Взаимозависимость государственного и муниципального долга и дефицитов бюджетов различных уровней
Гужина Галина Николаевна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и бизнеса, Государственный гуманитарно-технологический университет
Назаршоев Назаршо Моеншоевич
доктор исторических наук, профессор кафедры историко-правовых и гуманитарных наук, Государственный гуманитарно-технологический университет
Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики.
Ключевые слова: бюджет, государственный (муниципальный) долг, бюджетный дефицит, регулирование, управление, межбюджетная политика, финансирование, экономическое развитие.
Проблема государственного (муниципального) долга в последние годы носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в ряде работ экспертов и ученых. Разновекторность форм воздействия долга на экономику вызывает необходимость рассмотрения государственного (муниципального) долга в качестве объекта управления и регулирования. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики. Вместе с тем существенным недостатком управления субфедеральными долгами является отсутствие законодательно закрепленных целей заимствований, неопределенность пределов полномочий и ответственности органов власти. Высокий уровень государственного долга явился ключевой особенностью функционирования территориальных бюджетных систем Долговые проблемы стали охватывать не только крупные региональные бюджеты, но и бюджеты муниципальных образований, ранее не имевших долговых обязательств или отличавшихся минимальной долговой нагрузкой. Проблема муниципального долга усугубляется межбюджетной политикой, формируемой вышестоящими органами управления. По аналогии с Правительством РФ, проводящим централизацию бюджетных доходов, региональные власти сокращают нормативы отчислений налогов в местные бюджеты.
Эскалация муниципального долга сопровождается ростом затрат на его обслуживание, что создает определенные трудности для исполнения местных бюджетов.
Государственные заимствования в период получения средств облегчают проведение бюджетной политики, пополняют счета государственного бюджета. Вместе с тем они вызывают рост расходов на выплату процентов по обслуживанию возникшей задолженности и ее погашению в течение обусловленного срока за счет дополнительных поступлений налогов, новых заимствований (рефинансирования) или сокращения непроцентных расходов государства на экономические и социальные нужды.
Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует, что для обеспечения экономического роста достаточно лишь рефинансирование долговых обязательств, т. е. размещение новых облигаций и использование части полученных средств на выплаты процентных доходов держателям погашаемых облигаций или же получение новых кредитов и погашение за их счет ранее взятых. В этом случае в отражении источников финансирования бюджетного дефицита используются сальдовые (чистые) показатели государственных заимствований (получение минус погашение).
Объем бюджетного дефицита, темпы его роста должны соответствовать темпам роста ВВП или государственных инвестиций и не вести к увеличению запланированного уровня инфляции. В свою очередь стоимость обслуживания государственного долга должна определяться финансовыми возможностями национальной экономики (не провоцировать отток инвестиционных ресурсов за рубеж, ухудшение сальдо платежного баланса, сокращение валютных резервов Центробанка и т.п.).
Воздействие внутренних и внешних источников финансирования на экономическое развитие различно. Заимствование средств из-за границы однозначно увеличивает объем финансовых ресурсов страны. Вливание иностранной валюты в национальную экономику увеличивает ее предложение, укрепляет курс национальной валюты. Однако использование этой валюты на текущее потребление внутри страны может вызвать увеличение рублевой денежной массы на сопоставимую величину и спровоцировать всплеск инфляции.
Существуют как положительные, так и отрицательные (негативные) последствия привлечения долга. К положительным относится: укрепление международного со-
© £
Ю
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
трудничества, путем принятия долговых обязательств у международных финансовых организаций на международных финансовых рынках, возможность финансирования дефицита бюджета, возможность вложения полученных средств в производство, приводящее к росту уровня занятости. Негативные последствий можно выделить гораздо больше, из них: перекладывание бремени долга на будущее поколение; снижение уровня национальных сбережений; возможное появление угрозы долгового кризиса вследствие применения непродуманной политики государства; рост уровня инфляции в долгосрочной перспективе, приводящее к замедлению экономического роста; погашение процентов по внешнему долгу приводит к переводу определенной части реального продукта за рубеж.
