Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
954
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ / STATE AND MUNICIPAL DEBT / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / BUDGET DEFICIT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ / КОНВЕРСИЯ / CONVERSION / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / RESTRUCTURING / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / REFINANCING / THE CONTROL STATE AND MUNICIPAL DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шашкова О.С., Маркова Н.А.

В данной статье рассмотрены наиболее важные проблемы в сфере государственного и муниципального долга - это контрольные действия и мероприятия по его управлению, рациональное использование государственного и муниципального долга, а также наиболее эффективное покрытие им возможного дефицита бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE STATE AND MUNICIPAL DEBT

N this article are handled the most essential problems in regard to national and municipal debts - those are controlling actions and management events, rational using of national and municipal debt and the most effective absorbing of potential budgetary gap as well.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ»

- заключенные договоры с сетями ритейлеров;

- производственные возможности поставщиков.

Список литературы:

[1] Салмин П.С. Машинная модернизация системных технологий для целей организационного управления предприятиями. /Салмин С.П., Салмин П.С. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3-1. С. 258-260.

[2] Салмин П.С. Нетрадиционный подход к определению границ безубыточности производства автокомпонентов для крупномасштабного автопроизводства./Салмина Н.А., Салмин П.С. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-2. С. 238-242.

[3] Салмин П.С. Особенности управления затратами по центрам финансовой ответственности на промышленных предприятиях / Салмина Н.А., Салмин П.С. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6-1. С. 222-226.

[4] Салмин П.С. Параметрическое моделирование эффекта финансового рычага / Салмин П.С., Салмина Н.А. Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 27. С. 27-34.

[5] Салмин П.С. Постановка системы бюджетного управления предприятием. Монография / П.С. Салмин; Федеральное агентство морского и речного трансп., Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Волжская гос. акад. водного трансп.. Нижний Новгород, 2008.

VARIANCE ANALYSIS IN THE BUDGETARY MANAGEMENT

OF THE COMPANY

P.S. Stukachev

Keywords: budgeting, analysis of budget execution, budget revenues and expenditures, the center for financial responsibility.

Analysis of the reasons for the rejection of the planned performance with actual is carried out on the example of a company importer. Key performance indicators for the compilation of the base budgets of the company are offered.

УДК 336

О.С. Шашкова, студент ФГБОУВО «ВГАВТ» Н.А. Маркова, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

Ключевые слова: государственный и муниципальный долг, дефицит бюджета, система управления государственным и муниципальным долгом, конверсия, консолидация, унификация, реструктуризация, рефинансирование.

В данной статье рассмотрены наиболее важные проблемы в сфере государственного и муниципального долга - это контрольные действия и мероприятия по его управлению, рациональное использование государственного и муниципального долга, а также наиболее эффективное покрытие им возможного дефицита бюджета.

Заимствования средств бюджетами различных уровней ведут к формированию государственного и муниципального долга, то есть задолженности Российской Феде-

296

рации и субъектов РФ. Роль государственного и муниципального долга в экономике любой страны очень важна. От отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и погашения государственного долга существенно зависит состояние государственных финансов, денежное обращение и экономика в целом.

Наиболее острые проблемы для государства в сфере государственного и муниципального долга - это контрольные действия и мероприятия по его оперативному управлению. Кроме того, важны вопросы рационального использования государственного и муниципального долга и наиболее эффективное покрытие им возможного дефицита бюджета.

Надежное управление долгом может гарантировать частичную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной денежно-кредитной политики, ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного и муниципального долга.

При изучении данных проблем важно рассмотреть сущность государственного и муниципального долга, задачи, принципы и особенности системы управления, а также пути и направления сокращения.

Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса РФ, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. В то же время в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг - неотъемлемая часть большинства финансовых систем государств.

Практически все страны мира, проводя экономические реформы, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных кредитов и займов способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Но при отсутствии целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов образуется внешняя задолженность, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Как показал кризис 1998 года в России, государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Этим доказывается тесная взаимосвязь управления государственным долгом с обеспечением экономической безопасности государства или региона, осуществляющего заимствования. Но вместе с тем, ограничения, накладываемые действующим законодательством на объем государственного долга субъекта и на платежи в счет его обслуживания, не позволяют полностью избежать долговых рисков и наиболее достоверно выявлять и прогнозировать возникновение кризисных тенденций в экономике.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов) является тяжелой ношей для любого государства, так как приводит к увеличению дефицита бюджета. В свою очередь рост дефицита бюджета обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замы-

кается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ - это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Такой долг рассматривают как заем населения самому себе. При этом он не оказывает влияния на общий размер совокупного богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением. Его наличие вполне нормально, за исключением тех случаев, когда его сумма становится очень высокой.

Государственный внешний долг России - это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства РФ, выраженные в иностранной валюте.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну.

Для развития экономики важны цели заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, быстро окупающихся проектов и на условиях выгодных процентных ставок, это может содействовать развитию национальной экономики.

Последствия государственных займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы), то государственные заимствования будут прямым вычетом из валового национального продукта. А их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется неразрывная связь государственного долга с налогами.

Внешние заимствования в момент поступления средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства. Займы у иностранных государств, и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д.

Государственный долг сказывается на политической и социально-экономической обстановке в стране. Наличие государственного долга, безусловно, означает, что перед государством встает задача по созданию и проведению комплекса мероприятий по его управлению. Посредством этого комплекса решается главная проблема - эффективное управление государственным и муниципальным долгом.

