Научная статья на тему 'Управление экологическим состоянием и безопасностью жизнедеятельности населения г. Сызрани'

Управление экологическим состоянием и безопасностью жизнедеятельности населения г. Сызрани Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
720
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бахилина И. Н., Иваненко Л. В., Шашина Г. А.

В статье представлена действующая система управления экологическим состоянием и безопасностью жизнедеятельности населения муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области. Проведен анализ действующего управления и предложен ряд методов и способов совершенствования программы защиты граждан и населения от ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MANAGEMENT OF ECOLOGICAL CONDITION AND LIFE ACTIVITIES SAFETY OF THE POPULATION OF SYZRAN

In the article the working system of management of ecological condition and life activities safety of the population of a municipal unit urban district of Syzran of the Samara Region is presented. The analysis of the existing management is carried out and the number of measures of improving the program of protection of citizen and population in the event of emergency is suggested.

Текст научной работы на тему «Управление экологическим состоянием и безопасностью жизнедеятельности населения г. Сызрани»

УДК 502.7

И.Н. Бахилина, Л.В. Иваненко, Г.А. Шашина* УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. СЫЗРАНИ

В статье представлена действующая система управления экологическим состоянием и безопасностью жизнедеятельности населения муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области. Проведен анализ действующего управления и предложен ряд методов и способов совершенствования программы защиты граждан и населения от ЧС.

Ключевые слова: Сызрань, экологическое состояние, безопасность жизнедеятельности населения, управление, муниципальное образование, город, чрезвычайная ситуация.

Сызрань — город областного подчинения и административный центр Сызранского района Самарской области, расположенный на правом берегу Саратовского водохранилища. Территориально город объединяет п. Новокашпирский и с. Образцовое. Это третий в области город по численности населения, крупный промышленный центр, важный транспортный узел Поволжья, порт на реке Волге — Саратовском водохранилище.

Город Сызрань основан в 1683 году. Здесь проживает 182,5 тыс. чел. Территория городского округа Сызрань составляет 136 кв. км, протяженность в длину около 18 км, в ширину от 1,5 до 5 км. Единой планировки у города нет, в большинстве районов она прямоугольная с достаточно плотной застройкой [1].

Центральная часть города, а также новые кварталы в других районах застроены в основном 3—5-этажными домами из кирпича и железобетонных блоков. В юго-западном районе дома преимущественно 9—16-этажные, блочные. В других районах города преобладают 1—2-этажные деревянные дома, их количество более 14 тысяч, некоторые представляют собой значительную архитектурную ценность и являются памятниками деревянного зодчества.

Ширина магистральных улиц в Сызрани 50—60 м, остальных — 25—30 м. Большая часть дорог имеет твердое покрытие. В городе много зелени, особенно на окраинах.

Город обеспечен всеми видами современной технической связи. Работает телевизионный транслятор.

Основу экономики г. о. Сызрань составляют промышленные предприятия нефтеперерабатыва-

ющей, нефтехимической, химической промышленности, тяжелого машиностроения, добычи и переработки горючих сланцев. Развиты и другие отрасли народного хозяйства: кожевенная, швейная, деревообрабатывающая и пищевая. Из всего количества промышленных предприятий три являются экологически неблагополучными из-за применения морально и физически устаревшей технологии и оборудования, 14 имеют статус объектов повышенного риска (взрывопожароопасные). На семи объектах в производстве применяются аварийно-химически-опасные вещества (АХОВ). Основными стационарными источниками загрязнения атмосферы города Сызрани являются следующие крупные промышленные предприятия: ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Пластик», ОАО «Нефтемаш», ТЭЦ.

Обеспечение основными видами коммунальных услуг в городе осуществляется от централизованных и автономных источников, электроснабжение — от Сызранской ТЭЦ, которая включена в энергосистему Европейской части России. Источниками теплоснабжения являются ТЭЦ, а также 32 котельных ЗАО «Сызранская теплоэнергетическая компания», четыре квартальных котельных железнодорожной станции Сызрань-1 и пять других котельных ведомственных предприятий.

