ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации; e-mail [email protected]
УДК 796. 012.266
1Никитин С.Н., 1Бондин С.С., Зверев С.А., 2НикитинаН.С.,3Никифоров Н.В.
УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ КАК РАЗДЕЛ ДВИГАТЕЛОДЕИ21
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
2Ивановский государственный университет, г. Иваново;3Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, nikita-nikiforow@yandex. ru
Введение. Управление двигательными действиями как раздела двигате-лодеи включает в себя два варианта. Во-первых, в привычных условиях обеспечивается главным образом функциональными характеристиками центральной, моторной, мышечной и вегетативной систем организма, а также коор-динированностью усилий в зависимости от внешних условий, сопутствующих решению двигательной задачи. Во-вторых, в непривычных условиях, когда человек встречается с внешним сопротивлением, скорость двигательных действий определяется преимущественно оперативностью (быстротой) мобилизации двигательного состава действия со стороны центральной моторной зоны [2].
Отсюда очевидны два подхода к проблеме воспитания ребенка. Один из них рассматривает специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной морфофункциональной системы организма связанной с экономи-зацией в привычных условиях, другой подход как результат воспитания надлежащих характеристик двигательного действия связанных с непривычностью условий выполнения. Не следует противопоставлять эти два подхода, ибо каждый из них обслуживает одно и то же двигательное действие, но с разных уровней сознания. Четкое понимание этого обстоятельства — важное условие, опре-
21Nikitin S. N., Bondin S. S., Zverev S. A., Nikitina N. S., Nikiforov N.V. Control of motor action as a section of dvigatelei (kinesiology)
деляющее профессиональную интуицию специалиста для использования принципа непривычности в подготовке к двигательной деятельности.
Во избежание путаницы в использования принципа непривычности, весьма характерной для теории обучения и воспитания, необходимо различать качественные характеристики осознаваемой функции мозга и качественные характеристики неосознаваемой функции мозга [4]. В первом случае следует иметь в виду привычные условия, во втором — непривычные условия выполняемых двигательных действий. Смешивать эти понятия или заменять одно другим недопустимо. Принцип непривычности был доказан еще Н.А. Бернштейн (1947, 1990). Разрабатывая многоуровневую систему управления двигательными действиями, он выявил пять уровней, с которых идет управление [2].
Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к гипотезе, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.
Методы, цель и организация исследования. Исследование проводилось в течение 1993-2007гг. с помощью анализа и обобщения учебной, учебно-методической, научной литературы, а также разработка тестов и тестирование двигательных действий в различных условиях.
Теоретический анализ научных литературных источников по теме работы показал, что вопросы критериев и методики измерения физического качества ловкости в процессе физической подготовки интересуют многих теоретиков и практиков физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом. Тем не менее, необходимо признать тот факт, что единого мнения ни по одному из указанных вопросов у специалистов нет [1].
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве сигнала через зрительный анализатор использовались дополнительные введения - колебание ОЦТ на приборе КОП - 1 при выключении зрения.
В качестве сигнала через двигательный анализатор использовались дополнительные введения - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 - для определения характеристик при ограничении пространственной характеристики двигательного анализатора.
В качестве сигнала через вестибулярный анализатор использовались дополнительные введения:
- колебание ОЦТ на приборе КОП -1 после выполнения семи вращений по часовой стрелке на приборе «Вертикаль» - для определения характеристик после раздражения вестибулярного аппарата.
Анализируя результаты в статической вертикальной стойке на рисунке 1, можно отметить, что имеется уровень достоверности различий результатов между экспериментальной группой (р < 0,01) и контрольной группой.
Это подтвердило эффективность разработок по подготовке в состоянии «непривычности» с учетом нагрузок, используя нагрузки через три анализаторные системы, учитывающих специфику практики чрезвычайных ситуаций. Это свидетельствует о том, что используемая в процессе воспитания регулировка количества времени на работу в состоянии «привычности» детей и оптимальностью выбора количества времени на овладение материалом в состоянии «непривычности» для экспериментальной группы, а также допустимое соотношение работы в состояниях «привычности» и «непривычности» позволило оптимизировать выбор количества времени на овладение двигательными действиями в состоянии «непривычности» и разработать допустимое соотношение работы в со-
стояниях «привычности» и «непривычности».
