Научная статья на тему 'Управление дистанционным образованием на основе информационно-коммуникационных технологий'

Управление дистанционным образованием на основе информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / THE PROJECT «EDUCATION» / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC DOCUMENT CIRCULATION / MEANS OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова Людмила Николаевна, Комаров Юрий Аркадьевич

Статья посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий в дистанционном образовательном пространстве. Представлен опыт работы дистанционного центра образования детей-инвалидов с телекоммуникационным проектом «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Distance Learning on the Basis of Information-Communication Technologies Means

The article is devoted to the use of information-communication technologies in a distance learning space. Experience of the distance center of children-invalids’ education with the telecommunication project «Education» is presented.

Текст научной работы на тему «Управление дистанционным образованием на основе информационно-коммуникационных технологий»

УДК 37.018

Л. Н. Сухорукова, Ю. А. Комаров

Управление дистанционным образованием на основе информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий в дистанционном образовательном пространстве. Представлен опыт работы дистанционного центра образования детей-инвалидов с телекоммуникационным проектом «Образование».

Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционное образование, электронный документооборот, средства информационно-коммуникационных технологий, проект «Образование».

L. N. Sukhorukova, Ju. А. Komarov

Management of Distance Learning on the Basis of Information-Communication Technologies Means

The article is devoted to the use of information-communication technologies in a distance learning space. Experience of the distance center of children-invalids' education with the telecommunication project «Education» is presented.

Key words: innovative technologies, distance learning, electronic document circulation, means of information-communication technologies, the project «Education».

Новые инновационные технологии все больше и глубже проникают в повседневную жизнь. В организации учебного процесса в школе все сильнее чувствуется влияние современных информационных технологий. Внедряются инновационные проекты в повседневную деятельность образовательных учреждений. Одной из таких инноваций являются электронные школьные дневники и журналы.

Президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета (июль 2008 г.), на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, предложил школьный журнал и дневник школьника сделать электронными.

«Давайте вот как сделаем: бумажную форму журнала и дневника убирать не будем, а вменим в обязанности школ параллельно (ввести) эти электронные документы. Во всяком случае, журнал точно можно ввести», - сказал Медведев. По мнению президента, это будет способствовать обучению компьютерной грамотности тех педагогов, которые «боятся компьютеров».

В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 г. начало развиваться дистанционное образование детей-инвалидов в Рос-

© Сухорукова Л. Н., Комаров Ю. А., 2011

товской области - организован Центр дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО).

С 1 апреля 2010 г. на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону созданы условия для дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов из 59 человек, которые получают качественное образование посредством внедрения современных ИК-технологий (в частности, интернет-технологий) в образовательный процесс.

В процессе реализации этого проекта возникает несметное количество проблем, связанных с инновационностью процесса. Одной из самых первых и сложных проблем является невозможность ведения педагогическими и административными работниками отчетной документации в бумажном рукописном виде, в связи с территориальной распределенностью по Ростовской области. Административный центр находится в Ростове-на-Дону, сотрудники, дети и их родители - на всей территории области. Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть электронный документооборот, а, в частности, внедрение электронного школьного журнала и дневника с web-интерфейсом (ЭЖ).

В настоящее время на рынке интернет-услуг представлено множество комплексных инфор-

мационных систем, где администрация, преподаватели, ученики и их родители работают в едином информационном пространстве (например, проект NetSchool http://www.net-school.ru; проект ОКО.ру http://okoru.ru; Электронный классный журнал «РУЖЕЛЬ»

http://www.rujel.net), «Образование web 2.0» (http ://web2edu .ru/).

