Научная статья на тему 'Управление человеческими ресурсами в организациях малого бизнеса'

Управление человеческими ресурсами в организациях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (МП) / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN RESOURCES / A SMALL ENTERPRISE (MT) / HUMAN DEVELOPMENT / EFFICIENCY / MENTAL POTENTIAL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Засухин С.С.

В рамках настоящей статьи определено место и дана оценка роли малого бизнеса в системе отечественной экономики. Поставлен вопрос о необходимости развития российского малого предпринимательства не только за счет программ государственной поддержки, но также за счет повышения уровня управления человеческими ресурсами. Определены цели совершенствования управления человеческими ресурсами малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Засухин С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managements of human resources in the organizations of small business

Within the limits of present clause the place is certain and the estimation of a role of small business in system of domestic economy is given. It is brought a attention to the question on necessity of development of the Russian small business not only due to programs of the state support, but also due to increase of a level of management by human resources. Definite purposes of perfection of management of human resources of small enterprises.

Текст научной работы на тему «Управление человеческими ресурсами в организациях малого бизнеса»

www.paradigma.science

УДК 658

Засухин С. С.

Управление человеческими ресурсами в организациях малого бизнеса

Zasuhin S. S.

Managements of human resources in the organizations of small business

Аннотация: В рамках настоящей статьи определено место и дана оценка роли малого бизнеса в системе отечественной экономики. Поставлен вопрос о необходимости развития российского малого предпринимательства не только за счет программ государственной поддержки, но также за счет повышения уровня управления человеческими ресурсами. Определены цели совершенствования управления человеческими ресурсами малых предприятий.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, малое предприятие (МП), человеческое развитие, эффективность, интеллектуальный потенциал, человеческий капитал.

Abstract: Within the limits of present clause the place is certain and the estimation of a role of small business in system of domestic economy is given. It is brought a attention to the question on necessity of development of the Russian small business not only due to programs of the state support, but also due to increase of a level of management by human resources. Definite purposes of perfection of management of human resources of small enterprises.

Keywords: human resources, a small enterprise (MT), human development, efficiency, a mental potential, the human capital.

Введение. Теория и практика управления человеческими ресурсами исследуются довольно давно, непрерывно разрабатываются и совершенствуются все новые механизмы и концепции этого процесса, поскольку именно это направление является одним из наиважнейших для эффективного развития. Главный принцип современной концепции управления человеческими ресурсами заключается в признании их решающим фактором успешной конкуренции фирмы на рынке и достижения ею высокой эффективности, как самого ценного ресурса, обладающего социальной ценностью и экономической полезностью.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что большинство крупных и средних предприятий в России активно используют концепцию управления человеческими ресурсами, в меньшей степени -малые предприятия, хотя и там можно очень эффективно использовать концепцию управления человеческими ресурсами. В связи с этим мы провели исследование, как эффективно применяются системы управления человеческими ресурсами на малом предприятии.

В исследовании поставлена цель доказать, что использование даже отдельных элементов концепции управления человеческими ресурсами может существенно повысить эффективность деятельности малого предприятия.

Методы исследования включали собственное наблюдение автора, опрос работников малых предприятий, изучение производственных и финансовых показателей методами сравнительного анализа, динамических рядов, абсолютных и относительных показателей, расчетов, группировки и сопоставления исходных данных и конечных результатов и др.

Обзор литературы. Вопросами управления человеческими ресурсами на малых предприятиях занимались многие как экономисты, так и ученые в сфере управления персоналом. Так, в ходе настоящего исследования использовались труды Лобова А.В., Козыря Н.С., Кизима А.А., Березовского Э.Э., Саввиди С.М. и многих других.

Постановка задачи. В результате обзора литературы были поставлены следующие задачи: определить место и дать оценку роли малого бизнеса в системе отечественной экономики; рассмотреть необходимость развития российского малого предпринимательства не только за счет программ государственной поддержки, но также за счет повышения уровня управления человеческими ресурсами; определить цели совершенствования управления человеческими ресурсами малых предприятий.

