Научная статья на тему 'Оценка подготовленности регионов Европы к практической реализации концепции разумной специализации'

Оценка подготовленности регионов Европы к практической реализации концепции разумной специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗУМНЕ ЗРОСТАННЯ / іННОВАЦіЙНИЙ СОЮЗ / "КЛЮЧ" РОЗУМНОї СПЕЦіАЛіЗАЦії / ПОТРіЙНА СПіРАЛЬ РЕГіОНАЛЬНОї іННОВАЦіЙНОї СИСТЕМИ / СТРАТЕГіЯ РОЗУМНОї СПЕЦіАЛіЗАЦії / РАЗУМНЫЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННЫЙ СОЮЗ / "КЛЮЧ" РАЗУМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗУМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / "KEY" OF SMART SPECIALIZATION / SMART GROWTH / INNOVATION UNION / TRIPLE HELIX OF REGION INNOVATION SYSTEM / STRATEGY OF SMART SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лымарь В.В.

Исследована концепция разумной специализа ции, а также предложена схема перехода региона к стратегии разумной специализации, на основе которой выделены этапы перехода региона к практической реализации данной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Europe regions readiness to the practical realization of the concept of smart specialization

The article is devoted to the concept of smart specialization. The scheme of region switching to the strategy of smart specialization is proposed. And the switching steps of region to the practical realization of this strategy are given.

Текст научной работы на тему «Оценка подготовленности регионов Европы к практической реализации концепции разумной специализации»

4. Ершов А.Н. Социальные ресурсы местного самоуправления: Опыт социологического анализа в Республике Татарстан: дис. ... докт. социол. 22.00.08 / [Электронный ресурс] / А.Н. Ершов. — Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/sotsialnye-resursy-mestnogo-samo upravleniya-opyt-sotsiologi-cheskogo-analiza-v-res publike-tat.

5. Логуа Р. А. Социальные ресурсы местного самоуправления: инновационные технологии реализации / Р.А.Логуа // Вестник Самарского Государственного Университета. — 2011. — № 9 (90). — С. 1619.

6. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. Режим доступа: http://vuzlib.org/ beta3/ html/1/4864/4888/.

7. М^овда В. П. Сощальт ресурси регюну: ак-тивiзацiя трудового потенщалу / В.П. Мжловда, М.1. Штюлич, С.В. Сембер / Закарпатський регюнальний центр соцiально-економiчних i гумаштарних до-слiджень НАН Украши. — Ужгород: Карпати, 2008. — 248 с.

8. Всеобщая декларация добровольцев / XVI Всемирная конференция добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.volunter.ru/5/1/5_dekl 1.html.

9. Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ ru/events/volunteerday/background.shtml.

10. Что такое "волонтерство" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. world 4u.ru/volonter.html.

11. Международная волонтерская программа ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.abroader.net/2013/03/UN-Volun teers.html.

12. State of the Word's Volunteerism Report 2011. Universal Values for Global Well-being [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unric.org/ en/ images/stories/2011/PDF/SWVP.

13. Всемирный индекс благотворительности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Всемирный индекс благотворительности.

14. Most Americans Practice Charitable Giving, Volunteerism [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/166250/.

15. Рекомендации о поддержке добровольчества. Резолюция № 56/38 Генеральной Ассамблеи ООН 5.12.2001 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://daccess-dds-

ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/478/83/PDF/N0147 883.pdf?0penElement.

16. Последующая деятельность в связи с Международным годом добровольцев. Резолюция № 57/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.02.2003 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un. org/ ru/documents/ ods. asp? m=A/RES/57/106.

17. Последующая деятельность в связи с Международным годом добровольцев. Резолюция № 63/153 Генеральной Ассамблеи ООН 18.12.2008 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un. org/ru/documents/ ods. asp?m=A/RES/63/153.

18. Закон Украши «Про волонтерську дiяль-шсть» вщ 19.04.2011 № 3236-VI (редакщя дie з 03.02.2013) [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/ T113236.html.

