раннее большинство

• отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество.

Большинство предприятий, первыми внедрившими новшество в производство, обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие предприятия сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

Инновационный менеджмент (управление инновационной деятельностью) - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны:

• постановка цели и выбор стратегии

•четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение руководство.

Инновация - это такой компонент инновационного процесса, который представляет собой результат реализации нового знания в виде новой или усовершенствованной продукции, принимаемой рынком, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама инновация является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, например, когда речь идет о конечном результате разработки, реализуемой в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию значит купить не сам самовар, т. е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами.

Из определения инновационной деятельности следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, "ноу-хау"). Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.

Для закрепления приоритета (авторства) новшества оформляются в виде:

• открытий, патентов на изобретения;

• ноу-хау;

• товарных знаков - документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию производственный или управленческий процесс;

• стандартов, методик, инструкций;

• результатов маркетинговых исследований.

Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к социальным услугам.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на

реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров или товаров с новыми качествами.

Инновационные усилия дают результаты, если как следует направлены. Однако, не существует инновационной стратегии, подходящей для всех компаний во всех ситуациях. Поиск эффективного направления должен включать анализ требований заказчика, появляющихся технологий, конкурентоспособности, внутреннего потенциала и основных организационных идей. Эффективная организация имеет формальный и неформальный механизмы для того, чтобы как следует связать эти элементы и перевести анализ в продуктивные инновационные программы. Методика управляемой рынком инновационной деятельности основывается на понимании рынка (каждого из трех его компонентов: потребители, конкуренты, технологии) и следовании его потребностям. В тех случаях, когда нововведение носит глубокий, прорывной характер, приводя к созданию товара, ранее отсутствовавшему на рынке, необходимо предварительное формирование потребностей рынка в этом новом товаре.

Проводя инновационную деятельность, предприятия должны понимать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное исполнение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара.

В идеале предприятие предпочло бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция минимальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях благоприятных для проведения инноваций.

Одновременно с активизацией инновационной деятельности происходит осознание необходимости изменения традиционного представления об организациях. В инновационной деятельности - разбиение работы на все более и более маленькие части таким образом, чтобы каждый работник выполнял только свою, определенную часть работы - вступает в противоречие с необходимостью мобильно реагировать на изменяющиеся требования рынка, активно проводить инновации.

Сегодняшний мир экономики - корпоративный мир - становится слишком сложным для автократического (жестко административного) управления и слишком быстро изменяющимся для бюрократического управления.

Таким образом, для успешного управления инновационной деятельностью прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не

оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов, от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном хозяйстве, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов хозяйства.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Некрасова Лилия Васильевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры профессионального образования ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» Подгорная Анна Владимировна, преподаватель кафедры государственного управления, гражданского и уголовного права

КИСО (филиал)РГСУ

В статье рассматриваются нормативные основы стратегического управления региональным развитием. Приводятся количественные данные за 2014 - 2015 годы, характеризующие достижение целевых ориентиров, определенных документами стратегического планирования и прогнозирования Курской области.

Режим функционирования региональной экономики, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным многофакторным воспроизводством всех видов потенциала (ресурсного, социального и хозяйственного) принято называть региональным развитием [5, с. 31].

В течение двух последних лет большое внимание на всех уровнях государственного управления уделяется вопросам реализации принципов стратегического управления социально-экономическим развитием регионов. Достаточно назвать основополагающие документы федерального уровня, регламентирующие процесс планирования и прогнозирования развития, такие как:

- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период»;

- Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.