Научная статья на тему 'Управление экономическим ростом'

Управление экономическим ростом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА УПРАВЛЕНИЯ / SCIENCE OF MANAGEMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / FACTORS OF ECONOMIC GROWTH / ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ / SHAPING AND UPBRINGING OF LEADERS / RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулапов Михаил Николаевич, Сидоров Михаил Николаевич

В статье рассмотрены вопросы развития науки управления, взаимосвязи стратегии и тактики управления макрои микроэкономическими бизнес-процессами. Сформулированы предложения о перспективных направлениях подготовки современных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of developing the science of management, interconnection of strategy and tactics of managing macro and micro economic business processes. Suggestions concerning the promising directions in modern managers' training were put forward.

Текст научной работы на тему «Управление экономическим ростом»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Д-р экон. наук М. Н. Кулапов д-р экон. наук М. Н. Сидоров

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ

В статье рассмотрены вопросы развития науки управления, взаимосвязи стратегии и тактики управления макро- и микроэкономическими бизнес-процессами. Сформулированы предложения о перспективных направлениях подготовки современных менеджеров.

Ключевые слова и словосочетания: наука управления, ответственность бизнеса, факторы экономического роста, формирование и воспитание лидеров.

О развитии науки управления

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять. Эта универсальная формула показывает три важнейших стадии развития любой науки, в том числе экономической: 1) познание явления, изучение причинно-следственных связей, включая вероятностную составляющую; 2) построение прогностических моделей и собственно сам прогноз, интерпретация его результатов; 3) управление процессом, определение реальных направляющих воздействий для получения желаемого результата.

Эффективное управление - это функция нравственности, образования и опыта. Нет развитой экономики в безнравственном обществе. Честная конкуренция, обязательность выполнения договоренностей, дисциплина и ответственное отношение к делу, т. е. в конечном итоге совмещение эгоистичного начала в предпринимательской деятельности с пониманием социальной ответственности бизнеса перед государством, детьми, пожилыми людьми и теми, кто нуждается в социальной помощи, - это одна из важнейших составляющих долгосрочного экономического успеха и отдельного предпринимателя, и страны в целом. Это также недостаточно исследованная область управленческой науки.

Наука управления, несмотря на ее бесспорные достижения и взаимосвязь с математикой, психологией и другими науками, нуждается в серьезном развитии. До сих пор, например, нет разработанных методов управления национальным богатством страны, включая природный, производственный и человеческий капитал, не изучена взаимосвязь управления компаниями с управлением национальным богатством.

Современная хозяйственная практика позволяет привести множество примеров проблем, порожденных слабым изучением и недооценкой управления национальным богатством:

- крайне неравномерное распределение богатства и доходов населения, что не позволяет приблизиться к решению проблемы формирования среднего класса, а значит, эффективного конечного спроса и адекватных материальных стимулов хозяйственной деятельности;

- проведение приватизации с такими последствиями, которые еще долгое время не позволят сформировать эффективную структуру собственности, стимулирующую заниматься не ее перераспределением, а созидательной хозяйственной деятельностью, связанной с активизацией подлинных инноваций;

- многие участники хозяйственных отношений (как резиденты, так и нерезиденты) в той или иной мере ожидают наступления перераспределения реальных хозяйственных активов; нередко эти ожидания искусственно подогреваются с целью скупки собственности по заниженным ценам;

- искажение структуры российской экономики в сторону преобладания сырьевого сектора, связанного с эксплуатацией природных ресурсов; неумение управлять потенциалом страны приводит к выводу интеллектуальных активов за пределы страны.

Недооценка управления национальным богатством в России чревата постоянной опасностью скупки собственности немногочисленной богатой прослойкой и иностранными инвесторами. Решение этой проблемы пытаются найти на основе введения разного рода административных ограничений на оборот элементов богатства, что далеко не всегда содействует эффективности экономики. С другой стороны, распределение богатства существенно влияет на экономический рост. Материальное и нематериальное богатство должно аккумулироваться у эффективных собственников, причем государство - далеко не исключение.