В. В. Лымарь

канд. экон. наук г. Донецк

ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗУМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Европа столкнулась с серьезными экономическими вызовами, которые требуют разработки незаурядной экономической политики в XXI веке. Европейский Союз представил свое виденье европейской социальной рыночной экономики в Европейской стратегии 2020 [1], которая нацелена на преодоление структурных диспропорций благодаря:

разумному росту на основе знаний и инноваций; устойчивому росту ресурсосберегающей, экологически чистой экономики;

содержательному росту, способствуя высокому уровню занятости на основе экономического, социального и территориального единства.

Инвестирование исследований, инноваций и предпринимательства является основой Европейской стратегии 2020. Как часть этой стратегии Европейская комиссия приняла ведущей инициативой Инновационный Союз (Innovation Union). Данная инициатива представляет комплексную инновационную стратегию, направленную на стимулирование европейской экономики демонстрировать разумный, устойчивый и содержательный рост, и акцентируется

на концепции разумной специализации как пути достижения поставленных целей.

В Европейской стратегии 2020 разумная специализация выступает ключевым элементом инновационной политики. Разумная специализация представляет собой интегрированную экономическую программу, основными направлениями которой являются:

политическая поддержка ключевых национальных / региональных приоритетов, задач и нужд для развития, основанного на знаниях;

развитие «сильных сторон» и конкурентных преимуществ страны / региона;

поддержка технологических инноваций и стимулирование инвестирования частного сектора;

привлечение заинтересованных сторон стимулировать инновационно-экспериментальную деятельность;

разработка систем мониторинга и оценки [2]. Учет региональной специфики — суть концепции разумной специализации. Научно-техническая и инновационная политика Евросоюза не может быть

одинаковой по отношению к регионам, различным по своему инновационному профилю, потенциалу и специализации. В рамках этой концепции инновации понимаются в расширенном смысле, то есть как результат не только фундаментальных исследований, но, не в последнюю очередь, заимствования, комбинирования и творчества. В связи с этим предлагается выделять регионы, в которых целесообразно развивать базовые технологии (general purpose technologies), и территории, где выгоднее сосредоточиться на прикладных исследованиях и реализации базовых технологий применительно к уже существующим продуктам и технологическим процессам. Отдельно стоят регионы, в которых инновации являются следствием деятельности не столько научной, сколько творческой в широком смысле этого слова, — в них ставку следует сделать на развитие так называемых креативных отраслей [3].

Проблема разработки действенной региональной инновационной политики широко обговаривается в работах украинских ученых. Формирование концепции сбалансированного инновационного развития регионов Украины с обоснованием идеологии, приоритетов, основных направлений и принципов представлено в монографии О.Ф. Новиковой, А. И. Амо-ши, В.П. Антонюк и др. [4]. Данной научной проблеме посвящены также работы В.И. Ляшенко [5], С.Н. Кацуры [6], Ю.В. Макогона [7], Н.Г. Чумачен-ко, Л.Г. Червовой, Л.М. Кузьменко и др. [8], а также ряда зарубежных специалистов в данном вопросе [2,

3, 9].

По мнению В.С. Шовкалюка [10], для наиболее оптимальной и эффективной реализации инновационного потенциала региона должна разрабатываться стратегия и программы ее реализации. Без таких программных документов невозможно сотрудничество всех заинтересованных сторон и координация их действий. Региональная инновационная стратегия включает совокупность целей и региональных приоритетов, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и центральных органов управления. В основе региональной инновационной стратегии должно быть создание благоприятных условий для разработки и внедрения нововведений. Ее центральным моментом является динамическая эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом — трансфер инноваций и технологий.

В.И. Ляшенко отмечает, что «инновационная стратегия как составная часть общей стратегии развития территории представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество экономического развития. Она реализуется посредством прогрессивных, в ряде случаев нестандартных, но научно и практически обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики конкретных характеристик региона» [5].

