Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ»

Газпром -0,24 0,23 0,63 -0,49 0,25 -0,39 1,00 0,87

Сбербанк -0,45 0,29 0,50 -0,72 0,03 -0,69 0,87 1,00

Как можно заметить из данной таблицы, выбранные авторами активы имеют низкую взаимосвязь между собой. Большую взаимозависимость показали компании ОАО» Группа компаний Пик» и ОАО «Галс Девелопмент», что объяснимо, поскольку компании представляют собой участников одного и того же сегмента рынка.

Таким образом, формирование портфеля финансовых активов является сложным многоаспектным процессом, включающим много факторов. Необходимо учитывать не только текущее состояние компаний, но и проводить ретроспективный анализ. Кроме того, необходимо уделять особое внимание внешним шокам и экономическим сдвигам с целью нахождения активов, которые получают наибольшие перспективы в складывающихся условиях.

Использованные источники:

1. Официальный сайт ОАО «Группа компаний ПИК». URL: http://pik-group.ru/

2. Официальный сайт ОАО «Акрон». URL: http://www.acron.ru/

3. Официальный сайт информационного ресурса Investfunds. URL: http : // stocks. investfunds.ru

4. Официальный сайт Московской биржи. URL: http://moex.com/ru

5. Статистическое программное обеспечение STATISTICA 10

Задорожний С.В. студент 4-го курса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

В условиях мировой макроэкономической нестабильности, сложившейся в последнее время, подход бюджетирования, ориентированного на результат, к управлению финансами государства для РФ носит исключительный характер. Переход от управления издержками к управлению результатами в сфере государственных и муниципальных финансов (ГМФ), вызванный внедрением БОР, повышает эффективность использования бюджетных средств, ограниченных в силу объективных причин, что является наиболее важным в кризисных и предкризисных условиях развития экономики и страны в целом.

Актуальность данной темы подтверждает не только ее широкое освещение в периодических изданиях, но и особое внимание Президента РФ

к ее отдельным аспектам, выраженное в бюджетных посланиях Президента РФ последних десяти лет. Большое значение имеет Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", соответсвтенно именно оно ввело концепцию бюджетирования, ориентированного на результат, в процесс управления ГМФ. К сожалению, в законодательстве РФ на данный момент отсутствует закрепление термина и понятия БОР, однако отдельные положения данной концепции закреплены в Бюджетном кодексе (БК РФ), поэтому кодекс является одним из источников информации в ходе данного исследования.

Интеграция концепции бюджетирования, ориентированного на результат, началась в начале двухтысячных годов, что было связано с членством России в такой организации, как Международный валютный фонд. Таким образом, для Российской Федерации БОР является заимствованной у развитых стран концепцией, которой ведущие специалисты страны в сфере ГМФ руководствуются при осуществлении бюджетной реформы нашей страны уже на протяжении десяти лет (с 2004 года). На практике это представлено сменой сметного планирования (индексации сложившихся затрат прошлых лет для планового года) на программно-целевое бюджетное планирование.

Значение рассматриваемой модели бюджетного управления, обозначенной в России как бюджетирование, ориентированное на результат, состоит в фундаментальном изменении бюджетной архитектуры, ключевыми элементами которой становятся:

1) построение цепочки ответственности на всех уровнях бюджетной системы (которыми являются субъекты бюджетного планирования и распорядители бюджетных средств);

2) интеграция системы финансового планирования и оценки эффективности реализации планов, то есть разработка комплексных решений по соотнесению результатов программ с расходными решениями, воплощенными в бюджетных ассигнованиях;

3) введение среднесрочных бюджетов (на текущий год и плановый период, который составляет 3 года в России);

4) консолидация стратегической и тактической государственной политики и их преемственность и взаимодополняемость;

5) целевой ориентир новой модели государственного менеджмента -повышение эффективности бюджетных расходов, зафиксированное в 2010 г. в правительственной программе [3, с. 2-3].