Эффективное управление богатством позволит существенно повысить капитализацию российских компаний, оценить реальные активы, которыми они располагают. Это касается как материальных и финансовых активов, так и используемой интеллектуальной собственности. При недооценке активов компании получают в собственность по явно заниженной цене как производственные фонды, так и запасы сырья в недрах, земельные и интеллектуальные ресурсы. В частности, на это указывают чрезмерная обеспеченность запасами полезных ископаемых российских компаний в сравнении с зарубежными, неэффективное лесопользование и землепользование, заниженность оценки труда квалифицированных трудовых ресурсов. Кроме того, происходит массовое патентование отечественных разработок за рубежом.

Таким образом, анализ даже отдельных элементов хозяйственной практики показывает, что управленческая наука имеет серьезные перспективы не только для своего собственного развития, но и, что, очевидно, гораздо важнее, для ее разумного применения лицами, принимающими решение как на уровне отдельных фирм, предприятий, так и на уровне государства.

Стратегия и тактика в управлении

Профессиональное, рациональное управление в обществе, в организации - суть самого существования общества и организации. Свобода личности, свобода экономического индивидуализма, свобода предпринимательства раскрепощают таланты, дают творческую созидательную силу, но в рамках законов, которые цементируют и развивают общественный организм, охраняя его от распада, вседозволенности и нанесения ущерба одними гражданами другим. Важно перевести эти важные, но краткосрочные успехи в долгосрочные, чтобы они приумножались не в режиме команд, а преимущественно методами саморегулирования, в том числе и во взаимоотношениях государственной власти, общества, бизнеса.

Рациональные, предсказуемые и регулярно воспроизводящиеся правила экономического поведения необходимы не только для отдельных предпринимателей, но и для государства. Тезис о том, что государство должно меньше вмешивается в экономику, правилен, но до определенных пределов. Нельзя впадать из крайности в крайность. Мотивация частного предпринимателя - это получение прибыли, неважно в какой сфере деятельности. Он перемещает капитал, создает его, заполняет пустоты между спросом и предложением, руководствуясь соображениями максимальной рентабельности. Частный предприниматель гибок, быстро реагирует на изменения конъюнктуры рынка, но горизонт его видения ограничен. Крупные инвестиционные, особенно инфраструктурные, проекты в силу их длительной окупаемости его мало интересуют. При решении социальных вопросов, а также вопросов обороны, развития науки, правоохранительной системы интересы предпринимателя, как правило, не совпадают с интересами государства, которое уже в силу своего существования обязано обеспечивать безопасность и успешное развитие всех граждан, а не отдельных представителей.

Не случайно сейчас многие предприниматели жалуются на так называемое чрезмерное налоговое бремя, хотя оно у нас не выше, а в целом ряде случаев и ниже, чем в странах с развитой экономикой, где налоги позволяют формировать полноценный бюджет, способный обеспечить достаточные средства для развития науки, образования, обороны и решения социальных вопросов. Дело не столько в налоговом бремени,

сколько в недоступности кредитов. Даже сейчас ставка процента превышает разумную рентабельность и окупаться могут только быстрые, спекулятивные проекты, связанные с торговлей и внешнеэкономическими операциями.

Частная инициатива - это мощный, долговременный фактор экономического роста, но в тактическом, а не стратегическом смысле. Только крупные фирмы составляют прогнозы развития на 5-10 лет, да и то в рамках своей деятельности, выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Но и они уже давно пришли к тому, что, скажем, на научные и опытно-конструкторские разработки надо выделять не менее 7-10% из бюджета фирмы, иначе конкуренты обгонят.

Конкурентоспособность бизнеса - это тактика с элементами стратегии, конкурентоспособность государства - это стратегия с элементами тактики. Разрешение противоречия между частными и государственными интересами состоит в их взаимодополнении, определяемом законами, образованием, этикой частных предпринимателей и государственных служащих.