Региональная инновационная политика должна базироваться на принци0пе многополярности развития регионов. В данном случае уместно говорить об антикризисной стратегии, обеспечивающей опережающее становление базисных производств нового технологического уклада, что позволит вывести экономику страны на новую длинную волну роста. В рамках такого сценария успех зависит от достижения

синергетического эффекта, производного от условий комплексности формирования сопряжённых кластеров производств нового технологического уклада, от условий согласованности макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития, имеющего целью позитивную социальную динамику.

Конфигурация пространственного развития не должна быть привязанной к сложившимся энергосырьевым зонам и финансовым центрам, должны появиться новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала. Необходимо формирование новых центров экономического роста, что должно привести к снижению регионального неравенства и уменьшению концентрации экономических ресурсов в крупных городах. В то же время формирование новых центров передовой индустрии и современной сервисной экономики даст импульс развитию технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей центров машиностроения, металлургии и химии, расположенных в промышленных регионах Украины.

Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности в регионах должна стать реализация инновационной политики, осуществляемой органами исполнительной власти. Регионам целесообразно адаптировать опыт успешных инновационно активных предприятий Украины для совершенствования институциональной среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры.

Далее представлена инновационная деятельность промышленных предприятий Украины по регионам (см. таблицу).

В 2013 г. в Украине насчитывалось 1654 инновационно активных предприятия. Наибольшее их количество представлено в Харьковской, г. Киеве, Львовской и Запорожской областях (182, 142, 116 и 115 ед. соответственно). Что касается объема реализованной инновационной продукции, то в 2013 г. лидером по данному показателю стали Донецкая (6130 млн грн), Полтавская (3999,6), Днепропетровская (3830,0), г. Киев (3178,4) и Харьковская (2972,3 млн грн) области.

Таким образом, для стимулирования инновационной деятельности в регионах Украины, а в особенности регионах — лидерах по показателю инновационной активности, должны быть разработаны региональные инновационные стратегии с учетом особенностей каждого региона. В этом ключе целесообразно изучить опыт развитых стран в разработке и реализации инновационных региональных стратегий.

Целью данной статьи является изучение европейского опыта разработки региональных инновационных стратегий на примере стратегии разумной специализации, а также выделение этапов перехода регионов к практической реализации данной стратегии.

Стратегия разумной специализации реализовы-вает концепцию на практике. Разработка данной стратегии — это первый шаг к конкурентной и стабильной трансформации региональной экономики. В основе процесса трансформации лежит определение приоритетов для развития, основанного на имеющихся преимуществах, знаниях и потенциале региона.

Таблица

Инновационная деятельность промышленных предприятий Украины по регионам в 2013 г.*

Украина Количество инновационно активных предприятий, ед. Объем затрат на инновационную деятельность, млн грн Объем реализованной инновационной продукции, млн грн Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции,%

Всего 1654 9012,8 35163,6 100,0

Винницкая 55 694,9 498,5 2,4

Волынская 23 196,3 287,0 3,0

Днепропетровская 84 1057,8 3813,0 1,9

Донецкая 85 930,7 6130,8 3,1

Житомирская 57 73,1 829,3 5,7

Закарпатская 15 25,0 1363,9 15,5

Запорожская 115 298,7 1671,1 2,3

Ивано-Франковская 87 488,6 881,6 4,3

Киевская 68 104,4 831,4 2,4

Кировоградская 46 114,8 803,9 6,4

Луганская 61 372,5 1416,9 2,4

Львовская 116 257,1 849,5 3,0

Николаевская 81 716,4 639,2 3,0

Одесская 69 91,0 916,8 3,6

Полтавская 33 212,2 3999,6 6,5

Ровенская 39 21,1 111,9 0,8

Сумская 32 281,8 2328,8 10,4

Тернопольская 36 24,2 155,5 2,6

Харьковская 182 642,3 2972,3 4,8

Херсонская 48 161,4 406,3 4,0

Хмельницкая 58 113,1 263,2 1,6

Черкасская 47 28,6 566,9 2,0

Черновицкая 30 51,3 99,9 2,6

Черниговская 45 134,1 147,9 1,3

г. Киев 142 1921,4 3178,4 4,4

*Составлено на основе источника [11].

