Научная статья на тему 'Управление дорожным строительством на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX – 1917 г.)'

Управление дорожным строительством на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX – 1917 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Грунтовые дороги / Министерство путей сообщения / Министерство внутренних дел / военное ведомство / переселенческое ведомство / генерал-губернатор / Dirt roads / the Ministry of Railways / the Ministry of Internal Affairs / the military department / the resettlement department / the governor-general

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Александрович Ковальчук

В статье раскрывается проблема управления строительством грунтовых дорог на Дальнем Востоке России во второй половине XIX – начале XX веков. В период присоединения южных районов Дальнего Востока к Российской империи основная тяжесть по прокладке дорог ложилась на плечи местной администрации в лице Восточно-Сибирского, а затем Приамурского генерал-губернаторства. Ближе к концу XIX столетия к ним присоединились и ведомственные структуры, находящиеся в подчинении Министерства внутренних дел. Почтово-телеграфное ведомство обустраивало и содержало почтовые тракты, занимавшиеся не только перевозкой почты, но и пассажиров. Переселенческое ведомство организовывало прокладку местных переселенческих дорог, мобилизуя переселенцев на их содержание и эксплуатацию в надлежащем виде. Важная роль в дорожном строительстве принадлежала военному ведомству, осуществлявшему строительство дорог стратегического назначения. В начале ХХ в. возросла роль Министерства путей сообщения. В 1900 г. на правах округа путей сообщения, в подчинении которого были сухопутные и водные пути сообщения, было создано Управление внутренними водными путями Амурского бассейна. Накануне 1917 г. было организовано, подчиненное Министерству путей сообщения, Сибирское управление шоссейных дорог. В его ведение от Амурского водного управления перешли строившиеся дороги общего пользования в регионе. Потребность в координации усилий всех ведомств по проектированию, строительству и эксплуатации дорог местного значения привела к созыву межведомственных совещаний под эгидой Приамурского генерал-губернатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михаил Александрович Ковальчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road Construction Management in the Russian Far East (The second half of the XIX – 1917)

The article reveals the problem of managing the construction of unpaved roads in the Russian Far East in the second half of the XIX – early XX centuries. During the annexation of the southern regions of the Far East to the Russian Empire, the main burden of laying roads fell on the shoulders of the local administration represented by the East Siberian, and then the Amur Governor-General. Towards the end of the 19th century, they were joined by departmental structures subordinate to the Ministry of Internal Affairs. The Post and Telegraph Department equipped and maintained postal tracts, which was engaged not only in the transportation of mail, but also in passengers. The resettlement department organized the construction of local resettlement roads, mobilizing the settlers for their maintenance and operation in a proper form. An important role in road construction belonged to the military department, which carried out the construction of strategic roads. At the beginning of the twentieth century, the role of the Ministry of Railways increased. In 1900, the Administration of Inland Waterways of the Amur Basin was created as a district of communications, which were subordinate to land and waterways. On the eve of 1917, the Siberian Administration of Highways was created, subordinate to the Ministry of Railways. The Amur Water Department took over the public roads under construction in the region from the Amur Water Administration. The need to coordinate the efforts of all departments in the design, construction and operation of local roads led to the convening of interdepartmental meetings under the auspices of the Amur Governor-General.

Текст научной работы на тему «Управление дорожным строительством на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX – 1917 г.)»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-8-122-128

Дата поступления (Submitted) 27.07.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 06.08.2024

Управление дорожным строительством на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX - 1917 г.)

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОВАЛЬЧУК

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 680000, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 47, ауд. 1405. e-mail: ma-kov-doc@ya.ru

Аннотация. В статье раскрывается проблема управления строительством грунтовых дорог на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX веков. В период присоединения южных районов Дальнего Востока к Российской империи основная тяжесть по прокладке дорог ложилась на плечи местной администрации в лице Восточно-Сибирского, а затем Приамурского генерал-губернаторства. Ближе к концу XIX столетия к ним присоединились и ведомственные структуры, находящиеся в подчинении Министерства внутренних дел. Почтово-телеграфное ведомство обустраивало и содержало почтовые тракты, занимавшиеся не только перевозкой почты, но и пассажиров. Переселенческое ведомство организовывало прокладку местных переселенческих дорог, мобилизуя переселенцев на их содержание и эксплуатацию в надлежащем виде. Важная роль в дорожном строительстве принадлежала военному ведомству, осуществлявшему строительство дорог стратегического назначения. В начале ХХ в. возросла роль Министерства путей сообщения. В 1900 г. на правах округа путей сообщения, в подчинении которого были сухопутные и водные пути сообщения, было создано Управление внутренними водными путями Амурского бассейна. Накануне 1917 г. было организовано, подчиненное Министерству путей сообщения, Сибирское управление шоссейных дорог. В его ведение от Амурского водного управления перешли строившиеся дороги общего пользования в регионе. Потребность в координации усилий всех ведомств по проектированию, строительству и эксплуатации дорог местного значения привела к созыву межведомственных совещаний под эгидой Приамурского генерал-губернатора.