Водоснабжение в городе обеспечивается за счет подземных вод Раменского источника и восьми водозаборов общей производительностью около 35000 млн м3 воды в год. Вода Новосызранского водозабора проходит дополнительную очистку на станции обеззараживания. Сброс сточных вод осуществляется по напорной самостоятельной системе канализации. Хозяйственно-бытовые и произ-

* © Бахилина И.Н., Иваненко Л.В., Шашина Г.А., 2012

Бахилина Ирина Николаевна (smtt@dtc.syzran.ru), Сызранский механико-технологический техникум, 446001, Российская Федерация, г. Сызрань, ул. Советская, 81.

Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Шашина Галина Александровна (smtt@dtc.syzran.ru), Сызранский механико-технологический техникум, 446001, Российская Федерация, г. Сызрань, ул. Советская, 81.

водственные воды подвергаются очистке на биологических очистных сооружениях, после чего сбрасываются в р. Волгу.

В Сызрани имеются два железнодорожных вокзала, пять железнодорожных станций, речной порт, автовокзал междугородных и пригородных сообщений, две автостанции, обслуживающие автобусные маршруты внутригородских перевозок. В черте города проложены и функционируют нефтепродуктопроводные коммуникации.

Пропускная способность железнодорожной станции — от 60 до 75 поездов ежесуточно, большая часть из которых грузовые. Железнодорожный узел находится на пути прохождения грузовых и пассажирских потоков с Урала и Сибири, а также из государств Средней Азии, запада и центра России. В городе дислоцируется филиал управления Куйбышевской железной дороги. На Сызранском железнодорожном узле функционируют внеклассная сортировочная станция и вокзал Сызрань-1, две грузовых станции: Сызрань-2 и Сызрань-го-род, нефтеналивная станция в п. Кашпир, промежуточная станция в п. Новообразцовое, локомотивное депо, вагонное депо и др.

Особую опасность на территории Сызранского железнодорожного узла представляют следующие объекты: нефтеналивная станция в поселке Кашпир и пропарочная станция вагонного депо в поселке Машинистов.

Речной порт имеет причальную стенку длиной 150 м и грузовой причал длиной 330 м. Основными погрузо-разгрузочными механизмами являются портальные краны. Глубина причалов позволяет производить швартовку большегрузных судов. Грузооборот порта в навигацию может составить до 3 млн тонн. Для хранения грузов в порту отведена территория площадью свыше 15 га.

Автомобильный транспорт городского округа обеспечивает внутригородские и междугородние грузовые и пассажирские перевозки. Перевозка пассажиров осуществляется по 87 внутригородским маршрутам, 14 пригородным и 11 междугородним. На территории Сызрани зарегистрировано более 40000 единиц автотранспорта, в том числе легкового — более 31000 единиц, грузового — около 3000 единиц, автобусов — около 2000 единиц, иных видов автотранспорта в городе насчитывается более 4000 единиц.

Естественно, что такой промышленно развитый город, оснащенный современной инженерной инфраструктурой, имеет разнообразные экологические проблемы: загрязнение атмосферы, воды, почвы, наличие свалок, утилизация бытовых отходов и т. д. Негативное воздействие на окружающую среду городского округа Сызрань оказывают выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, ежегодно составляющие более 34000 тыс. тонн. На выбросы от передвижных источников приходится примерно 45 % от общего количества [1].

В 1989 г. в стране было создано Министерство охраны окружающей среды. В этой структуре существовал важнейший орган, который занимался экологической экспертизой. Необходимость проведения государственной экологической экспертизы была подтверждена федеральным законом «Об экологической экспертизе». Реализация этого закона касалась проектирования или осуществления любой хозяйственной деятельности (промышленности, строительства и т. д.). Кроме того, в законе был представлен перечень объектов, подлежащих непременной экспертизе. Затем был издан закон об охране окружающей среды, который предполагал охрану различных сред: атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и др. Контроль за исполнением этих законов был поручен непосредственно Министерству охраны окружающей среды и его федеральным территориальным органам. Так, в нашем регионе действовал Государственный комитет охраны окружающей среды по Самарской области, который осуществлял функции федерального контроля и надзора за состоянием различных сред и за исполнением закона об охране окружающей среды. В городах региона были созданы инспекции или отделы при городских администрациях с целью исполнения тех же функций, только на местном уровне [2].

Такая «вертикаль» управления охраной окружающей среды и регулирования экологического состояния достаточно успешно осуществляла свою деятельность, результаты которой проявились в существенном улучшении состояния окружающей среды в городах и населенных пунктах страны.

