УДК 336.77
DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-9-73-81
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ПРИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
MANAGING HUMAN CAPITAL IN INDUSTRIAL RESTRUCTURING: THE IMPACT ON REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT
А. В. Глотко,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск [email protected]
С. А. Шелковников,
Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск [email protected]
И. Г. Кузнецова,
Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск [email protected]
Е. А. Малышев,
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург [email protected]
A. Glotko,
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
S. Shelkovnikov,
Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk
I. Kuznetsova,
Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk
E. Malyshev,
St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg
Статья посвящена разработке комплекса мер по совершенствованию управлением человеческим капиталом работников предпенсионного возраста в интересах экономического развития региона при структурных изменениях в промышленности. Исследование проведено на примере Республики Алтай. Особое внимание уделено пенсионной реформе и ее влиянию на управление человеческим капиталом. Рассмотрены процессы управления человеческим капиталом работников предпенсионного возраста. Представлены теоретико-методологические основы оценки реализации пенсионной реформы и ее влияния на управление человеческим капиталом в регионе. Дано толкование понятия «человеческий капитал» при структурных изменениях в промышленности, выделены в отдельную категорию люди предпенсионного возраста и пенсионеры. Рассмотрены общие критерии оценки человеческого капитала по России. Приведен опыт зарубежных стран в сфере пенсионного обеспечения населения. Представлен анализ процессов оценки реализации пенсионной реформы и ее влияния на управление человеческим капиталом в Республике Алтай. Дана оценка влияния пенсионной реформы на управление человеческим капиталом в регионе при структурных изменениях в промышленности. Отмечено, что увеличивается доля граждан предпенсионного возраста. Использование человеческого капитала этих работников, отличающегося высоким качеством, является актуальной темой, требующей специальных исследований. Именно на повышение качества человеческого капитала пожилых людей направлены социальные проекты. Объектом исследования являются процессы, определяющие направления и обеспечивающие эффективность использования человеческого капитала. Целью исследования является осмысление теоретических вопросов и разработка методических рекомендации по управлению человеческим капиталом. В процессе исследования использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, социологический, расчётно-конструктивный. Предложен комплекс мер по совершенствованию реализации пенсионной реформы и ее влияния на управление человеческим капиталом в Республике Алтай, включающий разработку региональной программы занятости людей предпенсионного возраста; выделение квот рабочих мест для трудоустройства пенсионеров; усовершенствование системы начисления пенсий в связи с новыми условиями выхода на пенсию и пр.
73 © А. В. Глотко, С. А. Шелковников,
И. Г. Кузнецова, E. А. Малышев, 2022
Ключевые слова: человеческий капитал, люди предпенсионного возраста, пенсионная реформа, социальные проекты, доходы, пенсия, трудоустройство, структурные изменения в промышленности, социальные гарантии, рабочее место, господдержка
This article is devoted to the development of a set of measures to improve the management of human capital of workers of pre-retirement age in the interests of the economic development of the region with structural changes in industry. The study has been conducted on the example of the Altai Republic. The object of the study is the pension reform and its impact on the management of human capital, the subject of the study is the processes of managing the human capital of workers of pre-retirement age in the Altai Republic. Theoretical and methodological foundations for assessing the implementation of the pension reform and its impact on the management of human capital in the region with structural changes in industry have been studied. The concept of "human capital" is considered and people of pre-retirement age and pensioners are singled out in a separate category. The general criteria for assessing human capital in Russia are considered; the experience of foreign countries in terms of pension provision of the population is given. The analysis of the processes of evaluating the implementation of the pension reform and its impact on the management of human capital in the Altai Republic has been carried out. An assessment of the impact of the pension reform on the management of human capital in the region with structural changes in industry is made. It is noted that there is a constant increase in the proportion of people of pre-retirement age, the use of the human capital of these workers, which is of high quality, is an urgent topic that requires special research. Social projects are aimed at improving the quality of the human capital of older people. The aim of the study is theoretical issues and methodological recommendations for human capital management. The object of study is the processes that determine the directions and ensure the efficiency of the use of human capital. The following methods are used in the process of the study: monographic, abstract-logical, sociological, calculation-constructive. A set of measures is proposed to improve the implementation of the pension reform and its impact on human capital management in the Altai Republic, including the development of a regional employment program for people of pre-retirement age; allocation of job quotas for the employment of pensioners; improve the system of calculating pensions in connection with the new conditions for retirement, etc
Key words: human capital, people of pre-retirement age, pension reform, social projects income, pension, employment, structural changes in industry, social guarantees, workplace, state support
Введение. После принятия закона о повышении пенсионного возраста принято много сопутствующих проектов и социальных программ для улучшения качества человеческого капитала людей пенсионного и предпенсионного возраста [14; 15]. Насколько работают данные проекты и программы, в рамках принятого закона, рассмотрим на примере Республики Алтай.
