ЭКОНОМИКА
Вестник Омского университета, 2002. №1. С. 89-92.
Л7ТП.- Q7S2 1
© Омский государственный университет УДК 3 7 16
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
Т.И. Чернышева
Управление федерального казначейства по г. Омску 644099, Омск, ул. Добровольского, 11а
Получена 14 сентября 2001 г.
This article tells about the historical way of formation, development, elimination and revival of Treasury system. The functions of modern and provincial treasurers are compared. The role of Treasury in the process of Federal budget execution is reflected.
Слова «казна», «казначейство», «казначей» для России не новы. В толковом словаре русского языка В. Даля им даны следующие объяснения:
- казна - наличные деньги, звонкая монета в количестве, государевы или государственные суммы, богатства, доходы, имущество;
- казначей - чиновник, служитель, заведующий деньгами, приходом и расходом, наличностью, истиникомъ (капитал) ;
- казначейство - присутственное место, заведующее приходом, хранением и расходом казны.
Современное толкование отличается от первоначально заложенного смысла в эти слова масштабностью и расширением функциональной значимости. Начав говорить о казначействе, нельзя не сказать об историческом пути становления, развития, причинах упразднения, а в последствии и возрождении этой системы.
Должность казначея впервые встречается в Казенном приказе, согласно которому ему поручалось заведовать Царским Казначейством в период времени от Иоанна III до царствования Петра Великого. Изначально для хранения сборов и податей (казенные налоги вообще; дани и сборы; подушное и поземельная, оброк) специальных касс не было, каждый приказ хранил собираемые им доходы и драгоценности (золото, серебро, бархат, шелк и др.) у себя.
Во время царствования Петра Великого среди финансовых учреждений была Счетная или Казначейская Контора, которая была призвана следить за правильным и четким поступлением налогов. При нем начинаются преобразования системы местного управления, создаются первые десять губерний.
История финансовой деятельности государственных учреждений тесно связана с политическим устройством государства, сложившейся си-
стемой управления, территориальным делением. Поэтому и рассматриваться она должна параллельно с ними.
При Екатерине II губернская реформа получает дальнейшее развитие в таких законодательных актах, как в «Учреждение о губерниях» и «Учреждение для управления губерний». По новому закону предполагалось разделить империю на губернии, во главе каждой должен был стоять наместник, или генерал-губернатор, который имел чрезвычайно широкие полномочия: командовал местными войсками, осуществлял важные судебные функции, наблюдал за сбором налогов, имея в распоряжении полицию, и наконец, он был членом Сената, правительственного учреждения. Непосредственно же губернией управлял губернатор, в распоряжение которого поступал административный аппарат. Наставления для производства дел в Казенных Палатах даны в Учреждениях, изданных 7 ноября 1775 года.
Финансовыми и административно-хозяйственными вопросами занимались в губерниях - Казенная Палата, в уездах - Уездный Казначей и Уездное Казначейство. Уездное Казначейство подчинялось Уездному Казначею, последний -Казенной палате.
В заключительной статье закона от 26 мая 1782 года «О должности Уездного казначея, кому он подчинен и далее чего ведомства его не распространяется» сказано: «Уездному казначею быть попечительну, расторопну и осмотритель-ну, чтобы ничего не запускать, упражняться во всегдашнее время с утра до полудни в пересчет, прием и отпуск денег предписанным выше сего порядком, полагать труды свои после полудни в проверке по книгам самого себя, в составлении, просматривании и отправлении рапортов или представлений, также ведомостей и сообще-
ний, и в составлении же счетов, не откладывая ничего от одного к другому дню. Словом, стараться, чтобы день дня очищал, наблюдая сего и над всеми в казначействе чинами; ибо за всякую неисправность собственно собою отвечать по законам.
В производстве же по казначейству письменных дел освобождается он вовсе от составления каких-либо по канцелярскому обряду журналов или протоколов, но как хранитель казенных денег должен давать во всем отчет производимым настольными реестрами, дневною кладовою запискою, приходными и расходными книгами».