Ключевые слова: Грунтовые дороги, Министерство путей сообщения, Министерство внутренних дел, военное ведомство, переселенческое ведомство, генерал-губернатор

Road Construction Management in the Russian Far East (The second half of the XIX - 1917)

MIKHAIL ALEXANDROVICH KOVALCHUK

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department «Theory and History of State and Law»

Far Eastern State Transport University Russian Federation, Khabarovsk, 680000, Serysheva St., 47, of. 1405.

e-mail: ma-kov-doc@ya.ru

Abstract. The article reveals the problem of managing the construction of unpaved roads in the Russian Far East in the second half of the XIX - early XX centuries. During the annexation of the southern regions of the Far East to the Russian Empire, the main burden of laying roads fell on the shoulders of the local administration represented by the East Siberian, and then the Amur Governor-General. Towards the end of the 19th century, they were joined by departmental structures subordinate to the Ministry of Internal Affairs. The Post and Telegraph Department equipped and maintained postal tracts, which was engaged not only in the transportation of mail, but also in passengers. The resettlement department organized the construction of local resettlement roads, mobilizing the settlers for their maintenance and operation in a proper form. An important role in road construction belonged to the military department, which carried out the construction of strategic roads. At the beginning of the twentieth century, the role of the Ministry of Railways increased. In 1900, the

Administration of Inland Waterways of the Amur Basin was created as a district of communications, which were subordinate to land and waterways. On the eve of 1917, the Siberian Administration of Highways was created, subordinate to the Ministry of Railways. The Amur Water Department took over the public roads under construction in the region from the Amur Water Administration. The need to coordinate the efforts of all departments in the design, construction and operation of local roads led to the convening of interdepartmental meetings under the auspices of the Amur Governor-General.

Keywords: Dirt roads, the Ministry of Railways, the Ministry of Internal Affairs, the military department, the resettlement department, the governor-general

Й5льний Восток России характеризуется 1режде всего обширностью, даже по мас-итабам нашей огромной страны, удален-от центральной России, о чем свидетельствует уже его название, и труднодоступностью территории. В то же время он, по-прежнему, является осваиваемой территорией. Преодоление и освоение пространства для данного региона является перманентной задачей, решаемой путем развития как магистрального транспорта, связывающего регион с центром страны, так и совершенствования сети местных путей сообщений. Последнее особенно важно для освоения природных богатств далекой окраины.

История строительства сухопутных путей сообщений на Дальнем Востоке, за исключением сооружения железных дорог, менее всего изучена в отечественной историографии. Отдельные сведения можно найти в работах дореволюционных авторов [1, 2, 3, 4, 5]. Скудность представленных в них сведений о грунтовых дорогах региона не случайна. Умы людей того времени будоражило грандиозное железнодорожное строительство, развернувшееся на Дальнем Востоке с начала 90-х гг. XIX в. и продолжавшееся вплоть до 1917 г. (сооружение Уссурийской, Китайско-Восточной и Амурской железных дорог). В 1951 г. вышел капитальный труд А.С. Кудрявцева, посвященный истории дорожного строительства в СССР дооктябрьского периода. Однако каких-либо подробных сведений о строительстве дорог на Дальнем Востоке России в нем нет. [6] Отдельные аспекты дорожного строительства можно найти в работах отечественных региональных историков советского [7] и постсоветского периода. [8, 9, 10] В целом же тема строительства грунтовых дорог на Дальнем Востоке до 1917 г. ни в дореволюционной, ни в советской, ни в современной историографии не стала еще предметом специального исследования.

В 1856 - 1884 гг., когда Дальний Восток входил в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство, при его Главном управлении имелась специальная строительная комиссия. Кроме всего прочего она курировала строительство первых грунтовых дорог на самой восточной окраине. В 1884 г. при решении вопроса об образовании Приамурского края, Министерство Внутренних дел, в ведение которого находилось создание новой административно-территориальной единицы, запросил Министерство Путей сообщения

внести свои замечания в предполагаемый штат нового генерал-губернаторства. Возглавлявший Министерство внутренних дел К.Н. Посьет, хорошо знавший нужды Дальнего Востока, предложил ввести в штат одного старшего и двух младших инженеров путей сообщений для командировок. Соответственно, в штате управления губерний - Амурской и Приморской, входящих в генерал-губернаторство, предполагалось включить трех старших и пять младших инженеров. Аналогичный запрос был направлен и первому генерал-губернатору Приамурья барону А.Н. Корфу, который выразил желание включить в свой штат одного инженера путей сообщения, в качестве своего помощника по управлению дорожным строительством в крае. Но даже эта скромная просьба Корфа не получила поддержки ни в Министерстве внутренних дел, ни в Министерстве финансов. В Министерстве внутренних дел посчитали, что временный штат уже получил высочайшее утверждение. По истечении срока будут приняты постоянные штаты, в которых учтут пожелания как генерал-губернатора, так и Министерства путей сообщения. Позиция Министерства финансов была еще более категорична - на введение таковой должности в казне нет средств. [11, л. 1-5]

