Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПРАВО НА ТРУД / ПРЕДПЕНСИОНЕРЫ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSTITUTIONAL LEGAL RELATIONS / RAISING THE RETIREMENT AGE / OLDER GENERATION / RIGHT TO WORK / PRE-PENSIONERS / DISCRIMINATION / LEGAL STATE / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снегирева О.А.

В статье анализируется проблема повышения пенсионного возраста в Российской Федерации, в рамках реализации и обеспечения конституционных правоотношений и равных прав граждан, содержание и значение конституционного регулирования государственного пенсионного обеспечения в контексте изменения пенсионного возраста. Приведен и проанализирован комплекс дополнительных мер социальной поддержки и защиты работников предпенсионного возраста, на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, правовой статус которых изменился с 1 января 2019 года. Рассматриваются введенные законодателем льготы для данной категории граждан, возможность переобучения в рамках уже освоенной квалификации, а также меры уголовной ответственности для работодателей при нарушении нового состава преступления. Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, самым обсуждаемым и болезненным изменением законодательства, произошедшим в 2018 году. Законодатель вносит масштабные поправки в действующее пенсионное законодательство. Одним из важных этапов пенсионной реформы - повышение пенсионного возраста на 5 лет. Это коснется работников всех основных категорий, в том числе тех, которые вправе претендовать на досрочную пенсию по старости. Для постепенного увеличения пенсионного возраста существует длительный переходный период в 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптация к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает особую выгоду - назначение пенсии за шесть месяцев до нового пенсионного возраста. Это предусмотрено для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах в соответствии с условиями предыдущего законодательства. Благодаря этому пенсия по новым признакам будет назначена уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет. В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65 лет. В результате автор делает вывод, что увеличение пенсионного возраста является активной практикой всех мировых держав и актуальной на данный период времени необходимостью, свойственной всем странам с быстро стареющим поколением, к которым также принадлежит и Российское государство. Увеличение пенсионного возраста ставит перед правовым государством целый комплекс целей и задач, связанных с исключением дискриминации и предвзятым отношением к работникам предпенсионного возраста, людей старшего поколения, дальнейшим развитием экономики страны с учетом увеличивающейся доли работников пенсионного возраста, и, равно как результат, создания условий труда, занятости и мер поддержки, отвечающих потребностям таких работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Снегирева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF LABOUR AND EMPLOYMENT AGAINST CITIZENS APPROACHING RETIREMENT AGE

The article analyzes the problem of raising the retirement age in the Russian Federation, within the framework of the implementation and provision of constitutional legal relations and equal rights of citizens, the content and importance of the constitutional regulation of state pension provision in the context of changing the retirement age. The complex of additional measures of social support and protection of workers of pre-retirement age, on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, the legal status of which has changed since January 1, 2019, is given and analyzed. The author considers the benefits introduced by the legislator for this category of citizens, the possibility of retraining within the already mastered qualification, as well as measures of criminal liability for employers in case of violation of the new crime. Raising the retirement age is perhaps the most discussed and painful change in legislation that occurred in 2018. The legislator makes large-scale amendments to the current pension legislation. One of the important stages of the pension reform is raising the retirement age by 5 years. This will affect workers in all major categories, including those eligible for early retirement. To gradually increase the retirement age, there is a long transition period of 10 years (from 2019 to 2028). Adapting to the new parameters of the retirement age in the first few years of transition also provides a special benefit - the appointment of a pension for six months before the new retirement age. This is provided for those who had to retire in 2019 and 2020 in accordance with the terms of the previous legislation. Thanks to this, the pension on new grounds will be appointed in 2019: women aged 55.5 years and men aged 60.5 years. During the entire transition period, the requirements for seniority and pension points required for the old-age insurance pension continue to apply. As a result of the transition period from 2028 onwards, women will retire at the age of 60 and men at the age of 65. As a result, the author concludes that the increase in the retirement age is an active practice of all the world powers and an urgent need for this period of time, characteristic of all countries with a rapidly aging generation, which also belongs to the Russian state. The increase in the retirement age gives the legal state a set of goals and objectives related to the elimination of discrimination and biased attitude towards workers of pre-retirement age, older people, the further development of the economy, taking into account the increasing proportion of workers of retirement age, and, as a result, the creation of working conditions, employment and support measures that meet the needs of such workers.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА»