документ, согласно которому были определены для Губернского Казначея предметы деятельности, пределы власти, ведение книг, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм, составление и периодичность отчетности.
Согласно данным наставлениям «Губернскому Казначею поручается сведение о приходах и расходах, ревизия счетов и отправление всяких по сей части ведомостей». Основными задачами казначейства того периода были прием и хранение всех казенных доходов. Губернский Казначей должен был иметь у себя книги:
генерал-губернатор
город город. нижняя уезд- дворян-
маги- сирот- распра- ный ская
страт ский ва суд опека
суд
нижнии
земский
суд
Политическое устройство во время царствования Екатерины II.
Должность Казенной Палаты по своей важности и необходимости, а также для быстрейшего решения самих дел была разделена на экспедиции (отделение какого-либо управления) с четким определением «что кому исполнять надлежит». Отделение VIII «О должности шестой Экспедиции Губернского Казначея» было частным отправлением многих подробностей в производстве дел.
Это был первый Высочайше утвержденный
1) «о числе окладных (окладные сборы - денежная повинность) с душ сборов каждого города и уезда порознь, сколько оных с кого по указам брать надлежит и в какие сроки»;
2) «о всех откупных местах (взятые или отданные на срочное пользование за условную плату одному лицу или обществу) и оборочных статьях (виды податей и повинностей) о каждом особенно по уездам, сколько с чего по откупу по переоборочке (изменить оброк, перевести на иной оброк больший или меньший, отдать в оброк сно-
Управление государственными финансами
91
ва, на новый срок, на иных условиях) или по указам собирать надлежит и в какие сроки»;
3) «о неокладных сборах из трех разных годов особливую книгу по статьям, с чего в котором уезде сбор состоял и сколько которого сбора в приходе было, дабы видеть было можно высокий, средний и самый меньший приход»;
4) «сколько из собираемых доходов по штатам и указам на расходы по Наместничеству в каждом уезде порознь определено, сколько за теми остается и куда оные ассигнованы и в какие сроки».
По данным книгам Губернский Казначей наблюдал за полным и своевременным сбором всех доходов, доставлял их куда следует согласно рос-писанию из Экспедиции Государственных доходов.
Сопоставляя функции казначейства того периода и настоящего времени, видим и сходство, и различия.
Сначала о людях, назначаемых в Губернские Казначеи. В связи с широкими полномочиями и возможностью растраты казенных денег был даже издан Указ, предписывающий не накапливать в казначействах значительные суммы и назначать казначеями «людей, веры достойных». В настоящее время казначеи являются государственными служащими. Согласно Указу Президента РФ государственная служба организует и действует, исходя из принципа законности, обязательности решений вышестоящих государственных органов для нижестоящих, подконтрольности и внепартийности.
Функции казначеев:
1) исполняют государственный бюджет: * раньше §66 «Губернскому Казначею поручается сведение о приходах и расходах, ревизия счетов и отправление всяких по сей части ведомостей.§71 «Сочинять месячныя и тредныя ведомости для отправления в Экспедицию о Государственных доходах и предлагать Казенной палате для утверждения, и наблюдать, чтобы оные ведомости в срок сочинены и отправлены были, что собственно на его отчете лежит».
* сегодня Обеспечивают бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств.
2) обеспечивают целевое финансирование: * раньше §77 «Всякие требования об отпуске денежной казны из доходов той Губернии, какого то бы роду ни были, должны быть производимы чрез сею шестую Экспедицию, ни выдач, ни отпусков никаких сама собою Экспедиция чинить не может, а представляет Казенной Палате и по
ея определением исполнение чинит».
* сегодня Обеспечивают в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств.
3) распределяют доходы: * раньше §76 «Деньги, вступаемые в Казенную Палату, Губернский Казначей отдает в кладовые под присмотр того города уездного Казначея, но счет оным производить помесячно, и из оных выписки подает в Казенную Палату сам Губернский Казначей».