В 2010-2011 учебном году ЦДО полностью перешел на учет успеваемости и посещаемости в форме электронного журнала (ЭЖ). Мы используем портал «Образование web 2.0» (http://web2edu.ru/), являющийся уникальной телекоммуникационной образовательной сетью нового поколения. Электронный журнал всегда доступен и предоставляет больше информации в наглядной и понятной форме. Учитель может накапливать индивидуальный педагогический опыт в виде «копилки» уроков, методических материалов, файлов. Есть возможность обмениваться опытом и знаниями с педагогами всех регионов России и участвовать в системе совместной подготовки к урокам.

Одной из задач ФЦП развития образования на 2006-2010 г. является совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Востребованной и актуальной задачей является внедрение систем автоматизации управления образовательным учреждением, а электронный журнал является мощным инструментом менеджмента образовательного процесса в школе.

Самая главная функция администратора образовательного учреждения - управленческая. Начитается она со сбора информации, затем идет этап ее обработки. Только после этого можно приступить к анализу, в ходе которого виден уровень достижения желаемого результата. Принимаемые управленческие решения должны усилить действие положительных факторов развития и нейтрализовать отрицательные. Такой интегрированный банк данных позволяет осуществлять полный мониторинг и анализ образовательной деятельности. Затраты времени администратора на расчеты всех показателей оценки сокращаются в несколько раз.

Электронный журнал (ЭЖ) - прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную ру-90

тину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе [1].

Исходя из понимания назначения журнала, очевидно как реализован ЭЖ: похож на школьный бумажный журнал и имеет простой способ заполнения; данные ученика об оценках доступны только тем, кто имеет право их видеть: учителя, администрация школы, родители (распределены уровни доступа); ученики и их родители видят среднюю оценку по предметам и могут работать над ее повышением; осуществляет контроль количества и полноты выставляемых оценок, обеспечивающий корректную аттестацию учащихся; обеспечивает возможность детального контроля посещаемости.

Есть ряд неоспоримых преимуществ ЭЖ перед своим бумажным прототипом: доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет; доступ к данным системы регулируется согласно полномочиям пользователей (информация, поступающая в ЭЖ, немедленно становится доступна). Оперативный детальный автоматизированный административный контроль за учебно-воспитательным процессом: инструменты для прямой связи между учителями и родителями (в том числе через смс-сообщения согласно предпочтениям родителей), возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами), централизованный способ оповещения групп участников образовательного процесса.

Идея введения в школе ЭЖ очень актуальна и современна. Первоначально он был принят осторожно. Казалось, что это дополнительные затраты по времени, но временные затраты оправдали себя - мы получили работающую систему, которая разгрузила не только сотрудников, но и родителей, оперативно получающих информацию о своих детях. Получилось всеобъемлющее средство коммуникации в рамках регионального проекта.

Целью использования проекта является обеспечение связи между родителями и школой, тьюторами, учителями, сотрудниками (медиками, психологами и администрацией дистанционного центра), информирование родителей и детей о жизни школы, о планах на будущее.

Каждый из нас привык, что школьный дневник - это неотъемлемая часть школьных при-

Л. Н. Сухорукова, Ю. А. Комаров

надлежностей. Однако современные школьники привыкли пользоваться электронной почтой или смс-сообщениями, они запросто находят всю нужную им информацию в Интернете. И если на протяжении многих лет дневник считался единственным эффективным способом информирования родителей об успеваемости детей, то теперь на смену обычному дневнику приходит дневник электронный.

Внедрение электронного школьного дневника в обучении детей инвалидов обучающихся дистанционно, это самый нужный для родителей и учащихся документ, который в любой момент даст информацию об успеваемости по всем предметам.

В начале использования проекта сложность заключалась в том, что: система электронных школьных дневников требовала ежедневного обновления, этим ежедневно занимаются завучи центра. Система электронных школьных дневников требует настроенности учителей биологии на ежедневную работу с системой по наполнению информацией (выставление отметок, внесение тематических планов с домашними заданиями, творческих заданий и др.). Были и другие сложности, стоящие на пути массового использования систем электронных школьных дневников в школах. Но то, что система электронных школьных дневников необходима и будет в каждой школе - бесспорно.