На сегодняшний день ни в мировой, ни в отечественной экономической литературе не сложилось единого определения понятия управления государственным долгом. Тем не менее, управление государственным долгом можно определить как деятельность государства, осуществляемую на стратегическом и тактическом уровне в лице уполномоченных органов по регулированию объема, структуры и стоимости обслуживания государственных долговых обязательств.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:

1) Использование государственных и муниципальных заимствований в таких объемах, которые дополнят доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых для обеспечения исполнения их финансовых обязательств;

2) Уменьшение стоимости долга с помощью удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки;

3) Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности рынка долговых обязательств;

4) Поддержание размера внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

5) Сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.

Решение этих задач способствует процессу эффективного управления государственным и муниципальным долгом.

Кроме того, существуют определенные принципы, благодаря которым осуществляется управление. К ним относятся:

- Принцип безусловности. Согласно этому принципу обеспечивается точное и своевременное выполнение обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий.

- Принцип единства учета означает, что в процессе управления государственным долгом учитываются все виды ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

- Принцип согласованности, по которому обеспечивается максимально возможная согласованность интересов кредиторов и государства-заемщика.

- Принцип единства долговой политики. Этот принцип гарантирует единый подход в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям.

- Принцип снижения рисков. По нему выполняются все необходимые действия, которые позволяют снизить как риски кредитора, так и риски инвестора.

- Принцип гласности. Означает, что заинтересованным пользователям должна предоставляться полная, своевременная и достоверная информация о параметрах займов.

- Принцип оптимальности создает такую структуру государственных займов, которая гарантирует выполнение обязательств, сопряженных с минимальными затратами и минимальным риском. Кроме того, важно, чтобы выполнение этих обязательств оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны.

Осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом России закреплено в качестве одного из полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики в ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Полномочие Минфина России на управление в установленном порядке государственным долгом России закреплено в ст. 165 БК РФ.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом данного субъекта в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Данное положение БК РФ обусловило закрепление в законодательстве ряда субъектов РФ нормы о невозможности признания безнадежным долгом перед бюджетом субъекта РФ бюджетных ссуд, предоставленных непосредственно местным бюджетам, а также юридическим и физическим лицам под гарантии муниципальных образований.

БК РФ в ст. 107 устанавливает предельный объем муниципального долга в размерах, не превышающих объем собственных доходов соответствующего бюджета. Конкретные верхние границы объема муниципального долга определяются решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. И хотя управление государственным долгом направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, - риска и издержек обслуживания, конкретные его цели сложно разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики [1]. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.

Однако, если в качестве главной цели установить минимизацию рисков со стороны государственного долга, то это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное его отсутствие - это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований создается единая система управления государственным долгом РФ.

Осуществляя управление государственным и муниципальным долгом субъекты управления используют широкий набор инструментов (способов):

Рефинансирование является одним из широко распространенных методов управления государственным и муниципальным долгом. Этот метод подразумевает погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным и муниципальным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Следующим методом управления является конверсия. Это замена ранее выпущенных государственных займов новыми с целью удлинения сроков кредита и изменения размера заёмного процента, как правило, его понижением. Преследует цель снизить бюджетные расходы по государственному долгу. Не затрагивает интересы крупных держателей облигаций, которым нередко предоставляются денежные компенсации и налоговые льготы.

При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга. В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса РФ под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом сумма погашения основного долга за счет его реструктуризации не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация - объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке. Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

Кроме указанных методов управления государственным и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга. Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют эти методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие.

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а так же прогнозного уровня процентных плавающих ставок.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. №216-ФЗ, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года - 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др. Рассмотрим такие методы, как конверсия, консолидация, унификация ценных бумаг и их обмен, отсрочку погашения займов.

Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее .

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка - в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

В настоящее время общей причиной дефицитности бюджетов для многих стран считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к увеличению государственного долга. Подавляющее большинство стран имеют средний относительный размер государственного долга. Однако примерно треть стран из этой группы снижает относительный размер своего долга, другая треть повышает, а у остальных этот показатель колеблется около определенного уровня. Анализ ситуаций, складывающихся за границей необходим во избежание подобных ситуаций в нашей стране. Кроме того, для России может быть полезен опыт управления госдолгом в странах зарубежья.

Таким образом, следует еще раз отметить, что в современном мире государственный и муниципальный долг является закономерным явлением в функционировании любого государства, которое сталкивается с проблемой растущей задолженности. Важно лишь создать комплексную систему управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулиро-

вать и реализовывать национальные интересы в этой сфере. Она также обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению. Только тогда государственный и муниципальный долг может принести экономике страны довольно весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития.

Список литературы:

[1] Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. -2011. - №2. - С. 12

MANAGEMENT OF THE STATE AND MUNICIPAL DEBT O.S. Shashkova, N.A. Markova

Keywords: State and municipal debt, budget deficit, the control state and municipal debt, conversion, consolidation, unification, restructuring, refinancing

In this article are handled the most essential problems in regard to national and municipal debts - those are controlling actions and management events, rational using of national and municipal debt and the most effective absorbing of potential budgetary gap as well.

УДК 65.162

В.Н. Щепетова, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГАВТ» Н.Ю. Зенцова, студентка ФГБОУ ВО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОЦЕНКА ИХ КАЧЕСТВА

Ключевые слова: доход, расход, прибыль, бухгалтерская (финансовая) отчетность, финансовый результат, организация.

В статье рассматриваются основные показатели финансового результата деятельности предприятия; произведена оценка качества приведенных показателей; выявлены основные факторы, влияющие на формирование прибыли; рассмотрен совокупный финансовый результат.

Финансовый результат - это:

1) выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений;

2) прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе её предпринимательской деятельности за отчётный период [6].

В бухгалтерском учёте финансовый результат определяют путём подсчёта и балансирования всех прибылей и убытков за отчётный период.

Формирование информации о финансовых результатах в текущем бухгалтерском учете осуществляется на базе экономической однородности хозяйственных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.