Научная статья на тему 'Управление человеческим капиталом методом образовательного Форсайта с целью формирования инновационного общества'

Управление человеческим капиталом методом образовательного Форсайта с целью формирования инновационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ / HUMAN CAPITAL / INNOVATIVE SOCIETY / VOCATIONAL TRAINING SYSTEM / EDUCATIONAL FORESIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич, Журавлёв Максим Владимирович

Рассмотрена проблема управления человеческим капиталом с целью формирования инновационного общества. Дана оценка демографической ситуации в аспекте прироста населения. Предложен механизм управления человеческим капиталом через систему профессионального образования методом образовательного Форсайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич, Журавлёв Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL MANAGEMENT BY METHOD OF EDUCATIONAL FORESIGHT FOR THE PURPOSE OF FORMING INNOVATIVE SOCIETY

The article deals with the issue of human capital management aimed at forming innovative society. The authors estimate the demographic situation in the context of population growth, and suggest a mechanism of human capital management by means of method of educational Foresight in the system of vocational training.

Текст научной работы на тему «Управление человеческим капиталом методом образовательного Форсайта с целью формирования инновационного общества»

О

(N

УДК 330.1:316.422 ББК 65.2/4

В.Ю. Буров М.В. Журавлёв

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ МЕТОДОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРСАЙТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотрена проблема управления человеческим капиталом с целью формирования инновационного общества. Дана оценка демографической ситуации в аспекте прироста населения. Предложен механизм управления человеческим капиталом через систему профессионального образования методом образовательного Форсайта.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное общество, система профессионального образования, образовательный Форсайт.

V.Yu. Burov M.V. Zhuravlyov

HUMAN CAPITAL MANAGEMENT BY METHOD OF EDUCATIONAL FORESIGHT FOR THE PURPOSE OF FORMING INNOVATIVE SOCIETY

ssi

2sê Es =

“Is1

НА

Ой"

^ 1

І

^ П £

« p І Ssî

ЕнО а

£м§|

ИО І

аи-і

See

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

The article deals with the issue of human capital management aimed at forming innovative society. The authors estimate the demographic situation in the context of population growth, and suggest a mechanism of human capital management by means of method of educational Foresight in the system of vocational training.

Keywords: human capital, innovative society, vocational training system, educational Foresight.

Реализация инновационного сценария развития национальной экономики возможна при выполнении следующих условий:

- развитие и повышение роли человеческого капитала в экономике;

- формирование инновационного климата;

- формирование инновационной культуры.

В свою очередь, выполнение перечисленных условий обусловливает необходимость создания нового типа общества, так называемого инновационного общества.

Качество формирования инновационного общества зависит от развития человека, являющегося его частью. Человеческий капитал играет ведущую роль в инновационном развитии, прежде всего в аспекте интеллектуальной составляющей. Это имеет отношение к научной деятельности, формированию интеллектуального и инновационного потенциала человека, развитию его общих качеств, способности воспринимать новшества, постоянно модернизировать, совершенствовать окружающую его среду.

В совокупности таких результатов можно добиться путем получения качественного образования. Поэтому сегодня уделяется немало внимания вопросам развития отечественной системы профессионального образования.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее — Концепция) определена одна из важ-

© В.Ю. Буров, М.В. Журавлёв, 2011

%

нейших задач, которая сводится к формированию качественного человеческого капитала [1]. Причин тому, как минимум, две.

Во-первых, демографические проблемы. Если в 2008/09 г. число студентов образовательных учреждений составляло 529 чел. на 10 тыс. на-^ селения, то в 2009/10 г. уже 523 чел., и в ближайшие годы этот показа-

5^ тель будет уменьшаться в связи с тем, что начиная с середины 1990-х гг.

наблюдается значительное падение рождаемости. К примеру, за пять лет в период с 1995 по 2000 г. показатель рождаемости был отрицательным и составил -97,8 тыс. чел., а общий прирост населения в 2000 г. составил — 958,5 тыс. чел. Таким образом, рассматриваемый период приходится на период рождения детей, которые сегодня находятся в возрасте от 15 до 20 лет, т.е. в возрасте, в котором поступают или уже обучаются в профессиональных учебных заведениях (вузах, ССУЗах).

