Научная статья на тему 'Управление инновационно-технологическим развитием регионов России: стратегия разумной специализации'

Управление инновационно-технологическим развитием регионов России: стратегия разумной специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗУМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / INTELLIGENT SPECIALIZATION / INNOVATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтина Светлана Сергеевна

Определено, что научно-техническая и инновационная политика России не может быть одинаковой по отношению к регионам, различным по своему инновационному профилю, потенциалу и специализации. Предложена концептуальная модель применения принципов концепции разумной специализации при управлении инновационнотехнологическим развитием регионов России. Установлено, что цель разумной специализации заключается, во-первых, в стимулировании инновационной деятельности в регионе, во-вторых, в активизации структурных изменений в экономике региона в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бахтина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA : STRATEGY FOR GOOD SPECIALISATION

It was determined that the scientific and technical and innovative policy of Russia can not be the same in relation to the regions, different in its innovative profile, potential and specialization A conceptual model of the application of the principles of reasonable specialization concept in the management of innovation and technological development of the Russian regions. It is established that the purpose of reasonable specialization is, firstly, to stimulate innovation in the region, and secondly, in the revitalization of structural changes in the economy of the region in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Управление инновационно-технологическим развитием регионов России: стратегия разумной специализации»

УДК 332.133.6:005.591.6

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ РОССИИ: СТРАТЕГИЯ РАЗУМНОЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

С.С. Бахтина

Определено, что научно-техническая и инновационная политика России не может быть одинаковой по отношению к регионам, различным по своему инновационному профилю, потенциалу и специализации. Предложена концептуальная модель применения принципов концепции разумной специализации при управлении инновационно-технологическим развитием регионов России. Установлено, что цель разумной специализации заключается, во-первых, в стимулировании инновационной деятельности в регионе, во-вторых, в активизации структурных изменений в экономике региона в современных условиях.

Ключевые слова: стратегия разумной специализации, инновационно-технологическое развитие региона.

Цель Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который должен стать основой для разработки реальных планов развития отечественной науки и техники, - определить наиболее перспективные для России области развития и применения науки и технологий, в которых наша страна может иметь конкурентные преимущества [1]. Для каждой из этих областей были выделены важнейшие проблемы (вызовы), требующие решения на глобальном или национальном уровне, и конкретные «окна возможностей» для России; определены перспективные рынки, продукты, услуги и направления научных исследований, дана оценка их уровня в сравнении с мировыми лидерами. В окончательном варианте прогноза, утвержденном Правительством РФ, выделено шесть приоритетных областей, в которых Россия может быть конкурентоспособна:

1) информационно-коммуникационные технологии;

2) науки о жизни (биотехнологии, медицина и здравоохранение);

3) новые материалы и нанотехнологии;

4) рациональное природопользование;

5) транспортные и космические системы;

6) энергоэффективность и энергосбережение.

Безусловно, выделенные приоритеты должны быть учтены при разработке и реализации стратегических программ технологического развития региональных экономических систем.

Однако в ходе исследования установлено, что научно-техническая и инновационная политика России не может быть одинаковой по отношению к регионам, различным по своему инновационному профилю, потенциалу

и специализации. Например, уровень дифференциации субъектов Российской Федерации по российскому региональному инновационному индексу (РРИИ), измеренный как отношение значений РРИИ для лидирующего в рейтинге региона и региона, его замыкающего, в 2012 г. составил 3.7 раза [2]. В реальности же при рассмотрении конкретных явлений, составляющих процессы инновационного развития, дифференциация регионов гораздо глубже.

Так, важнейшим показателем, характеризующим технологическую активность предприятий и различных организаций в регионах, являются затраты на технологические инновации (табл. 1).