Проблема управления человеческими ресурсами (УЧР) актуальна для всех предприятий и организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности. Одно из перспективных направлений исследования в этой области менеджмента является рассмотрение проблемы управления человеческими ресурсами на предприятиях и в организациях малого бизнеса [4, с. 77].

Развитие малого предпринимательства в России является приоритетной задачей современной отечественной экономики. Правительство РФ целенаправленно движется в направлении планомерного развития отечественного малого бизнеса, реализуя федеральные и региональные программы по его поддержке. Однако, несмотря на то, что в период с 2012 по 2018 годы количество малых предприятий увеличилось на 30,7%, в настоящее время наша страна еще значительно уступает по вкладу малых предприятий в ВВП (22,3% в 2018 году), не только развитым зарубежным странам (50-60%), но и развивающимся [7, с. 142].

Как показывает международная практика основные проблемы российских и зарубежных МП во многом схожи (малый объем первоначального капитала, длительные сроки развития бизнеса, финансовые трудности, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, невысокий уровень профессионального менеджмента при высокой интенсивности труда руководителя МП и др.).

Общими положительными чертами субъектов зарубежного и отечественного малого предпринимательства являются: мобильность, гибкость и оперативность в действиях, высокий уровень адаптации к изменениям, относительно низкие расходы по управлению, возможность быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала, способность генерировать инновации. Однако в составе преимуществ отечественных и зарубежных предприятий малого бизнеса есть некоторые расхождения. При этом в отличие от зарубежного малого бизнеса, испытывающего трудности привлечения высококвалифицированных кадров, российские малые предприятия напротив, отличает высокий уровень интеллектуального потенциала человеческих ресурсов, работающих в этой сфере [5, с. 88].

Современные реалии экономического развития таковы, что особо значимыми вопросами сегодня являются вопросы использования человеческих ресурсов, в большей степени проблемы раскрытия потенциала, заложенного в человеческих ресурсах и целевое использование его как во благо самого человека, так и во благо общества. Рыночные отношения и конкуренция за ограниченный платежеспособный спрос ставят перед предприятиями, в большей степени малого бизнеса, стратегические задачи не только обеспечения выживаемости, но и обеспечение устойчивого развития, и в этой связи им необходимо обращаться к поиску таких показателей и факторов, которые являлись бы ключевыми для успешного ведения бизнеса. С позиции требований, которые выдвигают предпринимательские структуры к бизнесу, предприниматель должен быть знающим, думающим и умеющим, и в этой связи приоритет следует отдать образованию, как одному из критериев оценки качества человеческих ресурсов [4, с. 77].

Таким образом, из комплекса ключевых показателей ведения бизнеса следует выделить такой показатель, как качество человеческих ресурсов и рассмотреть взаимосвязь данного критерия как условия развития малого бизнеса в России [8, с. 87].

В настоящее время в сфере малого предпринимательства трудится более 19 миллионов человек, что составляет более 20% всего трудоспособного населения России и по наблюдениям специалистов именно там генерирующие реальные идеи, представляющие собой уникальные интеллектуальные ресурсы, формирующие человеческий капитал, способный повысить конкурентоспособность и рост малого бизнеса. Исходя из этого, в настоящий период развития современной отечественной экономики одним из прогрессивных сценариев интенсивного развития МП и повышения их конкурентоспособности может явится организация системы эффективного управления человеческими ресурсами. Для реализации этой цели малые предприятия должны быть готовы к осуществлению деятельности по преобразованию традиционной системы управления

человеческими ресурсами организации в систему управления человеческим развитием [1, с. 180]. Специфика данных предприятий заключается в том, что:

1) для осуществления полноценного процесса управления человеческими ресурсами недостаточно ни финансовых, ни временных ресурсов. Часто всеми кадровыми вопросами занимается сам руководитель, не обладающий специфическими знаниями в этой области менеджмента;

2) сами человеческие ресурсы не многочисленны, нет отдельного специалиста по УЧР. Если в крупных организациях недостатки одного сотрудника может компенсировать другой, существует взаимозаменяемость персонала, то, например, в микропредприятиях, где всего штат может быть 3-5 человек (максимум - 15) это становится крайне сложной задачей. Перед руководителями стоит задача - привлечь, а в последствии удержать в своей организации «универсального солдата» [3, с. 297].

