Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ПОСТРАДАВШИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафарова О.Ю.

В статье рассматриваются административно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим, отражена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по оказанию первой помощи. В статье проведен анализ организации оказания первой помощи различными субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гафарова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342

О.Ю. Гафарова

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются административно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим, отражена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по оказанию первой помощи. В статье проведен анализ организации оказания первой помощи различными субъектами.

Ключевые слова: оказания первой помощи, правовые аспекты, мероприятия по оказанию первой помощи, пострадавший.

В настоящее время травматизм является одной из наиболее острых медицинских и социальных проблем, как во всем мире, так и в России.

Как показывает практика наиболее важным и ценным является оказание медицинской помощи пострадавшим еще до прибытия бригады скорой помощи.

Понятие «первая помощь» в настоящее время не закреплено на законодательном уровне. Однако, исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь представляет собой помощь, которая оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно -спасательных служб [5].

Основываясь на данном определении, видится необходимым предложить определение «первая помощь», предложенное Закурдаевой А.Ю. [12, с. 9]: первая помощь - комплекс медико-организационных мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых участниками оказания первой помощи до оказания медицинской помощи, в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при состояниях, перечень которых утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данное определение полностью отражает цель, структуру и значимость первой помощи.

В настоящее время система оказания первой медицинской помощи в нашей стране строится из трех элементов:

-нормативно-правовая база (федеральные законы, другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, которые определяют права, обязанности субъектов оказания первой помощи и т.д.);

-обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания;

-оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания [11, с. 11].

Рассматривая три вышеуказанных элемента, в рамках данной статьи, необходимо рассмотреть нормативно-правовую базу оказания первой помощи, а именно ее административно-правовой аспект.

Одним из важных административно-правовых средств оказания первой помощи является институт разрешительной системы.

Разрешительная система представляет собой систему отношений между субъектами власти и организациями или гражданами по вопросам разрешения на оказание первой помощи. Данная система, конечно же, регулируется правом.

Для осуществления деятельности по оказанию первой помощи никакого вида лицензий не требуется. Данный вывод сделан на основе положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4], которая включает в себя исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличие лицензии является обязательным.

© Гафарова О.Ю., 2020.

Научный руководитель: Тамбовцева Галина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Россия.

В части 3 комментируемой статьи указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Рассматривая дальше вопрос о разрешительной деятельности по оказанию первой помощи, видится необходимым обратиться к аспекту субъектов оказания первой помощи.

В случае происшествия, оказать первую помощь пострадавшим, как правило, могут очевидцы происшествия. Зачастую они имеют лишь минимальную подготовку для оказания первой помощи и не имеют никакого оборудования. Однако, при оказании хотя бы минимальной первой помощи, очевидцы могут выполнить хотя бы минимальные действия, которые так или иначе будут способствовать снижению опасности для жизни и здоровья пострадавшего.

Согласно, части 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

В части 4 данной статьи, водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Однако следует отметить, что установленного нормативным правовым актом образца удостоверения, сертификата или свидетельства, подтверждающего права субъекта на оказание первой помощи, нет. Из вышеизложенного следует, если очевидец происшествия не имеет такого документа, то он не может оказать помощь пострадавшему. В то время как может быть именно здесь и сейчас пострадавшему требуется хотя бы минимальное оказание первой помощи.

Обязанность по оказанию первой помощи регламентируется следующим нормативными правовыми актами:

-обязанность работодателя немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию - статья 227 Трудового кодекса Российской Федерации [1];

-обязанность полиции оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует - пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [3];

-одной из задач пожарной охраны является спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи - статья 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [2];

-военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или имуществу - часть 9 статьи 10 Федерального закона от 3 марта 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [8];

-военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок - статья 14.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [6] и другие.

Из приведенного перечня, указанные лица являются непосредственными субъектами оказания первой помощи пострадавшим.

Чтобы подробнее рассмотреть административно-правовой аспект управления деятельностью по оказанию первой помощи, остановимся на субъектах оказания данной помощи конкретнее.

Начать рассмотрение субъектов оказания первой помощи следует с сотрудников полиции, т.к. именно они зачастую первыми оказываются на месте происшествия. Одной из обязанностей сотрудников полиции является оказание первой помощи пострадавшим. Однако, при всем при этом, в ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не указано, что на сотрудников внутренней службы и юстиции, данные обязанности распространяются.

Внутренняя служба органов полиции России представляет собой подразделения МВД России, чьей задачей является обеспечение бесперебойной работы основных частей полиции России.