Проект помог родителям детей-инвалидов активно участвовать в школьной жизни своих детей, следить за их успеваемостью, владеть полной и актуальной информацией о происходящих с ними событиях, консультироваться с медиками, психологами и педагогами. Дневник позволил учителям биологии вовремя сообщать родителям о проблемах ребенка по предмету, тем самым, повышая посещаемость занятий и общий уровень успеваемости учеников.

Основные возможности системы (на данный момент): ежедневная рассылка сообщений родителям об успеваемости их детей, контролирование посещения дистанционных уроков биологии. Оперативное реагирование на прогулы учеников (возможность требовать контроля родителей за посещаемостью их детей); информирование родителей и детей о предстоящих

экзаменах и контрольных работах; информация по изменениям в расписании; оперативный вызов родителей в школу (они получают сообщение на свой мобильный телефон сразу после его отправки); информирование учеников и их родителей о предстоящих школьных мероприятиях; информирование о результатах внеурочной деятельности, поощрения; приглашение на экскурсии, поездки в театры.

Обеспечение безопасности информации в системе электронных дневников и журналов является, бесспорно, одним из основных вопросов, волнующих и школу, и родителей.

Как и большинство подобных систем, наша система имеет достаточный набор средств для обеспечения защиты информации. В первую очередь, это: персональный логин (ID) и пароль для каждого пользователя; разграничение прав доступа к информации для различных групп пользователей (учитель, ученик, родитель, администратор). Достаточно соблюдать простые меры предосторожности, что позволит избежать несанкционированного доступа к информации: не надо оставлять на видном месте пароли, запоминать пароли и логины на компьютерах общего пользования и т. п.

Информация, содержащаяся в системе электронных дневников, не является привлекательной для компьютерных взломщиков. Конечно, нет ничего невозможного для профессионалов. Но от большинства случаев взломов система защищена.

Что же касается перехвата, стирания смс, то при стабильной работе системы рассылки приходят ежедневно. Любой родитель может контролировать этот процесс. В случае отсутствия сообщений, он сможет отправить повторный запрос.

Мы провели исследование, выявили возможности проекта в дистанционном образовательном процессе детей-инвалидов, а также проверили качество методической работы учителя биологии в личном кабинете проекта «Образование web 2.0» (http://web2edu.ru/), являющейся уникальной телекоммуникационной образовательной сетью нового поколения.

Таблица 1

Качество методической работы учителя биологии в личном кабинете телекоммуникационного образовательного проекта нового поколения « Образование web 2.0»

Педагог Класс Предмет уч. плана Уроков по расписанию в неделю Количество недель Плановое кол-во уроков Фиксировано уроков Уроков с тем. планами % с тем. планами Уроков с д/з % с д/з Учеников Оценок На 1 ученика % фиксированных уроков от запланированных РЕЙТИНГ исполнительности (300!)

И. Н. И. 10 К Биология 1 4 4 4 4 100 4 100 1 3 3 100 % 300

М. Е. О. 6 А Биология 1 4 4 4 4 100 4 100 2 6 3 100 % 300

М. Е. О. 6 В Биология 1 4 4 4 4 100 4 100 1 0 0 100 % 300

З. А. С. 11 А Биология 2 4 8 7 7 100 7 100 1 3 3 88 % 288

З. А. С. 11 Б Биология 2 4 8 7 7 100 7 100 2 4 2 88 % 288

З. А. С. 7 Л Биология 2 4 8 6 6 100 6 100 1 3 3 75 % 275

З. А. С. 7 М Биология 2 4 8 6 6 100 6 100 2 5 2,5 75 % 275

З. А. С. 7 Н Биология 2 4 8 6 6 100 6 100 3 6 2 75 % 275

М. М. Н. 9 Г Биология 2 4 8 5 5 100 3 60 2 10 5 75 % 253

М. М. Н. 9 В Биология 2 4 8 6 6 100 1 167 3 12 4 63 % 250

В настоящее время в школе-интернате № 28 работают дистанционно 5 преподавателей по биологии. Для того чтобы проверить качество методической работы учителя в электронном личном кабинете, проводится анализ работы всех дистанционных учителей.