Рис. 1. Результаты теста статическая вертикальная стойка в непривычных и чрезвычайных условиях на заключительном этапе (сек):
1 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 с выключенным зрительным анализатором;
2 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1при ограниченной поверхности;
3 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 после прибора «Вертикаль»;
4 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 в чрезвычайных условиях.
Выводы. Системное изучение проблемы двигательной деятельности позволяет утверждать, что «теория деятельности», разработанная А. Н. Леонтьевым (1979) и его последователями, требует своего дальнейшего развития применительно к разработкам современной науки. При этом двигательную деятельность необходимо рассматривать в единстве экзогенных, эндогенных и психических составляющих. В системе двигательной деятельности ведущей функцией является управление и самоуправление, теорию которого разрабатывали Н. А. Берн-штейн, В. И. Воячек, К. Л. Хилов, В. Г. Стрелец. Необходимо, следуя их рекомендациям, изучать эту систему как имеющую два варианта управления двигательными действиями: в состоянии «привычности» с ведомого уровня (неосознаваемого управления) и состоянии «непривычности» с ведущего уровня (осознаваемого управления). Методика определения состояния «неосознаваемого» или «осознаваемого» самоуправления детьми двигательными действиями позволяет измерить уровень самоуправляемости двигательными действиями. Разработанные нормативные требования для двигательных, вестибулярных и оптических нагрузок по переводу ребенка из состояния «неосознаваемого» в «осознаваемое» состояние позволяют объективно оценивать характеристики процесса самоуправления двигательными действиями спортсменами и использовать их при разработке методики подготовки [3].
Литература
1. Горелов А.А. К проблеме содержания и направленности современного физкультурного образования/А.А. Горелов, Р.М. Гадельшин, С.Н. Никитин// Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 62 -64.
2. Никитин, С.Н. Управление двигательными действиями в спорте с учетом функционирования анализаторных систем (на примере спортивной борьбы) / С.Н. Никитин / Автореферат дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 52 с.
3. Никитин, С.Н Принцип непривычности в процессе управления двигательными действиями человеком /С.Н. Никитин, Б.П. Бубочкин, А.Е. Шевелев, С.А. Воробьев// Научно-методический журнал: Культура физическая и здоровье. - № 3 (33), 2011. - С. 50 - 53.
4. Стрелец, В.Г. Целенаправленные двигательные действия, как основа для разработки вопросов самоуправления / В.Г. Стрелец, В.В. Нелюбин, С.Н. Никитин // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 4 (14). - С. 15 -20.
Ключевые слова: студенты, спорт, олимпийское самбо, физическая нагрузка. Keywords: students, sports, olympic sambo, exercise.
УДК 796.8
Никифоров Н.В.
доцент кафедры физического воспитания
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ХАПСАГАИСТОВ НА ОСНОВЕ РАБОТ Д.П. КОРКИНА22
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск, nikila-nikiforow@yandex. ru
Аннотация: Анализ исследовательского материала заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина по изучению технико-тактической подготовки борцов. Описание характеристик основных групп приёмов и действий хапсагаистов.
Abstract: An analysis of research material honored coach of the USSR D.P. Korkin to study the technical and tactical preparation of fighters. Identify the characteristics of the main groups of methods and actions hapsagaistov.
Со времени ухода из спортивной науки Д.П. Коркина, исследовательская деятельность технико-тактических действий этого вида единоборств фактически была прекращена. Тренерский состав Республики саха, готовящий борцов - хапсагаистов, довольствуется главным образом методическими разработками заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина, которые до начала третьего тысячелетия сохранялись лишь в рукописном виде. На сегодняшний день, усилиями специалистов и почитателей национальной якутской борьбы «хапсагай», эти материалы, хоть и небольшим тиражом, всё же опубликованы. Анализ этих материалов показал, что Дмитрий Петрович Коркин успел лишь обозначить систематизацию технических приёмов борьбы «хапсагай» и указал направление для изучения двигательных действий базовых групп приёмов.
22 Nikiforov N.V. Technical and tactical preparation of fighters hapsagay stov based on the work D. P. Korkin / Associate Professor of Physical Education Institute of Physical Culture and Sport Northeastern Federal University. M.K Ammosova.