Объект исследования - процессы, определяющие направления и обеспечивающие эффективность использования человеческого капитала.
Цель исследования - теоретическое осмысление проблемы, разработка методических рекомендаций по управлению человеческим капиталом.
Методы исследования: монографический, абстрактно-логический, социологический, рас-чётно-конструктивный.
Разработанность темы. Республика Алтай располагает единственным городом Горно-Алтайск, который является столицей с численностью жителей 64,4 тыс. человек. В состав Республики входят 10 административных
районов [3-6]. Число сельских администраций - 92. Количество населенных пунктов -245. Численность постоянного населения (01.01.2020 г.) - 220181 человек, из которых сельское составляет 155717 тыс. человек, городское - 64464 тыс. человек.
Плотность населения - 2,3 чел / км2, в г. Горно-Алтайск - 65,38 чел / км2, в Улаганском районе - 0,6 чел / км2. Территория, приравненная к северу - 41,1 %, на ней проживает 14,5 тыс. населения [6].
Для определения характеристики человеческого капитала обратимся к статистическим данным численности населения Республики Алтай (табл. 1).
Из табл. 1 можно заключить, что большая численность населения по всем показателям приходится на сельское население. Это связано с тем, что в Республике Алтай город представлен в единственном числе (г. Горно-Алтайск). С этим показателем связан и уклон развития в Республике - сельское хозяйство. Оно играет важную роль в формировании экономики и уклада жизни населения. На его долю приходится более 17 % ВРП против 6...7 %
Таблица 1 / Table 1
Численность населения в Республике Алтай на 1 января 2020 г., тыс. чел. / Population in the Republic of Altai for January 1, 2020, thousand people
Показатели / Indicators Городское / Urban Сельское/ Rural Всего / Total
Численность населения / Population 64,464 155,717 220,181
Моложе пенсионного возраста (15-50 лет) / Younger than retirement age (15 to 50 years old) 34,019 67,732 101,751
Предпенсионный возраст (50-55,5 лет жен., 55-60,5 лет муж.) / Pre-retirement age (50-55,5 years for women, 55-60,5 years for men) 2,733 9,613 12,346
Пенсионный возраст / Retirement age - - 60,6
Численность рабочей силы / Labor force - - 95,0
Занятые в экономике / Employed in the economy - - 84,6
ВВП России. В сельской местности проживает около 70 % населения, 10 из 11 муниципальных образований являются сельскими, и для большинства жителей сельское хозяйство является основным источником дохода [6].
Новая цифровая экономика неизбежно меняет все области формирования и развития экономических систем как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Инновации рынка труда неизбежны и необратимы. Исчезновение профессий и рабочих мест будет сопровождаться появлением принципиально новых. В этой связи важным становится исследование особенностей трудовой мобильности, формирование и развитие интеллектуального капитала предприятий, анализ проблем адаптации рынка труда к условиям цифровизации экономики, оценка последствий цифровизации управления человеческими ресурсами в условиях стремительного развития инноваций [1].