Все умозаключения полезны, если они опираются на конкретные вещи. Чрезмерное увлечение в последние годы тактикой, а не стратегией экономического развития привело к явной переоценке важнейших факторов роста. Речь идет об инвестициях и воспроизводстве основного капитала. Более половины предприятий не делают инвестиций в основной капитал из-за недоступности кредитов, а также стремления предпринимателей к быстрому росту уровня своих личных доходов. Государственная поддержка малых предприятий, в том числе и на уровне регионов, больше словесная, чем материальная.

Интеграция российской экономики в мировую происходит постепенно с учетом национальных интересов, занятости населения, роста его образовательного уровня, с учетом в конечном итоге стратегии и безопасности развития страны, а не вследствие меняющейся конъюнктуры мирового рынка, где наряду с объективными обстоятельствами господствуют интересы экономически развитых государств, а также устремления крупных финансовых, валютных игроков.

Понимание различия и сходства государственных и частных интересов, рациональное регулирование экономических мотивов поведения - в этом и состоит искусство управления экономикой в аспекте реализации стратегии ее развития и разработки стабильно работающих саморегулируемых механизмов.

Рост капитала, обновление основных фондов, в частности, можно регулировать за счет полного раскрытия конкурентных преимуществ страны (выгодное геополитическое положение - строительство крупных магистралей с участием зарубежных партнеров; природные ресур-

сы - концессии с развитием обрабатывающих производств; сравнительно дешевая рабочая сила - создание и развитие трудоемких производств), доступности кредитных ресурсов и населению, и предпринимателям (наряду с частными банками сеть государственных банков с окупаемыми процентными ставками), составления укрупненных федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на десять лет и более с включением туда масштабных инвестиционных проектов.

Модель успешного управления должна иметь общую долгосрочную цель, на достижение которой необходимо настраивать долговременные факторы экономического роста.

Управление окупаемостью затрат

Окупаемость затрат - основное требование эффективного бизнеса как для отдельной компании, так и для государства в целом. Разница -во времени. Можно выделить три различных временных цикла окупаемости затрат. Первый связан с обращением товаров, услуг, денег, краткосрочных финансовых инструментов. Это самая привлекательная сфера для бизнеса. Второй временной цикл связан с производством машин, оборудования, новых технологий, которые становятся материальным активом и приносят доход. Это также привлекательно для бизнеса, но уже более крупного. Третий цикл - это окупаемость затрат на воспроизводство, обучение, образование самих людей, на общегосударственные нужды. Для отдельных бизнесменов - это неокупаемые затраты, поэтому их в основном осуществляет государство, собирая средства с помощью налоговой системы.

Между этими тремя видами затрат с разными сроками окупаемости должна существовать определенная пропорциональность, иначе краткосрочные успехи могут смениться долговременными потерями. В развитых странах есть определенные стандарты этих пропорций. Например, затраты на оборону должны составлять 3-4% валового внутреннего продукта (ВВП), иначе страна теряет обороноспособность; расходы на науку - 2-3% от ВВП, иначе страна отстанет в технологическом отношении, ее конкурентоспособность будет утрачена; расходы на образование - 4-5% от ВВП, иначе уровень подготовки и количество специалистов не будут соответствовать требованиям; затраты на здравоохранение - 6-8% от ВВП, иначе через несколько лет это обернется ростом смертности, ухудшением здоровья нации, а для экономики -снижением производительности труда.

Данные пропорции, безусловно, зависят от уровня развития страны. Но и возрастание этого уровня определяется соблюдением пропорций между государственными и частными инвестициями, расходами на

быстроокупаемые проекты и долговременными вложениями с длительными сроками окупаемости, необходимыми для устойчивого и эффективного развития всей страны, повышения уровня и качества жизни всего населения.