Впоследствии, при введении постоянного штата, в генерал-губернаторстве образуется Управление гражданского и дорожного строительства с соответствующим количеством инженеров путей сообщения и гражданских инженеров. В 1897 г. произошла реорганизация территориальных органов управления дорожным строительством. Согласно новой редакции Устава Строительного, «„для заведывания строительными и дорожными частями в Приамурском генерал-губернаторстве состоят: 1) при генерал-губернаторе - архитектор; 2) при Приморском областном правлении - строительное отделение и 3) при военном губернаторе Амурской области - Управление строительной и дорожными частями». [12] Таким образом, территориальное управление дорожным строительством опускалось на уровень областей, входящих в Приамурское генерал-губернаторство. Более того, строительство дорог не было, в плане их управления, отделено от общего гражданского строительства. Такое положение сохранялось вплоть до 1917 г.

Указом царя от 3 января 1900 г. образуется Управление внутренними водными путями

Амурского бассейна на правах округа путей сообщения, с местопребыванием в г. Благовещенске. Согласно Уставу путей сообщения (изд. 1857 г.) округи путей сообщения создавались для заведования внутренними водными путями и грунтовыми дорогами, находясь в ведении Министерства путей сообщения. К началу ХХ в. в стране было 9 округов путей сообщения, последний из которых - Томский - создан в 1895 г. [13] Название нового управления - Амурского - отражало его специфику: оно должно было заняться исключительно развитием внутренних водных путей Амурского бассейна.

Возможно, именно поэтому образованная в Приморской области в 1902 г. Уссурийская межевая партия, занималась не только своими прямыми обязанностями - земельным размежеванием, но и дорожными изысканиями, отводом земель под их строительство. В 1903 г. в Управление строительной дорожной части при военном губернаторе Амурской области был прикомандирован за счет Переселенческого управления инженер путей сообщения. Переселенческое управление в составе Министерства Внутренних дел было образовано в 1896 г. В 1905 г. переселенческое дело сосредоточилось в Главном Управлении землеустройства и земледелия, работавшего на правах министерства. Переселенческое управление в составе Главного Управления землеустройства и земледелия, делилось на пять делопроизводств, одно из которых - пятое, ведало переселенческим делом в Амурском, Приморском районах и на Кавказе. С 1906 г. дорожные строительные работы в Приамурском крае перешли в ведение Приморского и Амурского районных переселенческих управлений. [14, с. 55; 15, с. 91, 92] На следующий год в составе данных управлений появляются специализированные дорожные отделы с соответствующим техническим штатом и финансовым обеспечением дорожных работ. [16, с. 203]

В письме от 14 августа 1906 г. министра путей сообщения Н. К. Шауфуса на имя председателя Совета министров отмечалась парадоксальная ситуация, сложившаяся в Сибири (под коим подразумевался и Дальний Восток), когда строительством и эксплуатацией грунтовых дорог занимались все, но только не его ведомство. [17, с. 1] Он не считал такое положение с управлением строительства и эксплуатацией дорог нормальным.

Постановлением Совета Министров от 27 октября 1909 г. была образована Амурская экспедиция. Среди главных её задач - разработка предложений по обустройству новых и усовершенствованию существующих путей сообщений в местностях, тяготеющих к строящейся железной дороге. При экспедиции организуется дорожный отряд, силами которого в 1909 - 1912 гг. проведено обследование 15,5 тыс. верст водных и грунтовых путей сообщения. [18, с. 77-90; 19, с.

90-91; 20, с. 60]

В июне 1911 г. при Амурском водном управлении образуется Временный дорожный отдел. Он сосредоточил в своих руках все дорожные работы в Приамурском крае, которые ранее вели различные ведомства и предприятия (железные дороги, переселенческие пункты, золотодобытчики и т.д.). Немаловажное значение имело то, что Дорожный отдел Амурского водного управления взял на себя заботу о поддержании в надлежащем состоянии уже построенных в крае дорог. Расходы на их содержание в крае возросли за 1912 - 1916 гг. в 11,8 раза (см.: табл.).

Таблица

Расходы на содержание и дорожное строительство в Приамурском крае по линии Министерства путей сообщения [21, л. 16]

Годы Перешло км. на содержание Ассигновано, тыс. руб.

1912 102,8 -

1913 115,9 37

1914 115,9 -

1915 1917,5 237

1916 3460,9 437

В 1913 г. по постановлению Совета Министров учреждено Особое межведомственное дорожное совещание при Приамурском генерал-губернаторе, которое должно было максимально учесть потребности различных ведомств. Отмечу следующие важные моменты.