К сожалению, в настоящее время этой системы управления не существует. Функции по охране окружающей среды и надзору за особо охраняемыми природными территориями федерального значения исполняет контролирующий орган Рос-природнадзор, на региональном уровне — министерство природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, на муниципальном уровне — департаменты или управления экологии.

Город Сызрань подвержен опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (см. табл.).

Аварии на химически опасных объектах представляют угрозу для рабочего персонала; многотоннажные запасы хлора ООО «Сызраньводока-нал» могут быть опасны для горожан. В случае выброса всего запаса хлора глубина зоны химического заражения может составить около 4 км (общей площадью 48 кв. км) и привести к массовым отравлениям населения, проживающего на близлежащих территориях.

В случае аварии на нефтепроводах чрезвычайная ситуация может возникнуть на следующих объектах:

— ЛПДС «Сызрань»;

— ООО «Самара-Терминал»;

— Сызранский нефтеперерабатывающий завод;

Таблица

Район города Наименование предприятия Категория опасности

Экологически неблагополучные Взрывопожа- роопасные Применяющие АХОВ

Ст. Сызрань-1: - южный сортировочный парк; + + +

- локомотивное депо + + 1

АГНКС «Самаратрансгаз» +

Центральный ООО «Сызранская горэ-лектросеть» (плотина ГЭС) +

Восточный ООО «Самара-Терминал» +

ЛПДС «Сызрань», СПО «Ю-3- ТНП » +

Новосызранский сортировочный парк ст. Сызрань-1 + +

Западный ОАО «Сызранский мясокомбинат » +

СПО «Ю-З-ТНП» (головная нефтекачка) +

Локомотивное депо ст. Сызрань-2 + +

Южный ООО «Сызраньводоканал» + +

ОАО «ТЭЦ» +

ОАО «СНПЗ» + + +

ОАО «Пластик» + +

ОАО «Конкрит» +

ОАО «Сызраньгаз» (ГНС) +

Ж/д ст. Кашпир + +

— поселки Сормовский, Разбросной, Нефтепровод;

— Саратовское водохранилище;

— объекты экономики, расположенные в северной части города;

— район аэродрома Сызранского военно-вертолетного авиационного училища (СВВАУЛ);

— пересечение автомобильных дорог: Сызрань— Самара, Сызрань—Шигоны, Сызрань—Ульяновск, Москва—Челябинск, дороги на Демидовку, Рамено, Заборовку, Кошелевку;

— пересечение с железной дорогой Сызрань— Ульяновск, Жигулевск.

В случае аварии на нефтепроводе «Дружба» и нефтепродуктопроводе СПО « Ю - З - ТНП» может произойти большая утечка нефтепродуктов — от 2 до 8 тыс. кв. м с растеканием по местности на площади от 3 до 5 кв. км.

Следует отметить, что серьезную опасность для жизни и здоровья населения и нормального экологического состояния города представляют коммуникации трубопроводного транспорта. Наиболее взрывопожароопасными являются:

— ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод»;

— ООО « Самара-Терминал»;

— ОАО «Пластик»;

— ЗАО «Сызранская мебельная фабрика»;

— ОАО «Сызранская ТЭЦ»;

— ОАО «Комбинат хлебопродуктов»;

— ОАО «Адгезия-ЗИМ»;

— ОАО «Прогресс»;

— СПО «Юго-Западный ТНП» (ЛПДС «Сызрань»);

— ОАО «Сызраньгаз» (ГНС);

— ОАО «Тяжмаш»;

— объекты коммунального хозяйства, имеющие запас жидкого хлора, а именно: водозаборы (Но-восызранский, Заусиновский, Образцовский, Б. Выселки); водопроводные насосные станции (2—5 подъема и Павлыгин Перевал, 3-го микрорайона); очистные сооружения канализации (городские биологические очистные сооружения, пос. Заводской, Кашпир-Рудник, Центральный поселок и 4-й участок).

Аварии на трубопроводном транспорте создают экологическую опасность, сложнейшую природоохранную ситуацию, в первую очередь для населения города, в результате возможных разливов нефти и нефтепродуктов на больших территориях и при попадании таких загрязнений в акватории.