Значительная часть населения представлена гражданами моложе 50 лет. Это 43 % от общей численности населения; 27,5 % приходится на людей пенсионного возраста; 5,6 % -предпенсионного возраста. Рассматривая человеческий капитал республики с экономической точки зрения, следует выделить некоторые категории: 43, 1 % от общей численности населения приходится на рабочую силу, 89 % от общей рабочей силы - людей, занятых в экономике. Безработных в Республики Алтай 11,05 % от общей численности рабочей силы [10; 12].
Для более ясной картины представим динамику основных показателей по населению (за 2017-2020 гг.): численность населения, уровень рабочей силы, занятых в экономике,
численность пенсионеров, численность занятых в экономике на одного пенсионера [3; 4; 14].
Общая численность населения в Республике Алтай в 2017 г. составляла 218,1 тыс. человек, 2018 г. - 218,9 тыс. человек, 2019 г. -220,2 тыс. человек. Это наглядно представлено на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что за последние три года прирост населения составил 2,1 %. В 2017 г. показатель рабочей силы был равен 98,8 тыс. человек, 2018 г. - 96,2 тыс. человек, 2019 г. -95 тыс. человек. Численность занятых в экономике в 2017 г. составила 87 тыс. человек,
2018 г. - 85,4 тыс. человек, 2019 г. - 84,6 тыс. человек.
Количество пенсионеров за 2017 г. соответственно 60,4 тыс. человек, в 2018 г. этот показатель вырос до 61,2 тыс. человек, а
2019 г. уменьшился до 60,6 тыс. человек, но в среднем вырос за три года. Показатели численности пенсионеров тесно связаны с показателями численности занятых в экономике на одного пенсионера. В 2017 г. этот показатель был равен 1,45; 2018 г. - 1,4; в 2019 г. - 1,36 [5].
Соотношение рабочей силы и численности пенсионеров в исследуемом регионе в 20172019 гг. можно наглядно отразить на рис. 2.
Из рис. 2 можно сделать вывод, что уровень численности населения растет, но при этом рабочая сила и численность занятых в экономике падает. Категория пенсионеров находится примерно на одном уровне, но в среднем этот показатель увеличивается.
Данные рис. 3 подтверждают, что показатели естественного прироста постепенно снижаются. По показателям миграции видно, что
убыль населения доминирует над прибытием, но в 2019 г. в Республику Алтай прибыло больше, чем выбыло.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, согласно представленным данным, численность населения в Республике Алтай медленно, но растет, при этом рабочей силы и людей, занятых в экономике, постепенно падает, уменьшается и численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера [3; 8].
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» который установил основные параметры пенсионного возраста в стране: 65 лет для мужчин и 60 -для женщин (табл. 2). Согласно закону, в 2019 г. данным правом воспользовались 231 женщина (1964 г.р.), у которых день рождения выпал на первое полугодие 2019 г., для женщин, у которых право выхода на пенсию наступило во второй половине 2019 г. пенсия, так же с отсрочкой в полгода, назначена в 2020 г. [2; 6; 9]
220,5 220 219,5 219 218.5 218 217,5 217 216.5
220.2
218,9
218
2017
2018
2019 Годы
Рис.1. Численность населения в Республике Алтай за 2017-2019 гг., тыс. человек / Fig. 1. Population in the Altai Republic for 2017-2019, thousand people
И 120
<D 00 О
g 100 ci
Э
80
60
40
20
96.2
95
2017
2019
■ Уровень рабочей силы ■ Численность пенсионеров ■ Занятые в экономике
Рис. 2. Соотношение рабочей силы и численности пенсионеров в Республике Алтай в 2017-2019 гг., тыс. человек / Fig. 2. The ratio of the labor force and the number of pensioners in the Altai Republic
in 2017-2019, thousand people
«
&) И 1600
О Н
3 F 1400
о
S 1200
1000
800
600
400
200
0
-200
-400
-600
1337
1146
2017 2018 2019
-2Е7
-343
Годы
■ Естественный прирост ■ Миграционный прирост
Рис. 3. Динамика естественного и миграционного прироста в Республике Алтай за 2017-2019 гг., тыс. человек / Fig. 3. Dynamics of natural and migration growth in the Altai Republic for 2017-2019, thousand people
Таблица 2 / Table 2
Поэтапный выход пенсионеров на пенсию согласно новой реформе, в Республике Алтай за 2019-2020 гг., человек / Phased retirement of pensioners in accordance with the new reform in the Altai Republic for
2019-2020, people
Численность пенсионеров / Number of pensioners 2019 г. 2020 г.