Работа Особого совещания приняла регулярный характер: его участники заседали и в 1914, и в 1915, и 1916 годах.

Это был довольно представительный орган: в его заседаниях, под председательством генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, участвовали представители министерств путей сообщения, внутренних дел, военного ведомства, торговли и промышленности, государственного контроля и других заинтересованных ведомств, приглашались видные золотопромышленники.

Для повышения эффективности совещания при нем постоянно работала Техническая подготовительная комиссия, во главе с инженером Г.К. Казанфаровым (см. фото). Она готовила документы и материалы к совещанию, на котором уже принималось то или иное ответственное решение.

В целом, надо полагать, Особое межведомственное дорожное совещание сыграло положительную роль на Дальнем Востоке в условиях мировой войны.

В 1914 г. было создано Управление строительства грунтовых дорог Приамурского края с подчинением Амурскому водному управлению. Управление стало заниматься освоением

средств, направляемых на строительство магистральных дорог. 18 сентября 1916 г. при Министерстве Путей Сообщения учреждается Управление шоссейных дорог. С 1 января 1917 г. в его состав вошло и Сибирское управление шоссейных дорог. Кроме Сибирского были образованы еще два местных управления: Северо-Западное и Юго-Западное. Первое - в Приамурском крае, второе - в Европейской части страны. [16, с. 48] Новая управленческая структура приняла от Амурского Водного управления находящиеся под его надзором дороги, а также строящиеся Николаевский, Джалиндинский, Декастринский тракты. Для эксплуатации дорог и производства дорожных работ учреждаются Могочинская, Рухловская, Благовещенская, Хабаровская, Кербинская, Зейская, Декастринская дорожные дистанции [21, л. 55]. В самом названии управления отразилось пренебрежение далекого центра к сложившимся местными реалиям жизни. Давно уже существовало Приамурское генерал-губернаторство, включавшее все земли Дальнего Востока, а управление назвали Сибирским. Первым его управляющим в феврале 1917 г. назначен временно П.П. Чубинский, возглавлявший и Амурское водное управление. [22, л. 10] 10 мая 1917 г. на должность начальника Сибирского управления Временное правительство назначило инженера путей сообщений С.В. Хлебникова, а приступил он к исполнению обязанностей только через месяц. До его приезда в Благовещенск временно исполнял обязанности начальника управления инженер С.В. Несуловский. Им были сделаны первые кадровые назначения: начальника Благовещенской дистанции инженера К.Н. Попова, Могочинской - М.Л. Якса-Квятков-ского. Начальника Рухловской - В.В. Гороха, назначил уже С.В. Хлебников, также, как и первых техников и кондукторов дистанций. [23]

В строительстве дорог активное участие проявили не только гражданское, но и военное ведомства. В 1863 г. при генерал-губернаторе Восточной Сибири учреждается управление инженеров; через три года преобразовано по общепринятой в Военном министерстве системе - в окружное Инженерное управление Восточно-Сибирского военного округа. Сам округ включал обширную территорию, включавшую Енисейскую и Иркутскую губернию, Якутскую, Забайкальскую, Амурскую и Приморскую области. Но фактически, деятельность окружного инженерного управления сосредоточилась в Приморской области - на возведении укреплений, включая крепость Чныррах, казарм, госпиталей, и, конечно же, первых грунтовых дорог. В 1872 г. открылась Николаевская-на-Амуре первоклассная инженерная дистанция, переименованная после её перевода в г. Хабаровск в Амурскую инженерную дистанцию. В состав дистанции входили, кроме начальника, 5 инженерных офицеров, один инженерный чиновник, два надзи-

Фото. Казанфаров Гасан Казанфарович

(1860-1927)

рателя и 3 кондуктора. В 1881 г. учреждается Владивостокская первоклассная инженерная дистанция с таким же штатом, что и Амурская. Такая организация инженерной службы оставалась вплоть до 1884 г., когда Восточно-Сибирский военный округ был упразднен, и образованы два: Иркутский и Приамурский. В состав последнего и вошли созданные ранее Владивостокская и Амурская инженерные дистанции [3, с. 40-41], которые занимались главным образом возведением военных казарм и госпиталей, для чего создавались так называемые инженерные строительные комиссии, расквартированные в местах наибольшей дислокации войск округа, а именно: в крепости Владивосток, в Имане, Раздольном, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Благовещенске. Однако прокладка дорог не воспринималась военными как основная задача.

Интерес к строительству грунтовых дорог в Приамурском крае резко возрос на рубеже XIX -XX веков, о чем свидетельствует строительство «Амурской колесухи» - дороги между Хабаровском и Благовещенском [24, р. 1058]. Сразу после русско-японской войны в Приамурском военном округе создается военная строительная шоссейная комиссия, которой поручалось наконец-то осуществить прокладку стратегического шоссе Хабаровск - Уссурийск. Но единственным результатом её работы оказалось составление проекта и сметы на строительство. Просуществовав более двух лет и не проложив ни одной версты дороги, комиссия прекратила свое существование из-за отказа в финансировании. [4, с.