Механизм воздействия внутренних заимствований определяется методами использования заемных средств. Позитивное воздействие на экономику оказывают те внутренние источники финансирования федерального бюджета, привлечение которых не будет сокращать общий объем инвестиционных и текущих расходов других секторов экономики и использование которых будет увеличивать размер совокупного платежеспособного спроса, не обладающего инфляционным эффектом.
К таким источникам относится привлечение сбережений населения для финансирования бюджетного дефицита. Использование средств предприятий для этих целей будет приводить к оттоку ресурсов из реального сектора экономики. Этот эффект можно сгладить в случае, если государство использует полученные средства более эффективно, чем предприятия. В целом же состав и структура источников финансирования бюджетного дефицита определяются целями финансово-экономической политики государства и используются им для расширения или сокращения платежеспособного спроса в экономике.
Государственный долг должен быть устойчивым. Под его устойчивостью понимается способность государства обслуживать долг в любое время. Устойчивость долга требует от государства платежеспособности и ликвидности. С точки зрения концепции потоков платежеспособность означает, что в средне- или долгосрочной перспективе текущая стоимость будущего первичного профицита как минимум равна нынешнему долгу.
С точки зрения концепции запасов платежеспособность требует, чтобы чи-
стая текущая стоимость всех будущих обязательств была не выше всех нынешних активов. Ликвидность означает способность государства сохранять доступ к финансовым ресурсам, гарантирующим выполнение всех краткосрочных обязательств. Таким образом, оценивая устойчивость долга в средне- или долгосрочной перспективе, необходимо учитывать способность государства сохранять доступ к финансовому рынку с краткосрочной целью рефинансирования долга.
Экономисты определяют необходимое условие устойчивости долга: экономика имеет один сектор; инфляция отсутствует; капитал и ВВП в расчете на одного работника, ставка процента и темп роста ВВП неизменны; ставка процента выше темпа роста ВВП - допущение динамической эффективности экономики.
Государство, испытывающее трудности с заимствованием, может столкнуться с проблемой устойчивости в среднесрочном плане, т.к. повышенная доходность государственных облигаций оборачивается ростом затрат на обслуживание долга. Более того, долг можно считать устойчивым только в том случае, когда бюджетная политика, способная генерировать адекватный первичный профицит, приемлема и реалистична с политико-экономической точки зрения.
Увеличение доли внешних заимствований имеет как субъективное, так и объективное основание. Субъективность заключается в решении государственных органов власти о необходимости привлечения внешнего финансирования в виде займов и кредитов. Объективным основанием является макроэкономическая ситуация, складывающаяся в стране.
Проведение политики государства, при которой происходит постепенное наращивание величины внешней задолженности, целью которой является покрытие бюджетного дефицита, приводит к увеличению спроса на деньги. Ограничение Центральным банком выпуска денег в обращение, впоследствии может привести к быстрому росту процентных ставок по кредитам.
В свою очередь на внутреннем рынке страны, при повышении процентных ставок увеличивается спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги, что создает привлечение внешний займов и так называемых «горячих денег» (крупные массы денег, быстро перемещаемые с целью получения краткосрочной выгоды). Высокий уровень инфляции приводит к нестабильности в макроэкономике, нарушению баланса между сбережениями и
инвестициями, тем самым вынуждая государство все больше прибегать к внешним заимствованиям. Вместе с тем, существует и обратная связь влияния инфляции и внешнего долга. Так необходимость в погашении внешней задолженности у стран-должников стимулирует инфляционный рост, оказывая влияние на экономическую политику. Темпы роста инфляции в странах, основных кредиторов, оказывают влияние на объемы предоставляемых кредитов, а также условий их дальнейшего погашения. Таким образом, все это способствует росту процентных ставок, причем как национальных, так и по международному кредиту.
В результате осуществления муниципальными образованиями заимствований образуется муниципальный долг. Муниципальный долг является одним из финансово-правовых институтов и представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования. Законодательное регулирование муниципального долга осуществляется Бюджетным кодексом РФ и отчасти Гражданским кодексом РФ. Структура муниципального долга [3] включает в себя обязательства по:
- ценным бумагам муниципального образования;
- бюджетным кредитам, привлеченным в муниципальный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
- кредитам, полученным от кредитных организаций;
- гарантиям муниципального образования.