УДК 353

Снегирева О.А. студент студент магистратуры «Уральский институт управления филиал РАНХиГС» Российская Федерация, г. Югорск, ХМАО-Югра

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье анализируется проблема повышения пенсионного возраста в Российской Федерации, в рамках реализации и обеспечения конституционных правоотношений и равных прав граждан, содержание и значение конституционного регулирования государственного пенсионного обеспечения в контексте изменения пенсионного возраста. Приведен и проанализирован комплекс дополнительных мер социальной поддержки и защиты работников предпенсионного возраста, на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, правовой статус которых изменился с 1 января 2019 года. Рассматриваются введенные законодателем льготы для данной категории граждан, возможность переобучения в рамках уже освоенной квалификации, а также меры уголовной ответственности для работодателей при нарушении нового состава преступления.

Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, самым обсуждаемым и болезненным изменением законодательства, произошедшим в 2018 году. Законодатель вносит масштабные поправки в действующее пенсионное законодательство.

Одним из важных этапов пенсионной реформы - повышение пенсионного возраста на 5 лет. Это коснется работников всех основных категорий, в том числе тех, которые вправе претендовать на досрочную пенсию по старости.

Для постепенного увеличения пенсионного возраста существует длительный переходный период в 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптация к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает особую выгоду - назначение пенсии за шесть месяцев до нового пенсионного возраста. Это предусмотрено для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах в соответствии с условиями предыдущего законодательства. Благодаря этому пенсия по новым признакам будет назначена уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65 лет.

В результате автор делает вывод, что увеличение пенсионного возраста является активной практикой всех мировых держав и актуальной

на данный период времени необходимостью, свойственной всем странам с быстро стареющим поколением, к которым также принадлежит и Российское государство. Увеличение пенсионного возраста ставит перед правовым государством целый комплекс целей и задач, связанных с исключением дискриминации и предвзятым отношением к работникам предпенсионного возраста, людей старшего поколения, дальнейшим развитием экономики страны с учетом увеличивающейся доли работников пенсионного возраста, и, равно как результат, создания условий труда, занятости и мер поддержки, отвечающих потребностям таких работников.

Ключевые слова: конституционные правоотношения, повышение пенсионного возраста, старшее поколение, право на труд, предпенсионеры, дискриминация, правовое государство, уголовная ответственность.

O. A. Snegireva undergraduate student ""Ural Institute of management - branch of Ranepa» Russian Federation, Yugorsk, KHMAO-Yugra STATE POLICY IN THE SPHERE OF LABOUR AND EMPLOYMENT AGAINST CITIZENS APPROACHING RETIREMENT

AGE

Annotation: The article analyzes the problem of raising the retirement age in the Russian Federation, within the framework of the implementation and provision of constitutional legal relations and equal rights of citizens, the content and importance of the constitutional regulation of state pension provision in the context of changing the retirement age. The complex of additional measures of social support and protection of workers of pre-retirement age, on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, the legal status of which has changed since January 1, 2019, is given and analyzed. The author considers the benefits introduced by the legislator for this category of citizens, the possibility of retraining within the already mastered qualification, as well as measures of criminal liability for employers in case of violation of the new crime.

Raising the retirement age is perhaps the most discussed and painful change in legislation that occurred in 2018. The legislator makes large-scale amendments to the current pension legislation.

One of the important stages of the pension reform is raising the retirement age by 5 years. This will affect workers in all major categories, including those eligible for early retirement.

To gradually increase the retirement age, there is a long transition period of 10 years (from 2019 to 2028). Adapting to the new parameters of the retirement age in the first few years of transition also provides a special benefit - the appointment of a pension for six months before the new retirement age. This is provided for those who had to retire in 2019 and 2020 in accordance with the terms of the previous legislation. Thanks to this, the pension on new grounds will be appointed in 2019: women aged 55.5 years and men aged 60.5 years.

During the entire transition period, the requirements for seniority and pension points required for the old-age insurance pension continue to apply.

As a result of the transition period from 2028 onwards, women will retire at the age of 60 and men at the age of 65.