Женщины, достигшие 55 лет / Women over 55 231 157
Мужчины, достигшие 60 лет / Men over 60 210 114
Итого / Total 441 271
Таким же правом воспользовалось 210 мужчин (1959 г. р.) по достижении 60 лет в первой половине 2019 г. и назначении пенсии в 2019 г. с отсрочкой в полгода и 114 мужчинам назначили пенсию в 2020 г. Для женщин, достигших возраста 55 лет (1965 г.р.), и мужчин, достигших 60-летнего возраста (1960 г. р.) в 2020 г., (499 человек), пенсия отсрочена согласно новому закону на 1,5 года, т. е. право назначения они получат в 2021 г.
Средний размер пенсии государственных федеральных гражданских служащих, назначенной в 2017-2018 гг., составил 16827,27 р.; в 2017 г. в Республике Алтай - 11825,36 р.; в 2018 г. - 12457,36 р., в 2019 г. - 12529,97 р., в 2020 г. - 13071 р. Численность работающих пенсионеров в 2017 г. составила 3321 тыс. че-
ловек; в 2018 г. - 3413 тыс. человек; в 2019 г. -3476 тыс. человек; в 2020 г. - 3477 тыс. человек [14].
Таким образом, 2019 год - это начало новой пенсионной реформы, которая определила возраст выхода на пенсию для женщин с 60 лет, мужчин - с 65 лет. Увеличение возраста выхода на пенсию осуществляется поэтапно. В рассматриваемом законе появилось понятие «предпенсионер» - это люди, которые получают дополнительные льготы. Правительством региона разработана программа подготовки и переподготовки кадров в предпенсионном возрасте [6; 10].
Для граждан предпенсионного возраста будут предоставлены льготы и меры социальной поддержки, которые были доступны
гражданам по достижении выхода на пенсию: бесплатные лекарства, проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.
С 2019 г. для данной категории граждан действуют новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусмотрена административная и уголовная ответственность за увольнение предпенсионера или отказ в приеме на работу по причине возраста. Работодатели также обязаны ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
Правом воспользоваться льготами пред-пенсионера можно за пять лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть, начиная с 51 года для женщин 1968 г. р. и 56 лет для мужчин 1963 г. р. [2]. Пятилетний срок учитывается при назначении пенсии по достижении определенного возраста, а также выработке стажа «досрочниками». К ним относятся граждане, трудящиеся на опасных и тяжелых производствах. Предпенсионный возраст и права на льготы у них наступают на пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию, при котором существуют специальные условия.
Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию появляется при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в
марте 2019 г. выработал необходимый педагогический стаж, начиная с этого момента, будет считаться предпенсионером.
За подтверждением статуса предпенсионера в Пенсионный фонд Республики Алтай через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за 2019 г. обратились 182 человека. Согласно новому закону, вводится понятие «предпенсионер», который имеет следующие привилегии:
- подтверждение статуса предпенсионе-ра, на основании которого он может пользоваться льготами;
- центры занятости, которые с 2019 г. предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров;
- гарантии по трудоустройству данной категории граждан.