Национальная экономика каждой отдельной страны представляет собой сложную систему, которой присущи индивидуальные (локальные) и общие (типовые) черты, характерные для всех стран с рыночного типа. Наличие индивидуальных характеристик в хозяйственных системах отдельных стран обусловлено многочисленными признаками, среди которых: численность населения, географическое положение страны, структура экономических отношений, политическое устройство. Наличие общих черт обусловлено общностью условий, при которых происходит развитие рыночной экономики. Государственный долг является одной из важных типичных признаков, характерных для стран рыночного типа.
Раскрытие сущности является определяющим в исследовании содержания экономического явления. Постижение по степени от явлений к сущности, предполагает познание предмета. Внутреннее
Задояженност и владельцам ГКО-ОФЗ
Структура государственного долга РФ
Зааол жен ноет и Минфина перед ЦБ по кредитам на финансированне дефицита бюджета
Г"
Вновь возникшая задолженность № перед иностранными государе] вами
Внешняя \ задолженность РФ
Рис. 1. Структура государственного долга РФ
содержание предмета, выражающееся в единстве всех его разнообразных свойств и отношений, называется сущностью.
То или иное изобретение предмета, а также внешней формы его существования называется явлением. Как отмечает К. Маркс, сущностью вещи является не принципиально отличная от нее идея, которая реализуется в ней, а также внутренняя связь и единство всех эмпирических проявлений вещи. Обобщая выше приведенные определения, можно сформулировать следующие определения: сущность представляет собой внутреннее состояние объекта, и содержит его глубинный смысл в совокупности.
Особый вид отношений складывающийся между хозяйствующими субъектами, где с одной стороны выступает государство, являющееся преимущественно заемщиком и гарантом, а также кредитором; с другой стороны - физические и юридические лица, выступающие в качестве кредитора, называется государственным долгом. Основываясь на выше сказанном, природу государственного долга можно трактовать как все отношения, которые обслуживают долговые отношения государства во всем многообразии их форм. Следовательно, суть природы долга выражается в его сущности и форме существования.
Однако нужно понимать, что с другой стороны государственный долг может быть выражен суммой накопленных бюджетных дефицитов минус сумма профицитов бюджета, которые имеют место в экономике стране.
Исследую теоретические аспекты государственного долга, можно определить его как самостоятельную экономическую категорию, которая представляет собой часть такого понятия как «государственный кредит». Необходимо учитывать, что
государственный долг как понятие, объединяет в себе признаки как финансовой так и кредитной категории: с одной стороны, это денежно-перераспределительный характер финансовых и кредитных отношений, с другой - возмездно-возвратное движение денежных потоков, что и определяется функционированием самого кредита на платной, возвратной и срочной основах. Интересен тот факт, что сложившаяся специфика государственного долга, как экономическая категория в практическом ее применении выражается в использовании государственного долга как некого инструмента и основного связующего звена между фискальной и денежно-кредитной политикой государства.
Осуществляя процесс заимствования, государство имеет возможность поддержать финансовую систему страны путем предоставления дополнительных денежных средств, реализуя цель увеличения объемов кредитования или самостоятельного осуществления этих операции и даже имеет возможность помочь выжить финансовой системе в кризисный период.
Государственный долг формируется в виде государственных займов. Как правило, займы размещаются первоочередно внутри страны, хотя часть из них и может быть размещена за границей. Одной из основных причин образования государственного долга называется дефицит бюджета, а также наличие свободных денежных средств у юридических и физических лиц.
Различают государственный и общегосударственный долг РФ. Государственный долг представляет собой долговые обязательства Правительства РФ. Общегосударственный долг представляет собой определенные долговые обязательства не только Правительства, а также
органов управления республиками, которые входят в состав РФ и органов власти на местах.
Государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства государства и муниципалитетов перед юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и партнерами, перед международными организациями, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Рефинансированием государственного долга называется размещение новых государственных займов направленных на погашения уже имеющейся задолженности по уже выпущенным займам.
Структура государственного долга РФ включает в себя несколько групп долговых обязательств (рисунок 1).