199] Не позднее 1910 г. в Приамурском военном округе создается Хабаровская войсковая шоссейная комиссия [20, с. 90-91] под председательством генерал-майора Г.К. Челокаева. Она приняла участие в проектировании и строительстве дорог, имеющих важное военно-стратегическое значение. Так, при прямом её участии строилась дорога Хабаровск - Малмыж (240 верст). [21, л. 55; 25, с. 86]

Большую роль в эксплуатации грунтовых дорог играло Министерство Внутренних дел, которое имело широкие функции. В частности, так называемый техническо-строительный комитет, в его центральном аппарате заведовал подготовкой гражданских инженеров, составлял проекты сооружений особой сложности (стоимость более 25 тыс. рублей) и курировал по технической части их строительство, в частности Амурской колесной дороги. Вплоть до начала ХХ в. под надзором местных чинов полиции находились проселочные и переселенческие дороги, которые ремонтировались и строились частью хозяйственным способом, частью натуральной повинностью на крестьян с помощью казны. Однако средств на такие цели выдавали крайне мало. Так, в Амурской области в 1887 - 1900 гг. из сумм земских сборов было отпущено на дорожную повинность всего 3840 рублей, то есть менее 300 рублей в год. [16, с. 200] Следует отметить, что в Европейской России такие дороги с 1871 г. стали передаваться местным земствам, которые взяли на себя большую часть расходов по их постройке и эксплуатации, тогда как технические параметры дорог и технический контроль за их состоянием оставался в руках Министерства путей сообщения. Главная заслуга земств - мобилизация местных ресурсов на строительство дорог местного значения. [6, с. 198 - 199] На Дальнем Востоке земства создали после февральской революции 1917 г. Заботы о местном дорожном строительстве лежали на органах Министерства Внутренних дел, поскольку они ведали и переселенческим делом. Местные полицейские чины приняли на содержание в 1906 г. военную «времянку» - грунтовую дорогу от Уссурийска до Хабаровска. Но средств для выполнения этих обязанностей было недостаточно, о чем свидетельствует и техническое состояние проселочных дорог. Созданные в начале ХХ в. Амурский и Приморский переселенческие районы оказались более эффективны в дорожном отношении.

В ведение МВД находилось Главное Управление почт и телеграфа, а в его составе - отде-

Литература и источники

ление «хода почт и почтовой гоньбы», которое отвечало за состояние почтовых трактов в Российской империи [14, с. 20], но главным образом заботились о содержании почтовых станков и станций в надлежащем виде. [26, с. 86] В 1909 г. Приамурский генерал-губернатор П.Ф. Унтенбер-гер направил в Министерство Внутренних дел представление, в котором исчислялась сумма, необходимая для приведения в порядок существующих и неотложного строительства новых почтовых трактов в крае. Работы оценивались им в пределах 10 млн. рублей. Но положительного ответа так и не последовало. [3, с. 200]. На Дальнем Востоке «почтовой гоньбой» ведал Приамурский почтово-телеграфный округ. Начальник округа Н.И. Рейх принимал «непременное» участие в заседаниях Особого междуведомственного дорожного совещания при Приамурском генерал-губернаторе. [27, с. 44]

Таким образом система управления дорожно-строительной отраслью была многоплановой. С одной стороны, существовали территориальные органы в виде строительных дорожных комиссий и управлений при генерал-губернаторе и губернаторах областей. С другой, - формируются сугубо отраслевые подразделения Министерства Путей Сообщения, в ведении которых находилось строительство грунтовых дорог на дальневосточной окраине. Первые - территориальные органы управления, - представляли собой управленческую «горизонталь», а вторые - ведомственные органы - управленческую «вертикаль».

В дорожном строительстве участвовало Министерство внутренний дел, в ведении которого был Приамурский почтово-телеграфный округ. Непосредственными организаторами дорожного строительства и ремонта грунтовых дорог выступали полицейские чины Приамурского генерал-губернаторства.

Свои ведомственные органы управления дорожным строительством имели Переселенческое управление и Военное министерство. При этом в военном ведомстве от управления вообще строительством переходят к управлению непосредственно дорожным строительством, для чего создается соответствующая дорожная комиссия.

Мировая война потребовала согласования интересов различных ведомств в дорожном строительстве, сложение их усилий в одном направлении, поэтому создавалось Особое междуведомственное дорожное совещание под председательством Приамурского генерал-губернатора.

1.Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Москва; Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1949. 842 с. 2.Чубинский П.П. Почтово-телеграфные сношения на Дальнем Востоке. Благовещенск н/Амуре: Типо-литогр. «Благовещенск» Тор. Дома «И.Я. Чурин и Ко», 1913. 45 с.

3.Унтенбергер П. Военные инженеры в Восточной Сибири // Военно-инженерный журнал. 1887. № 1. С. 35 - 44.