Таблица 1

Затраты на технологические инновации организаций по субъектам ЦФО Российской Федерации в 2013 году (по данным Росстат РФ)

Регион Затраты на технологические инновации

Центральный федеральный округ 305199153,3

Белгородская область 1107374,8

Брянская область 2080254,5

Владимирская область 4720814,9

Воронежская область 7564278,8

Ивановская область 377841,8

Калужская область 15574894,0

Костромская область 504479,7

Курская область 7710568,8

Липецкая область 9892136,7

Московская область 81299508,2

Орловская область 435681,6

Рязанская область 7242287,0

Смоленская область 1432219,4

Тамбовская область 1841801,3

Тверская область 6132736,9

Тульская область 9520869,9

Ярославская область 13129273,2

г. Москва 134632131,8

Как представлено в табл.1, наибольшие затраты на технологические инновации в 2013 году среди субъектов ЦФО России были зафиксированы в Москве, Московской и Липецкой областях, наименьшие - в Орловской, Ивановской и Костромской областях.

Еще один значимый показатель для оценки уровня технологического развития региональной экономической системы - используемые передо-

вые производственные технологии по субъектам Российской Федерации (табл.2). Под передовыми производственными технологиями понимаются технологии и технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование), управляемые с помощью компьютера или основанные на микроэлектронике и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг). Под использованием передовой производственной технологии следует понимать ее внедрение и производственную эксплуатацию. Технология считается используемой лишь при производственной эксплуатации, результатом которой является выпуск продукции или оказание услуг [3].

Таблица 2

Используемые передовые производственные технологии по субъектам ЦФО Российской Федерации (по данным Росстат РФ)

Регион 2010 2011 2012 2013

Белгородская область 1215 1030 1614 1421

Брянская область 1021 1066 1221 1225

Владимирская область 2972 3239 3211 3310

Воронежская область 2293 1755 1666 1897

Ивановская область 512 486 624 744

Калужская область 4858 2316 2094 2057

Костромская область 1623 1069 1302 1541

Курская область 1525 1588 1571 1314

Липецкая область 2212 2265 2511 3653

Московская область 11686 15159 14310 14458

Орловская область 1377 1471 1424 1479

Рязанская область 528 1076 1032 1362

Смоленская область 1076 1171 1302 1252

Тамбовская область 2086 2248 2005 1966

Тверская область 2488 2394 2746 3356

Тульская область 8185 4898 3540 2123

Ярославская область 3267 2642 2675 2841

г. Москва 20021 17205 17948 14830

Следует отметить, что, несмотря на выбранный Правительством Российской Федерации курс на кардинальную технологическую модернизацию, темпы использования передовых производственных технологий в большинстве регионов ЦФО остаются крайне низкими.

Таким образом, даже на основе приведенных двух индикаторов инновационной деятельности регионов можно утверждать о сильной дифференциации территорий России по инновационному профилю.

Кроме того, система приоритетов, разработанная в рамках проектов в области долгосрочного прогнозирования научно-технологического и промышленного развития страны практически никак не увязана с уже действующими государственными региональными программами. Частный бизнес, проявляющий интерес к технологическим платформам в Европе, в российских платформах представлен слабо. К тому же, практически полностью отсутствует системная оценка эффективности функционирования и востребованности объектов созданной инновационной инфраструктуры.

В этой связи, в условиях экономики знаний важнейшей проблемой остается правильный выбор механизмов управления инновационно-технологическим развитием каждого конкретного региона с учетом его специфических особенностей. Такие регионы как Московская область и Орловская область, например, не способны одинаково эффективно решать проблемы инновационно-технологическогого развития.

Проведенный в ходе исследования анализ показал, что в современных условиях неоднородности регионов по уровню развития и ограниченности бюджетных ресурсов является целесообразным при определении приоритетных направлений инновационно-технологического развития регионов использовать принципы концепции разумной специализации.

Концепцию разумной специализации регионов (Smart Specialisation) разработала экспертная группа «Знание для роста» Директората по технологиям и инновациям Еврокомиссии в процессе формирования единого Европейского исследовательского пространства. Основоположник концепции разумной специализации Доминик Форе, определяет, что разумная специализация - это не просто доктрина стратегического планирования на уровне региона, утверждающая необходимость акцента на развитии тех или иных секторов промышленности. Это мера политики, предполагающая анализ видов деятельности и определение среди них таких, которые наиболее сильны в регионе и способствуют развитию в нем сектора исследований и разработок, а также стимулируют инновационную деятельность [4]. Суть концепции разумной специализации - учет региональной специфики.