As a result, the author concludes that the increase in the retirement age is an active practice of all the world powers and an urgent need for this period of time, characteristic of all countries with a rapidly aging generation, which also belongs to the Russian state. The increase in the retirement age gives the legal state a set of goals and objectives related to the elimination of discrimination and biased attitude towards workers of pre-retirement age, older people, the further development of the economy, taking into account the increasing proportion of workers of retirement age, and, as a result, the creation of working conditions, employment and support measures that meet the needs of such workers.

Keywords: constitutional legal relations, raising the retirement age, the older generation, the right to work, pre-pensioners, discrimination, legal state, criminal liability.

Россия - является социальной и демократической страной, стратегия которого направлена на образование и формирование условий, обеспечивающих достойное существование и свободное саморазвитие человека и гражданина. Социальной является страна, которая берет на себя обязательство и необходимость следить о наличии социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный наименьший размер для оплаты труда граждан, обеспечивается государственная стабильность и поддержание семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, отработана система предоставления образования и развития социальных служб, постоянно улучшается социальное обеспечение: устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.245

Все это является основными и незыблемыми обязанностями страны, как социального государства.

Действующая редакция основного закона страны провозглашает привилегию на вольный и независимый труд, избрание деятельности; право на выбор сферы труда, соответствующие требованиям санитарно-гигиенических правил; право на справедливое решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку. Основанием на включение в Конституцию положений, закрепляющих право на вольный труд, достойная плата и гарантии условий труда, стали международные нормативные акты. Доказательства наличия данных привилегий отражены в основном законе страны. Также их наличие можно найти и в других нормативно-правовых документах, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ.

245 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Положения нормативных актов не всегда соответствуют требованиям межгосударственных организаций. Требование Всеобщей декларации прав человека об установлении справедливого уровня оплаты труда, который бы смог гарантировать лучшую жизнь гражданина, для страны с ее нестабильной экономикой на данный период времени неосуществимо.

В сфере трудовых отношений подневольный (насильственный) труд -это осуществление трудовой деятельности перед опасностью использования какого-нибудь насильственного влияния с противоположной стороны. Равным образом к насильственному труду относятся несоблюдение или срыв установленных сроков выдачи заработной платы или возмещения ее отнюдь не в полном размере; спрос работодателем исполнения трудовых функций с работника, даже если сотрудник никак не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо выполняемая деятельность угрожает жизни или здоровью работника.

В нашей стране подневольная работа запрещена, однако прежде социалистическое общество за дармоедство предусматривало определенные санкции.

Государство обязано проводить государственную политику содействия реализации прав граждан в области занятости. Под такой государственной политикой следует понимать совокупность принимаемых государством мер и проводимых им мероприятий, направленных на обеспечение гражданам возможности реализовать свои права в сфере занятости. Как отмечает А.Я. Петров, "предусмотрев в Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, федеральный законодатель гарантировал всем гражданам России бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости".246

Государство реализует необходимую политику в лице своих уполномоченных органов исполнительной власти как централизовано, так и в субъектах РФ (в каждом субъекте образуются собственные органы, регулирующие вопросы труда и занятости).

Учитывая, что с 1 января 2019 года в Российской Федерации изменены условия назначения пенсии по возрасту Югра активно включилась в работу для максимального сохранения преференций и региональных льгот для граждан пенсионного и предпенсионного возрастов.

С указанной даты законодательно закреплен механизм определения права граждан на получение мер социальной поддержки, как при сохранении действующих условий в зависимости от назначения страховой пенсии по старости, так и при соблюдении условий, необходимых для назначения названной пенсии по достижению определенного возраста и (или) наличию соответствующего стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии.

246 Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // Законодательство и экономика.- 2013. - N12. - С. 5-13.

В связи с этим установлены дополнительные положение и категории граждан в целях получения мер социальной поддержки в части закрепления конкретного возраста и (или) стажа работы, соответствующие основаниям назначения страховой пенсии, действующим по состоянию, наконец, 2018 года.

Внесенные изменения коснулись отдельных категорий граждан, к которым относятся реабилитированные граждане, ветераны труда, ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, неработающие граждане, имеющие большой стаж работы в Югре, педагогические работники и специалисты социальной сферы, проживающие в сельской местности.

После вступления в силу нового пенсионного законодательства для них будут сохранены все действующие меры социальной поддержки (около 12 видов), включая: ежемесячное социальное пособие, бесплатное зубопротезирование, ежемесячные денежные выплаты, компенсацию расходов за междугородный проезд, предоставление услуг по оздоровлению и другие.