4.Унтербергер П.Ф. Приамурский край. 1906-1911 гг.: Очерк / П.Ф. Унтербергер. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1912. 497 с.

5.Приамурье. Факты, цифры, наблюдения: собраны на Дальнем Востоке сотрудниками общеземской организации: приложение к отчету общеземской организации за 1908 г.: с тремя картами. М.: Гор. типография, 1909. [4], VIII, VIII, 922 с.

6.Кудрявцев А.С. Очерки истории дорожного строительства в СССР. Ч. 1: Очерки истории дорожного строительства в СССР (дооктябрьский период). М.: Дориздат, 1951. 332 с.

7.Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России. Из истории освоения русскими людьми побережий Охотского и Берингова морей, Сахалина и Курил. Хабаровск: Кн. издательство, 1988. 192 с.

8.Кириллов В.Е. На золотых промыслах Дальней России: из истории золотодобычи на юге Российского Дальнего Востока / В.Е. Кириллов, П.Ю. Афанасьев. - 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск: Зея, 2008. 263 с.

9.Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны. Хабаровск, 1999. 366 с.

10.Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX-начале XX в. Владивосток: Даль-наука, 2000. 203, [18] с.

11.Российский Государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 702. Оп. 2. Д. 578.

12.Устав Строительный. Ст. 23 // Полный свод законов Российской империи в 16 томах. Кн. 2. Тома IX - XVI. Т. XII, Ч. 1. СПб., 1911.

13.Устав путей сообщений. Ст. 1, 3, Прил. 2 к ст.3 // Полный свод законов Российской империи в 16 томах. Кн. 2. Тома IX - XVI. Т. XII, Ч. 1. СПб., 1911.

14.Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 - 1917. Т. 2. Центральные государственные учреждения. Министерство внутренних дел. Министерство юстиции. Министерство финансов. Министерство торговли и промышленности. Государственный контроль. СПб.: Наука, 2001. 260 с.

15.Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 - 1917. Т.3. Центральные государственные учреждения. СПб.: Наука, 2001. 228 с.

16.Обзор земледельческой колонизации Амурской области. Благовещенск н/Амуре: Типо-лит. Благовещенск, 1913. 414 с.

17.Труды Совещания 1906 г. в Иркутске о путях сообщения в Сибири / Под ред. Виктора Попова. Т. 1. Материалы. - Иркутск: Канцелярия Иркут. генерал-губернатора, 1908. [3], XXI, 479 с.

18.Материалы по исследованию путей сообщения Приамурского края. Дорожный отдел. Вып. V. Перечень работ по изысканиям дорог, производившихся Дорожным отрядом Высочайше командированной Амурской экспедицией и проводившихся Дорожным отрядом Управления водных путей Амурского бассейна. Составлено Временным дорожным отделом Управления Водных путей Амурского бассейна. Благовещенск, 1913. 170 с.

19.Журнал Особого междуведомственного дорожного совещания при Приамурском Генерал-Губернаторе. Хабаровск: тип. Канцелярии Приамур. генерал-губернатора, 1915. [3], 115 с.

20.Ковальчук М.А. Дорожные изыскания в Приамурском крае в 1910 - 1913 годы / М.А. Ковальчук, Е.М. Самсо-нова // Проектирование развития региональной сети железных дорог. 2021. № 9. С. 58-67.

21. Российский Государственный архив экономики. Ф. 1884. Министерство путей сообщения. Оп.5. Д. 235. Л. 16.

22.Российский Государственный архив Дальнего Востока. Ф. 702. Оп. 2. Д. 900.

23.Приамурские известия. 1917. 22 июля.

24.Kovalchuk, M.A. Carriage Labor on the Amur Wheel Road (Kolesukha): Historical and Legal Aspect / I.K. Voronin, M.A. Kovalchuk // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Nizhny Novgorod, 10 - 12 марта 2020 года. Vol. 102. Nizhny Novgorod: European Publisher, 2021. P. 1050 - 1061. - DOI 10.15405/epsbs.2022.06.116.

25.Памятная книжка Приморской области на 1909/1910 года. Владивосток: Тип. Примор. обл. правл., 1910. [3], XII, 4, 3 - 204, 98, XI c.

26. Свод учреждений и Уставов почтовых. Ст. 1, 10 // Полный свод законов Российской империи в 16 томах. Кн. 2. Тома IX-XVI. Т. XII, Ч. 1. СПб.,1911.

27. Журнал особого междуведомственного дорожного совещания при Приамурском генерал-губернаторе 1916 г. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамур. генерал-губернатора, 1916. [2] л., 1-64, 1-23, 1-14, 1-14, 1-6, 1-18, 1-14, 1-2, 1-4, 1-4, 1-6, 1-10, 1-2, 1-12, 1-4, 1-20, 1-4, 1-8, 1-30, 1-2, 1-4, 1-8, 1-18, 1-2, 1-16, 1-126, 1-10, 1-16, 1-4 с.