Затраты на образование, здравоохранение возвращаются в форме увеличения того же валового внутреннего продукта, но только через более длительный период времени. В этом их отличие от чисто материальных, денежных затрат и результатов, к которым мы привыкли в расчетах бизнес-планов по конкретным проектам. Для того чтобы это понять, нужно просто увеличить горизонт видения, сроки прогнозирования и составлять бизнес-план не для отдельного проекта, а для страны в целом, расширяя число факторов экономического роста и относя к результатам показатели развития человеческого капитала.

До сих пор сохраняется представление о том, что наука, образование и в целом социальная сфера не производят, а только потребляют валовой внутренний продукт. Это связано с практикой построения бюджетных показателей, где отрасли социальной сферы присутствуют только в расходной части. Управление через бюджеты, финансовые показатели заслоняет долговременные цели, ведет к кризисам.

Пора отказаться от этой бухгалтерской философии. Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Новые технологии, создающие богатства, приходят в экономику через знания, управленческие и организационные усовершенствования. Только опытные квалифицированные специалисты способны управлять высокотехнологичными процессами.

С управленческой точки зрения инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Это затраты, которые определяют конкурентоспособность страны.

При разработке программ социально-экономического развития страны, ее регионов необходимо четко понимать и учитывать то, что в современных условиях человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом.

Права и ответственность в управлении

Менеджмент как наука и образовательная программа многие годы развивается фактически отдельно от экономических проблем. Финансы, цены, бюджет, экономика страны, отраслей, регионов, предприятий и организаций существуют и изучаются, как правило, отдельно от менеджмента.

Мало исследований и практического решения таких проблем, как управление доходами и расходами, управление ценами, управление структурными преобразованиями, управление эффективностью предприятий и организаций. Кризисы будут сотрясать экономику до тех пор, пока экономика как таковая и менеджмент не станут единым целым.

Если объект недостаточно изучен, неясны не только его отдельные элементы, но и взаимосвязь между ними, то предвидеть будущее объекта невозможно, а тем более управлять его развитием. Экономика до сих пор остается недостаточно изученной системой, потому и за месяц до кризиса так называемые рейтинговые агентства могут присваивать и странам, и компаниям высокие позиции устойчивости и надежности. «Невидимая рука рынка» отказывается балансировать пропорции между производством и потреблением, производство товаров и услуг то и дело обгоняет платежеспособный спрос, в то же время спрос миллионов людей на автомобили, жилье и даже на полноценное питание далек от удовлетворения.

В управлении экономикой чередуются либо методы стимулирования производства товаров и услуг с помощью государственных и частных инвестиций, либо методы поощрения спроса через рост реальной оплаты труда, пенсий, пособий. Но для того чтобы эта макроэкономическая зависимость работала, необходима сбалансированность интересов и побудительных мотивов на уровне предприятий, фирм, компаний, организаций.

Основную власть на предприятиях, в банках реализуют собственники (владельцы акций). Нередко акции уже достаточно консолидированы, т. е. находятся в руках небольшого числа лиц. Власть собственников почти безгранична, а ответственность небольшая. На первом месте стоит забота о дивидендах, а уже потом - о персонале, инновациях, экологии. Права и ответственность всех участников производства, финансовых операций должны быть сбалансированы. У собственников - высокие права и низкая ответственность, у менеджеров - высокая ответственность и недостаточные права. Недостаточны права и у носителей знаний - технократов, инженеров, конструкторов, ученых. Владельцы знаний ущемлены в правах. Владельцы труда - работники -также имеют мало прав, но отвечают за количество продукции и услуг.

Именно разрыв между правами и ответственностью владельцев собственности, знаний, труда является основой экономических кризисов. Напротив, сбалансированность прав и ответственности обеспечивает эффективный менеджмент. В этом контексте американская модель «распыления» акций между собственниками, менеджерами, работниками и населением служит объединению интересов государства и бизне-

са, что определяет высокую эффективность экономики. Но и там есть проблемы. Стремление к максимальной капитализации компаний, росту курса акций, увеличению дивидендов через рекламу, средства массовой информации ведет к разрыву между реальной и виртуальной экономикой, что находит разрешение через кризисы и банкротство компаний, отраслей и даже стран. Это одно из важнейших последствий неэффективного управления.