На основе официальных данных Центра занятости населения Республики Алтай, динамика численности безработных граждан за 2019 г. отражена в табл. 3.
Из данных табл. 3 можно сделать вывод, что общая численность граждан приходится на сельскую местность: около 80 % от общей численности обратившихся граждан; 10 % - от общей численности населения, обратившихся в центр занятости составляют предпенсионе-ры. Уровень безработных за 2019 г. упал на 13,3 %.
Динамика численности безработных граждан за 2019-2020 гг. из числа предпенси-онеров представлена в табл. 4 [4].
Таблица 3 / Table 3 Динамика численности безработных граждан за 2019 г., человек/ Dynamics of the number of unemployed citizens in 2019, people
Показатели / Indicators 1 квартал 2019 г. / Q1 2019 2 квартал 2019 г. / Q2 2019 3 квартал 2019 г. / Q3 2019 4 квартал 2019 г. / Q4 2019 Итого / Total
Численность граждан, обратившихся в ЦЗН / Number of citizens who applied in total to the CZN 3194 2691 1908 1867 9660
Граждане, проживающие в городе / Citizens living in the city 585 501 415 400 1901
Граждане, проживающие в сельской местности / Citizens living in rural areas 2609 2190 1493 1467 7759
Лица предпенсионного возраста / Persons of pre-retirement age 331 301 231 245 1108
Таблица 4 / Table 4
Динамика численности безработных граждан предпенсионного возраста в 2019-2020 гг., человек/ Dynamics of the number of unemployed citizens of pre-retirement age in 2019-2020, people
Показатели / Indicators 1 квартал 2019 г. / Q1 2019 2 квартал 2019 г. / Q2 2019 3 квартал 2019 г. / Q3 2019 4 квартал 2019 г. / Q4 2019 1 квартал 2020 г. / Q1 2020 2-4 квартал 2020 г. / / Q2-4 2020
Безработные / Unemployed 336 325 250 247 275 0
Трудоустроено / Employed 22 68 113 172 28 0
Из данных табл. 4 можно сделать вывод, что за 2019 г. процент трудоустройства граждан составил около 3,2 % от числа состоящих на учете.
В 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с пандемией, служба занятости работала в дистанционном режиме, поэтому данные представлены лишь за 1 квартал 2020 г., по которому можно сделать вывод, что за этот квартал из числа обратившихся трудоустроилось 0,28 %.
Сложившаяся в период первичной индустриализации структура организации отраслей (производств) на территории Республики Алтай по своей сложности не соответствует все более усложняющемуся и сегментирующемуся рынку [7; 11].
Список литературы _
Заключение. Таким образом, исследование показало, что в настоящее время целый ряд отраслей экономики по своей обособленности и масштабам деятельности не доходит до уровня сложности рынков. В Республике Алтай малое количество предприятий, и те, которые на данный момент представлены в регионе, либо развиваются в целом ряде секторов экономики медленнее, чем рынок в целом, либо до сих пор ориентированы на стагнирую-щие рынки, что приводит к отставанию темпов развития республики от общих темпов роста экономики страны. Отсюда вытекают ряд проблем, касающихся управления человеческим капиталом региона, в частности рассматриваемой нами возрастной категории [5; 8].
1. Балашова Е. С., Красовская И. П., Майорова К. С., Малышев Е. А., Малышева Т. Е., Палкина Е. С., Барыкин С. Е., Счисляева Е. Р., Кох Л. В., Кох Ю. В., Семенов Н. А., Панова Е. А., Плис К. С., Русакова Т. Б., Сайченко О. А., Стрельникова Л. А. Актуальные технологии современной экономики и инфраструктуры: цифровая и инновационная экономика: монография. СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2020. 375 с.
2. Бекназаров З. Д. Опыт пенсионного обеспечения развитых и развивающихся стран // Научный лидер. 2021. № 6. С. 25-30.