References

1.Krasheninnikov S.P. Opisanie zemli Kamchatki. [Description of the Kamchatka land] Moscow; Leningrad: Glavsevmorput Publishing House, 1949. 842 p. (in Russian).

2.Chubinskii P.P. Pochtovo-telegrafnye snosheniya na Dal'nem Vostoke. [Postal and telegraphic relations in the Far East.] Blagoveshchensk n/Amur: Type-lithogr. Blagoveshchensk Tor. Houses "I.Y. Churin and Co.", 1913. 45 p. (in Russian).

3.Untenberger P. Voennye inzhenery v Vostochnoi Sibiri [Military engineers in Eastern Siberia] Voenno-inzhenernyizhurnal [Military Engineering Journal], 1887. no. 1. pp. 35-44. (in Russian).

4.Unterberger P.F. Priamurskii krai. 1906-1911 gg.: Ocherk [Primorsky Krai. 1906-1911: An essay]. St. Petersburg: V.F. Kirshbaum Type, 1912. 497 p. (in Russian).

5.Priamur'e. Fakty, tsifry, nablyudeniya: sobrany na Dal'nem Vostoke sotrudnikami obshchezemskoi organizatsii: prilozhenie k otchetu obshchezemskoi organizatsii za 1908 g.: s tremya kartami. [Amur region. Facts, figures, observations: collected in the Far East by employees of the all-Russian organization: appendix to the report of the all-Russian organization for 1908: with three maps.] Moscow: City Printing House, 1909. [4], VIII, VIII, 922 p. (in Russian).

6.Kudryavtsev A.S. Ocherki istorii dorozhnogo stroitel'stva v SSSR. Ch. 1: Ocherki istorii dorozhnogo stroitel'stva v SSSR (dooktyabr'skii period). [Essays on the history of road construction in the USSR. Part 1: Essays on the history of road construction in the USSR (pre-Oc-tober period).] Moscow: Dorizdat, 1951. 332 p. (in Russian).

7.Safronov F.G. Tikhookeanskie okna Rossii. Iz istorii osvoeniya russkimi lyud'mi poberezhii Okhotskogo i Beringova morei, Sakhalina i Kuril. [Pacific windows of Russia. From the history of the Russian people's exploration of the coasts of the Okhotsk and Bering Seas, Sakhalin and the Kuriles.] Khabarovsk: Publishing House, 1988. 192 p. (in Russian).

8.Kirillov V.E., Afanasyev P.Yu. Na zolotykh promyslakh Dal'nei Rossii: iz istorii zolotodobychi na yuge Rossiiskogo Dal'nego Vostoka [On the gold fields of Distant Russia: from the history of gold mining in the South of the Russian Far East]. - 2nd ed., ispr. and add. Blagoveshchensk: Zea, 2008. 263 p. (in Russian).

9.Ikonnikova T.Ya. Dal'nevostochnyi tyl Rossii v gody Pervoi mirovoi voiny. [The Far Eastern rear of Russia during the First World War]. Khabarovsk, 1999. 366 p. (in Russian).

10.Gallyamova L.I. Dal'nevostochnye rabochie Rossii vo vtoroipolovineXlX-nachale XX v. [The Far Eastern workers of Russia in the second half of the XIX-early XX century]. Vladivostok: Dalnauka, 2000. 203, [18] p. (in Russian).

11.Rossiiskii Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Dal'nego Vostoka. [The Russian State Historical Archive of the Far East]. F. 702. Op. 2. D. 578. (in Russian).

12.Ustav Stroitel'nyi. St. 23 [Building Regulations. Article 23] // Polnyi svodzakonovRossiiskoiimperii v 16 tomakh. Kn. 2. Toma IX - XVI. [The Complete Code of Laws of the Russian Empire in 16 volumes. Book 2. Volumes IX - XVI. Vol. XII, Part 1. St. Petersburg, 1911. (in Russian).

13.Ustavputei soobshchenii. St. 1,3, Pril. 2 k st.3 [The charter of the communication routes. Articles 1, 3, Adj. 2 to Article 3] // Polnyi svod zakonov Rossiiskoi imperii v 16 tomakh. Kn. 2. Toma IX - XVI. [The Complete Code of Laws of the Russian Empire in 16 volumes. Book 2. Volumes IX - XVI]. Vol. XII, Part 1. St. Petersburg, 1911. (in Russian).