Радиационно опасные объекты на территории города отсутствуют, однако необходимо учитывать, что на соседних территориях такие объекты размещены и они создают серьезную угрозу радиоактивного заражения при определенных условиях. Например, Балаковская АЭС находится на расстоянии 120 км, а Димитровград, где расположен НИИ атомных реакторов, — в 140 км от города.

Аварии на остальных объектах города могут быть опасны в основном непосредственно для рабочих и служащих именно этих объектов.

Наиболее опасными и уязвимыми участками путей сообщения являются железнодорожные и автомобильные мосты, соединяющие центральные районы города с районами юго-западной и южной частей, через реки Сызранку, Кубру и Крым-зу. В случае выхода из строя мостов транспортное сообщение указанных районов с центральной частью города может быть нарушено, что создаст дополнительные трудности для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Повышение уровня воды в Саратовском водохранилище и прорыв плотины Сызранской ГЭС создают угрозу подтопления отдельных районов города.

Вероятными стихийными бедствиями на территории городского округа Сызрань могут быть ураганные ветры (скоростью до 30 м/сек.) и снежные бури.

При массовых заболеваниях людей и животных обстановка в городе может быть оценена как чрезвычайная. В зависимости от вида инфекционного заболевания (холера, чума, сибирская язва, брюшной тиф и т. д.) и площади их распространения городской комиссией по ЧС могут быть введены карантинно-ограничительные и другие меры, направленные на локализацию очага заболевания.

Таким образом, наиболее вероятными ЧС на территории города могут быть:

— аварии на объектах, использующих в производстве АХОВ;

— пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах;

— порывы нефтепродуктопроводов со значительным загрязнением городских и пригородных территорий и акваторий;

— ураганные ветры, метели и снежные заносы; эпидемии и эпизоотии, различного рода отравления.

Для создания безопасных условий жизнедеятельности населения и предотвращения чрезвычайных ситуаций в г. Сызрани имеются комиссии по ЧС, службы ГО, которые выполняют соответствующие мероприятия.

Кроме того, на территории городского округа Сызрань для укрытия рабочих, служащих и на-

селения города имеется 125 защитных сооружений вместимостью 35019 человек и 380 подвалов на 147381 человека, что обеспечивает стопроцентное укрытие населения. Часть защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории предприятий, организаций и учреждений, предназначены для укрытия рабочих и служащих данных предприятий, а остальные — в подвальных помещениях жилых зданий — для укрытия неработающего населения города [1].

Руководство города в случае возникновения ЧС на одном из его опасных объектов должно оповестить население, причем это может быть сделано в любой форме, главное — не подвергать риску жизни людей.

В любой чрезвычайной ситуации граждане должны получать инструкцию по дальнейшим своим действиям (а население особо опасных районов должно быть ознакомлено с ней заранее), чтобы успеть спастись. Ознакомление населения с действиями при ЧС можно осуществлять в различных формах. Это могут быть всевозможные форумы и семинары, проводимые на предприятиях для рабочих, могут быть организованы разного рода рейды МЧС города Сызрани на предприятия и социально значимые объекты (школы, детские сады и т. д.).

Кроме того, могут проводиться тренинги, способные выявить знания и пробелы в знаниях населения о тех или иных чрезвычайных ситуациях, затем может последовать ликвидация этих пробелов; могут быть организованы игровые мероприятия по подготовке школьников и студентов к действиям в ЧС, а также классные часы и воспитательные беседы. Для большего эффекта такие меры должны предприниматься на всей территории города, а не только в отдельных его частях, районах.

Кроме того, на наш взгляд, для улучшения экологической обстановки в городе необходимо активное введение инновационных технологий и внедрение федеральных и региональных целевых программ для развития промышленных объектов города (см. подробнее: [3; 4]). Одной из них является программа «Аудит безопасности». Она была создана по инициативе МЧС России и одобрена президентом Российской Федерации.

«Аудит безопасности» — это система, при которой владелец объекта сам должен быть заинтересован в проверке. Без заключения аудиторов он не сможет застраховать свое производство, а следовательно, осуществлять свою деятельность.

По оценке экспертов МЧС России, аудит безопасности позволит совместными усилиями государства, общественности и бизнеса качественно улучшить защищенность граждан от ЧС.

Оценивая экологическую ситуацию города, необходимо быть готовым к экологическим рискам.

Экологический риск — это вероятность возникновения стихийного бедствия, техногенной катастрофы, ведущих к экономическим и социальным потерям, а также гибели населения.