В состав государственного и муниципального долга включены:
- объем основной суммы долга по кредитам;
- основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;
- объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям;
- объем основной суммы долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным из бюджетов других уровней.
Классификация государственных займов выглядит следующим образом:
1. В зависимости от субъекта заемных отношений Государственные и муниципальные займы разделяются на: размещаемые центральными органами управления и местными органами управления.
2. По месту размещения займы бывают внутренние и внешние.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Внутренний государственный долг -это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения, следовательно, увеличение внутреннего долга является менее опасным для экономики страны по сравнению с ростом внешних заимствований. Кроме того, при погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров и услуг, что, безусловно, является положительным фактором.
3. В зависимости от обращения на
О £
ю
9
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 о
рынке: рыночные (свободно продаются и покупаются на фондовых рынках); нерыночные (это негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и т.п.).
4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные (обеспечены каким-то конкретным имуществом - для местных органов управления); беззакладные (обеспечены всем имуществом - для центральных органов власти).
5. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные (на лотерейной основе); процентные (выплаты процентов производятся от 1 до 4 раз в год); с нулевым купоном (скидка с номинала при их приобретении).
6. В зависимости от срока привлечения средств: долгосрочные (срок действия более 5 лет, выпуск в виде облигаций); среднесрочные (срок действия от года до 5 лет, выпуск в виде казначейской ноты); краткосрочные (сроком до 1 года, предназначенные для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов, выпуск в виде векселя); бессрочные или рентные (гарантированное получение процентов без возврата кредитору первоначального взноса).
7. По методу определения доходов: с твердым доходом (фиксированная процентная ставка); с плавающим доходом (проценты могут пересматриваться).
8. По обязанностям заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения. Погашение может быть единовременным или частями (либо равными частями, либо возрастающими долями, либо снижающимися долями).
9. Займы территорий.
15 апреля 1992 г. был принят Закон, разрешающий республикам, автономным областям, округам, краям, областям, Москве и Санкт-Петербургу и органам местного самоуправления получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков и выпускать займы на инвестиционные цели. Этот закон предусматривал, что максимальный размер займов устанавливается законодательством РФ, но в действительности до настоящего времени заемная деятельность территорий в России практически не контролируется.
В условиях инфляции долгосрочные займы территорий не прижились. В результате 64% приходится на среднесрочные займы и краткосрочные (от 2 до 12 месяцев). Соответственно выпускаются ценные бумаги, являющиеся долговыми обязательствами.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Цмь управления государственным долгий — обеспечение потребностей органов государственного управления в финансировании и исполнении обязательств по ним с минимальными затратами в средне- н долгосрочной перспективе, при разумной степени риска.
Объект управления: долговые обязательства государства: заимствованные из внутренних и внешним источников средства, поступившие от международных и зарубежных инвесторов в соответствии с международными соглашениями; размещение к использование заемных ресурсов, погашение и обслуживание долга.
Методы управления; рефинансирование государственного долга, реструктуризация, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного внутреннего долга.
Принципы управления: безусловности: единства: снижения рисков: оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения; сохранения фи на исовой независимости: прозрачности
Рис. 2. Основные составляющие системы управления государственным долгом
Существуют три основные группы займов (по целям заимствования):
- инвестиционные - финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развития инфраструктуры;
- социальные - финансирование социальных программ, решение экологических проблем;
- бюджетные - финансирование текущих расходов, погашение задолженности перед предприятиями, покрытие кассовых расходов.
Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, обеспечивая ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретными статьями доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционных проектов.
Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования государственными органами и органами местного самоуправления по выпуску, размещению долговых обязательств, по организации выплаты по ним доходов, по оптимизации условий и объемов долга и минимизации расходов по его обслуживанию.