Сотрудники юстиции в органах полиции занимаются правоприменительной, правотворческой деятельностью. Несмотря на это, сотрудники перечисленных подразделений, входят в состав полиции России. На основании этого, видится необходимым устранить имеющийся пробел в законодательстве, путём включения в обязанности сотрудников внутренней службы и юстиции оказание первой помощи пострадавшему.

Приложением № 1 приказа Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [9] устанавливается перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, согласно приложению. Данный перечень содержит в себе лишь 8 пунктов, при которых субъекты оказания первой помощи могут ее оказать.

При этом стоит еще раз отметить, что ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» дает прямое указание на то, что сотрудник полиции обязан оказать первую помощь. Однако по роду службы сотруднику полиции зачастую приходится оказывать первую помощь при большем количестве состояний, нежели, в вышеупомянутом нормативном правовом акте. Например, не редки случаи, когда сотрудникам полиции приходилось принимать роды, помогать людям, у которых боли в сердце, приступы эпилепсии и т.д.

При тушении пожаров и проведении аварийно -спасательных работ приоритетной задачей пожарно-спасательных подразделений является поиск и спасение пострадавших. В соответствии с порядком тушения пожаров и технологией проведения аварийно-спасательных работ, пожарными и спасателями, с учетом состояния пострадавших, организуется самостоятельный выход спасаемых, а также их вывод или вынос из опасной зоны - за границы зоны тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Широко известен факт, что оказанная пострадавшим помощь наиболее эффективна в том случае, если оказана в течение 30 минут после получения травмы. С увеличением срока начала её оказания значительно возрастает частота различных, в том числе смертельных, осложнений у пострадавших. В связи с этим и появилось так называемое правило «Золотого часа» [10, с. 120].

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели обязаны активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи [7].

Ранее уже упомянутым приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», а именно Приложением № 2 устанавливается перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Данный перечень является, единим не только для спасателей, но и для других лиц, обязанных оказать первую помощь, а также водителей.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В связи с этим нахождение медицинских работников в данной зоне становится опасным для жизни и здоровья самих медицинских работников. Таким образом, оказание помощи пострадавшим может быть только вне зоны аварийно-спасательных работ.

Зачастую в вышеуказанных зонах пострадавшие получают различного рода травмы, для которых характеры ожоги, повреждения черепа, позвоночника, причиняющие сильную боль пострадавшему. При всем при этом, перечень мероприятий по оказанию первой помощи не включает в себя мероприятия, осуществляемые спасателями, для обезболивания состояния пострадавшего. Исходя из этого, напрашивается вывод - спасатель, согласно вышеуказанному федеральному закону и приказу Минздравсоцразвития, обязан принять все меры по оказанию первой помощи пострадавшему, а также свести к минимуму угрозы для жизни и здоровья, однако элементарно оказать помощь в обезболивании, состояния пострадавшего у нее возможности нет.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что указана лишь часть отрицательных моментов в сфере оказания первой помощи. Исследуя проблемные вопросы необходимо принятие закона о первой помощи оказания пострадавшему.

Данный закон необходим по ряду причин. Во-первых, те нормативные правовые акты, которые, так или иначе затрагивают вопрос обязательного или добровольного оказания первой помощи, не могут включать в себя всю систему оказания данного вида помощи. В данном случае речь идет не о медицинской, а правовой составляющей.

Во-вторых, в данном нормативном правовом акте была бы возможность расширить не только перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, но и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Конечно же, расширять данный перечень стоит, работая по принципу «не навреди».

В-третьих, в данном законе можно было отразить общепризнанный и уже узаконенный алгоритм оказания первой помощи.

Безусловно, при принятии данного закона должны быть учтены все требования других нормативных правовых и подзаконных актов, где так или иначе затрагиваются вопросы оказания первой помощи.

Библиографический список:

I.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

2.О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.

3.О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 7. - Ст. 900.

4.О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.

5.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.

6.О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.

7.Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3503.

8.О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4159.

9.Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи: Приказ Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 года № 477н // Российская газета. -2012. - 23 мая. - № 115.

10.Балабанов В.А., Ульнова Е.Ю. Проблемные вопросы подготовки к оказанию первой и медицинской помощи, пострадавшим силами пожарно-спасательных подразделений // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2015. - С. 120-126.

II. Дежурный Л.И., Шойгу Ю.С., Гуменюк С.А. Первая помощь: пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. - М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. - 2018. - 97 с.

12.Закурдаева А.Ю. Управление деятельностью по оказанию первой помощи: административно-правовой аспект : автореф. дисс. канд. юрид наук. - Москва, 2015. - 32 с.

ГАФАРОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.