Риски необходимо оценивать и управлять ими. Управление рисками чрезвычайных ситуаций социального характера должно включать в себя:

— оценку размера конкретного риска;

— оценку того, насколько значительным (важным, существенным) является риск для отдельной личности, общества и государства.

Однако на практике управление рисками ЧС социального характера сводится лишь к повышению уровня социальной безопасности.

Управление риском открывает принципиально новые возможности повышения безопасности социума. К политическим, организационным, административным, техническим методам в современных экономических условиях добавляются и экономические методы управления рисками. К ним относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— страхование;

— денежные компенсации ущерба;

— платежи за риск и др.

Для расчета риска необходимы обоснованные эмпирические, статистические и другие данные. Острая необходимость в таких данных и информации в настоящее время признана на национальном и международном уровне.

Экономический ущерб можно схематически представить в виде функции двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов. Размер натурального ущерба (Р і), а также затраты на ликвидацию его влияния на хозяйственную деятельность (7) определяют величину экономического ущерба (и). В общем виде эту зависимость можно представить следующим образом:

и = ґ(Рі, 7).

Такие расчеты могут служить основанием к разработке мероприятий по управлению рисками. Наиболее важными мероприятиями являются следующие:

— разработка и принятие государственной стратегии снижения рисков ЧС, опирающейся на научно обоснованную законодательную нормативно-правовую базу;

— совершенствование статистического учета ЧС природного, техногенного и социального характера, разработка современных методик оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями, и их применение при прогнозировании социальных угроз;

— развитие системы управления рисками ЧС, включая предупреждение и оперативное реагирование на эти ситуации;

— дальнейшая разработка методических основ стратегического и оперативного планирования мероприятий по снижению риска ЧС;

— реализация эффективных мер по совершенствованию подготовки специалистов и населения в области предупреждения и ликвидации ЧС и ГО, формирование у населения массовой культуры безопасности;

— формирование и совершенствование нормативно-методической базы страхования и перестрахования рисков ЧС.

Можно предложить еще ряд методов и способов совершенствования программы защиты граждан и населения от ЧС. Необходимо внедрить новые рыночные механизмы, привлечь общественность, экспертные и страховые организации к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и формированию его активной гражданской позиции.

Библиографический список

1. Бахилина И.Н., Шашина Г. А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения г. Сызрани: сб. мат-лов IV всерос. конф. «Город и городское хозяйство». Самара: Изд-во СМИУ, 2009. С. 128—133.

2. Иваненко Л.В., Генералова С.В., Холмянская В.И. Управление экологической ситуацией в г. о. Самара на основе проведенного SWOT-анализа. Рекомендации: сб. мат-лов IV всерос. конф. «Город и городское хозяйство». Самара: Изд-во СМИУ, 2009. С. 158—172.

3. Арсланова С. К. Социальный потенциал региона: экологические аспекты (на материалах Республики Татарстан) // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 3-7.

4. Кобелева И.В. Концепция процессно-системного управления качеством окружающей среды на промышленном предприятии // Основы экономики, управления и права. 2012. №» 2 (2). С. 67-69.

5. Иваненко Л.В., Генералова С.В., Холмянская В.И. Обращение с ТБО. Проблемы и обоснования необходимости их решения программно-целевым методом: сб. мат-лов IV всерос. конф. «Город и городское хозяйство». Самара: Изд-во СМИУ, 2009. С. 22-31.

I.N. Bahilina, L.V. Ivanenko, G.A. Shashina* SYSTEM OF MANAGEMENT OF ECOLOGICAL CONDITION AND LIFE ACTIVITIES SAFETY OF THE POPULATION OF SYZRAN

In the article the working system of management of ecological condition and life activities safety of the population of a municipal unit urban district of Syzran of the Samara Region is presented. The analysis of the existing management is carried out and the number of measures of improving the program of protection of citizen and population in the event of emergency is suggested.

Key words: Syzran, ecological condition, life activities safety, management, municipal unit sity, emergency.

* Bahilina Irina Nikolaevna (smtt@dtc.syzran.ru), Syzran Mechanical and Technological Technical School, Syzran, 446001, Russian Federation.

Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Shashina Galina Alexandrovna (smtt@dtc.syzran.ru), Syzran Mechanical and Technological Technical School, Syzran, 446001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.