Искусство управления государственным долгом заключается в том, чтобы правительство не испытывало недостаток в финансовых ресурсах для реализа-
ции инвестиционных проектов и при этом привлеченные займы не создавали ситуации долгового навеса и не увеличивали долговую нагрузку на экономику до того уровня, когда обслуживание долга не станет обременительным для государства. В долговом агентстве систематизируются все потоки информации, которые ретранслируются из разных органов государственного управления, т.е. создается единая информационная база данных по долговым обязательствам и макроэкономическим параметрам. В дополнение к информации о параметрах состояния национальной экономики, в долговом агентстве аккумулируются данные о состоянии мировых финансовых рынков, кредитных рейтингах, новых программах международных финансовых организаций и др. Это позволяет оперативно отслеживать последние мировые тенденции в макроэкономической сфере, особенно изменения тех индикаторов, которые оказывают непосредственное влияние на платежеспособность государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Цель управления государственным долгом - оптимизация затрат, которые связанны с финансированием дефицита государственного бюджета. Основные составляющие системы управления государственным долгом представлены на рис. 2.
На практике используют следующие основные методы управления государственным и муниципальным долгом:
- досрочный выкуп - при согласии кредитора, с целью сокращения будущих расходов на обслуживание долга;
- рефинансирование - погашение долга за счет средств от новых заимствований;
- новация - при согласии кредитора замена одного долгового обязательства другим;
- реструктуризация - изменение срока, доходности, объема долга;
- конверсия - изменение доходности долга;
- пролонгация - это увеличение срока погашения долга без дополнительных условий;
- отсрочка - это увеличение срока погашения долга с дополнительными условиями (обеспечение, повышение доходности);
- капитализация процентов - это замена выплаты процентов увеличением объема долга;
- дефолт - это приостановка выплат по долгу без отказа от своих обязательств;
- аннулирование - это отказ от обязательств в одностороннем порядке;
- списание - это уменьшение объема долга с согласия кредитора;
- консолидация - это объединение долгов с разными сроками погашения в один, с целью удобства обслуживания;
- унификация - это приведение нескольких видов долговых обязательств с разными условиями к одному с целью удобства обслуживания;
- установление предельных целевых ориентиров, т.е. определение в законодательном порядке предельного размера долга, предельной суммы расходов на обслуживание и погашение долга.
Важным аспектом государственного долга и управления им является проблема так называемых условных обязательств. Условные обязательства бюджета представляют собой финансовую категорию, отсутствующую в Бюджетном кодексе. Это обязательства, которые возникают у государства при определенных обстоятельствах в будущем. События второй половины 2008-2009 гг. показали, что полностью оправдались общественные настроения в части принятия властями конкретных мер по предотвращению краха банковской, а вместе с ней и финансовой, систем, как отдельных стран, так и международной валютно-финансо-вой системы в целом.
Муниципальный долг тоже выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае является местная администрация, которая регулирует объем и структуру долга, осуществляет новые заимствования, погашение и обслуживание долга, определяет условия предоставления муниципальных кредитов и гарантий, контролируя их целевое использование.
Основным критерием оценки платежеспособности муниципалитета является отношение объема муниципального долга к объему собственных доходов муниципального (местного) бюджета.
Проблема дестабилизации территориальных бюджетов в последние годы носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России. Кризисные процессы затронули подавляющее большинство регионов, что не дает оснований говорить о благоприятных перспективах. За январь - август 2016 года не наметилась тенденция к сокращению государственного и муниципального долга, достигшего 35% объема налоговых и неналоговых доходов территориальных бюджетов. Текущие меры, принимаемые Правительством РФ, направлены на сокращение бюджетных расходов, включая финансовую поддержку регионов, обеспечивающую до 20% расходных обязательств субфедеральных бюджетов. Более того, вместо пересмотра действующих механизмов распределения доходов на региональный уровень проблема разбалансировки бюджетов субъектов РФ решается путем выделения масштабных бюджетных кредитов, которые подлежат возврату в федеральную казну. При этом региональные бюджеты несут такую непомерную социальную нагрузку, что без должного участия федерации социализация расходов создаст для обремененных долгами бюджетов регионов дополнительные угрозы.
Сокращение расходов муниципальных бюджетов очевидно приведет к сворачиванию многих программ, которые объективно необходимы на местах. Этот путь вдет к снижению уровня благосостояния граждан. Вероятно пути решения следует искать среди источников пополнения бюджетов всех уровней, а также в совершенствовании самой системы распределения безвозмездной помощи субъектам федерации.