«Ключ» разумной специализации — это очень простой и в то же время очень важный инструмент, позволяющий регионам привлечь заинтересованные стороны к процессу разработки собственной стратегии разумной специализации. Он помогает регионам разрабатывать собственные стратегии, стимулируя процесс передачи информации и позволяя произвести оценку статуса и потенциала для подготовки SWOT-анализа.

Процесс разработки стратегии будет разумным в случае мобилизации тройной спирали региональной инновационной системы (рис. 1).

«Ключ» разумной способствует тому, чтобы три главные группы сконцентрировались на своих способностях и интересах. Данные три группы заключают в себе специфические особенности регионального роста. Региональные представители власти должны инициировать процесс неформального оценивания и пригласить представителей из выбранных лидирующих предприятий и институтов, а также произвести анализ полученных результатов. Их кооперация очень важна для определения ограниченного количества отраслей специализации региона.

Обоснование концепции разумной специализации предложено рассмотреть в виде ответов на следующие вопросы.

ЧТО? (Концентрация знаний для экономической специализации)

Знания, которыми обладает определенная страна / регион, должны аккумулироваться и использоваться

с целью повышения уровня глобальной конкурентоспособности. Данный тип специализации позволяет регионам использовать преимущество масштаба и потоков знаний, которые являются важным фактором производства.

ПОЧЕМУ? Уроки прошлого

Ранние региональные инновационные стратегии характеризовались следующими теми или иными недостатками:

региональные инновационные и экономические системы рассматривались в изоляции;

не учитывались потребности промышленности региона;

отсутствовал анализ имеющихся активов региона;

ориентация лишь на опыт лидирующих регионов;

копирование опыта лидирующих регионов без учета местных особенностей.

В результате региональная инновационная политика оказывалась малоэффективной в определении приоритетов и форм кооперации между регионами.

КТО? Фактор производства — предпринимательские знания

В данном случае главным субъектом и производителем выступает предприниматель. Предложено рассматривать развитие региона через «предпринима-

Рис. 1. Внутренняя тройная спираль региональной инновационной системы [9]

тельский процесс открытия». Он подразумевает важность участия субъектов предпринимательства в принятии решения, какие отрасли региона являются потенциальными лидерами.

КАК? Учет необходимости региональных изменений

Стратегия разумной специализации требует определенных структурных изменений, выраженных процессами:

перехода от существующей отрасли к новой, которая базируется на институтах и процессах кооперации, то есть использовании имеющегося базиса знаний для создания новой отрасли или нового вида деятельности;

модернизации, представляющей собой обновление существующих отраслей на основе высоких технологий;

диверсификации, то есть расширении разнообразия отраслей благодаря эффектам синергии;

радикального создания новых отраслей на основе НИОКР, инноваций и предпринимательских способностей.

ГДЕ? Роль каждого региона

Разумная специализация должна учитывать географические особенности региона с целью генериро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вать рост в данном регионе. Должны учитываться следующие особенности:

предпринимательский процесс открытия в каждом регионе имеет свои особенности (в одних регионах благодаря концентрации ученых и предпринимателей данный процесс происходит быстро и успешно; в других — с меньшим количеством населения и с большим количеством отраслей данный процесс будет протекать гораздо медленнее);

определение проблемных отраслей должно основываться на принципах регионального «погружения» и «зависимости» (принцип «погружения» относится к отраслям, которые зависят от наличия квалифицированного труда и исторически сложившихся кооперационных связей; принцип «зависимости» отражает разнообразие предприятий взаимосвязанных отраслей, которые базируются на инновационных технологиях и процессах). Иными словами, речь идет о диверсификации внутри специализации;

способность к взаимодействию: разумная специализация должна основываться на принципе трансфера знаний из отраслей одного региона в отрасли другого (данный процесс не всегда приносит выгоды, поэтому должна быть разработана методика оценки процесса трансфера знаний между регионами);

интеграция политик на региональном уровне: политика поддержки определенной отрасли должна учитывать интервенции и в другие отрасли (например, стратегия привлечения инвесторов должна учитывать социальные, культурные и правовые аспекты).