Проверка качества методической работы учителя в электронном личном кабинете во многих отношениях должна быть близкой к оценке качества обычной методической работы учителя. Она должна отвечать одним и тем же требованиям вне зависимости от вида обучения.

В таблице указана учебная нагрузка каждого учителя. Учебная нагрузка учителя - это отражение учебного плана, составленного завучем школы, с указанием количества часов в неделю и за учебный период, а также классов и учебных групп, у которых преподается этот предмет. По данным таблицы мы видим, что количество проведенных уроков с тематическими планами составляет 100 % , а это указывает на тщательное планирование уроков, которое помогает учителю целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи, соответственно учащийся всегда может посмотреть план урока,

еще раз повторить материал по плану, проработать дополнительные задания, прочить четкую инструкцию к выполнению домашнего задания, а родитель и тьютор проконтролировать выполнение домашнего задания. Такая информация по всем предметам доступна в электронном пространстве. Она высылается всем учителям, проводится педагогическое собрание по полученным результатам, принимаются соответствующие решения на педагогическом совете.

Особенно это важно для детей-инвалидов, которые по своему состоянию здоровья могут отсутствовать на уроке по уважительной причине, это и принятие лекарств, процедуры, стационарное лечение и вообще плохое самочуствие в данный момент. В этом случае существует копилка учебных планов уроков учителя биологии, в которые он зайдет и посмотрит, какой материал он пропустил, проконсультируется с учителем и получит индивидуальное задание. Поэтому учитель биологии имеет право задержать прикрепления учебного плана в электронном образовательном пространстве всего на несколько дней. Выставление отметок в журнал также имеет свои особенности. В течение нескольких дней учитель

92

Л. Н. Сухорукова, Ю. А. Комаров

биологии выставляет отметки и может их исправить, если ученик отработал материал. Затем проект закрывается и учитель не может изменить внесенные данные, поэтому все надо делать вовремя.

Анализируя таблицу можно выявить своевременное выставление оценок. Рейтинг исполнительности всех требований составляет 300 % . Из таблицы видно, что у четырех из пяти преподавателей рейтинг выше 250 % , что говорит об исполнительности всех требований.

Результаты проведенного эксперимента дали возможность администрации дистанционного центра отслеживать результативность (исполнительность) всех участников образовательного процесса, что позволило сделать следующие выводы:

1. Возможность работы с телекоммуникационным проектом «Образование» дисциплинирует учащихся, родителей и учителей биологии, что способствует получению более качественного биологического образования детям-инвалидам с сохранным интеллектом.

2. Дистанционное образование открывает детям-инвалидам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных умений и навыков, а учителям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

3. Возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь онлайн собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества образования.

4. Система работы учителя биологии в электронном кабинете контролирует учителей и помогает им в работе с ней, сообщая, какие действия в данный момент необходимо выполнить (прошел урок - необходимо перенести оценки в электронный журнал, закрепить тематический план к уроку), следит за получением информации родителями (возможность контролировать вход ученика и родителя в дневник).

5. Администрация школы имеет оперативную информацию о состоянии учебного процесса и возможность регулярного проведения педагогического мониторинга.

Библиографический список:

1. Гончаренко, М. Документооборот в школе [Текст] / М. Гончаренко // Учительская газета. - 2009. - № 17.

2. Письмо Департамента государственной политики в образовании МО ПО РФ от 13 марта 2009 г. № 03-451 «Об обсуждении проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст].

3. Письмо МО ПО РФ от 30 марта 2001 г. №29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)» [Текст].

4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1112 «О предоставлении в 2010 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» [Текст].

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 403) Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [Текст].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.