Первый источник - пересмотр механизмов налогового администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). НДС является вторым после нефтегазовых доходов источником наполнения
федерального бюджета. Однако ситуация в сфере его администрирования приобретает тревожные тенденции, обусловленные действием множества налоговых преференций, зачастую противоречащих фискальному смыслу данного налога.
Второй источник пополнения федеральной казны - повышение эффективности управления государственной собственностью. В ходе рыночной приватизации, проводившейся в РФ в 1990-х гг., управление собственностью через государственные органы было трансформировано в управление в составе государственных корпораций, получивших статус акционерных обществ. Естественно, что такая структурная организация предопределила преобразование государственной собственности в смешанную и снижение степени реализации государством своих прав как собственника. Тем не менее, государство сохранило контрольную долю собственности на ключевые корпорации стратегических отраслей экономики.
Со стороны Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), являющегося главным администратором доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, отсутствует контроль за полнотой уплаты этого вида доходных источников федерального бюджета.
В мире, в том числе в ведущих развитых странах, наблюдается устойчивый рост условных обязательств. Актуальна эта проблема и для нашей страны. В настоящее время в России продолжается реформа пенсионной системы. Проведя анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России, эксперты пришли к выводу, что в долгосрочном периоде пенсионная система станет устойчиво дефицитной. Официальные прогнозы в плане фискальной нагрузки могут быть заниженными из-за неблагоприятно складывающейся демографической ситуации. По оценкам Standard&Poors, Россия столкнется с серьезными проблемами (уменьшением численности работающего населения, увеличением числа пенсионеров, ростом расходов на здравоохранение), что может привести к росту государственного долга.
Литература
1. Баева Е.А. Управление государственным внутренним долгом российской федерации: проблемы и перспекти-вы//Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - № 4. -С. 177.
2. Гужин А.А., Гужина Г.Н. Современное состояние и перспективы совершен-
0 3
ю
ff
2 е
8
ствования государственной социальной политики/ Инновационное развитие социально-экономических систем : условия, результаты и возможности. Материалы IV Международной научно-практической конференции Государственный гуманитарно-технологический университет (Орехово-Зуево), 2016. -С. 16.
3. Егоркина Т.А., Лукач А.А. Особенности управления государственным долгом и методы его совершенствования// Таврический научный обозреватель. -2016.-№3 (8). - С. 26.
4. Люшнина Н.О. Внешний долг как институт экономической системы // Экономические науки. - 2013. - № 12 (109). - С. 159.
5. Ярыгина Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России//Академическая публицистика. - 2017. - № 2. - С. 153.
Interdependence of state and municipal debt and budget deficits of various levels
Guzhina G.N., Nazarchoev N.M.
State Humanitarian-Technological University
The scarcity of state and local budgets and high public debt are typical at the present stage for most industrialized countries. As a result of the credit expansion of the state, other borrowers are being ousted from the financial market, high interest rates on loans remain. Huge expenditures on servicing the public debt absorb an increasing share of tax revenues. Therefore, reducing budget deficits and public debt is one of the most urgent tasks of economic policy.
Keywords: budget, state (municipal) debt, budget deficit, regulation, management, interbudgetary policy, financing, economic development.
References
1. Bayeva E.A. Management of the public internal
debt of the Russian Federation: problems and prospects//Scientific notes of the Tambov office of ROSMU. - 2015. - No. 4. - Page 177.
2. Guzhin A.A., Guzhina G.N. Current state and
prospects of improvement of the state social policy / Innovative development of social and economic systems: conditions, results and opportunities. Materials IV of the International scientific and practical conference State humanitarian and technological university (Orekhovo-Zuyevo), 2016. - Page 16.
3. Egorkina T.A., Luk6cs A.A. Features of
management of a public debt and methods of his improvement//Taurian scientific observer.
- 2016. -№ 3 (8). - Page 26.
4. Lyushnina N.O. External debt as institute of
economic system//Economic sciences. - 2013.
- No. 12 (109). - Page 159.
5. Yarygina T. N. A public debt in the system of
ensuring financial safety of Russia//the Academic journalism. - 2017. - No. 2. -Page 153.
oo
СЭ
СЧ
£
6
2 ©