Указанные изменения будут действовать до конца2028 года, то есть на 10-летний переходный период, в течение которого будет осуществляться поэтапное поднятие возраста, дающего основание для установления страховой пенсии по старости.

В Югре насчитывается 130 тысяч получателей мер социальной поддержки из числа граждан пенсионного возраста. Ежегодный прирост получателей составляет 1,2 процента с учетом демографических показателей. Поэтому численность граждан, у которых возникнет право на меры социальной поддержки составит порядка 1,6 тыс. человек. 247

Отдельно следует отметить, что условия предоставления ежемесячного социального пособия неработающим гражданам, имеющим большой стаж работы в Югре, фактически не изменятся. Как и в настоящее время, право получения пособия возникает у мужчин при достижении возраста 55 лет, женщин - 50 лет.

При этом, решение о назначении социального пособия не будет зависеть от факта назначения страховой пенсии по старости.

В долгосрочном периоде прогнозируется снижение темпов прироста численности получателей социального пособия в связи с наличием условий его предоставления гражданам, не имеющим права на накопительную пенсию, то есть рожденные в 1966 году и ранее.

Таким образом, еще до окончания переходного периода (в 2024 году), все неработающие реализуют право на социальное пособие.

247 Доклад заместителя директора - начальника Управления социальной поддержки и помощи Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Людмилы Борисовны Низамовой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах социальной поддержки граждан предпенсионного возраста» [Электронный ресурс] URL: https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazMan-predpensionnogo-vozrasta/mery-sotsialnoy-podderzhki/informatsiya-departamenta-sotsialnogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/2188530/doklad-o-merakh-sotsialnoy-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta (дата обращения: 23.04.2019).

Ожидается, что оценку предпенсионных прав (то есть наличие необходимого трудового и страхового стажа), особо это касается лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную или творческую деятельность, в целях предоставления мер социальной поддержки будет осуществлять отделение Пенсионного фонда на основании запросов Центра социальных выплат Югры посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, а также Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

За гражданами также сохранено право представления данных сведений самостоятельно в форме справки установленного образца, выданной территориальными управлениями Пенсионного фонда.

В строгом соответствии с внесёнными преобразованиями в федеральное законодательство, вступающими в силу с начала этого года, появляется и вводится термин - «лицо предпенсионного возраста» - это лица в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.248

В строгом соответствии с данными Пенсионного Фонда страны в автономном округе численность застрахованных лиц, достигающих в этом году возраста шестидесяти лет, составляет 29,7 тысяч человек, их них являются пенсионерами 24 тысячи человек.

В связи с повышением пенсионного возраста возникла необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Руководством автономного округа разрабатываются и принимаются новые и дополняются уже введенные и вступившие в силу нормативные документы, включающие комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Комплекс мероприятий предусматривает:

-организацию временного трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

- организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

- информирование работников предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях получения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, трудоустройства.249

248 Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

249 Постановлением Правительства автономного округа № 240-п от 3 августа 2018 года государственная программа автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

Пенсионный фонд страны открыл новые информационные возможности предоставления сведений и данных о гражданах, достигших предпенсионного возраста. Предоставленная информационная база в дальнейшем применяется властными структурами различного уровня при предоставлении соответствующих льгот и гарантий гражданам.

Предпенсионеру отнюдь не нужно прикладывать документацию, удостоверяющую основание для получения льготы - стоит подать обращение в учреждение, предоставляющее данные гарантии, где на момент обращения будут иметься все необходимые сведения.

Аналогичная связь имеется и с центрами занятости, которые предоставляют гражданам повышенное пособие по безработице и занимаются организацией профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Сведения ПФР передаются в электронной форме согласно каналам СМЭВ, путем ЕГИССО и электронного согласования с работодателями.

С января 2019 года вступили в силу изменения, в том числе о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2), предусматривающие более продолжительный период выплаты пособия по безработице и повышенный максимальный размер пособия по безработице.