* сегодня Осуществляют распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
4) осуществляет операционное обслуживание: * раньше §80 «Смотреть также, чтобы все выдачи, исключая сумм, определенных на Канцелярские расходы и канцелярских чинов, отпускаемы были не иначе, как на наличное число, и чтобы остатки причисляемы были к наличной сумме, также чтобы все вычеты, кои по законам или частно у кого-либо учинить велено, при отпусках не пропущены были».
* сегодня Осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетными (федеральными) средствами.
5) осуществляют кассовое планирование: * 'раньше §72 «При всяком отправлении по местам денежной казны делать расчеты, как удобнее и дешевле оные отправлять натурою, или меною на ассигнации с платежем лажа (приплата к одному роду монеты при обмене ея на другую), по силе, данной Казенным Палатам власти, и представлять Казенной Палате для решения, а без дозволения Казенной Палаты таких отправлений не делать».
* сегодня Осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования.
6) проводят контроль за соблюдением действующего законодательства: * раньше §81 «Как все ведомости о приходах и расходах состоят под надсмотром сей Экспедиции, то из оных примечать. Не упадают ли где какие-либо сборы, или нет ли такого сбора, который без всякого законного определения остановлен либо выключен, либо нет ли каких неуказанных сборов или же выдач, на что ассигнации нет, обо всех таких случаях замечая, должен тотчас представлять Казенной Палате для принятия надлежащих мер».
*сегодня Проводят работу по контролю за со-
блюдением законодательства РФ в части исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных средств. Как раньше, так и сегодня:
- контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета;
- осуществляют контрольные функции во взаимодействии с другими органами;
- осуществляют учет операций;
- предоставляют информацию и отчеты вышестоящей организации;
- проводят контроль за соблюдением действующего законодательства;
- ведут делопроизводство.
При исследовании функций казначейства по первым наставлениям для производства дел поражают прозорливость и детализация, охватывающие все аспекты деятельности Губернского Казначея.
Финансовая система, как всегда, вызывала много споров и злоупотреблений, поэтому деятельность Губернских Казначеев подвергалась срочным и внезапным ревизиям.
Срочная и внезапная ревизия начиналась до открытия казначейства. Целью срочной проверки было удостовериться ревизующими, что представленные по кладовой книге и по накладной книге разменного капитала деньги и ценности действительно имелись налицо, гербовые знаки и бланки, состоящие на учете, находятся в количестве, значащимся в остатке ко дню срочной ревизии.
При проведении плановой ревизии проверялись также счета и книги казначейства по всем операциям. Лица, производившие ревизии, обязывались не разглашать содержание предъявленных им счетов, документов и данных, относящихся к этим операциям. О каждой ревизии составлялся акт.
В настоящее время признано необходимым проведение ГУФК не реже одного раза в 2 года комплексных ревизий и тематических проверок органов казначейства.
В современных условиях значительно увеличился объем работы за счет увеличения видов налогов, числа налогоплательщиков и бюджетополучателей, учета в соответствии с бюджетной классификацией.
Внедрены новые принципы по управлению государственными активами. В территориальных органах казначейства открыты лицевые счета для учета и распределения средств от сдачи в аренду федерального имущества научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждени-
ями культуры и искусства. Ведется учет договоров на поставку продукции, работ и услуг и иных документов об обязательствах, подлежащих к исполнению за счет средств федерального бюджета по оплате отопления и водоснабжения, потребления газа, котельно-печного топлива и электрической энергии.
Органы казначейства осуществляют по представлению налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей. Расширены полномочия в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам, наложение штрафа, начисление пени и др. Органы казначейства осуществляют контроль за применением финансовых санкций.
Вновь возродившиеся органы федерального казначейства за короткий срок стали полноправными участниками бюджетного процесса, играют важную роль в процессе исполнения федерального бюджета.