Основные пункты самооценки региона Оценка статуса и потенциала предпринимательского сектора

Определение ключевых региональных отраслей, инновационных сетей и кластеров. Выявление особенностей их развития последние 10 — 15 лет.

Выявление фирм — лидеров (транснациональных фирм или «скрытых» лидеров) в регионе. Относятся они к ключевым или другим отраслям экономики региона.

Оценка конкурентоспособности ключевых отраслей региона относительно других регионов Европы или мира. Каковы их конкурентные преимущества и как они развивались последние 10 — 15 лет.

Изучение навыков и знаний, выбор трех наиболее значимых для региона или потенциально возможных, которые могут быть конкурентоспособны -ми.

Выбор технологий, продукции региона, которые могут быть конкурентоспособными в ближайшую декаду.

Определение возможных слабых сторон ключевых отраслей региона на ближайшую декаду.

Определение уровня интернационализации региональной экономики (ориентация экспорта и уровень прямых иностранных инвестиций). Какие отрасли наиболее открыты в этом отношении и определение потенциальных покупателей продукции отраслей региона.

Выявление фирм — потребителей результатов НИОКР и технологий, а также определение, откуда поступают инновации: из университетов региона или с международного рынка знаний.

Определение источника трудовых ресурсов (выпускники местных вузов или иностранный квалифицированный труд).

Оценка предпринимательского климата в регионе. Каковы условия для предпринимательства: легко ли создать предприятие или лучше иметь рабочее место в компании.

Определение соответствия инновационных приоритетов и типов поддержки (гранты, кредиты, гарантии, бизнес — услуги, доступ к лабораториям, квалифицированный персонал, корпоративные партнеры и т. д.) реальным потребностям предпринимателей.

Оценка статуса и потенциала научного сектора

Определение специфических сильных сторон науки и специализации исследований в регионе. На чем в большей степени специализируется регион (научный персонал, публикации, внедрение патентов). Как данные преимущества развивались последние десять лет.

Оценка конкурентоспособности научного сектора относительно европейского и мирового уровня. Определение потенциальных конкурентов и партнеров.

Определение субъектов — потенциальных лидеров научного сектора (университетов, научно-исследовательских лабораторий, инновационных центров) региона. Имеют ли данные субъекты связи с предпринимательским сектором и соответствуют ли результаты их деятельности промышленной специализации региона.

Изучение исследовательской инфраструктуры. Как она будет содействовать разработке стратегии разумной специализации в регионе.

Определение тесноты сотрудничества представителей науки с представителями из других регионов.

Оценка условий для работы ученых и исследователей в регионе. Существует ли мобильность между публичной наукой и частным сектором (происходит ли обмен трудовыми ресурсами между предпринимательским и научным секторами).

Определение соответствия высшего образования потребностям региона (принимают ли местные предприниматели студентов из местных вузов или привлекают извне).

Анализ количества зарубежных ученых, исследователей, профессоров и студентов, работающих в регионе. Какова доля иностранных представителей в структуре научного персонала.

Оценка статуса и потенциала правительственного сектора

Изучение стратегического подхода к росту в регионе и инновационной политике (существует ли долгосрочное видение развития региона: разработанные стратегические приоритеты, концепции и т.д.). При наличии таковых необходимо определить цели и задачи.

Разработка системы оценивания регионального роста и инновационной политики: регулярно ли производится мониторинг программ регионального роста и мероприятий инновационной политики.