Таблица 1

Сравнительная таблица размеров пособия по безработице и стипендии в

период обучения

Нормы законодательства о занятости населения, действующие до 31 декабря 2018 года (включительно) Нормы законодательства о занятости населения, действующие с 1 января 2019 года

Пособие безработице в максимальном размере, в зависимости от средней заработной платы, но не более:

Для Российской Федерации - 4900 рублей; Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: - основная часть округа - 7 350 рублей (районный коэффициент - 1,5); - часть территории Кондинского района -6 370 рублей (южнее 60-й параллели районный коэффициент - 1,3). Для Российской Федерации - 8 000 рублей; Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: - основная часть округа - 12 000 рублей (районный коэффициент - 1,5); - часть территории Кондинского района -10 400 рублей (южнее 60-й параллели районный коэффициент - 1,3).

Пособие безработице в минимальном размере

Для Российской Федерации - 850 рублей; Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: - основная часть округа - 1 275 рублей (районный коэффициент - 1,5); - часть территории Кондинского района -1 105 рублей (южнее 60-й параллели районный коэффициент - 1,3). Для Российской Федерации - 1 500 рублей; Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: - основная часть округа - 2 250 рублей (районный коэффициент - 1,5); - часть территории Кондинского района -1 950 рублей (южнее 60-й параллели

Источник: [Электронный ресурс] URL: https://deptrud.admhmao.ru/mery-

podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-

zanyatosti/informatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-

mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-vugry-/2188615/sravnitelnava-tablitsa-

razmerov-posobiya-po-bezrabotitse-i-stipendii-v-period-obucheniya

(дата обращения: 23.04.2019).

Таблица 2

Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан

предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе _назначаемую досрочно)_

Пособие безработице в максимальном размере, в зависимости от средней

_заработной платы, но не более:_

Для Российской Федерации - 11 280 рублей;

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- основная часть округа - 16 920 рублей (районный коэффициент - 1,5);

- часть территории Кондинского района - 14 664 рублей (южнее 60-й параллели районный коэффициент - 1,3)._

_Пособие безработице в минимальном размере_

Для Российской Федерации - 1 500 рублей;

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- основная часть округа - 2 250 рублей (районный коэффициент - 1,5);

- часть территории Кондинского района - 1 950 рублей (южнее 60-й параллели районный коэффициент - 1,3)._

Источник: [Электронный ресурс] URL: https://deptrud.admhmao.ru/mery-

podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-

zanyatosti/informatsiva-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniva-khanty-

mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-vugry-/2188615/sravnitelnava-tablitsa-

razmerov-posobiya-po-bezrabotitse-i-stipendii-v-period-obucheniya

(дата обращения: 23.04.2019).

Всего в целях сохранения занятости граждан предпенсионного возраста по имеющемуся месту работы либо трудоустройства на новое место работы за 2019-2024 годы запланировано обучить 4 338 граждан данной категории.

Обучение могут пройти граждане предпенсионного возраста из числа зарегистрированных по месту жительства на территории автономного округа незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы в установленном порядке, а также из числа работников организаций (включая работников индивидуальных предпринимателей, глав крестьянского (фермерского) хозяйства, нотариусов, занимающихся частной практикой; адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).

Категория «гражданин предпенсионного возраста» (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) должна быть официально подтверждена

Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации (по межведомственному запросу органов службы занятости или работодателя).

Переподготовка трудовых ресурсов проходит с учетом потребности тех или иных профессий (специальностей), востребованных и адаптированных под спрос на рынке труда автономного округа, или под гарантированное работодателем рабочее место. Для удобства граждан применят различные формы обучения: заочная, очная, очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензии на право ведения анной деятельности. Наниматели (работодатели) имеют возможность единолично проводить переобучение своих кадровых ресурсов, при соблюдении определенных условий - наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профобучение граждан и работников надо завершить прежде наступления возраста, дающего преимущество для назначения страховой пенсии по старости, в том числе назначенной раньше наступления соответствующего возраста (досрочно).

Работодатели при направлении на обучение работников предпенсионного возраста гарантируют им сохранение заработной платы и рабочего места (стипендия работникам организаций не предусмотрена).

Незанятым гражданам, ищущим работу и обратившимся в органы службы занятости, в период обучения выплачивается стипендия в размере равном минимальному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации на соответствующий год, увеличенному на районный коэффициент, что составит в 2019 году 16920 рублей в месяц.250

Длительность обучения данной категории людей и сотрудников учреждений определяется специальными образовательными программами и профессиональными стандартами и не может превышать трех месяцев (от 16 до 500 часов).