3. Еличекова А. Е. Основные направления повышения конкурентоспособности Республики Алтай // Аспирант. 2021. № 2. С. 74-76.
4. Интерактивный портал службы занятости населения Республики Алтай. URL: https://www.czn-mintrudaltay.ru (дата обращения: 12.10.2022). Текст электронный.
5. Кравченко Е. В. Особенности корпоративного пенсионного страхования в России и за рубежом // Экономика труда. 2019. № 3. С. 1203-1218.
6. Кузнецова И. Г, Глотко А. В., Шелковников С. А., Клюева И. С. Направления региональной политики по повышению уровня жизни населения (на примере республики Алтай) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 10. С. 94-102.
7. Кузнецова И. Г, Шелковников С. А. Концептуально-методологические основы формирования человеческого капитала в условиях перехода к цифровому сельскому хозяйству // Вестник Российского университета дружбы народов. 2022. Т. 30, № 1. С. 110-123.
8. Кулаков А. В. Программно-целевое управление государственными расходами на развитие пенсионной системы России // Самоуправление. 2020. № 3. С. 253-256.
9. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай: закон Республики Алтай: [от 3 ноября 2018 г. № 53-РЗ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550205273 (дата обращения: 12.10.2022). Текст: электронный.
10. Республика Алтай - численность пенсионеров. URL: https://knoema.ru/atlas (дата обращения: 12.10.2022). Текст: электронный.
11. Рудой Е. В., Поддуева И. С. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. С. 2-11.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: https://akstat.gks.ru/folder/33349 (дата обращения: 21.10.2022). Текст: электронный.
13. Фрумина С. В. Анализ практики применения добровольного пенсионного страхования в зарубежных странах // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 108-111.
14. Zaretsky A. D., Kleshcheva Y. S. The knowledge economy and human capital as an object of the quality of life // Management new challenges: XX Mi^dzynarodowe sympozjum naukowe. Lublin: Politechnika Lubelska, 2012. P. 143-154.
15. Ruggeri L. C., Saith R., Stewart F. Does it matter that we don't agree on the definition of poverty? A comparison of four approaches. URL: http://www.worldbank.org/poverty/voices/reports.htm#cananyone (дата обращения: 21.10.2022). Текст: электронный.
References _
1. Balashova E. S., Krasovskaya I. P., Mayorova K. S., Malyshev E. A., Malysheva T. E., Palkina E. S., Barykin S. E., Schislyaeva E. R., Kokh L. V., Kokh Yu. V., Semenov N. A., Panova E. A., Plis K. S., Rusakova T. B., Saychenko O. A., Strelnikova L. A. Aktualnye tehnologii sovremennoy ekonomiki i infrastruktury: tsifrovaya i in-novatsionnaya ekonomika: monografiya (Current technologies of modern economy and infrastructure: digital and innovative economy). Saint Petersburg: Saint Petersburg State Marine Technical University, 2020. 375 p.
2. Beknazarov Z. D. Nauchny lider (Scientific leader), 2021, no. 6, pp. 25-30.
3. Elichekova A. E. Aspirant (Postgraduate), 2021, no. 2, pp. 74-76.
4. Interaktivny portal sluzhby zanyatosti naseleniya Respubliki Altay (Interactive portal of the Employment Service of the Altai Republic). Available at: https://www.czn-mintrudaltay.ru (date of access: 12.10.2022). Text: electronic.
5. Kravchenko E. V. Ekonomika truda (Labor economics), 2019, no. 3, pp. 1203-1218.
6. Kuznetsova I. G., Glotko A. V., Shelkovnikov S. A., Klyueva I. S. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2021, vol. 27, no. 10, pp. 94-102.
7. Kuznetsova I. G., Shelkovnikov S. A. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov (Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia), 2022, vol. 30, no. 1, pp. 110-123.