14.Vysshie i tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii. 1801 - 1917. T. 2. Tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya. Minis-terstvo vnutrennikh del. Ministerstvo yustitsii. Ministerstvo finansov. Ministerstvo torgovli i promyshlennosti. Gosudarstvennyi kontrol'

[Higher and central state institutions of Russia. 1801 - 1917. Vol. 2. Central state institutions. The Ministry of Internal Affairs. The Ministry of Justice. The Ministry of Finance. Ministry of Trade and Industry. State control]. St. Petersburg: Nauka, 2001. 260 p. (in Russian). 15.Vysshie i tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii. 1801 - 1917. T.3. Tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya. [Higher and central state institutions of Russia. 1801 - 1917. Vol. 3. Central state institutions]. St. Petersburg: Nauka, 2001. 228 p. (in Russian). 16.Obzor zemledel'cheskoi kolonizatsii Amurskoi oblasti. [An overview of the agricultural colonization of the Amur region]. Blagoveshchensk n/Amur: Type-lit.]. Blagoveshchensk, 1913. 414 p. (in Russian).

17.Trudy Soveshchaniya 1906 g. v Irkutske o putyakh soobshcheniya v Sibiri [Proceedings of the 1906 Meeting in Irkutsk on communication routes in Siberia] / Pod red. Viktora Popova. T. 1. Materialy. [Ed. Victor Popov. Vol. 1. Materials.] Irkutsk: Office of Irkut. Governor-General, 1908. [3], XXI, 479 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.Materialy po issledovaniyu putei soobshcheniya Priamurskogo kraya. Dorozhnyi otdel. Vyp. V. Perechen'rabot po izyskaniyam dorog, proizvodivshikhsya Dorozhnym otryadom Vysochaishe komandirovannoi Amurskoi ekspeditsiei iprovodivshikhsya Dorozhnym otryadom Upravleniya vodnykh putei Amurskogo basseina. Sostavleno Vremennym dorozhnym otdelom Upravleniya Vodnykh putei Amurskogo basseina. [Materials on the study of communication routes of the Amur region. The road department. Issue V. List of road surveys carried out by the Road Detachment of the Most Highly Seconded Amur Expedition and conducted by the Road Detachment of the Amur Basin Waterways Management. Compiled by the Temporary Road Department of the Amur Basin Waterways Management]. Blagoveshchensk, 1913. 170 p. (in Russian).

19.Zhurnal Osobogo mezhduvedomstvennogo dorozhnogo soveshchaniya pri Priamurskom General-Gubernatore. [The journal of the Special Interdepartmental Road Meeting under the Amur Governor-General]. Khabarovsk: type. Offices of the Amur Region. Governor-General, 1915. [3], 115 p. (in Russian).

20.Koval'chuk M.A., Samsonova E.M. Dorozhnye izyskaniya v Priamurskom krae v 1910 - 1913 gody [ Road surveys in the Amur Region in 1910-1913 ] // Proektirovanie razvitiya regional'noi seti zheleznykh dorog [Designing the development of the regional railway network]. 2021. No. 9. pp. 58-67. (in Russian).

21. Rossiiskii Gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics]. F. 1884. Ministerstvo putei soobshcheniya. [Ministry of Railways]. Op.5. D. 235. L. 16. (in Russian).

22.Rossiiskii Gosudarstvennyi arkhiv Dal'nego Vostoka. [The Russian State Archive of the Far East]. F. 702. Op. 2. D. 900. (in Russian).

23.Priamurskie izvestiya [Amur news]. 1917. 22 iyulya [July 22nd].

24.Kovalchuk, M.A. Voronin I.K. Carriage Labor on the Amur Wheel Road (Kolesukha): Historical and Legal Aspect /, M.A. Kovalchuk // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Nizhny Novgorod, 10 - 12 marta 2020 goda. Vol. 102. Nizhny Novgorod: European Publisher, 2021. P. 1050 - 1061. doi: 10.15405/epsbs.2022.06.116.

25.Pamyatnaya knizhka Primorskoi oblasti na 1909/1910 goda. [The commemorative book of the Primorsky Region for 1909/1910]. Vladivostok: Type. The Primor. regional Board, 1910. [3], XII, 4, 3 - 204, 98, XI p.

26. Svod uchrezhdenii i Ustavov pochtovykh. St. 1, 10 [A set of postal institutions and Charters. 1, 10] // Polnyi svod zakonov Rossiiskoi imperii v 16 tomakh. Kn. 2. Toma IX-XVI. [The Complete Code of Laws of the Russian Empire in 16 volumes. Book 2. Volumes IX-XVI]. Vol. XII, Part 1. St. Petersburg, 1911.

27. Zhurnal osobogo mezhduvedomstvennogo dorozhnogo soveshchaniya pri Priamurskom general-gubernatore 1916 g. [Journal of the special interdepartmental road meeting under the Amur Governor-General in 1916] Khabarovsk: Type. Office of the Amur Region. Governor-General, 1916. [2] L., 1-64, 1-23, 1-14, 1-14, 1-6, 1-18, 1-14, 1-2, 1-4, 1-4, 1-6, 1-10, 1-2, 1-12, 1-4, 1-20, 1-4, 1-8, 1-30, 1-2, 1-4, 1-8, 1-18, 1-2, 1-16, 1-126, 1-10, 1-16, 1-4 p.

© «Клио», 2024 © Ковальчук М.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.