Стоимость профобучения одного гражданина за курс обучения составляет не более 68 500 рублей (за счёт бюджетных средств, т.е. для граждан - бесплатно).251

В Департаменте труда и занятости населения автономного округа -Югры отработан и налажен процесс по получению информации об отнесении населения к категории граждан предпенсионного возраста, обратившихся в органы службы занятости населения ради прохождения переквалификации с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Для автономного округа в целом Минтруд России на 2019 календарный год установил норматив для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с численностью граждан предпенсионного возраста, который составляет 723

250Предпенсионный ликбез //https://ugra-news.ru/article/predpensionnyy_likbez/ (дата обращения: 23.04.2019).

251 См.: Там же. (дата обращения: 23.04.2019).

человека, из них: 218 ищущих работу граждан и 505 работников предприятий

252

и организаций, состоящих в трудовых отношениях.252

В 1 квартале 2019 года прошли профобучение 33 гражданина предпенсионного возраста, ищущих работу и обратившихся в центр занятости населения, по направлениям, необходимым на рынке труда: делопроизводитель, охранник, тракторист, повар, кладовщик, секретарь, бухгалтер, слесарь и др. 253

С 1 января 2019 года в государственную программу автономного округа «Поддержка занятости населения» будет включена региональная составляющая федерального проекта «Старшее поколение».

Дептруда и занятости Югры назначен, одним из координаторов проекта «Старшее поколение» в части осуществления комплекса мероприятий по контролю за организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предпенсионного возраста.

С начала текущего года за предоставлением услуги по профобучению в органы службы занятости могут обратиться как незанятые граждане предпенсионного возраста, находящиеся в поиске подходящей работы, так и работодатели, желающие повысить компетентность своих работников в связи с меняющимися потребностями экономики.254

В целях обеспечения соблюдения, предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, Роструд утвердил план первоочередных мер по обеспечению соблюдения запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста.

В целях обеспечения соблюдения, предусмотренного трудовым законодательством запрета в притеснении трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, Роструд утвердил план первоочередных мер по части обеспечения соблюдения запрета в ограничении трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста.

Данный план включает в себя следующие разделы: - проведение профилактических мероприятий, таких как создание в системе клиенториентированных сервисов «Онлайнинспекция.рф» специализированного комплекса для правовой поддержки граждан

252 Доклад начальника Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-zanyatosti/informatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-/2188535/doklad-o-merakh-po-obespecheniyu-zanyatosti-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta. (дата обращения: 23.04.2019).

253 См.: Там же.

254 Доклад начальника Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-zanyatosti/informatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-/2188535/doklad-o-merakh-po-obespecheniyu-zanyatosti-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta. (дата обращения: 23.04.2019).

предпенсионного возраста, включающего консультирование граждан предпенсионного возраста; направления письменных обращений и получения ответов по вопросам соблюдения прав граждан предпенсионного возраста; памятки, инструкции по действиям в ситуациях, связанных с реализацией трудовых и иных прав граждан предпенсионного возраста;

- организация и проведение мониторинга ситуации с соблюдением трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста, обеспечение принятия необходимых мер. 255

В целях повышения уровня занятости граждан в органах службы занятости, расположенных на территории округа организовано функционирование 25 консультационных пунктов по вопросам трудоустройства, усилия которых направлено для реализации следующих превентивных мер:

- уведомление о комплексе мероприятий, направленных для поднятия уровня занятости граждан предпенсионного возраста;

- проведение выездных консультаций для предприятий, в которых осуществляют трудовую функцию граждане предпенсионного возраста;

- проведение практических занятий по использованию портала «Работа в России» и социальной сети деловых контактов для самостоятельного поиска работы и размещения резюме, оказанию помощи в составлении резюме, обучению навыкам самопрезентации и делового общения при проведении собеседования с работодателями.

Государственной инспекцией труда в ХМАО-Югре по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты, трудовых прав граждан предпенсионного возраста также одновременно создала Консультационные пункты для приема граждан предпенсионного возраста:

Организована работа по проведению выездных консультаций на предприятиях, в организациях и учреждениях автономного округа. В период с 19.07.2018 по 30.11.2018 центрами занятости осуществлены выезды в 128 организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, с целью информирования о недопустимости дискриминации в сфере труда, по возрастному признаку (проконсультировано более 402 чел.).

С целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории распоряжением Дептруда и занятости Югры организован ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста, а также ежеквартальный мониторинг сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами.

255 Доклад руководителя Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре Максима Владимировича Новичкова на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «Об обеспечении соблюдения предусмотренного трудовыми законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/merv-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/soblyudenie-trudovogo-zakonodatelstva-v-otnoshenii-rabotnikov-predpensionnogo-vozrasta/2295185/informatsiva-gosudarstvennov-inspektsii-truda-v-khantv-mansivskom-avtonomnom-okruge-yugre-ob-obespech (дата обращения: 23.04.2019).

Центрами занятости населения автономного округа с работодателями, проводится адресная работа с целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории.

В целях обеспечения защиты трудовых прав граждан предпенсионного возраста все факты увольнения таких граждан фиксируются органами службы занятости населения и сведения о работодателях, проводящих мероприятия по сокращению численности (штата) работников предпенсионного возраста, направляются в адрес Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре для проверки наличия фактов дискриминации.256

По вопросам нарушения трудовых прав граждан предпенсионного возраста в государственной инспекции труда в Югре создана и организована работа телефонов «горячей линии».

При поступлении обращений граждан предпенсионного возраста о нарушении их трудовых прав или информации о таких нарушениях, инспекторам предписано незамедлительно организовывать проведение контрольно-надзорных мероприятий по восстановлению нарушенных прав.

Рострудом рекомендовано информировать территориальные органы Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации о выявленных фактах нарушений для принятия мер реагирования по компетенции.

В виду актуальности и значимости темы создан журнал учета принятых на «горячую линию» обращений, который ежедневно изучается руководителем инспекции для выдачи поручений должностным лицам.

В двухнедельный срок, с даты регистрации обращения, государственный инспектор труда обязан обеспечить взаимодействие с заявителем, путем телефонной связи или дополнительными видами связи, при желании заявителя, осуществить личный прием.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, будет незамедлительно назначено проведение внеплановой проверки на основании мотивированного представления уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной службы по труду и занятости.

При отказе от дачи пояснений (в письменной или устной форме), либо непредставлении пояснений будет направлено обращение в органы прокуратуры, с целью получения согласия на проведение внеплановой проверки.

Согласно результатам проведенных внеплановых проверок, в случае выявления нарушений обязательных требований трудового законодательства,

256Доклад начальника Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-zanyatosti/informatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-/2188535/doklad-o-merakh-po-obespecheniyu-zanyatosti-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta. (дата обращения: 23.04.2019).

будут выдаваться обязательные к исполнению предписания и привлечение виновных лиц к ответственности.

Государственной инспекцией труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре подготовлены и направлены требования в органы службы занятости для сбора информации о работодателях, осуществляющих мероприятия в части сокращения численности (штата) работников предпенсионного возраста с наличием сведений о предполагаемых увольнениях указанных категорий сотрудников. Подобная рокировка оперативной информацией налажена и проходит в данный период времени в режиме онлайн.

В связи с изменением возраста выхода на пенсию граждан РФ возникает опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста.

Одной из мер защиты работников - "предпенсионеров" стало установление ответственности для работодателей. Согласно ст. 144.1 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам - станет квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до

257

трехсот шестидесяти часов.257

Должностным лицом в данном случае выступает руководитель учреждения или работник, уполномоченный принимать и увольнять сотрудников.

На основании выше изложенного можно увидеть, как в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре ведется активная политика в области предоставления государственных гарантий гражданам предпенсионного возраста.

На сегодняшний день Дептруда и занятости Югры разработал и направил для согласования в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста и расходования бюджетных средств.

Утвержден список приоритетных профессий (навыков) в целях последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в регионе инвестиционных проектов. С учетом ситуации на рынке труда и реальных возможностей граждан предпенсионного возраста в настоящий список при необходимости могут вноситься изменения.

С целью определения потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в округе организовано выяснение мнения граждан предпенсионного возраста из числа работников

257 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

предприятий и организаций автономного округа, участвующих в ежеквартальном мониторинге предоставления сведений о гражданах предпенсионного возраста. 258

В округе поддерживается система охраны здоровья трудоспособного населения в течение всей жизни человека.