В качестве основных проблем управления человеческими ресурсами в малом бизнесе можно назвать:

- низкое качество развития и использования человеческого потенциала;

- недостаточное организационно-методическое обеспечение управления человеческими ресурсами;

- недостаточная разработка методов оценки и привлечения высококвалифицированных специалистов в предпринимательство;

- проблемы сочетания индивидуализированной мотивации высокоинтеллектуального труда с общими целями организации [2, с. 318].

Проведем сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие малого бизнеса и показателей, характеризующих качество человеческих ресурсов.

В качестве одного из показателей выберем благоприятные условия для ведения малого бизнеса по индикаторам регулирования предпринимательской деятельности (табл. 1). [6, с. 44]

Как следует из данных, представленных в таблице 1, страны, занимающие первые десять мест по условиям ведения малого бизнеса, имеют такие же высокие рейтинговые места и по уровню эффективности систем образования, например, США занимает седьмое место по уровню благоприятных условий ведения малого бизнеса, а по эффективности национальной системы образования первое. Дания занимает третье место по условиям ведения малого бизнеса и третье место по эффективности национальной системы образования. Великобритания занимает шестое место по уровню благоприятных условий ведения малого бизнеса, а по эффективности национальной системы образования четвертое. Если рассматривать эффективность национальных систем здравоохранения то первое место занимает Гонконг, а по уровню благоприятных условий ведения малого бизнеса Гонконг занимает пятое место, а по эффективности

национальной системы образования 15-е. Сингапур как лидер по уровню благоприятных условий ведения малого бизнеса занимает 8 место по эффективности национальной системы образования и второе место по эффективности национальной системы здравоохранения. Согласно данным исследования Россия занимает лишь 40 место по условиям ведения малого бизнеса, а по эффективности национальной системы образования 34 и 55 место по эффективности национальной системы здравоохранения.

Таблица 1 - Рейтинг стран с высоким уровнем благоприятных условий ведения малого бизнеса [9]__

Поряд Рейтинг по эффективности национальных систем образования Рейтинг по эффективности

ковый СТРАНА национальных систем здравоохранения

номер порядковый номер оценка, балл. порядковый номер оценка, балл.

1 Сингапур 8 80.6 2 84.2

2 Новая Зеландия 14 70.9 - -

3 Дания 3 84.2 42 40.7

4 Южная Корея 23 59.7 4 71.5

5 Гонконг 15 70.9 1 88.9

6 В еликобритания 4 84.8 21 52.9

7 США 1 100 50 32.6

8 Швеция 5 82.2 27 48.9

9 Норвегия 12 75.3 20 54.0

10 Финляндия 6 82.0 24 51.1

40 Россия 34 49.1 55 24.33

Если систематизировать представленные данные, то можно заметить, что такие страны как Сингапур, США, Швеция, Великобритания, Финляндия входят в десятку сильнейших по рейтингам благоприятных условий ведения малого бизнеса, уровню развития инноваций и глобальной конкурентоспособности. Эти же страны имеют высокие рейтинги по эффективности национальных систем образования: Сингапур (8 место), США (1 место), Швеция (2 место), Великобритания (4 место), Финляндия (6 место). Россия занимая 34 место по эффективности национальной системы образования занимает 40 место в рейтинге стран по благоприятным условиям ведения малого бизнеса, 45 место по уровню развития инноваций и 43 место по конкурентоспособности, тот есть у России есть все условия для того чтобы подняться в исследуемых рейтингах на боле высокие ступени, акцентируя внимание на качество образовательной деятельности как условия развития малого бизнеса [10].

Заключение. Таким образом, проведенный анализ показал, что существует взаимосвязь исследуемых критериев ведения бизнеса с таким

показателем как эффективность системы образования, то есть можно с уверенностью сказать, что ключевым показателем качества человеческих ресурсов является образование, оценку которого можно проводить только по ключевым показателям компетенций, приобретенных человеческими ресурсами как таковыми в ходе образовательного процесса.