Во-вторых, при исследовании причин проблем формирования человеческого капитала с точки зрения инновационной экономики через систему профессионального образования становится очевидным, что количество дипломов об образовании человека не отражает необходимый уровень его компетенции, так как в первую очередь оценка человека, прежде всего качественных характеристик человеческого капитала, ориентирована в сторону содержательного аспекта, т.е. оцениваются конкретные знания, умения, способность творчески мыслить, принимать верные тактические и стратегические решения. Этому не способствует количество полученных дипломов, так как современная модель отечественного образования дает возможность получить второе, третье и даже четвертое высшее образование по ускоренной программе без приложения при этом особых интеллектуальных усилий.

В Концепции предлагается реализация программно-целевого метода, который ориентирован на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образова-; тельных услуг.

Мировое сообщество в вопросах развития системы образования и ой § формирования человеческого капитала особое внимание уделяет долго-

срочным прогнозам и определению приоритетов научно-технического ^ | развития. Это связано с так называемыми проблемами отложенного эф-

1 фекта образования. То есть речь идет о получении результата от образов ^ | вательной деятельности через несколько лет.

§к§ За период обучения человека в реальной экономике происходят

| изменения, появляются новые принципы производства, технологии,

йо I правила работы и пр. В результате отсутствия долгосрочных прогнозов

к®Э потребности реальной экономики в кадрах появляется асимметрия на

рынке труда. Сегодня такая асимметрия наблюдается в России. Одной из причин ее появления служит подготовка чрезмерного количества 23 юристов, экономистов и прочих специалистов гуманитарных направ-

лений, в то время как нарастает острая потребность в инженерных, технических кадрах.

Стратегия формирования инновационного общества должна опираться на перспективное развитие науки и техники. Следовательно, разработку такой стратегии необходимо осуществлять, используя Форсайт. со Форсайт — это предпринимаемые на систематической основе усилия

Нпо исследованию долгосрочных перспектив развития науки, технологии, экономики и общества с целью выявления стратегических областей

О

научных исследовании и новых зарождающихся технологии, которые с высокой степенью вероятности принесут значительный экономический эффект [3].

Управление человеческим капиталом с целью формирования инновационного общества (это составная часть управляющей подсистемы региональной инновационной системы) требует теоретического обоснования понятия инновационной системы управления развитием региона как совокупности подсистем по выработке и осуществлению управляющего воздействия со стороны субъектов управления на формирование человеческого капитала в регионе.

Развитие теоретических и методических подходов к инновационной системе управления развитием региона, особенностью которой является управление человеческим капиталом с целью формирования инновационного общества, требует разработки механизма управления человеческим капиталом.

Учитывая потребности в формировании нового типа общества, а также цели и задачи развития образования до 2015 г., мы предлагаем механизм управления человеческим капиталом с использованием образовательного Форсайта (рис. 1).

СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

«К1 Яз =

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

ь Е

« ¡Ґ I

о

ЕнО а

£м§|

МО I

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

® 5 К 15 н и

9 к

2 зК

В К К к

-V

Форсайт-проект

_И_

SWOT-анализ; метод Дельфи; дерево целей; метод мозгового штурма; сценарное моделирование; критический анализ и др.

Приоритеты долгосрочного инновационного развития^ ____________

Отраслевые инновации; маркетинговые инновации; управленческие инновации; организационные инновации и пр.

Система профессионального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка инновационно-ориентированных учебных планов; развитие компетенций учащихся; система оценки учащихся; развитие научных грантов; научно-исследовательская деятельность по приоритетным направлениям

Бакалавриат

Бакалавриат;

специалитет

Магистратура;

аспирантура;

докторантура

ЦЕЛЬ: получение долгосрочных прогнозов инновационного, научно-технического, социального, культурного развития, демографической ситуации, что позволит разработать рекомендации по формированию образовательной политики с целью формирования человеческого капитала

Рис. 1. Региональный механизм управления человеческим капиталом на основе образовательного Форсайта

Предложенный механизм способствует, по нашему мнению, достижению одной из важнейших целей инновационной экономики — формированию нового типа общества. Обобщенно этот процесс можно представить на рис. 2.