О подготовке менеджеров

Эффективное развитие российской экономики неразрывно связано с успешным развитием направления научной и практической деятельности, определяемого как менеджмент. Это самостоятельный вид деятельности по управлению рыночными организациями, который имеет свои функции, процессы, сферу ответственности. Менеджмент включает в себя совокупность научных знаний, практического опыта и искусство управления.

Без специальной подготовки невозможно эффективно управлять крупной, средней и малой фирмой в любой сфере экономики. Как успехи, так и неудачи необходимых преобразований, реформ, опасности угроз конкурентов, нестабильность определяются профессионализмом лиц, принимающих решения.

В России сейчас функционирует около 5 млн. организаций (фирмы, компании, предприятия во всех отраслях производства товаров и услуг). Ежегодно создается более 200 тыс. новых организаций, включая малые и средние предприятия. В стране 25 тыс. муниципальных образований. В сфере управления на разных уровнях занято более 10 млн. человек (из 70 млн. человек, занятых в экономике).

Ежегодно высшие и средние профессиональные учебные заведения выпускают 2 млн. специалистов. По имеющимся оценкам, среди них получают образование по специальности «Менеджмент» около 200 тыс. человек. Следовательно, процесс обновления квалифицированных кадров в сфере управления идет со скоростью 50 лет (10 млн. : 0,2 млн.). Хотя это носит ориентировочный характер, но однозначно он опровергает тезис о перепроизводстве менеджеров. Квалифицированных компетентных менеджеров в стране не хватает, что определяет растущую зависимость российской экономики от экспорта только сырьевых и энергетических ресурсов. Профессиональные управленцы зарубежных компаний, работающих на российском рынке, еще нередко превосходят менеджеров отечественных предприятий в конкурентной борьбе за потребителя, за расширение своего присутствия на рынке.

Недостаточное выделение средств из федерального и региональных бюджетов на развитие образования, включая подготовку профес-

сионалов-менеджеров, в конечном итоге оборачивается потерей конкурентоспособности организаций, бизнеса и государства. В этих условиях государству необходимо поставить своей стратегической целью подготовку конкурентоспособных на рынке труда менеджеров, которые получают необходимые знания, навыки и компетенции по всем основным направлениям эффективного менеджмента.

Современная экономическая ситуация в стране и в мире заставляет руководителей всех рангов обращаться не столько к основополагающим принципам управления, сколько к их новым и даже новейшим интерпретациям и составам, непрерывно уточнять их, выявлять закономерности жизненных циклов развития организаций, искать наилучшее сочетание в регулировании макроэкономических процессов с управлением на уровне отдельных финансовых, производственных, посреднических и диверсифицированных организаций. Требуется синтез идей управления, чтобы не подвергать экономику отдельных стран и мировую экономику системным и долгосрочным кризисам.

Актуальным становится вопрос о социальной ответственности бизнеса. В процессе работы люди постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаграждением и сравнивают это соотношение с оценкой других работников, включая высших и средних менеджеров. На основе этого сравнения человек строит свое поведение в организации. Если эти сравнения показывают резкие и неоправданные дисбалансы, то возникает чувство несправедливости, снижается мотивация к качественному труду. Каждого сотрудника необходимо научить оценивать реалистичный уровень притязаний, поэтапные достижения жизненных и карьерных целей. Менеджеры должны быть реалистами и прагматиками

Хозяйственная практика требует интеграции и координации всех функций и сторон деятельности любой организации. Целостное представление о менеджменте организации, наилучшее сочетание всех его функций и процессов является основным стратегическим направлением развития науки управления.

Список литературы

1. Проблемы современного государственного управления в России // Научный эксперт. - 2009. - № 5-7.

2. Стратегия возрождения // Harvard Business Review. - 2010. -

Май.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.