Практическая ориентация полученных результатов состоит в том, что определенная в ходе исследования взаимосвязь между критериями оценки качества человеческих ресурсов применительно к определению их роли и участия в продвижении инновационных идей и обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса, обеспечивая тем самым его развитие, послужат базой укрепления управления человеческими ресурсами в малом бизнесе, на системном уровне, включая качественные аспекты функционирования данной системы.

Важную роль при решении этих проблем играет уровень профессиональной компетентности руководителя. Он должен уметь формировать команду, уметь мотивировать людей на достижение высоких результатов, разрабатывать и внедрять систему продвижения персонала, обучения и развития сотрудников, формировать организационную культуру даже не смотря на небольшой масштаб бизнеса.

С точки зрения повышения эффективности бизнеса основное содержание системы управления человеческим развитием МП раскрывается через комплекс функций, направленных на формирование фактора интенсификации использования всех ресурсов фирмы - интеллектуального потенциала человеческих ресурсов. Одной из важных функций управления человеческим развитием МП является побуждение людей к непрерывному совершенствованию и развитию, организация процесса постоянного пополнения знаний. Данные функции реализуются через анализ факторов и прогнозирование потребности в приобретение новых знаний сотрудниками фирмы. В системе МП это может быть достигнуто путем разработки и реализации программ стимулирования интеллектуального развития персонала, основанных на традиционных подходах: материальном и нематериальном стимулировании.

К функциональным обязанностям подсистемы управления человеческим развитием МП должны относиться действия по разработке программ реализации мероприятий, направленных на увеличение интеллектуальной базы, обеспечению условий эффективного использования и обмена приобретенными информационно- интеллектуальными ресурсами, созданию благоприятных условий для эффективного коммуникационного обмена между сотрудниками различных подразделений, в процессе решения общих производственных задач.

Процесс совершенствования управления человеческим развитием малого предприятия может включать в себя следующие цели:

www.paradigma.science

- Выработка направлений и принципов политики предприятия,

- Формирование организационного механизма управления человеческим развитием и процессом преобразования знаний человеческих ресурсов в интеллектуальные активы предприятия.

- Осуществление мероприятий по формированию и использованию интеллектуального потенциала человеческих ресурсов в соответствии с целями предприятия.

Представленные цели управления человеческим развитием малого промышленного предприятия уже в данном виде могут стать основой для выработки первичных организационных решений по поводу целесообразности формирования подсистемы управления человеческим развитием в системе управления конкретных предприятий, функционирующих на современном рынке.

Библиографический список

1. Кизим А.А., Березовский Э.Э., Саввиди С.М. Менеджмент в структурной трансформации экономических отношений субъектов бизнеса в рамках повышения конкурентоспособности // Экономика устойчивого развития. - 2017. - № 3 (31). - С. 180185.

2. Кравченок К.М. Управление человеческими ресурсами: роль высококвалифицированных специалистов и методы стимулирования для увеличения прибыли на малом предприятии // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1. С. 318-322.

3. Кузьмина О.Е. Оценка эффективности деятельности инновационных малых предприятий // V Манякинские чтения: «Опыт, достижения, пер-спективы торговли и экономики». Омск, 2016. С. 297-302.

4. Лобов А.В., Козырь Н.С. Влияние системы маркетинга на конкурентоспособность малого бизнеса // Научные меридианы. - 2017. - С. 77-81.

5. Лукьянчикова Т.Л. Эффективное управление человеческим капиталом предприятия в интересах его инновационного развития / Т. Л. Лукьянчикова, Е. М. Семенова // Управленческий учет. 2016. № 2. С. 88.

6. Никулина О.В., Федорова Т.Н. Исследование международного опыта развития малого инновационного предпринимательства // Экономика: теория и практика. - 2015. -№ 1 (37). - С. 44-52.

7. Рзун И.Г. Исследование состояния и эффективности управления активами предприятия / Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Новороссийск: Издательский центр «Академия знаний», 2018. - С. 140146.

8. Старкова Н.О. Управление человеческими ресурсами малых предприятий // Сборник материалов национальной научно-практической конференции. под ред. В.Н. Ходыревской. Курск, 2019. С. 87-90.

9. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] II Центр гуманитарных технологий, 2006-2018. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info

10. Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]// Центр гуманитарных технологий, 2006-2018. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.