Определение наличия специалистов, которые могут быть задействованы в разработку стратегии разумной специализации (при отсутствии таковых необходимо привлечение экспертов извне).

Выявление адресатов инновационной политики в регионе (разработка мероприятий на уровне ЕС, национальных или региональных властей). Соответствуют ли задачи инновационной политики на всех уровнях власти. Инструменты политики носят лишь рекомендательный характер или создают условия для возникновения реального спроса на инновации.

Определение форм инноваций в регионе (научные, технические, экономические и т.д.).

Изучение публичных фондов инновационной политики и оценка их стабильности.

Анализ бюджета на инновации и исследования на следующий планируемый период. Существуют ли рисковые схемы для защиты инноваций на региональном уровне.

Определение статуса региона: является ли он частью более крупного региона. Если да, то существует ли механизм взаимодействия с другими частями данного крупного объединения.

Оценка взаимодействия структурных фондов в поддержке инновационного развития региона.

Обобщение проведенного исследования позволяет выделить следующие этапы перехода региона к стратегии разумной специализации (рис. 2):

1. Инициировать процесс самооценки и определить заинтересованные стороны предпринимательского и научного секторов.

2. Подготовиться к процессу самооценки: связаться с заинтересованными сторонами и подготовить ряд вопросов.

3. Произвести самооценку.

4. Произвести оценку другого сектора и обменяться результатами.

5. Подготовить первый SWOT-анализ, определив имеющиеся и потенциальные преимущества для дальнейшего развития.

Список использованных источников

1. Europe 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/ europe2020/ europe-2020-in-a-nutshell/priorities/index_en.htm. — Название с экрана.

2. Guide to research and innovation strategies for smart specialization (RIS3). Luxemburg, 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/pre senta/smart_specialisation/smart_ris3_2012.pdf. — Название с экрана.

3. О концепции Smart Specialization [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://issek.hse.ru/ news/82152050.html. — Название с экрана.

4. Сталий розвиток промислового регюну: сощальш аспекти: моногр. / О.Ф. Новжова, О.1. Амоша, В.П. Антонюк та ш.; НАН Украши, 1н-т економiки промисловостi. — Донецьк, 2012. — 534 с.

5. Ляшенко В.И. Перспективы украино-российского приграничного сотрудничества в высокотехнологичной сфере [Электронный ресурс] / В.И. Ляшенко. — Режим доступа: http://www.riss.ru/ index.php/eurasia/eurasia-files/2229#.U3xxfHYlMnM.

6. Кацура С.Н. Возможности регионального управления инновационной деятельностью. Научные

труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Вып. 76. — 2004. — С. 43 — 48.

7. Макогон Ю.В. Интеграция научно-технической сферы Украины в мировую экономче-скую систему / Ю.В. Макогон, С.Н. Кацура и др. — Донецк: ИЭП НАН Украины, 2002. — С. 95-97.

8. Региональная промышленная политика: концепции формирования и реализации / Н.Г. Чумачен-ко, Л.Г. Червова, Л.М. Кузьменко и др.: моногр. — Донецк: ИЭП НАН Украины, 2002. — 304 с.

9. Innovation- driven Growth in Regions: The Role of Smart Specialization. Paris, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/inno/ smart-specialisation.pdf. — Название с экрана.

10. Шовкалюк В.С. Развитие инновационной деятельности в регионах и экономический рост [Электронный ресурс] / В. С. Шовкалюк. — Режим доступа: http://crossborder.ucoz.com/publ/

materialy_meroprijatij/kruglyj_stol_quot_regionalnaja_inn ovacionnaja_strategija_i_ustojchivoe_ehkonomicheskoe_ra zvitie_quot/quot_razvitie_innovacionnoj_dejatelnosti_v_re gionakh_i_ehkonomicheskij_rost_quot/31-1-0-111.

11. 1нновацшна дiяльнiсть промислових тдприемств у 2013 рощ [Електронний ресурс]. — Режим доступу: www.ukrstat.gov.ua. — Название с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.