Сравнительный анализ принципов управления инновационно-технологическим развитием регионов России в современных условиях и в условиях реализации стратегии разумной специализации представлен в табл.3.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что принципы концепции разумной специализации могут и должны применяться при определении приоритетов технологического развития регионов России. Главным индикатором разумной специализации является рост добавленной стоимости в экономике в целом и в областях роста. Добавленную стоимость можно упрощенно определить как коммерческую выгоду и амортизацию сектора, суммы выплаченных зарплат и уплаченных налогов. Более высокую добавленную стоимость можно получить, если отечественная экономика изменится глобально и станет более конкурентоспособной.

Таблица 3

Сравнительный анализ принципов управления инновационно-технологическим развитием регионов России в современных условиях и в условиях реализации стратегии разумной специализации

Принципы управления инновационно-технологическим развитием регионов России

Современные условия

Условия реализации стратегии разумной специализации

1

2

3

1. Экономический рост и создание новых фирм

Процесс создания новых фирм затруднен в виду административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в регионе.

Выход на рынок новых игроков влечет за собой диверсификацию фирм, а также их агломерацию в рамках формируемых инновационных кластеров, что в итоге стимулирует экономический рост региона.

2. Инновации

Отсутствие четкой проработанной стратегии инновационного развития в большинстве регионов России.

Инновации развиваются _«фрагментарно»._

Инновации появляются в ответ на те или иные вызовы, выступающие драйвером структурных изменений в определенных отраслях экономики и сегментах рынка, с учетом по_тенциала территории._

3. Специализация

Большинство регионов России, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.

Специализация регионов позволяет более эффективно использовать ограниченные ресурсы, а за счет экономии от масштаба — снижать цены для потребителей.

4. Приоритезация

Выбор региональных приоритетов осуществляется бессистемно. В основе выбора -

федеральные приоритеты без учета региональной спе-_цифики._

Определение приоритетов в региональной политике осуществляется посредством использования метода «тонкой настройки», а также более совершенных инструментов оценки ситуации на конкретном рынке.

5. Частный бизнес

Предприниматели не взаимодействуют либо слабо взаимодействуют с университетами и центрами превосходства. Частный бизнес практически не участвует в созданных технологических платформах.

Результат деятельности предпринимателей - не просто инновации, а структурные изменения на рынке. При этом предприниматели уже не действуют в одиночку, а активно взаимодействуют с университетами и центрами превосходства, получая от них новые идеи, стимулируют в своих фирмах организационные и маркетинговые инновации, производят продукцию, востре-_бованную в госсекторе._

1 2 3

6. Регионы В большинстве случаев отсутствует ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития конкретного региона. Приоритезировать инновации оптимально именно на уровне региона; следствием политики разумной специализации в регионах становится большее разнообразие инноваций в национальной инновационной системе в целом.

7. Университеты и центры превосходства Отсутствие мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок. Придерживаясь принципов разумной специализации, открытых инноваций и открытой науки, активно сотрудничая с инноваторами и исследователями, университеты и центры превосходства существенно повышают свою конкурентоспособность.

8. Открытость Наблюдается низкий уровень восприимчивости компаний к инновациям технологического характера. В значительной части компаний инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Ключевое свойство всех акторов политики разумной специализации -открытость. Большой потенциал для территориальных кластеров и инновационных сетей имеет развитие внешних связей, а также активное взаимодействие мультинациональ-ных и локальных малых и средних компаний по принципу «мысли глобально, действуй локально».

9. «Новая» промышленная политика Недостаточная эффективность использования инфраструктуры, ограниченная, прежде всего, стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Фокус политики все больше смещается от «выбора победителей» в сторону поддержки базовых условий, в которых действуют компании, - развития конкурентной среды, оптимизации мер регулирования и инструментов финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Оценка Комплексный и систематический мониторинг эффективности инновационной деятельности в большинстве регионов отсутствует. Мониторинг и оценка помогают политикам избежать ошибок при определении приоритетов, а также исследовать «инновационный климат» в регионе.

