DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-247-251
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Преображенский А.П.1, Чопоров О.Н.2
ORCID: 0000-0002-6911-8053, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация
2ORCID: 0000-0002-3176-499, Воронежский государственный
технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация
В работе обсуждаются вопросы, связанные управлением компетенциями в образовательных процессах. Общая модель образовательного процесса строится в виде последовательность отдельных моделей, которые описывают все шаги в образовательной организации. Приведена схема контроля обеспечения требуемыми компетенциями в учебном процессе.
Ключевые слова: студент; обучение; мотивация; методика; специалист; оценка; образование.
THE MANAGEMENT OF FORMATION OF COMPETENCES IN THE PREPARATION OF STUDENTS
Preobrazhenskiy A.P.1, Choporov O.N.2
1ORCID: 0000-0002-6911-8053, Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation
2ORCID: 0000-0002-3176-499, Voronezh state technical university, Voronezh, Russian Federation
This paper discusses issues related to competence management in educational processes. A general model of educational process is constructed as a sequence of separate models that describe all the steps in
the educational organization. The scheme of control ensure the required competencies in the educational process is given.
Keywords: student; training; motivation; technique; specialist; assessment; education.
Проведение формирования компетенций в образовательных процессах вуза, когда готовятся профессиональные кадры, основывается на том, что есть совокупность соответствующих компонент: комплекс лекций, методические указания и пособия по практическим занятиям и другие образовательных составляющие, входящие в учебные модули. Получение знаний, умений и навыков базируется на указанных образовательных ресурсах. В рамках одной дисциплины можно осваивать целый ряд компетенций. Это ведет к заметному усложнению процессов планирования учебных процессов и определяет необходимость поиска возможностей для их оптимизации [1,2].
Важно понимать, что освоение компетенций осуществляется, в большинстве случаев, не последовательным образом по выделенным этапам обучения, а интегральным образом, при этом идет формирование каждой из компетенций в течение всех обучающих циклов.
Формирование компетенций связано со множеством последовательных действий. Главной задачей является обеспечение создания компетенций с наибольшей точностью.
Это можно обеспечить на основе применения разных адаптивных способов в алгоритмах управления образовательными процессами: осуществляется учет разных параметров для каждого из шагов [3,4].
Общая модель образовательного процесса строится в виде последовательность отдельных моделей, которые описывают все шаги в образовательной организации.
Главным показателем того, что инновационные процессы в образовательной организации являются эффективными, является значение показателя числа компетенций, которые соответствуют заданным требованиям, что, в свою очередь, определяется стабильностью ус-
ловий образовательных процессов (качества учебных материалов, обеспеченности аппаратно-программными средствами, правильному использованию технологии тестирования и т.д.).
Процесс формирования компетенций может быть рассмотрен по существу как последовательный переход из одного состояния в другое в рамках определенной траектории [4, 5].
Поскольку целью проведения образовательных процессов является получение требуемых характеристик компетенций, то для того, чтобы использовать в управлении режимами образовательных процессов, важно иметь несколько (множество) функций (образовательных траекторий), дающих возможности для того, чтобы образовательный процесс управлялся: идет коррекция по ориентиру на конечное состояние. Фактически, требуется провести решение задачи траекторного управления, другими словами находится оптимальное решение среди множества при учете заданных характеристик исследуемых компетенций.
Исходными данными при проведении разработок систем управления [6] можно считать некоторые базовые технолог™ формирования компетенций. Проведение выбора такой технологии определяет, что есть последовательность обучающих действий и установлены ограничения по управляющим переменным.
Схема процесса контроля обеспечения требуемыми компетенциями изображена на рис. 1: до и после каждой учебной операции п, (п=0,1,2 ...т), подсистемой сбора данных учебного процесса в систему управления идет передача значений входных и выходных параметров:
(1)
и
ZxJn ={yw 1 • Д (2)
для каждой операции п.
Если для настоящего момента времени, значение не соот-
7=1
ветствует требуемому значению, то системой управления на основе управляющих механизмов идет выработка управляющего воздействия на учебный процесс:
дг = {д^, д*,}, (3)
с целью, чтобы были изменены значения выходных параметров
на близкие к заданным.
Рис. 1. Схема контроля обеспечения требуемыми компетенциями в учебном процессе
Вывод
Определение компетенций обучающихся следует проводить в рамках общей модели образовательных процессов с учетом описания отдельных шагов образовательной траектории.
Список литературы
1. Горшкова О.О. Формирование готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности в ходе самостоятельной и научно-исследовательской работы // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С. 490-500.
2. Анненкова Н.В. Интерактивные методы обучения как фактор развития профессиональных компетенций // Научный вестник МГИИТ. 2010. Т. 6. №4. С. 74-76.
3. Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С.556-567.
4. Архипова Г.С. Социокультурная компетентность как взаимосвязь процессов социализации и инкулыурации в современном вузе // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С. 461—469.
5. Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 234-237.
6. Львович Я.Е., Львович И .Я., Власов В.Г., Кострова В.Н. Системно-деятельностный подход к процессу управления функционирования и развития вуза // Инновации. 2003. № 3. С. 34—42.