Образовательный Форсайт

Система профессионального образования

п п п~гт~гг~п п 1Т____________

Инновационно-ориентированное образование, научно-исследовательская деятельность

Индивид, обладатель человеческого капитала

Инновационное общество

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

Ен^ І

ой-

^ 1

І

«Л*

« V I

8Н| й§ о

ЕнО а

£м§|

МО | £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

Рис. 2. Процесс формирования инновационного общества

В рамках образовательного Форсайта осуществляется систематическая работа по выявлению важнейших направлений развития науки и технологий. Временной горизонт таких исследований — на перспективу от 10 до 30 лет. Результаты Форсайта, безусловно, должны использоваться в образовательном процессе. Речь идет о получении долгосрочных прогнозов инновационного, научно-технического, социального, культурного развития, демографической ситуации, на основе которых появляется возможность разработки рекомендаций по формированию образовательной политики.

В результате реализации образовательного Форсайта и полученных рекомендаций предполагается разработка новых образовательных стандартов, включающих в себя инновационно-ориентированные дисциплины. Сегодня в этом отношении ряд крупнейших вузов начал внедрять специальные дисциплины [2]:

- цикл и модели менеджмента знаний;

- рынки знаний;

- инструменты для сбора, распространения и воплощения знаний в инновациях;

- управление инновационными проектами;

- технологии нововведений;

- инфраструктура нововведений;

- управление качеством и пр.

В основе реализации образовательного Форсайта находится система взаимоотношений между государством, учебными, научными учреждениями и представителями реального сектора экономики. По своей форме и содержанию образовательный Форсайт объединяет вышеперечисленные структуры для выработки долгосрочных приоритетов развития, а вместе с ним и векторы развития системы образования.

Образовательный Форсайт включает в себя совокупность аналитических методов, позволяющих собирать информацию внешнего окружения, мнения ведущих экспертов различных отраслей народного хозяйства, оценивать риски, сильные и слабые стороны методом SWOT-анализа. С помощью метода сценарного моделирования возможно построение

о

<N

«si

2sê

Kg г

S«!'

«Зі

НА

ОЙ"

°¡<S ^ 1

5s І

^ Л £ g§!

h Е « ? і

8sí

"Jo

ЕнО а

£м§|

МО I

аи-i

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

предполагаемой модели развития ситуации, что способствует формированию представлений о будущем.

В совокупности предложенные методы не являются исчерпывающими, поскольку их комбинация зависит от конкретных целей проекта (например, подготовка специалистов для нужд региона или для конкретной отрасли экономики), особенностей социально-экономического, культурно-нравственного развития.

Обозримым эффектом образовательного Форсайта является следующее:

- повышение доли образовательных инновационно-ориентированных программ, рассчитанных на развитие «перспективных» знаний, что формирует условия для подготовки специалистов с учетом будущих потребностей экономики;

- развитие научно-исследовательского сектора по приоритетным направлениям;

- снижение асимметрии на рынке труда посредством выработки единой стратегии развития системы образования и реальной экономики;

- повышение качества формирования человеческого капитала согласно требованиям инновационного развития экономики.

Предложенный механизм управления человеческим капиталом через систему профессионального образования позволит увеличить шансы эффективного формирования инновационного общества в России.

Список использованной литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февр. 2011 г. № 163-р. — URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182.

2. Мильнер Б. Управление знаниями: первые итоги, уроки и перспективы / Б. Мильнер // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 6. — С.37-46.

3. Ben M. Foresight in Science and Technology / M. Ben // Technology Analysis and Strategic Management. — 1995. — № 2 (vol. 7). — P. 139-168.

Referenses

1. Kontseptsiya Federal’noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody: utv. rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 7 Feb. 2011 g. № 163-r. — URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182.

2. Mil’ner B. Upravlenie znaniyami: pervye itogi, uroki i perspektivy / B. Mil’ner // Problemy teorii i praktiki upravleniya. — 2010. — № 6. — S. 37-46.

3. Ben M. Foresight in Science and Technology / M. Ben // Technology Analysis and Strategic Management. — 1995. — № 2 (vol. 7). — P. 139-168.

Информация об авторах

Буров Виталий Юрьевич — кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита, Читинский государственный университет, г. Чита, e-mail: [email protected].

Журавлёв Максим Владимирович — ассистент, кафедра экономики и бухгалтерского учета, Читинский государственный университет, г. Чита, e-mail: [email protected].

Authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Burov Vitaliy Yurievich — PhD in Economics, Associate Professor, Chairholder, Chair of Anti-Crisis Management, Finance and Credit, Chita State University, Chita, e-mail: [email protected].

Zhuravlyov Maxim Vladimirovich — Junior Instructor, Chair of Economics and Accounting, Chita State University, Chita, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.