Указанные изменения уже привели к повышению прозрачности бюджетной системы, а также ее управляемости и облегчению контроля качества управления в сфере ГМФ. Ключевым моментом изменения управления бюджетной системы являются преобразования, обеспечивающие последовательную реализацию среднесрочной государственной политики, ее

тактических и стратегических задач, что повышает стабильность экономики и позволяет проследить ориентиры развития государства. Данный прогресс был бы невозможен без перехода к концепции бюджетирования, ориентированного на результат.

Несмотря на колоссальную значимость и экономические перспективы БОР, законодательное закрепление данной концепции остается на бессистемном уровне. Отдельные принципы и положения БОР устанавливаются в различных нормативно-правовых актах, включая отдельные статьи Бюджетного кодекса, но такое положение законодательной базы рассматриваемой концепции не способствует ее быстрому и комплексному внедрению в процесс управления ГМФ.

Бюджетный кодекс, однако, в настоящий момент не содержит понятия бюджетирования, ориентированного на результат. Тем не менее, БК РФ содержит косвенные ссылки на данную концепцию. Так, глава 4 БК РФ способствует формированию целевой структуры бюджета в соответствии с принципами БОР, принцип целесообразности использования бюджетных средств закреплен в ст. 34, а ст. 36 формулирует принцип прозрачности, также ст. 38 определяет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а статья 169 закрепляет среднесрочные рамки составления и утверждения бюджетов публично-правовых образований (для муниципального уровня разрешено составление и утверждение проекта бюджета на 1 год, но в этом случае обязателен среднесрочный финансовый план) и внебюджетных фондов на 3 года [1]. Из последних изменений бюджетного Кодекса в рамках данной темы интересен Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса», который в совокупности с другими нормами создал условия для усиления самостоятельности распорядителей бюджетных средств (РБС) при планировании и использовании бюджетных ассигнований для достижения целей, поставленных в государственных программах РФ, с сохранением целостности и соответствия бюджетной информации.

Модернизация и реформирование государственного сектора, оптимизация расходной части бюджета по-прежнему остаются одним из условий дальнейшего укрепления государственных финансов. Это сложная задача, поскольку необходимо оценивать многочисленные социальные, экономические, научные и другие компоненты эффективности расходования государственных средств.

В период финансовой нестабильности повышение эффективности бюджетных расходов - одна из приоритетных задач, стоящих перед страной. В условиях высокой глобальной конкуренции данная проблема приобрела особую актуальность [4, с. 123,128]. Государственное управление должно быть ориентированно на высокую производительность труда и, соответственно, повышение квалификации государственных служащих. Это

одно из решающих условий успешного управления. В систему создания эффективного государства должна быть поставлена цель формирования конкурентных преимуществ государства, тем более, что стратегическое управление — это не только постановка целей, но и использование человеческого капитала в качестве ресурса для повышения конкурентоспособности.

Для того чтобы распределение бюджета в России было действительно эффективным, необходимо проделать много существенных и важных преобразований, предполагающих реализацию совокупных мер правового, организационного и методологического характера.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015) «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ);

2. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";

3. Малиновская О. В. Основы становления программного бюджетирования в России // Малиновская О. В., Скобелева И. П.; Финансы и кредит - 2013. -№35;

4. Максимова А.М. Проблемы реформирования бюджетной системы Российской Федерации // Максимова А.М., Закревская Г.С. Известия Калининградского государственного технического университета - №26. -2012. - С. 123,128.

Задорожний С.В. студент 4-го курса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕХОДА РОССИИ ОТ ЭНЕРГОСЫРЬЕВОГО К ИННОВАЦИОННОМУ, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ТИПУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Каждая страна желает закрепить за собой статус экономически развитого, независимого государства и именно поэтому проблема инновационного типа экономического развития столь актуальная для общества и подлежит детальному рассмотрению. Российские и зарубежные ученые, и экономисты данной проблемой заняты давно, поэтому и степень разработанности ее довольно высока.

Однако в России переход к инновационному типу развития экономики только начинается и сталкивается с довольно большим количеством проблем. Как известно, российская экономика держится на энерго-сырьевых ресурсах и сильно зависит от них. Такие ресурсы как нефть и газ являются так называемыми «товарами-локомотивами» экономики нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.