Концептуальная модель применения концепции разумной специализации при управлении инновационно-

технологическим развитием регионов России

Концепция разумной специализации, представляющая собой, по сути, набор рекомендаций для эффективной кластерной политики, может стать кратким путем для создания конкурентоспособных и активно развивающихся кластеров в регионах России. Ее правила совершенно не обязательно пытаться формализовать, но, безусловно, важно учитывать как на федеральном, так и региональном уровнях.

К тому же, для России применение концепции разумной специализации имеет гораздо более серьезные основания, чем для новых индустриальных стран, которые находятся на этапе быстрого роста. Разумная специализация и кластеры оправданы в ситуации, когда страна уже прошла этап индустриализации, имеет развитые отрасли, инфраструктуру, науку и университеты, которые, однако, функционируют и управляются не вполне эффективно, что сдерживает их развитие. Как показывает практика, поддержка отдельных элементов, фокусирование на строительстве инновационной инфраструктуры являются неэффективными способами повышения инновационной активности и результативности на данной стадии развития экономики. Именно в этой ситуации наибольшую пользу могут принести такие сложные в администрировании инструменты, как кластеры, сети, технологические платформы, з а-дача которых — заставить работать уже существующие механизмы, добиться синергетического эффекта от взаимодействия всех функционирующих в инновационном поле организаций.

В этой связи, основными целями применения концепции разумной специализации регионов России являются:

1) выделение сильных и слабых сторон инновационных систем регионов;

2) устранение фрагментации бюджетных потоков;

3) определение приоритетных направлений инновационно-технологического развития регионов;

4) внедрение и использование технологий широкого применения.

Следует отметить, что на этапе определения приоритетов инновационно-технологического развития региона должны активно использоваться методы форсайт-исследований и крауд-технологии. Технологии краудсорсинга ориентированы на вовлечение посредством сетевых технологий множества заинтересованных участников для совместной деятельности на основании публичной оферты. Технологии управления будущим ориентированы на проведении в регионе технологического форсайта как инструмента прогнозирования развития технологий и инструмента проектирования перспективных рынков [5].

На рисунке представлена концептуальная модель применения принципов концепции разумной специализации при управлении инновационно-технологическим развитием регионов России.

За счет фокусирования на уникальных компетенциях и ресурсах региона, а также учета различных траекторий его развития политика разумной специализации приводит в масштабе страны к дифференциации региональных инновационных стратегий и, как следствие, к большему их разнообразию. Это, в свою очередь, приведет к появлению новых точек роста и усилит курс на стабильное развитие национальной экономики.

Список литературы

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru

2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 2. / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 88 с.

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. OESD Outreach workshop. Smart specialization for innovation-driven growth. Its extension to east Asia, 3-5 april 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/82152050.html

5. Измалкова С.А., Елецкая С.С. Выбор перспективных направлений инновационного развития регионов и их реализация посредством формирования технологических платформ. Региональная экономика: теория и практика. 2013. №1. С. 29 - 34.

Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, доц., ESSvetic@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

MANAGEMENT OF INNOVATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA : STRATEGY FOR GOOD SPECIALISATION

S.S. Bakhtin

It was determined that the scientific and technical and innovative policy of Russia can not be the same in relation to the regions, different in its innovative profile, potential and specialization A conceptual model of the application of the principles of reasonable specialization concept in the management of innovation and technological development of the Russian regions. It is established that the purpose of reasonable specialization is, firstly, to stimulate innovation in the region, and secondly, in the revitalization of structural changes in the economy of the region in modern conditions.

Key words : intelligent specialization , innovation and technological development of the region.

Bakhtin Svetlana Sergeevna, candidate. econ. sciences, Associate Professor, ESSvet-ic@yandex.ru, Russia, eagle, FGBOU VO « OSU them . IS Turgenev»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.