8. Kulakov A. V. Samoupravlenie (Self-government), 2020, no. 3, pp. 253-256.
9. O vnesenii izmeneniy v nekotorye zakonodatelnye akty Respubliki Altay (On amendments to some legislative acts of the Altai Republic). Available at: https://docs.cntd.ru/document/550205273 (date of access: 12.10.2022). Text: electronic.
10. Respublika Altay- chislennost pensionerov (Altai Republic - number of pensioners). Available at: https:// knoema.ru/atlas (date of access: 12.10.2022). Text: electronic.
11. Rudoy E. V., Poddueva I. S. Ekonomika selskogo hozyaystva Rossii (The economy of agriculture in Russia), 2018, no. 1, pp. 2-11.
12. Upravlenie Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Altayskomu krayu i Respublike Altay (Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic). Available at: https:// akstat.gks.ru/folder/33349 (date of access: 21.10.2022). Text: electronic.
13. Frumina S. V. Finansovaya zhizn (Financial life), 2021, no. 2, pp. 108-111.
14. Zaretsky A. D., Kleshcheva Yu. S. Management new challenges: XX Mi^dzynarodowe sympozjum naukowe. Lublin: Politechnika Lubelska, 2012. Pp. 143-154.
15. Ruggeri L. C., Saith R., Stewart F. Does it matter that we don't agree on the definition of poverty? A comparison of four approaches. Available at: http://www.worldbank.org/poverty/voices/reports.htm#cananyone (date of access: 21.10.2022). Text: electronic.
Информация об авторе _
Андрей Владимирович Глотко, д-р экон. наук, доцент ВАК, профессор кафедры экономической теории, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: региональная экономика [email protected]
Шелковников Сергей Александрович, д-р экон. наук, профессор ВАК, профессор кафедры учета и финансовых технологий, Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: государственная поддержка сельского хозяйства, устойчивое развитие [email protected]
Кузнецова Инна Геннадьевна, д-р экон. наук, доцент ВАК, доцент кафедры управления и отраслевой экономики, Новосибирский государственный аграрный университет, г Новосибирск, Россия. Область научных интересов:: государственная поддержка человеческого капитала, устойчивое развитие сельских территорий [email protected]
Малышев Евгений Анатольевич, д-р экон. наук, профессор ВАК, профессор кафедры инновационной экономики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, социально-экономическое развитие региона, экономика энергетики, бизнес-планирование, современные тенденции корпоративного менеджмента, финансовый менеджмент, энергетика, цифровые технологии [email protected]
Information about the author_
Andrey Glotko, doctor of economic sciences, associate professor, professor, Economic Theory department, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Scientific interests: regional economics
Sergey Shelkovnikov, doctor of economic sciences, professor, Accounting and Financial Technologies department, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia. Scientific interests: state support of agriculture, sustainable development
Inna Kuznetsova, doctor of economic sciences, associate professor, Management and Industry Economics department, Novosibirsk State Agrarian University, Moscow, Russia. Scientific interests: state support of human capital, sustainable development of rural areas
Evgeny Malyshev, doctor of economics sciences, professor, professor of the Innovative Economics department, St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg, Russia. Scientific interests: regional economy, socio-economic development of the region, energy economics, business planning, modern trends in corporate management, financial management, energy, digital technologies
Для цитирования_
Глотко А. В., Шелковников С. А, Кузнецова И. Г., Малышев Е. А. Управление человеческим капиталом при структурных изменениях в промышленности: влияние на экономическое развитие региона // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 9. С. 73-81. DOI: 10.21209/2227-92452022-28-9-73-81.
Glotko A., Shelkovnikov S., Kuznetsova I., Malyshev Е. Managing human capital in industrial restructuring: the impact on regional economic development //Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 9. рр. 73-81. DOI: 10.21209/222 7-9245-2022-28-9-73-81.
Статья поступила в редакцию: 18.10.2022 г. Статья принята к публикации: 03.11.2022 г.