Увеличение пенсионного возраста без создания дополнительных рабочих мест может привести, по мнению ряда авторов, исключительно к росту безработицы в государстве и, как следствие, социальной напряженности и дополнительным расходам государства на выплату пособий по временной нетрудоспособности.259 В связи, с чем повышение пенсионного возраста должно сопровождаться экономическим развитием государства и увеличением количества рабочих мест.

Повышение пенсионного возраста следует признать объективной правовой реальностью, вызванной как общемировой тенденцией в целом, так и старением населения Российской Федерации в частности, и, как следствие, удлинением возраста сохранения трудоспособности лицами, достигшими 60 лет. Повышение пенсионного возраста в рамках конституционных правоотношений требует решения ряда системных вопросов: увеличения продолжительности жизни, сохранения здоровья населения, исключения дискриминации прав старшего поколения, создания доступной среды и новых рабочих мест.

Пенсионная реформа устанавливает новый правовой статус для лиц предпенсионного возраста. Несмотря на то, что законодатель вводит определенные меры для социальной поддержки данной группы населения, перспектива негативной оценки реформы, в юридических научных и экспертных кругах, крайне высока. Тем не менее, по мере нарастания обзора судебной практики в 2019 году, законодатель сможет выявить все слабые и сильные стороны нормативного регулирования для того, чтобы его усовершенствовать.

Таким образом, с 1 января 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре обеспечено полное законодательное регулирование по вопросу предоставления мер социальной поддержки гражданам предпенсионного возраста.

258 Доклад начальника Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-zanyatosti/informatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-/2188535/doklad-o-merakh-po-obespecheniyu-zanyatosti-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta. (дата обращения: 23.04.2019).

259

Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста // Human Progress. - 2017. Т. 3. N 1.- С. 2 - 10.

Использованные источники:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

4. Постановлением Правительства автономного округа № 240-п от 3 августа 2018 года государственная программа автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

Список литературы

5. Доклад начальника Управления занятости населения Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс] URL:// https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-po-obespecheniyu-zanyatosti/mformatsiya-departamenta-truda-i-zanyatosti-naseleniya-khanty-mansiyskogo-avtommnogo-okruga-yugry-

/2188535/doklad-o-merakh-po-obespecheniyu-zanyatosti-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta. (дата обращения: 23.04.2019).

6. Доклад руководителя Государственной инспекции труда в Ханты -Мансийском автономном округе - Югре Максима Владимировича Новичкова на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «Об обеспечении соблюдения предусмотренного трудовыми законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста» [Электронный ресурс] URL: https://deptrud.admhmao.ru/merv-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/soblvudenie-trudovogo-zakonodatelstva-v-otnoshenii-rabotnikov-predpensionnogo-vozrasta/2295185/informatsiva-gosudarstvennov-inspektsii-truda-v-khantv-mansivskom-avtonomnom-okruge-vugre-ob-obespech (дата обращения: 23.04.2019).

7. Доклад заместителя директора - начальника Управления социальной поддержки и помощи Департамента социального развития Ханты -Мансийского автономного округа - Югры Людмилы Борисовны Низамовой на заседании рабочей группы по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года «О мерах социальной поддержки граждан предпенсионного возраста» [Электронный ресурс] URL: https://deptrud.admhmao.ru/mery-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta/mery-sotsialnoy-podderzhki/informatsiya-departamenta-sotsialnogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/2188530/doklad-o-merakh-sotsialnoy-podderzhki-grazhdan-predpensionnogo-vozrasta (дата обращения: 23.04.2019).

8. «Кто относится к категории предпенсионеров и как защищают их права», журналистам рассказали управляющая отделением пенсионного фонда по Югре Татьяна Зайцева и директор окружного департамента труда и занятости населения Алексей Варлаков [Электронный ресурс] URL: //https://ugra-news.ru/article/predpensionery_yugry_poluchat_lgoty/ (дата обращения: 23.04.2019).

9. Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста // Human Progress. - 2017. Т. 3. N 1.- С. 2 - 10.

10. Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // Законодательство и экономика.- 2013. - N12. - С. 5-13.

11. Предпенсионный ликбез [Электронный ресурс] URL://https://ugra-news.ru/article/predpensionnyy_likbez/ (дата обращения: 23.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.